Ярослав Веров, Сергей Чекмаев «Империум»
Империя не заканчиваются в один момент, сразу становясь историей — ведь она существуют не только в пространстве, но и во времени. А иногда сразу в нескольких временах и пространствах одновременно… Кто знает, предопределена судьба державы или ее можно переписать? И не охраняет ли стараниями кремлевских умельцев сама резиденция императоров своих августейших обитателей — помимо лейб-гвардии и тайной полиции? А как изменится судьба всей Земли, если в разгар мировой войны, которая могла уничтожить три европейских империи, русский государь и немецкий кайзер договорятся решить дело честным рыцарским поединком?
Всё это и многое другое — на страницах сборника «Империум», включающего в себя произведения фантастов и историков, литературных мэтров и дерзких новичков.
В произведение входит:
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 9 июля 2025 г.
К четырехсотлетию Романовых.
Давайте поищем общее у всех рассказов антологии.
Во-первых, все авторы исповедуют, что роль человека в Истории важна и исключительна. События поворачивают на благоприятные для монархии рельсы обычно вследствие неумирания той или иной персоны, важной для монархического будущего России. Чью только жизнь не делают точкой бифуркации. Но особенно любят Лавра Георгиевича. Корнилова. И правда ведь — решения принимал не всегда оптимальные.
Что ещё объединяет — консенсус, что монархия была бы более травоядной по отношению к собственному населению и чудовищными бы выглядели всего лишь десятки репрессированных.
Вера в то, что без разрухи Гражданской страна не была бы отброшена в прошлое в технологическом развитии.
Част троп о существовании в двадцатом веке Советской и Царской России. Где-то граница проходит по Уралу и монархия в Сибири; где-то за Советами остается только Северо-Запад вокруг Питера; где-то ещё как.
Все признают, что исконно русские проблемы, вроде коррупции, останутся и при царе-батюшке. Соглашаются с тем, что основные вызовы, а особенно война с фашистской Германией, никуда не денутся.
И последний объединяющий рассказы момент — верноподданичество. Никто не сомневается, что было бы лучше. Да, местами тяжело, англичанка гадит, но Константинополь наш, городовые журят гимназистов, нравы улучшились.
Есть, конечно, вещи, не связанные с магистральной темой антологии, а просто историко-фантастические зарисовки — про графа Миниха, про поэтов Вийона, Ваньку Каина и Есенина.
Совсем наособицу стоит финальная повесть «TERRA IMPERIUM» Громова и Шатохиной.
Повесть-обманка. Я ожидал от такого громкого названия и большого объема нечто глобальное, а получил полдюжины разрозненных рассказов на тему российской альтистории.
Технический прогресс после Смуты; мистические защитные амулеты кремлевских умельцев; эльфы вместо евреев; хронопатруль, контролирующий появление оружия из други времен и миров; технодуэль Николая Второго и кайзера; Распутин, стреляющий из «Авроры» по атакующим Зимний бунтовщикам; Земля будущего, как заповедник монархии.
Антология в антологии. Прелестно.
Первый и предпоследний рассказы особенно уморительны. Это безбашенное и гомерически смешное повествование. Авторы абсолютно не сдерживают полёт фантазии и чувство юмора: танки и дирижабли почти сразу после Смуты; Потаенный департамент фильмографии с генерал-аншеф-режиссером, и полковник-сценаристом, и штабс-операторами, и фискально-съемочными группами… и всё это при Потёмкине.
Повесть местами напоминает перестроечные юмористические истории про известных литперсонажей. Напоминает по-хорошему. Считаю, всем любителям юмористической фантастики читать обязательно.
Сборник, конечно, весьма объемен. Даже читая по одному рассказу через день или реже, я откровенно объелся сеттингом и повторяющимися тропами. Поэтому, оценки за рассказы во второй половине книги ниже, чем за первую.
Ну и конечно, до горькой «Седьмой части тьмы» Щепетнева или до ужасно подробного девятикнижия Валентинова «Аргентина» большей части рассказов сборника очень и очень далеко.
Тем не менее, как артефакт эпохи вещь уникальная.
Любителям российской альтернативной истории от Смуты и до Гражданской — читать крайне рекомендуется.
Хотел в отзыве дать краткие обзоры входящих в том вещей, но решил не раздувать, к тому же в карточках рассказов уже всё расписал.
7(ХОРОШО)
george1109, 3 ноября 2013 г.
Идея «Империума», как это к счастью все чаще бывает с тематическими сборниками, весьма хороша. Исполнение же, как обычно и выходит с такими антологиями, увы…
Немало рассказов содержат откровенный пересказ Википедии, или в лучшем случае, хорошо известных исторических фактов. Альтернативная составляющая в них зачастую откровенно мизерна. Так, чтобы привязать опусы к фантастике. Не более. Ну, помазали в 1918-м в Ташкенте на царство Великого князя Николая Константиновича. («Чалма Искандера»). И… и все. Конец текста. Там же, где «альтернативка» развита масштабно, идеи авторов не знают удержу и не просто маловероятны, но радикально нереальны. Как можно, к примеру, после кровопролитной гражданской, занявшей столько же времени, сколько в реальной истории, к 1938-му году иметь армию и промышленность, не уступающую никому из вероятных противников? («Поединок»). Или кто бы позволил России полностью присоединить Пруссию в XVIII веке? («Империи минуты роковые»). Вариант же, при котором Россия остается монархической, а Германия становится советской («Русский, немец, мертвец») давно уже рассматривается исключительно с сатирической точки.
Даже максимально приближенные к достойному качеству новеллы («Немцы», «Отсрочка», «Сова расправляет крылья», «Все хорошо – что хорошо кончается», «Злые вихри» и еще парочка) оставляют ощущение незаконченности, зарисовочности, иногда вторичности, часто – автору просто не хватает литературного мастерства.
Сюжетно, в основном, все крутится вокруг смены правивших в реальной истории императоров. Желательно – вопреки правилам престолонаследия. (Разумеется, не обошлось и без пары-тройки рассказов-исключений). Что, естественно, приводит страну, как минимуму к более легкому пути развития, а в идеале (есть и такие утопические сюжетики), к неимоверному всеобщему счастию. И все, заметьте, только потому, что кого-то не дотравили, а кого-то наоборот.
При всех перечисленных недостатках (это я только стандартные упомянул))), почти каждый рассказ читается с интересом, пока не понимаешь где-то в районе последней страницы, что тебя вновь обманули. Все-таки в короткой прозе ищешь, в первую очередь, изюминку, которая может проявиться даже в последней фразе...
В итоге, я прочитал «Империум» от корки до корки. Потом – еще и «бонусы» в электронной версии. А значит, ставить оценку меньше «4» не имею морального права.
P. S. Не помню точно, но пару раз в отзывах я уже призывал прилюдно сжигать за такое всех, имеющих отношение к печатному изданию – от МТА, до составителей, редакторов и корректоров: «Вот американцы, уходя с Пиренеев, сжигают итальянскую деревушку». («Русская утопия» Евгений Медников). Ну, сколько раз можно талдычить, что ИТАЛИЯ находится на АППЕНИНСКОМ полуострове!!!! А на ПИРЕНЕЙСКОМ — ИСПАНИЯ!!! Этому в школе учат!!! И такие люди пытаются писать о величии России…
P.P.S. Из шести рассказов, добавленных в электронную версию сборника, я бы отметил, как более-менее заслуживающий внимания, только «Сказку о спящей царевне» Сергея Чебаненко.
мрачный маргинал, 24 ноября 2013 г.
Свойство иных антологий, — иногда весьма ценное, — вбирать в себя произведения, в иных условиях обреченные на пребывание в «скрытых файлах».
Так и «Империум» собрал в причудливую коллекцию произведения, варьирующие грёзы о несбывшейся, увы, мечте Третьего Рима о Проливах. О православии, самодержавии и народности, пребывающих неизбывным виртуальным девизом монархической России весь многотрудный и жестокий век двадцатый...
Началась благодатная — для составителей антологий — чреда столетних юбилеев событий 20 в. Раздолье для авторов альтернативок! Грядёт 2014, — вековой юбилей начала Великой войны и повод составить какой-нибудь очередной «Парабеллум»; а там и — столетье октябрьского переворота, в просторечьи именуемого ВОСР. — Новый повод разразиться р-р-революционными альтисториями, да и времени придумать антологии приличное и эффектное наименование — в достатке. (На обложку так и просятся фигуры вождей). А на очереди — столетье основания великого и могучего, — с каким-нибудь «ЭСэСэСэРиумом»... Если новое столетье подарит нам хотя бы ещё десятилетие размеренной жизни, — есть шанс обогатить Историю Переписанную новым пониманием.