Дмитрий Мамин-Сибиряк «Ночь»
Жила-была молодайка Домна замужем за справным мужиком Ефимом. И стал Ефим пропадать у раскольничего владыки Ираклия... Уже не мало мужиков тот владыка сманил уйти из семьи в скиты. Вот и Ефим всё чаще заводит разговор о ските и Домну уговаривает с собой, а ребёнка оставить на стариков. А однажды свекор Спиридон Агапыч проболтался о сроке, когда владыко Ираклий поедет из скитов на южные уральские заводы. Домна воспользовалась этим известием по-своему...
Сб. «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам», М., 1897.
Входит в:
— условный цикл «Сибирские рассказы»
— сборник «Преступники», 1902 г.
— сборник «Сибирские рассказы. Том 3», 1905 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Siberia, 4 апреля 2025 г.
«На чужом несчастье счастья не построишь»
История из жизни кержаков (староверов) на рубеже 19-20вв. Сюжет показывает семью, смешанную из староверов двух разных направлений. Одно из них — беспоповщина — люди, оставшиеся на длительное время без священства, вынужденно совершавшие требы и богослужения самостоятельно. Другое направление — кержаки, совершавшие обряды со священниками-старообрядцами (принимавшими сан от священников дониконовского рукоположения, ушедших на Урал и в Сибирь, они преследовались властями). Кержаки обоих направлений — противники реформы Патриарха Никона (церковный раскол 17в).
Мамин-Сибиряк показывает недоверие, возникшее между молодыми мужем и женой из-за различий в восприятии веры, в семейных традициях. Из разобщенности и размышлений о будущем молодых супругов складывается сюжет с поимкой властями священника-старообрядца, владыки Ираклия.
Сегодня сложно разобраться во всех хитросплетениях веры и традиций кержаков того времени. А вот в самом рассказе все просто. Старообрядчество семьи — лишь фон, дающий завязку сюжету, настроение, привязку к месту (на Урале и в Сибири селилось много староверов). Суть сюжета — борьба за собственное счастье через предательство. И показанная автором наглядно простая истина — на чужом несчастье...