Эрнст Т. А. Гофман «Крейслериана»
- Жанры/поджанры: Реализм | Мистика
- Общие характеристики: Философское | Социальное | Ироническое | Психологическое | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Образ «безумного музыканта», капельмейстера и композитора Иоганнеса Крейслера, второе «я» самого Гофмана, сопровождал его всю его творческую жизнь. Этот цикл первоначально входил в сборник «Фантазии в манере Калло». Повествуется в нем о перипетиях жизненного и творческого пути Крейслера, а события его вымышленной жизни перекликаются с событиями жизни самого Гофмана.
Содержание цикла:
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
Похожие произведения:
- /период:
- 1890-е (5), 1920-е (1), 1960-е (2), 1970-е (1), 1980-е (5), 1990-е (3), 2000-е (11), 2010-е (7), 2020-е (3)
- /языки:
- русский (35), украинский (3)
- /перевод:
- К. Бальмонт (7), М. Бекетова (4), З. Вершинина (1), Е. Галати (6), А. Големба (4), В. Гриб (12), Д. Каравкина (12), Н. Касаткина (1), И. Лаврентьева (1), П. Морозов (5), Е. Попович (3), В. Розанов (4), И. Снегова (2)
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (38 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
baroni, 17 сентября 2007 г.
Цикл «Крейслериана» — главное произведение Гофмана, а Иоганн Крейслер — любимый гофмановский герой, своего рода alter ego автора. Гофмановский романтический мир необычайно причудлив и разнообразен. Музыкальный трактат, размышления о Боге, природе искусства, красоты и гармонии, ночные видения, сны, пересечения реального и ирреального миров, сарказм, горькая ирония, тема двойничества, одиночество художника — из всего вышеперечисленного и складывается причудливая мозаика «Крейслерианы». Мы очень хорошо знакомы с англо-саксонской версией литературного (шире — культурного) пространства: М. Шелли, Стокер, Лавкрафт, Толкиен — далее по списку. Гофман и его «Крейслериана» предлагают нам познакомиться с несколько иной, во многом утраченной ныне культурной традицией.
Стронций 88, 31 июля 2022 г.
Про важность Иоганнеса Крейслера для автора говорить, я думаю, нет особого смысла – и так всё понятно: альтер-эго, проводник эстетических идей и размышлений (в основном о музыке), фигура с которой Гофман начинал, и с которой заканчивал свою творческую жизнь…
Здесь, на ФантЛабе, не хватает ещё одной вещи в цикле – повети «Известие о дальнейших судьбах собаки Берганца». Да, он там не первый герой, но он там есть. Мало того, на него там (как и в «Житейских воззрениях кота Мурра») можно взглянуть со стороны, пусть и глазами преданной собаки. Основа цикла – сама «Крейслериана» – это Крейслер изнутри. Весь цикл – его записки, размышления, письма, коротенькие эпизоды жизни (признаться, не все это было мне столь интересно). В них его взгляды, его характер, его сарказм и мука – мука одержимого музыкой настолько, что это приносит боль. Но важно и взглянуть на героя и со стороны. На внешние проявления этого внутреннего мира. К тому же в «Известии о дальнейших судьбах…» показан и момент его бегства (важный эпизод жизни героя), показаны и люди, возможно, повлиявшие на это решение.
Этот эпизод так же важен, как и «Житейские воззрения кота Мурра», где герой раскрывается сильнее (он и взрослее, через весь цикл можно проследить его метаморфозы – и это всегда хорошо, когда герой хоть чуточку меняется), раскрывается как действующее лицо, видимое со стороны. Открывается даже таинственное его прошлое. И это важно. И это делает весь цикл цельным. Приятно цельным.