Уильям Гибсон «Распознавание образов»
- Жанры/поджанры: Реализм | Детектив
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Западная Европа ) | Азия (Восточная Азия ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Сивилла нашего времени. «Охотница за головами» мира моды.
Девушка, профессия которой — предсказывать, что войдет в моду в ближайшие месяцы, — вносит новый смысл в само понятие «продвинутость».
Ее новое задание — отыскать создателей серии загадочных видеоклипов, появление которых в Сети буквально взорвало весь мировой андеграунд.
Лондон...
Токио...
Москва...
Охота начинается!
Входит в:
— цикл «Трилогия Синего муравья»
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2003 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 6-е место | |
номинант |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2004 // Роман | |
номинант |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2004 // Роман | |
номинант |
Юго-восточная научно-фантастическая премия / The Southeastern Science Fiction Achievement Award (SESFA), 2004 // Лучший роман | |
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2006 // Роман, переведённый на французский |
Рецензии:
— «В заложниках у будущего», 2003 г. // автор: Сергей Красиков
Похожие произведения:
- /период:
- 2000-е (4), 2010-е (1)
- /языки:
- русский (4), английский (1)
- /перевод:
- Н. Красников (3)
страница всех изданий (5 шт.) >>
Рецензии в авторских колонках
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergey_sst, 26 апреля 2025 г.
Типичная проза Гибсона, киберпанк уже здесь, просто он неравномерно распределен. На самом деле, роман продуцируют все туже меланхолию, как и предыдущие две трилогии. Только в трилогиях Муравейника и Моста меланхолия и печаль была результатом техногенного футорошока, а в Распознавании Образов бездуховность масс продакшена. Вещи без души, которая потерялась в цепочках глобальной логистики и так и не смогла вернуться обратно к носителю через часовые пояса. Запоминающийся образ главной героини Кейс Поллард, страницы википедии о брендах, куртки базз риксонс в закладках браузера. По итогу все тот же квест, как и в каунт зиро, две русские сестры вместо AI, квест все так же увлекает. Английский Гибсона здесь более мейнстримовый, мало сленга, только пару раз пришлось смотреть слова в урбан дикшионари.
В целом, отличный тест, за квестовый самоповтор 9ка.
DiegoFreeman, 20 июля 2024 г.
Как уже говорилось не так давно о другой книге Гибсона, чем ближе текст автора к реальности, тем быстрее устаревает этот текст.
Взять «Периферийные устройства». Местное будущее без пяти минут наше настоящее (без учета второго мира, который в будущем подальше).
В «Распознавании» нет киберпанка, есть только нечто вроде триллера и детектива, где персонажи пользуются теми технологиями, которые вышли из обихода десяток с лишним лет назад. И потому излюбленная акцентность автора на деталях конкретно здесь сыграла с ним злую шутку. Текст не выглядит, как описание событий, которые были в недавнем прошлом. От текста прямо-таки веет старостью.
При этом, роман вышел первым на тему 9/11, той самой трагедии, после которой тревожность нации повысилась. Но влияние этой темы на сюжет минимально, а внимание смещено на совсем иные вещи. Которые, как ни читай, как не терпи изрядную занудность текста, не воспринимаются всерьез.
Главная героиня Кейс Поллард — специалист по брендам, способный определить популярность логотипа компании. Сюжет основан на авангардном фильме, поиск всплывающих в Интернете фрагментов которого становится главной задачей ее и целого ряда других персонажей.
Только вот проблема: кому, если так подумать, сдались куски некоего видео? Что есть они, что нет, полно других, похожих и не очень, и дальше будет еще больше, самых разных, на любой вкус. В чем смысл носиться конкретно с этими кусками? Они скрывают в себе некое глубокомысленное откровение?
Так ведь (спойлер!) не скрывают. Финал совершенно не запоминается, его словно не существует. Все просто заканчивается.
Разумеется, у книге хватает всяких бытовых моментов, прописанных как минимум увлекательно. Разные люди, разные характеры и манера говорить, разное окружение. Не замечаешь, ка целые главы текста прочитываются влет.
А в целом, «Распознавание образов» описывает современное общество и тягу людей находить смыслы там, где их нет. Поднимаются вопросы соотношения искусства и коммерции путем осмысления прошлого. Это, конечно, хорошо и важно, вот только... КАК это преподнесено? Именно к этому основные претензии.
sham, 9 ноября 2009 г.
В свое время читал «Нейроманта» и «Сожжение Хром» — не пошлО совершенно. Решил попробывать еще раз: у товарища на полке обнаружил данный рмоан с эпиграфом Нила геймана: «Распознавание образов — лучшее, что написал автор после Нейроманта». Скажу честно — разочаровался я в таком лучшем, несмотря на высокие оценки здесь у нас.
Главный плюс романа — это описательная сторона современного мира, насыщенного технологиями, торговыми марками и рекламами. ВСЁ! Любопытно почитать о жизни форума, на котором сидит главная героиня — очень уж наш местами напоминает. Теперь совсем ВСЁ! больше в романе ничего запоминающегося и интересного я не узрел.
Сама суть сюжета не захватывает совершенно. Кто-то выкладывает фрагменты видео в сеть и все вокруг завелись. Ну пусть бы так. Но когда к этому за уши притягиваются истории аля-Джеймс Бонд со слежками, чипами и тайными организациями стало совсем грустно. С каждым десятком прочитанных страниц всего становится чрезмерно: алергия на торговые марки у главной героини, погибший 11 сентября отец ну и в концовке русский след: мафия, олигархия, скудные мысли автора об убогой стране... В итоге получается какой-то маразматический винегрет из современного мироописания, драк и погонь, неясной философии и кучи знаковых мировых событий 20 века... В итоге безумно рад, что заборол это литературное чудовище. Думаю знакомство с Гибсоном на этом остановить, несмотря на стоячщее у товарища продолжение в виде «страны призраков». Слишком много сил потрачено, а реально понравившегося крупицы. Не мой автор!
Idoru, 26 июня 2011 г.
«Распознование образов» лучший роман Гибсона со времен Нейроманта» — сказал Нил Гейман и я с ним согласен на все 100%. С возрастом ощущения притупляются и редко когда книга приносит чувство кайфа с которым мы в 16-18 лет открывали новый роман Хайнлайна, Гаррисона или Буджолд (нужное подчеркнуть — каждому свое...). У меня РО вызвало именно эти ощущения — кайф от самого процесса чтения текста, которого не было давно. У Гибсона просто феноменальная способность резкими краткими предложениями создавать образы и вызывать эмоциии, при этом в данной книге 0 целых 0 десятых фантастики, просто очень тонко словлен дух времени. Возможно на кого-то это действует, на кого-то (судя по другим отзывам) нет... Жаль, что в последующих продолжениях этой магии намного меньше.
baroni, 27 июля 2007 г.
Роман по емкости образов, выразительности, лаконизму можно сравнивать с «Виртуальным светом».О новом времени, новой вселенной, в которую мы постепенно въезжаем, втягиваемся, не замечая того, как меняется мир за окном нашего офиса. Иногда кажется, что цивилизация, в которой мы живем, сконструирована по чертежам У. Гибсона.
ivanov, 15 октября 2009 г.
Похоже, в этой книге автору не удалось реализовать задуманное — необычное начало, интересная главная героиня, стремительное развитие интриги, а затем — занудные поиски перемежающиеся с банальным мордобоем, страшилки про Москву (весьма живо описанные, впрочем) и беспомощная концовка, обрывающая все многообещающие мотивы, показанные в начале книги. Можно читать, можно не читать.
Vitality, 21 января 2008 г.
После двух блестящих трилогий, Гибсон выдал нечто средненькое. Не потому что это не фантастика и даже не альтернатива. Если в трилогиях повествование многослойно, с несколькими сюжетными линиями, по прочтении тех романов остается отчетливое ощущение, что при повторном визите много чего еще откроется, то здесь все одномерно, прозрачно, никаких тебе «гибсоновских подводных течений», но главное — не цепляет. Надуманная история, кто это там клипы в Инете по частям выкладывает? Героине не сопереживаешь даже когда она попадает «в лапы» русских. Концовка вообще никакая. «Распознавание образов» находит своего создателя в серьезном творческом кризисе. Гейман сделал большой, но крайне нелепый комплимент, назвав этот роман лучшим из того, что создал Гибсон после «Нейроманта».
daev, 8 января 2008 г.
Гибсон хорош! прекрасная книга. Но что то все грустнее и грустнее после прочтения его книг. Если «Нейромант»-это иной мир, Трилогия моста-все наше- но будет, то «распознавание..»-это сейчас. И где то между строк-мы что то теряем...Или это душа не успевает за ритмом жизни.
Manowar76, 26 сентября 2019 г.
Почему решил прочитать: Гибсон, отзывы, номинации на различные фантпремии
В итоге: консюмеризм и потреблядство, прямо как у Паланика в БК. Тайлер Дарден пошёл на мир потребления войной, а у Кейс Поллард — просто аллергия на бренды, которую она умудряется монетизировать.
Ничего не имею против упоминания брендов в текстах романов, особенно, когда это оправданно стилистически, но в этой книге их до неприличия много.
Слог нейтральный, отстранённый, но тем больше радуют яркие и неожиданные метафоры Гибсона.
«Распознавание» — тот случай, когда из относительно недокрученных элементов собирается качественное целое, являющееся большим, чем просто сумма частей.
В романе не хватает напряжения и экшна для триллера, практически нет фантастики, чтобы отнести вещь к киберпанку, не самое глубокое проникновение в рекламный бизнес, чтобы можно было считать «Распознавание» производственным романом.
В итоге же — очень актуальное для начала двухтысячных высказывание о глобализации и о том, что искусство — это жизнь.
К тому же одна из первых серьёзных рефлексий на тему 11 сентября 2001 года. (Погуглил — вау! Я был прав! Это первый роман на тему 9/11!)
Линия пропавшего в катастрофе отца главной героини подозрительно перекликается с вышедшим существенно позже « Жутко громко и запредельно близко» Фоера.
Роман Фоера, конечно, оказался более резонансным, премированным и даже заслужил экранизацию. Но это потому, что там герой мальчик, а не 32-летняя тётя.
Кстати, об экранизациях Гибсона, на которые ему так не везёт. Думается, что и «Распознавание образов» неэкранизируемо. Экшна мало, линия с русскими мафиозными олигархами автоматически переводит картину в низшую лигу, как и пресловутый чемоданчик.
Причина культовости романа в русском ЖЖ для меня неясна. Людей гипнотизирует перечисление брендов? (Курточку «Баз Риксон» я бы себе тоже прикупил.) Ставят себя на место достаточно странной героини?
k2007, 25 июня 2018 г.
А мне роман понравился. Довольно увлекательное приключение девушки в Европе и в России. Кибербанка здесь нет, здесь нет фантатстики вообще, но есть хорошие герои, интересная история. Да, может быть, люди разочарованы, они ждали от Гибсона чего-то другого, но мне история понравилось
Lidonel, 3 декабря 2014 г.
Конечно киберпанком здесь и не пахнет! Меня, как дизайнера и рекламщика идея главной героини сразу и захватила и подкупила и я так её понимаю. И сюжет начался так интересно и эта пропажа отца (почему то эта линия какула вникуда) и эти чудесные фррагменты. Я даже творчески вдохновилась. И такой сумбурный конец. Ну и штампы про нас такие штампы.
Хотя лично я читала в удовольствием, в отличии от того же Джони Мнемоника, которого просто неосилила.
Shipoopi, 11 декабря 2012 г.
Главной новостью при прочтении стало, конечто, что это совсем даже не фантастика. Второй — наличие описаний современной России, что неизбежно привело к созреванию на страницах романа, ПСМС, изрядной клюквы. В америкосовских фильмах видали и не такое конечно, но в этом случае ожидания не совпали с реальностью,что было неприятной неожиданностью. Третья новость в том, что книга (в сущности) ни о чем и ни про что, хоть даже осознание этого не позволяет оторваться от чтения. В остальном это все тот же Гибсон с его тягучей пружиной сюжета, меткими метафорами, по-настоящему живыми героями, мастерской сменой декораций.Умно препарирующий плоть современного общества с его брендами-трендами и электронным общением, мафиозными и торговыми кланами, состоящими в родстве, стиранием мировых границ. В итоге вышла такая хромировано-эстетствующая беллетристика с детективными нотками, для ценителей Автора годная, но определенно не рекомендованная для знакомства с творчеством У.Гибсона.
Kate Kiedge, 5 ноября 2009 г.
«распознавание образов» первая книга Гибсона,которую я прочитала. не могу сказать,что я в восторге, но и никак не могу назвтаь эту книгу плохой или неинтерсеной. вполне не плохой сюжет, возможно, слегка затянутое повестование и слишком долгое описание «зазеракалья» и ощущений Кейс, но в общем и целом неплохо! по деситибальной шкале оценок твёрдая 8 )
Mandor, 9 октября 2009 г.
А вот и продолжение знаменитой темы «Нейроманта»... Вернее говоря предшествие... предтеча...
По моему скромному мнению (ИМХО), вот как раз ЭТА вещь, самая что ни на есть ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ, в творчестве У. Гибсона.
Нет, чесно слово, это так. Зрело, классически, и на злобу дня!
Я только ЗА!!!
Если отвлечься от глупых сравнений, вдумчивый читатель, без труда найдет парраллели для увеличения собственного QI, ну или любой другой «фишки» служащей для оценки длины... чем вы там мереетесь? :haha:
ну точно, длиной собственного.... статуса... :haha::haha::haha:
Сходу подкупают ссылки на Тарковского... приятно, черт побери, но дальнейшие посылы в духе НАША-РАША, вызывают некое недоумение, переходящее в неприязнь...
А именно — подозрение, что автор знаком с Россией только по интернет-ссылкам. Впрочем, это не сказывается на ЛИТЕРАТУРНОМ КАЧЕСТВЕ книги, КАК ТАКОВОЙ, которая является весьма приличным образцом жанра...
Сюжет же вполне прогнозируемый, банальный и скучный (не обессудьте), и хотя исполнение НЕ хромает, что-то мешает поставить высший балл... Наверное чувство собственного достоинства...
Ну, НИ КАК не тянем на 10.... максимум 8....
Nerevarin, 22 января 2008 г.
Ничуть не хуже киберпанка Гибсона. А по мне так и вообще лучше.