fantlab ru

Эрнст Т. А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.64
Оценок:
964
Моя оценка:
-

подробнее

Щелкунчик и мышиный король

Nußknacker und Mausekönig

Другие названия: Щелкунчик; Щелкунчик и мышиный царь; Сказка про щелкуна и мышиного царя; Грызун орехов и царек мышей

Сказка, год; цикл «Серапионовы братья»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 165
Аннотация:

Самая известная сказка Гофмана, множество раз переизданная как зарубежом, так и в нашей стране. По ней снимали фильмы, ставили спектакли, создавали мультфильмы. Но самым известным, и, пожалуй, самым эффектным использованием этой сказки стал балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» и постановка этого балета в Мариинском театре Санкт-Петербурга с декорациями Шемякина. И по сей день это одна из самых ярких и поражающих воображение постановок.

Всемирно известная, самая рождественская сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Она рассказывает не только о приключениях маленькой девочки и ее оживших игрушек, но и о превращении и преображении человеческой души с помощью любви. Только любовь превратит Щелкунчика из немой деревянной куклы в прекрасного принца и приведет его спасительницу в сказочный конфетный мир.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Кроме переводчиков указанных в базе изданий, произведение переводили:

- В.Бурнашев «Кукла г-н Щелкушка» (СПб.: в тип. деп. внешн. торговли, 1835)

- Анонимный перевод «Сказка о Щелкуне» (М.: типогр. Лазоревых, 1835)

- И. Безсомыкин «Человечек-щелкушка и мышиный королёк» (М.: Типогр. Н. Степанова, 1836)

- Анонимный перевод «Грызун орехов и царек мышей» (СПб., 1840)

- А. Соколовский «Щелкун и мышиный царь» » (СПБ.: Типогр. Майкова, 1873-1874; СПб.: Пантелеев,1896-1899; СПб.: Суворин, 1903)

- С.В. Флеров «Сказка про Щелкуна и мышиного царя» (М.: изд. книгопродавца А. Ланг, 1882), (М., Изд. К.Н. Цветкова, 1903)

- З.Н. Журавская «Сказка о щелкунчике и мышином короле» (СПб., М.М. Ледерле, 1894)

- перевод А.Л. Соколовского в редакции З. А. Вершининой (М.: Недра, 1929-1930)

- И. Милюкова «Щелкунчик и мышиный король» (М.: Омега, 2002)

- С. Родина «Щелкунчик и мышиный король» (Реутово: Омега, 2004)

- Т. Камзалова «Щелкунчик и мышиный король» (Смоленск: Русич, 2008) пересказ


Входит в:

— цикл «Серапионовы братья»  >  Часть I

— сборник «The Best Tales of Hoffmann», 1967 г.

— антологию «Сказки», 1979 г.

— антологию «Литературные сказки зарубежных писателей», 1982 г.

— антологию «Сказки зарубежных писателей», 1986 г.

— антологию «Великие сказочники мира. В трёх томах», 1992 г.

— антологию «Поющая косточка», 1992 г.

— антологию «Фейерверк под Рождество. Зимние сказки и фантазии», 1993 г.

— антологию «Шкатулка сказок», 1993 г.

— антологию «Золушка и другие сказки и волшебные истории», 1994 г.

— антологию «Путешествие в страну чудес», 1994 г.

— антологию «Счастливый принц. Волшебный мир сказок», 1994 г.

— антологию «Немецкие сказки», 1996 г.

— антологию «Сказки Германии», 2001 г.

— антологию «Литературные сказки народов мира. Том I. Сказки писателей Европы», 2002 г.

— антологию «Сказки зарубежных писателей», 2004 г.

— антологию «Зимняя ночь», 2005 г.

— антологию «Энциклопедия детства», 2008 г.

— антологию «Лучшие европейские сказки», 2010 г.

— антологию «Золотые сказки», 2012 г.

— антологию «Рождественские рассказы зарубежных писателей», 2013 г.

— антологию «Русалочка и другие сказки», 2013 г.

— антологию «Любимые сказки», 2014 г.

— антологию «Рождественские рассказы зарубежных писателей», 2014 г.

— антологию «Большая Новогодняя книга. Рождественские истории», 2015 г.

— антологию «Новогодние сказки и стихи», 2015 г.

— антологию «Роза Христа» и другие рождественские сказки», 2016 г.

— антологию «Дары волхвов. Истории накануне чуда», 2016 г.

— антологию «Рождественские истории», 2017 г.

— антологию «Сказки. Карл Офтердингер», 2017 г.

— антологию «The Big Book of Classic Fantasy», 2019 г.

— антологию «Большая зимняя книга», 2022 г.

Экранизации:

«Щелкунчик», СССР, 1973 // реж. Борис Степанцев

«Щелкунчик» / «Nutcracker Fantasy», Япония, 1979 // реж. Такео Накамура

«Принц Щелкунчик» / «The Nutcracker Prince», Канада, 1990 // реж. Paul Schibli

«Щелкунчик и мышиный король» / «Nussknacker und Mäusekönig», Германия, Россия, США, Великобритания, Хорватия, 2004 // реж. Татьяна Ильина, Майкл Дж. Джонсон

«Щелкунчик и Крысиный король» / «The Nutcracker in 3D», Великобритания, Венгрия, 2010 // реж. Андрей Кончаловский

«Щелкунчик и четыре королевства» / «The Nutcracker and the Four Realms», США, 2018 // реж. Лассе Халльстрём, Джо Джонстон



Похожие произведения:

 

 


+ещё 178 изданий
Щелкунчик и мышиный король
2017 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Щелкунчик и Мышиный король
2017 г.
Большая Новогодняя книга. Рождественские истории
2018 г.
Щелкунчик и мышиный король
2018 г.
Щелкунчик и мышиный король
2018 г.
Щелкунчик и Мышиный король
2018 г.
Щелкунчик и мышиный король
2018 г.
Щелкунчик и Мышиный король
2018 г.
Щелкунчик и Мышиный король
2018 г.
Щелкунчик и Мышиный Король
2018 г.
Щелкунчик и Мышиный король
2018 г.
Крошка Цахес, по прозванию Циннобер
2018 г.
15 историй про Новый год и Рождество
2018 г.
Щелкунчик и Мышиный король
2018 г.
Щелкунчик
2019 г.
Щелкунчик и мышиный король
2019 г.
Щелкунчик и мышиный король
2019 г.
Щелкунчик и мышиный король
2019 г.
Щелкунчик и Мышиный король
2019 г.
Щелкунчик и мышиный король
2019 г.
Щелкунчик.
2019 г.
Щелкунчик и Мышиный король
2019 г.
Рождественские сказки Гофмана. Шелкунчик и другие волшебные истории
2019 г.
Щелкунчик
2020 г.
Щелкунчик и мышиный король
2020 г.
Щелкунчик и мышиный король
2020 г.
Щелкунчик и мышиный король
2020 г.
Щелкунчик и другие волшебные сказки
2020 г.
Щелкунчик и Мышиный Король
2020 г.
Щелкунчик и мышиный король
2021 г.
Щелкунчик и мышиный король | Гофман Эрнст Теодор Амадей
2021 г.
Щелкунчик и мышиный король
2021 г.
Сказки
2021 г.
Щелкунчик и Мышиный Король
2021 г.
Большая зимняя книга
2022 г.
Снежная королева. Щелкунчик и Мышиный король
2023 г.
Щелкунчик и мышиный король. Рождественская песнь в прозе. Снежная королева
2023 г.
Снежная королева. Щелкунчик и мышиный король
2024 г.
Щелкунчик и мышиный король
2024 г.

Аудиокниги:

Щелкунчик (аудиокнига на 2 CD)
2003 г.
Щелкунчик (аудиокнига на 2 CD)
2003 г.
Щелкунчик (аудиокнига на 2 кассетах)
2003 г.
Щелкунчик (аудиокнига MP3)
2007 г.
Щелкунчик и мышиный король (аудиокнига MP3)
2007 г.
Щелкунчик
2008 г.
Щелкунчик
2008 г.
Щелкунчик
2008 г.
Щелкунчик (аудиокнига CD)
2008 г.
Новогодние и рождественские истории
2009 г.
Щелкунчик и мышиный царь
2009 г.
Спектакли по любимым сказкам
2011 г.
Золотая коллекция сказок (аудиокнига MP3)
2012 г.
Щелкунчик и мышиный король
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Deutsche romantische Marchen / Немецкая романтическая сказка
1980 г.
(немецкий)
Лускунчик
2010 г.
(украинский)
Крихітка Цахес
2011 г.
(украинский)
Magical Illustrated Stories
2015 г.
(английский)
Лускунчик і Мишачий король
2018 г.
(украинский)
Щелкунчик и Мышиный король
2018 г.
(немецкий)
The Big Book of Classic Fantasy
2019 г.
(английский)

страница всех изданий (239 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал эту сказку — потому что она такая известная (или как выражаются сейчас «раскрученная»)

Ну да. Красиво написано — слов нет.

Язык Гофмана восхищает всегда — что бы и про что бы он там не писал.

А сама сказка (ну сюжет то я конечно знал, но не в подробностях) —

Король меня что то разочаровал и огорчил — не король, а скупердяй — пожалел колбасы для королевы мышей (которая была вроде как даже его родственницей)

Жлоб одним словом.

Из за чего и началась война.

Ждал что Щелкунчик в конце окажется принцем

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
так нет — какой то там помощник адвоката или кто он там — вообщем даже не дворянин, а бюргер с хорошей должностью и достатком)

А может так оно и надо было!

А то во всех сказках герои сплошь принцы, да младший Иван (тоже принц, но третий по счёту и значимости)

А тут почти что человек из народа.

Чиновник средней руки.

Дроссельмейер так старался наверное детям волшебный (механический) замок сделать, а дети посмотрели на него и ... дети разочаровались в замке, а я в детях — такая неблагодарность!

Но в общем и целом эта новелла передаёт ощущение праздника!

Вот это Гофману удалось в полной мере!

Если исходить из личных впечатлений, то Крошка Цахес по прозвищу Циннобер мне понравился намного больше чем Щелкунчик, но ведь Щелкунчик написал для детей...

Оценку я ставить не буду, но вот мышей мне было жалко!

Оценка: нет
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня это самая новогодняя, таинственная, волшебная сказка. Дух праздника так и витает на страницах книги. (Как и в музыке Петра Ильича.) Вот он, пример добра, добра всепобеждающего, бескорыстного и чистого.

Несомненно, писалась сказка для детей, но Гофман держал в уме и старшее поколение. Сказочные ситуации написаны с четой логикой и не вызывают замешательства, а битва Щелкунчика и мышиного короля описана как одна из баталий Наполеоновских Войн, с элементами нарочито сглаженных деталей, конечно. Наверное, эта открытая и понятная структура сказки и то, что многие люди сохранили светлые воспоминания о детстве, способствовали интересу к произведению не только у детей. Ну а для последних тут настоящий пир. И всевозможные сладости, подарки, прекрасная елка, принцы и принцессы, есть даже сказочная страна со своей столицей. Детское воображение способно обыграть это в поистине удивительный мир. Да и вообще все те, кто хочет и стремится увидеть прикрасы этой сказки, кто обладает воображением, те будут щедро вознаграждены.

Гофман старался написать не сколько сказку для детишек, сколько описать и помочь заново пережить время детства. Детство — самое замечательная пора и время чистой радости. Ожидание чуда, радости от подарков под Новый Год, таинственность и чудеса, ожившие перед твоими глазами, все это оживает у читателя перед глазами, все это рисует автор.

Недаром Петр Ильич Чайковский выбрал именно эту сказку и написал к ней эту неземную музыку. Тут сошлись два таланта, две величины, результатом чего стал известнейший балет.

Великолепная сказка на все времена!

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Говорить про эту книгу объективно, не на эмоциях...Ну никак нельзя...По крайней мере у меня, это не получится. Так что заранее предупреждаю, все нижесказанное всего лишь всплеск эмоций. НО мне кажется если воспоминания о книге, читаной еще в глубоком детстве, до сих пор дают душе такой приятный благостный позыв, не есть ли это высшей оценкой...И никакая шкала тут не нужна. Сердце ребенка не умеет и не хочет, так как не надо, ставить оценочки, оно просто любит и тянется к заветной новогодней СКАЗКЕ !:sla:

Читая книгу Гофмана, было одно чувство — ощущения неповторимого Чуда. Погружался тогда с головой...О какие подарки героям дарили, как живо они представлялись....как самому хотелось заполучить десяток таких же солдатиков ))) Щелкунчик вообще Прометей детского мироощущения )) Клац ! Клац и Мыше хана ))) ЭХ не встречал я более такого...Кстати самая первая прочитанная мной книга в 5 лет :shuffle:

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и истекают последние часы года, заканчивает наш шарик — Земля очередной оборот вокруг солнца. Ах, это обычное событие, ничем не примечательный день, таких в году 365/и раз в четыре года чуть больше/. Придумали когда-то этот день, чтобы была хоть какая-то точка отсчета. Но почему-то замирает в ожидании сердце: сейчас я зажмурю глаза, как в детстве прошепчу под бой курантов самое заветное свое желание, открою их с последним ударом, и волшебство произойдет!

Может мое желание перенесет меня в то чудесное время, в далекое детство, когда, изнывая от нетерпения, ждали этого дня, сулящего неожиданности и подарки. Чтобы снова выбирать с родителями новые игрушки, вдыхать запах мороза и свежей хвои, когда в доме появлялась зеленая красавица, спорить до хрипоты, куда поместить самую любимую блестящую фигурку. А затем любоваться всем вместе сверкающим огнями нарядом, закусывая восторг ароматными мандаринами под восхитительную музыку Чайковского.

Вот и добралась я в своем многословии до «Щелкунчика» — обязательного номера в новогодней программе далекого детства. С первого взгляда — сказка, как сказка. Про девочку Машу, мышиного короля и заколдованного принца. Но разве настоящие сказки бывает простыми? Вот и эта такая. Про силу и волшебство любви, способной творить настоящие чудеса: создавать прекрасное из ужасного, поражать в самое сердце Зло и помогает совершать настоящие подвиги. И если будешь крепко в это верить, то волшебные образы сказочной страны никогда тебя не оставят, какие бы трудности и невзгоды не ждали в жизни.

Вот такие они — драгоценные воспоминания детства. Я тут услышала, что сейчас все меньше людей наряжают елку, пусть даже и искусственную. Как это грустно — у все большего числа детей не будет этих маленьких бриллиантов памяти, и юные рационалисты не будут ждать чуда и загадывать заветного желания.

Но ведь есть еще несколько часов! И потому... «Я обращаюсь непосредственно к тебе, благосклонный читатель или слушатель, — Фриц, Теодор, Эрнст, всё равно, как бы тебя ни звали, — и прошу как можно живее вообразить себе рождественский стол, весь заставленный чудными пёстрыми подарками, которые ты получил в нынешнее рождество, тогда тебе нетрудно будет понять, что дети, обомлев от восторга, замерли на месте и смотрели на все сияющими глазами».

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю уж, есть ли на свете произведение с более необычной и более яркой батальной сценой, чем битва игрушек с мышами. Как ловко для каждого предмета придумана военная роль! Это центральная часть истории, которая сразу берет за горло и встряхивает, не давая слишком погрузиться в атмосферу Гофмановского декаданса.

Что и говорить, большинство произведений Эрнста были сказки далеко не для детей: мрачноватые, сатирические, пугающие. Щелкунчик выгодно отличается тем, что, хотя в нем есть эта частичка немецкого декаданса, его можно давать читать детям. Здесь есть и храбрые герои, и яркие приключения, и неназойливая мораль.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Печальная история. Как тяжко быть Щелкунчиком. Никто не замечает в нём души.

Как вредно ссориться с соседними королями. Расплачиваются дети.

Дающая надежду история. Как здорово, что есть любовь. Чувство, разрушающее злые чары, вскрывающее под непривлекательной оболочкой чудесного человека.

И конечно сказка под Рождество. Когда ещё свершаться добрым волшебствам? Ночь, ёлка, огромное сосредоточение позитивных эмоций!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Волшебная, феерическая сказка. Интересная и необычная. Она, как и все у Гофмана, наполнена красивыми героями, яркими красками и необычными декорациями. В сюжете тесно переплетена детская сказка о волшебстве с мистической историей.

Решил ее прочитать после услышанной истории, что автор в образе Щелкунчика изобразил себя. Он не блистал красотой, но любил красавицу. И «Щелкунчик» — это его мечта превратиться в прекрасного принца, мечта о любви. Книга так и кричит о желаниях своего создателя и горько, что в настоящем мире нет места прекрасному волшебству.

Чтение повести меньше всего вызывало ассоциацию с детской сказкой. Порой в некоторых моментах она больше напоминала предка современных хорроров — ужас, подчеркнутый мистическим духом, так и «веет». Но все заканчивается, как и положено в сказках, победой добра.

Эта повесть стала основой целого семейства мультфильмов, балета. И надо сказать если вы читали книгу, но не видели балет — то вы не сможете полностью оценить всю красоту творения Гофмана.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это безумная сказка! Это безумный мир человеческого воображения, помноженный на энергетику чистых эмоций! Завораживающая, мистическая, волшебная история! Почему-то кажется, что предназначена сказка, отнюдь не детям, а именно взрослым (хотя бесспорно, для детей она шикарна!).

Не перестаю восхищаться манерным и изящным языком автора и загадочностью развития сюжета, несмотря на кажущуюся его очевидность!

Настоящая сказка!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бессмертная сказка, или Воспитание добротой

***************************************

«Я похож на детей, родившихся в воскресенье: они видят то, что не видно другим людям»

(Эрнст Теодор Амадей Гофман)

***

«Ах, братец, братец, ну и чудеса!».

(«Щелкунчик и мышиный король». Э. Гофман)

***

В самом деле, почему подавляющее большинство читателей во всём мире восхищается гофмановским «Щелкунчиком», написанным более 200 лет (1816 г.), им вдохновляются композиторы, художники, режиссёры, зрители и читатели, но находятся и такие, которые с размаху ставят «двойки», заявляя: «А вот не произвело на меня впечатление! Можете считать меня недалёким! Ну, вот о чём эта сказка? Чему она учит?»

Действительно, что в «Щелкунчике» такого особенного, что он покорил весь мир? Что привлекает в ней и детскую читательскую аудиторию, и взрослую? Есть ещё один аспект творчества Гофмана: мировое литературное наследие. В чём феномен произведения? К тому же интересный факт: современники не то, чтобы благосклонно, но скорее наоборот, восприняли самое известное произведение Гофмана. Причём на столько, что он посчитал его полным провалом! В результате появился короткий рассказ-сказка «Неизвестное дитя». Это тоже рождественская сказка, как и «Щелкунчик», о детях, которые дружат со сверхъестественным существом, гонимым и преследуемым своим врагом – мухой. Весьма символичное название сказки. Не правда ли? Она не приобрела широкой известности и популярности.

Попробую разобраться. Может быть у меня от «Щелкунчика» остались лишь детские, тёплые, ностальгические воспоминания, а сейчас, в зрелом возрасте, от их очарования не осталось и следа?

Читаю полный текст повести-сказки «Щелкунчик и мышиный король» Эрнста Теодора Амадея Гофмана, а также одновременно сокращённый вариант (для сравнения). И, вообще-то, — небо и земля, хотя суть та же … Неожиданно … Отличаются, как истинная сказка и её вольный пересказ.

Но вот сказка прочитана. Не побоюсь сказать, что я в восторге. Бесподобная повесть-сказка!

Сказка написана для детей возраста 7 лет, как и было главной героине Мари. В первую очередь восторг вызывает то, что талант Гофмана невероятным образом возвращает читателя в возраст семилетнего ребёнка. Он сам смотрит на мир его глазами, грезит и мечтает, как ребёнок, и читатель вместе с ним вращается на его орбите. Причём ощущение того, что всё происходило два века тому назад, атмосфера и дух того времени просто удивительны. Словно на машине времени переносишься в ту эпоху.

Оказывается, когда-то давно я читала сказку о Щелкунчике, но не ту, что сегодня. Это был сокращённый, «детский» пересказ. Две совершенно не сравнимые вещи!

Повесть-сказка абсолютно в европейском духе. Кондитерский рай для малышей того времени – это чудо из чудес. Сейчас наших деток не удивишь никакими сладостями и кондитерскими изысками. А тогда … Но пряничные домики, молочные реки и кисельные берега – все эти съедобные чудеса встречаются часто и в фольклоре, и в детских книгах. Вот таким чудесным раем заканчивается сказка. Это необычная сказка. Но, что же это я с конца начала? Давайте по-порядку.

В чём, на мой взгляд, необычность сказки? Гофман создаёт симбиоз мира иллюзий с реальным миром. Эти два мира так глубоко проникают друг в друга, что отделить их невозможно. Он смешивает чудеса различных времён и народов с собственным вымыслом. Волшебство у Гофмана проявляется в самых привычных вещах, в самой обыденной жизни. Например, игрушки оживают по ночам. Наделить обычные вещи фантастическими способностями – это придумка Гофмана. Позднее его приёмами будут пользоваться и пользуются до сих пор писатели-сказочники и пишущие в жанре фэнтези. Уже только за это мы должны сказать: «Браво, Маэстро!»

Знаменитая волшебная история «Щелкунчик и мышиный король» — это шедевр оживания механизмов. Она представляет собой сказку в сказке: «Орех Кракатук» (так могла бы она называться и так её называют в различных пересказах и произведениях), рассказанная в семье Мари. Невероятная волшебная сказка, которую воплощали в своих работах и художники-мультипликаторы, и другие творческие люди. История Мари и Щелкунчика – это и сказка, и фантастическая реальность. Волшебство, с которым читатель встретится в этом произведении, удивительно и незабываемо. За это ещё один весомый поощрительный бонус сказке.

Кроме того, удивление вызывает и загадочное обстоятельство, толи история с Щелкунчиком всего лишь приснилась Мари, толи произошла на самом деле. Необычно, не правда ли? Загадка … Необычно. Автор заставляет нас немного пофилософствовать. Разве это не заслуживает поощрения?

Хотя эта история написана для детей, проблемы, затронутые в ней, не совсем детские. Здесь читатель окунается сразу в три мира: мир людей, мир мышей и мир кукол. И во всех этих мирах автор затрагивает общечеловеческие проблемы морали и нравственности с помощью главных героев произведения – семилетней девочки Мари, Щелкунчика (игрушки и человека), Дроссельмейера и антигероев – Мышильды и Мышиного короля.

Разглядеть за неказистой внешностью честное и благородное сердце, полюбить не за внешнюю привлекательность, которая ничего не стоит, а за те качества, которые делают нас лучше и счастливее, — это ли не подвиг для семилетней крохи? Это не «ми-ми-ми» и не «няшность» и не «ой-какой-хорошенький», которые теперь мы видим вокруг. Печально делается от этого …

Сказка несёт в себе мощный нравственный посыл: она наполнена до краёв добром, великодушием и состраданием к ближнему. Счастья, как великой милости и награды достойны те, кто чист душой, благороден и честен. К сожалению эти понятия всё чаще уходят из нашего обихода. Если о них не помнят, не знают, то как тогда понять «Щелкунчика»? Страшно подумать, но не поэтому ли кто-то ничтоже сумняшеся ставит оценку «два» за изумительное по своей красоте и силе духа произведение Гофмана? Не понимают …

Конечно же, как и любая добрая сказка, «Щелкунчик и мышиный король» символизирует победу добра над злом. Кроме того, она – гимн стойкости, жертвенности, храбрости и невероятных терпения и веры. За все эти прекрасные качества Мари получает в награду друга и встречает свою любовь. По-настоящему счастливым может стать человек, который умеет верить и ждать, отдавать без сожаления во имя сострадания, проявлять заботу и чуткость. Учиться этому надо с младых ногтей. Поэтому эту сказку надо читать детям, обсуждать вместе с детьми. В этом тоже доброта, забота и воспитание.

Осталось пожелать всем быть чуткими и счастливыми. Читать умные сказки для себя и своих деток!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень красивая сказка! Читала взахлеб в первый раз, да и сейчас перечитываю. Причем привлекала она меня именно тем, что была достаточно страшной. А стеклянный шкаф Мари с сахарными куколками долгое время был пределом моих мечтаний, как и многие подарки крестного.

И какая красивая и вкусная сказочная страна, в которую попадает Мари вместе с принцем!)))

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из всех историй Гофмана эта, конечно же, самая известная. И из всех мною читаных сказок Гофмана, эта – по-настоящему сказка, история для детей больше чем для взрослых (ни «Золотой горшок», ни «Крошка Цахес» таковыми не были). Тут тебе и тон истории для детей, прямые обращения к маленьким читателям (именуемым автором так же как и герои истории), и эти незамысловатые песенки, и эти «Та-ра-ра-бух!», «Хи-хи!.. Пи-пи!.. Квик-квик!..» и т.д.

Но кроме красоты сказки, карамельных городов и кукольных битв, кроме простосердечного благородства и целомудренной сказочной любви тут есть чем поживиться и любителям «взрослого» Гофмана. И в чём-то это лакомство становится даже острее, ограниченное рамками истории для детей, становясь чётче и строже. Гротеск кукольных битв и красот сказочно-кукольного мира (в который героиня проникает, кстати, так же как Алиса в страну Чудес, или как герои повести Льюиса в Нарнию) не уходит в такой уж явный полёт, как в других историях Гофмана, не доходит до состояния тревожащей гипертрофии или явного мистического (сатанинского) макабра, но всё же сдержанно и тонко несет в себе эти нотки. И тут тоже гофмановское двойничество (по крайней мере, мира), гофмановские метаморфозы, и вечный дядюшка/крестный, то ли искусный фокусник и фантазёр, то ли настоящий волшебник, знающий тайные искусства – эдакий человек двух миров, реального и ирреального – со своими неясными мотивами. И поэтические души (в данном случае детские), способные видеть сквозь костную пелену реальности мир волшебный, сказочный, способные жить в нём.

Возможно, поэтому и заслуженно, что именно «Щелкунчик», история чуть сдержанная, чуть «заниженная» до уровня истории откровенно детской, но несущей в себе все приятности и черты Гофмана «взрослого», является его главной визитной карточкой, самой узнаваемой из историй.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверно, самая известная сказка Гофмана, да ещё и связываемая с новогодними празднествами. Но ещё с детства она меня как-то не привлекала, оставляла равнодушным, что ли... Настолько, что кажется с нескольких попыток далёкого детства я её тогда так и не дочитал — забрасывал. По крайней мере начало помню: ёлка, подарки, семья встречает новый год, а потом эпичное сражение между армиями Мышиного короля и Щелкунчика. А что дальше было уже не помню. Возможно дело в изображении щелкунчика, которым обильно украшают детские книжки, оно меня подсознательно отталкивает до сих пор — с первого взгляда на картинку это уродец мне кажется негативным героем, а не наоборот.

И вот теперь этот пробел восполнен и я её таки дочитал. И что же? А ничего, и ведь я люблю время от времени почитывать детские книжки, я на них отдыхаю. А вот эта так и прошла мимо меня ничего во мне не затронув. Я просто не понимаю в силу каких обстоятельств именно эта игрушка оказалась принцем, и почему здесь же обитал мышиный король и замечательная карамельно-имбирная сказочная страна намного лучше удалась Родари в его «Торт в небе». И эпические сражения добра со злом, и принцы с принцессами мне полюбились больше в сюжетах других сказок, а здесь я их воспринимаю бледными подобиями. Хотя и Щелкунчика плохой книжкой тоже не назову — просто не моё, аналогично и сказка про небезызвестного Оловянного солдатика, тоже меня не затронула....

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

у меня традиция:каждый год на последней неделе декабря смотрю эту чудесную сказку.

дала бы все 100 баллов бессмертному шедевру!!!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед вами сказка, где, если только у тебя есть глаза, ты всюду увидишь сверкающие цукатные рощи, прозрачные марципановые замки — словом, всякие чудеса и диковинки.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот именно такими и должны быть настоящие Сказки: с настроением волшебного мира и праздника, даже если страшное в сюжете (на его фоне ярче радостный конец, без которого не бывает сказки!).

И спасибо автору за то, что своим произведением он породил прекраснейшую музыку Чайковского!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх