Михаил Михайлович Попов «Вавилонская машина»
Станьте участниками самого неожиданного эксперимента! Тайно проникните на борт орбитального публичного дома — и поймете, как сильно вы изменились. Сможете ли остановиться на скорости, близкой к скорости света?
страница всех изданий (1 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iz_lesa, 23 марта 2025 г.
С первых же его страниц становится понятно, что перед нами подражание не то Шекли, не то Лему. А страниц через пятьдесят сомнений не остается: это, безусловно, Лем. Шекли не пренебрегал увлекательностью действия, а поздний Лем в этом отношении чист — для него важнее интеллектуальная конструкция. Вот и у Михаила Попова главный герой — именно что кривая да пародийная реинкарнация Йона Тихого. Зовут его здесь Яоно, и он частный детектив-неудачник. Могущественная служба ловит его на незаконном выслеживании клиента в орбитальном борделе и делает предложение, от которого нельзя отказаться: участвовать в качестве наблюдателя (даже соглядатая, учитывая его специализацию) в космическом эксперименте. Эксперимент не первый в своей серии и заключается в том, что некоторую специально отобранную группу лиц запуляют в космическом корабле-пансионате перпендикулярно плоскости эклиптики и постепенно разгоняют до субсветовой скорости. Ну и смотрят, какие изменения будут происходить в их поведении.
Задумка, как видите, плодотворная, на ней действительно можно выстроить детективную драму, психологический триллер — да что угодно. Но Попов пошел вслед за Лемом путем гротеска. У него на борту корабля оказалась семья, точнее, семейка — не Адамсов, не Симпсонов, но похоже. И вот они на протяжении двухсот страниц собираются в столовой, прячутся по каютам, плетут интриги... А сыщик Яоно в одиночку (его руководитель оказался радиоуправляемым роботом и по мере удаления от Земли вырубился) пытается разобраться в истории семьи и в хитросплетении внутренних отношений. Это умеренно интересно до тех пор, пока рассчитываешь на эффектную развязку. Но здесь я ее, честно говоря, не вижу вообще. То есть, в конце нам демонстрируется некая умственная конструкция, по которой при приближении к скорости света человек приближается к Богу, а поэтому каким-то образом выходят наружу управляющие его поведением мифологические матрицы.