Михаил Черненок «Роковое место»
«За первым же поворотом магистрали, почти на том же месте, где вчера разбились Герман Суханов и Настя Фишкина, стояла темно-вишневая „Ауди“. Через изрешеченное пулями лобовое стекло в машине просматривались сидевшие в неестественных позах солидный мужчина и моложавый шофер.»
Входит в:
— цикл «Следствием установлено»
страница всех изданий (3 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
LinaSaks, 16 сентября 2025 г.
Роковые обстоятельства.
Всё же мне нравится, как Чернёнок выстраивает домино, чтобы, когда одну костяшку уронил и они все посыпались, в конечном итоге получился узор. Одно незначительное событие моментально тянет за собой другое, и то, что было просто аварией, вдруг оказывается важной вехой в следующем преступлении. Да и с самого начала там всё было не просто так, хотя авария всё ещё оставалась именно аварией.
Ещё мне нравится, что Чернёнок старался даже в постперестроечное время, когда ещё разгул преступности был, писать не чернуху. Да, она лезла, потому что время такое было, но у него были живущие работой, ради людей и справедливости герои. У него был небольшой районный центр, где большая часть — это простые люди: они на рыбалку ходят, они как-то стараются дома обустраивать, в жизнь вклиниться, в политике разобраться. Такое всё простое, обыденное, не меняющееся десятилетиями — и вряд ли когда-то это изменится.
И работу милицейско-полицейскую он всё так же продолжал описывать — без истеричных вспышек, перестрелок, нагнетаний. Опять же, это районный центр, тут негде совсем уж отморозкам развернуться, поэтому и получается написать более спокойный городок, хоть происходило в нём всякое — и с перестрелками.
«Роковое место» — как обычно у Чернёнка, сложено из случайностей: очень простых, житейских, глупых. Жалко, что эта случайность не спасла хорошего человека. То есть в первый раз — спасла, а вот во второй раз… И так всё это обидно. Я уже писала, что обиднее всего, когда происходит убийство хорошего человека. И пока идёт расследование, как раз и понимаешь — хороший был человек. И сильный, и умный, и способный, а главное — ещё с какой-то честностью он остался в бизнесе, где каждый первый старается и воровать, и наживаться.
А человек, который выглядит чистым-белым, оказывается той ещё гадиной. Даже мужик-выпивоха выглядит на его фоне намного лучше, потому что у него даже причина пить какая-то нормальная — убери её, и, опять глядишь, всё нормально с ним будет. Вот это ещё одно удивительное у Чернёнка — он очень часто обращает внимание читателя на то, что внешний вид — это не человек. Человек — это его мысли, его поступки. Кто-то может выглядеть как принц, но при этом искусно манипулировать людьми и, как говорят, их руками доставать горячую картошку из костра. А сам вроде как в белом оставаться. А кто-то может быть и со сморщенным лицом, зато сердцем горяч и добр, как сто мамонтов. И опять же, из книги в книгу автор пишет о том, что жадность губит — всё время кто-то хочет отхватить кусок больше, и получается как всегда: люди гибнут за металл.
И если авария в самом начале книги — это случайность, то вот сбежавшие невиновные — это повод задуматься, а заодно узнать и о людях, и о жадности, и о глупости.