К.А. Терина «Фарбрика»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Чтобы найти свою Барбару обычный парень Бах готов отправиться на загадочную Фабрику, он еще не знает какие тайны ему предстоит узнать не только о самой Фабрике, но и о его привычном мире.
Авторская иллюстрация к рассказу: http://k-a-teryna.blogspot.ru/2014/02/blog-post_11.html
Входит в:
— антологию «Заповедник Сказок 2014. Избранное», 2014 г.
— сборник «Фарбрика», 2017 г.
— антологию «The Best of World SF: Volume 2», 2022 г.
— сборник «Все мои птицы», 2025 г.
Награды и премии:
лауреат |
Рваная грелка, осень 2013 |
Похожие произведения:
- /период:
- 2010-е (3), 2020-е (2)
- /языки:
- русский (4), английский (1)
- /перевод:
- А. Шварцман (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (5 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 11 августа 2025 г.
Удивительное дело! Эта новелла выиграла «Рваную грелку» на тему, заданную Джо Аберкромби. А ведь о ту пору я был страстным, да что там — упоротым — фанатом английского кудесника «темного фэнтези» (все остыло уже давно, конечно). И совершенно пропустил эту историю мимо своего внимания!
Да и сейчас медленно к ней подбирался. Пока цедил в день по чайной ложке ее рассказы из дебютного сборника, прибыла заказанная книга «Все мои птицы», и я смог прочитать заглавную историю на бумаге, а не в телефоне. Дьявольская, в смысле, — богическая разница!
И тут прям все звезды сошлись, в голове будто яркая лампа зажглась! Я воспринял не только прозу КАТериной, но и ее живопись, которая раньше казалась далекой и отстраненной от моего внутреннего мира.
В литературе она подлинный адепт романтизма. В том смысле, что для Байрона и Ко двоемирие было одним из важнейших постулатов мировоззрения. Просвечивание, проницание верхних, высших аспектов реальности сквозь нашу грубую и низменную, даже в идеологии: «В прекрасном — правда, в правде — красота».
Двоемирие есть и в ее живописи (посмотрите на авторскую иллюстрацию к новелле). Проявляется оно и в том, что КАТерина не любит четких линий. То есть они у нее есть, и много, но они как бы растворяются среди легких штрихов, переходят в фон. Краски, тона, оттенки мягкие, переливчатые, мерцающие, проницаемые (я чисто свое восприятие описываю, ни разу не искусствовед)).
И — от красок вновь к словам — и в прозе те же мерцающие смыслы и тона, недоговоренность жанров, она не выдаст читателю на блюдце четкий «вирд», кибер- или дизельпанк, или, как в этой новелле, нуар с мистическим уклоном.
Она даже «женскую» прозу настроения отказывается ваять (или ее гладью шьют?)), потому что рассказы ее имеют четкий сюжет, характерного героя и ясно продвигаемую мысль.
Идею «Фарбрики» я бы еще несколько лет назад назвал, при всем жизненном опыте, натянутой сентиментальщиной. Но нет! Смерть близкого человека и впрямь вызывает острое ощущение распада реальности, а в самые черные минуты отчаяния кажется, что остался последним человеком на Земле, и все вокруг тебя какие-то нарисованные и невсамделишные.
Новелла очень правдивая и точная. И от того ее финал вызывает особенную горечь и — у меня лично — неприятие.
Я как только вчитался в «Фарбрику», далеко еще не зная, чем дело кончится, вспомнил фильм 2008 года «Франклин» с молодыми Евой Грин, Райаном Филлипом и Сэмом Райли. Возможно, КАТерина им и вдохновлялась (тут даже названия аллитерационно схожие). Ведь и там действие происходит в двух мирах — современном Лондоне и некоей фэнтезийной реальности. А ведь тему, на которую писала КАТерина, предложил именно англичанин, автор фэнтези.
Так вот в фильме мне финал сильно больше нравится! Автор мрачнейшей новеллы и не обещала нам хэппи-энд, но вот его бы очень хотелось. И так мрака в жизни много, искусство, дай света!
Но КАТерина здесь следует за еще одним англичанином-романтиком — Джоном Китсом, с его пронзительной «Одой к соловью».
Поэтому, хоть я и справедливо поставлю высший балл, но с важным уточнением — с финалом, несмотря на все его завитушки и прикрашивания, — я категорически не согласен!
П.С. Напоследок еще об удивительном: насчет того, что мой отзыв — первый! А ведь новелла замечательная и заслуживает разборов и дискуссий. В отличие от некоторых абсурдистских зарисовок, на которые отзывы имеются!
Lilian, 25 августа 2025 г.
А вот это уже в полной мере — рассказ-головоломка.
Умирающий город, таинственная фарбрика, автоматы реализации смыслов, цветодобыча, питье цвета, тени, смысл и хаос, одичавшие слова и многое другое. Герой — словно ковбой-фокусник в безумном (теряющем смысл) мире, что ищет свою потерянную Барбару, а вместо этого находит другой «картонный» мир и ответы, которые вовсе не желал бы знать.
Немного ассоциаций. Мелкие серые шорхи — мыши и внезапно немного лангольеры (с их способностью приходить «после»). Полосаты — конечно же, коты. «Картонный мир» — никакой на самом деле не картонный, а вполне себе узнаваемый. Да и неназванное имя композитора угадывается на раз-два.
Хорошие литературные приемы. Во-первых, игра со словами. «Остро недоставало смысла» как всеобъемлющая характеристика, выходящая далеко за рамки сюжета. «Стена бессмысленности» — как точная метафора языкового барьера (слово — это смысл, и да, это тоже хорошая ассоциация). И во-вторых,
Немного теорий и версий.
То есть это в некотором смысле история про творчество, писателей и преданных поклонников. Правда, не слишком позитивная.
Финал трагичен. Тут уж куда меньше возможных трактовок, да и нечто, выглядящее, как
lammik, 17 августа 2025 г.
Очередной депрессивный рассказ. Бах потерял свою Барбару, вокруг картонная реальность, бродят тени, шорхи и полосаты, с горя можно накатить стакан какого-нибудь цвета в ближайшей таверне, расплатившись смыслом. Раздолье для искателей глубинного, опять же, смысла. Полагаю, до конца месяца на суд публики будет представлено несколько вариантов. Выбирай — не хочу. Если не залезать в дебри, то суть отражает знаменитая фраза героя Абдулова из «Формулы любви»: