Виктор Пелевин «Бэтман Аполло»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм | Постмодернизм
- Общие характеристики: Социальное | Сатирическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Вампиры ) | Становление/взросление героя | Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Приключения молодого вампира Рамы Второго продолжаются! К гламуру и дискурсу присоединяется протест, и всё это ради того, чтобы бесконечный поток человеческого страдания не пересыхал. Однако Рама не желает мириться с таким положением дел и при помощи новообретённых undead-способностей отправляется искать ответы на свои вопросы. На тернистом пути его ждут новая привязанность, потеря древнего тела, а также встречи не только со знаменитым Дракулой, но и с самим бэтманом.
Входит в:
— цикл «Рама II»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 373
Активный словарный запас: низкий (2617 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2013 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора | |
номинант |
Интерпресскон, 2014 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Филигрань, 2014 // Большая Филигрань |
Рецензии:
— «Виктор Пелевин. Бэтман Аполло» // автор: Галина Юзефович
Похожие произведения:
- /период:
- 2010-е (10), 2020-е (3)
- /языки:
- русский (10), польский (1), болгарский (1), венгерский (1)
- /перевод:
- И. Ильдико (1), Э. Роевская-Олеярчук (1), М. Чертова (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (13 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
LORD_ZR, 11 сентября 2024 г.
После прочтения, я понял, что автор ходит к психологу. Прыганье по мирам и оставление в старом мире то, что уже не нужно, а в новом новые приключения, это классическая терапия травмы. Кто проходил, тот знает. Там и раздавленные в детстве муравьи вылезут и много чего интересного. Ну а «don't suck my dick» шутка за гранью реальности.
Hobel, 27 августа 2018 г.
Прежде всего, это твёрдая десятка, особенно после неоднократного прослушивания аудио книги в исполнении Александра Клюквина. В бумажном варианте книга заходит сложнее, т.к. слишком много мыслей, которые нужно обдумывать, и слишком много чеканных формулировок, которые хочется запомнить как афоризмы высокого качества. (В аудио формате пришлось бы слишком часто нажимать на паузу). «Аполло» — тот случай, когда продолжение оказывается много лучше основы, которая в данном случае выглядит как затравка. Да, всё лучшее, что могут поведать людям вампиры — здесь, во второй части. И самое тяжёлое конечно. Пелевинский человек снова и снова остаётся один на один с холодной пустотой космоса и ничто, а русскому человеку кроме всего прочего приходится тащить сквозь эту пустоту ещё и широкий щит Родины. Тем более если это вампир, русский вампир.
И конечно, это чистый Пелевин. Подделать или поручить писать за него умной машине невозможно. «Бэтман» — великолепная смесь соц-полит-злободневности, чапаевско-пустотной нереальности происходящего и русского духа стареющего поколения 3,14. И во всём лисий прищур, сильно затрудняющий без определённого умственного усилия отделение чистой сатиры от горькой иронии. Кроме шуток, чем плоха идея перенесения столицы куда-нибудь в центр страны в целях уменьшения запредельной интенсивности боли, которую вынужден излучать Владивосток, чтобы быть услышанным в Москве? Но нет. Отчасти мы все вампиры и для нас гуманизм к самим себе — это сбой в системе.
Удивительно, но эту книгу можно абсолютно серьёзно рекомендовать всем: патриотам и либералам, западникам и славянофилам, вате и цивилизации, политтехнологам и тем, кто радостно и убеждённо становится их жертвами. В России вопросы на общую тему «Как нам обустроить Россию» всегда стояли особенно остро просто потому, что она как кисель всегда невольно расползалась за свои границы, ибо «естественных» границ у неё нет. По-моему книга и об этом тоже. И Путин с его границей, которая «нигде не заканчивается» — истинно русский вампир. Теперь я это знаю. И ведь веришь, глядя вокруг, что кто-то намеренно культивирует здесь рафинированный, всё понимающий ум «Б» и с большим удовольствием ставит его в нечеловеческие условия. Нам внятно всё. Виктор Олегович объяснил почему.
Острые, насущные проблемы «общества», которого, как известно, мы никогда до конца не понимаем пока сами в нём живём, легче воспринимаются, если они поданы в качественном художественном виде. И «Аполло» в этом качестве для меня пока вне конкуренции.
clandestino, 17 апреля 2013 г.
Пелевин, несмотря на то, что давно выстраивает собственный мир в слабо пересекающихся сюжетно, но идейно идентичных произведениях, впервые сочинил продолжение. «Бэтман Аполло» прямо продолжает (с кратким экскурсом в основные понятия) роман «Ампир В», который про вампиров.
Фантастическая часть обоих романов довольно оригинальна и неплохо проработана, обычно Пелевин миростроительством (как и построением сюжета) не увлекается, но концептуально вампирская тема сводится к стандартной для Виктора Олеговича русифицированной дзен-Дерриде: та же мешанина популярного буддизма, современной радикальной мысли и постсоветских реалий. Старые песни просто актуализируются под изменяющийся медиаконтент: Болотная/Поклонная, Pussy Riot, оккупаи, Удальцов, Немцов, Сорокин, Быков… Странно, что не отражена осенняя «анатомия протеста» (возможно, уже была стадия постпродакшна), но случись «закон Димы Яковлева» или смерть Березовского чуть раньше, им-то точно нашлось бы место в псевдоконспирологических построениях Пелевина. Что любопытно, сущность своего метода (в романе – мемокода), он не то что не скрывает, а выставляет напоказ.
«Мемокод – такой спецтэг, который указывает, что данная информация исходит от молодых, светлых и модных сил. Из самых недр креативного класса. С помощью таких тэгов можно повышать уровень доверия к своей информации», – рассказывает халдей, отвечающий за провокации. Собственно, это стандартные приёмы Пелевина, рассчитанные на target group, как и живописание мерзости существования в России (что компенсируется, впрочем, констатацией аналогичных ужасов в первом мире и гораздо худших – при тоталитаризме, что должно в какой-то мере примирять активного читателя с действительностью). Множество архиверных высказываний, раскрывающих подлейшую сущность политики, экономики, искусства и других областей человеческой деятельности должны, очевидно, порождать какой-то квазиманихейский эффект в сознании представителей креативного класса и направлять их возмущение внутрь.
«Бэтман Аполло» исполнен безысходности и крайне пригоден для чтения в тяжелых психологических ситуациях. У власти – кровососы. Везде. Жизнь – дерьмо. Везде. Протестовать бессмысленно. Человек – это фабрика боли. Личности нет. Человека нет, всё иллюзия, есть только свет вечный, которому временами кажется, что он – что-то бесконечно меньшее. Все эти построения подкреплены искусной словесной эквилибристикой, в основе которой – представление об иллюзорности любого субъекта, в том числе и выступающего с критикой представления об иллюзорности. Как и любой софизм, неопровержимый в рамках собственной логики, данный постулат многократно воспроизводится в книге (и не только в этой) и приобретает характер факта.
Пелевин отстаивает невозможность любого сопротивления, сколько-нибудь обращённого вовне. Только внутреннее сопротивление, только благотворительность, только самосовершенствование, только несуществование. Какой возможен протест, если любой протест в современных условиях – постановка с целью монетизации чьего-то интереса. Какая возможна борьба, когда на её острие находится Князь Мира Сего, и все революционеры вольно или невольно выполняют его волю и повсеместно укрепляют систему, выявляя её слабые места. Какое возможно сопротивление, если всё есть Великий Вампир, и сопротивляться он может лишь сам себе. Возможен лишь маленький подвиг и пассивный бунт Рамы в рамках разумного, выразительно контрастирующие с недавними S.N.A.F.F.ом и «Зенитными кодексами…».
P.S. Ещё цитата из книги: «Деньги – это алхимизированное человеческое страдание. Если у тебя его слишком много, ты просто сидишь всю жизнь на огромной горе человеческой боли». В связи с этим вспоминается поговорка о том, что денег много не бывает. Как и боли.
glaymore, 9 апреля 2013 г.
Обычно я стараюсь не писать рецензии на недочитанные книги, но тут, кажется, ста страниц более чем достаточно, ситуация предельно ясна.
Пелевин издал очередной роман про буддизм, кокаин, гламур, мистические видения и олигархов.
Он ничем не отличается от всех предыдущих романов Пелевина про кокаин, вампиров, буддизм и ментов.
Если вам нравятся романы Пелевина про буддизм, симулякры, баблос и кокаин — читайте «Batman Apollo».
Если дискурс, менты, баблос и буддизм (старательно перемешиваемые в разных сочетаниях), вам уже поперек горла — не читайте «Batman Apollo».
Больше про эту книгу сказать просто нечего.
Kshishtof A., 5 апреля 2013 г.
«Как истинный буддист, я считаю, что этот роман — ничего» (с)
После прекрасного «Снаффа» я было подумал, что дядя Витя отошёл от буддистско-кокаинового трипа и научился снова давать стране угля, как в 90-е. Увы, не научился. Что-то символическое есть в написании сиквела самого слабого на тот момент романа — и неудивительно, что сиквел оказывается ещё слабее. Тот же алкогольно-наркотический угар, те же псевдофилософские пассажи об иллюзорности всего сущего, увидеть глубину в которых способен только тот, кто не читал не только «Упанишады» и Марвина Мински, но и Уоттса с Бэккером. Те же «злободневные» темы — олигархи, чиновники, секс, интернет-сленг, протест, секс, Ктулху, компьютерные игры. Ах, да, и ещё секс. То же измазывание коричневой субстанцией всего вокруг, словно в результате на контрасте автор хочет показаться ярче, чем есть на самом деле.
Из нового — Пелевин показал себя как отъявленного женоненавистника. В предыдущих книгах я по наивности списывал откровенно оскорбительные эскапады в адрес женского пола на unreliable narrator-ство протагониста, но, видимо, нет — это действительно мысли автора. Равно как и анальные комплексы, щедро выпирающие из любого наблюдения за представителями меньшинств (даже там, где меньшинств нет). Почему автор именно сейчас решил, что читатель жаждет подробно изучить его церебральных тараканов, мне как-то совсем непонятно — видимо, больше просто писать было не о чем, а контракт требовал на-гора книгу в год.
В итоге имеем нечто, лежащее ближе к всяким минаевым и прочему поп-глянцу, чем к классическим прекрасным вещам Пелевина. Не рекомендовал бы эту книгу никому, не страдающему лютым мазохизмом.
Видимо, вот и ещё у одного мэтра вышел срок годности. Заслуженные три балла.
v_mashkovsky, 1 апреля 2013 г.
«Batman Apollo» — это не литература в привычном понимании этого слова, это художественная философия на заданную тему, пускай она одна и та же. Впервые взявшиеся за Пелевина читатели встретят на страницах много сложных слов, значение которых можно будет понять по ходу сюжета без помощи других источников. Ныряя в текст, неподготовленный человек рискует впасть в нирванический ступор: настолько всё внутри сверхкреативно и местами даже странно. Оттого и интересно.
На первый взгляд кажется, что автор вернулся к вампирской теме только потому, что это модная тема последних лет, ведь даже адресуется роман в первую очередь читательницам (СНАФФ был явно для мужчин). Но вникая в суть произведения становится понятно, что вампиризм — самое точное определение подпитки Высших сил страданиями своего народа. Выходит, автор и в тренды влился, и пример хороший привёл. Но не будем забегать вперёд.
Фирменный пелевинский стиль остался неизменным. Читать его антиутопию не скучно даже несмотря на то, что «Batman Apollo» не отличается динамичностью. Чтению способствует довольно остроумный текст. Возможно, в сравнении роман кажется слабее предшественников, но сам по себе очень неплох. СНАФФ воспринимается бодрее из-за рассуждений о секретах женского сердца, а с протестами на баррикадах далеко не уйдешь. Множество замысловатых метафор в оригинале смотрятся хорошо, как всё это переводить — неизвестно. Для затравки чуточку приоткроем сюжетную линию.
Человечество прочно закабалено вампирами: людям закрыто для понимания действительное положение дел. В любом национальном языке предусмотрены баги, мешающие понятливо объяснить самое главное. Контроль над людьми зиждется, как обычно у Пелевина, на гламуре и дискурсе. Однако в наше время многие стали посмеиваться над тем и другим, и появился риск утраты контроля. Обеспокоенные вампиры придумывают ввести настроение протеста и привлечь в него бомонд, дав гламуру второе дыхание. Протест становится модным реалити-шоу и не представляет угрозы, а контроль над людьми вновь обретён.
И тут на второй круг познания выходит Рама из романа «Еmpire V», в котором его умышленно оставили недоучкой. Этот 20-летний вампир-новичок решает разрушить систему и постепенно получает ответы на многие вопросы мироустройства. Зачем нужен этот контроль, кто стоит во главе, как его избежать и независима ли сама верхушка власти — всего лишь некоторые из многих раскрытых им загадок.
Выражаясь интернациональным языком музыки, «Batman Apollo» — это настоящий панк (стремление к полной независимости, личной свободе), но при этом очень психоделический. Пелевин, конечно, прав. Что бы он ни имел ввиду. Чтение его романов — отличный способ расширить сознание, ничего при этом не употребляя. Вероятно, он занимается какой-то серьёзной духовной практикой, чем и объясняется уникальность и в некотором роде однобокость его творчества. В конечном счёте читатель снова получает что-то между тоталитарным «1984» Оруэлла и потребительским «Дивным новым миром» Хаксли в переложении на российскую действительность. Страдания от пыток меняются на переживания от поражений в виртуальных играх и общей зацикленности на Интернете. И вроде бы акцент актуальный, но нынче модно Пелевина ругать за однообразие в творчестве. А ведь повторения в данном случае — это осознанное закрепление информации. Так что всё в полном порядке.
Изенгрим, 18 июня 2013 г.
Закрыв эту книгу на последней странице, я ощутил тягостное недоумение. Зачем вообще я читал ее?! Пелевин поступил по рецепту столь охаивамого им Голливуда: в сиквеле того же, но побольше. Конечно, мир вокруг Рамы Второго раздвинулся, он познакомился с Великим Вампиром, продвинулся по карьерной лестнице и совершил подвиг, но по сути ничего не изменилось, кроме того, что количество поноса, коим Пелевин поливает все и вся вокруг себя, увеличилось на порядок. Он просто повторяет все то, что уже изложил в «Ампир V», причем теми же самыми словами. Несмотря на определенные удачные фразы и пару смачных шуток, все это очень быстро скатывается в скучное и убогое самоцитирование. Мне могут возразить — мол, я не способен увидеть истину в том, что мне было разжевано, мол, мой ум Б отказывается увидеть настоящее положение вещей. Однако отказываться не от чего. Я согласен с основными идеями Пелевина — о том, что мир вокруг нас иллюзия, крутится на словах, а сознания не существует. Дальше постулирования этого весьма несвежего материала Виктор Олегович не идет, и что с этим бастардом субъективного идеализма делать — непонятно. Надо либо убиться о стену либо забить ржавый болт на тщетность страдания и пустой адреналин видеоигр и жить дальше. Поскольку убиваться я не хочу, а другой альтернативы вампирская романтика не предлагает, возникает вопрос: к чему все это было? Автор, несомненно, получил за свои усилия пресловутый баблос, точнее, бабло. С ним все понятно, а что насчет меня? Зачем я читал эту книгу?
vgi, 3 апреля 2013 г.
Если Пелевин всё время пишет один и тот же роман, то почему бы мне не писать на него один и тот же отзыв?
Итак. Ожидаемо. Ничего нового. Вариации на тему старых текстов. Эксплуатируются всё те же стандартные штампы массового сознания: криптократия, мировой заговор банкиров и вампиров — бессмысленный и беспощадный. На злобу дня к последним на этот раз пристёгнуты пусси райот и менты. Не сомневаюсь, что выйди книга на пару месяцев позже — и приснопамятный эпизод с Платоном Елениным в неё бы тоже вошёл. [Добавление от 2021 года: Кто такой этот Еленин? Убей, не помню. Sic transit gloria mundi...] Утром в газете, вечером в куплете. По мне так всё это скучновато и, главное, непонятно зачем писано.
И беда не в том, что это действительно написали... э-э-э... литературные афроамериканцы — не думаю, что это так — но в том, что тексты такого уровня они теоретически вполне могли бы создавать при минимальной поддержке со стороны мэтра.
Хотя есть и более весёлое предположение — Пелевин просто издевается над читателем. Точнее, экспериментально исследует вопрос о том, насколько можно снизить планку, не потеряв при этом интереса таргет-группы.
egsegs, 27 ноября 2013 г.
Прекрасно понимаю, почему так называемые наши «оппозиционеры» и критики-борзописцы, приближенные к оным, после прочтения данного романа изошли (скажем мягко) на экскременты. Для Пелевина нынешняя власть и те, кто позиционируют себя как протестное движение, лишь две стороны одной медали. Для Пелевина власть местного царька, борющегося с международной корпоратократией — не более чем фарс. Так оно и есть в принципе. И между прочим, Пелевин не так уж и одинок в своем мнении о нынешнем состоянии дел в России и в мире. Нам, нам всем без исключения действительно навязывается ложная дихотомия (или «болото» или «солнцеликий Пу»), нас убеждают, что третьего не надо, потому что если не дай бог хоть кто-то увидит этот самый «третий путь», то вся система власти окажется под угрозой. С удовольствием поставил бы «десятку», но, увы, не могу. Для автора единственный выход — в индивидуальном спасении. Но этот путь для единиц. А что делать остальным миллиардам? Автор не выходит за рамки гламурно-либерального дискурса, в который через СМИ усиленно загоняется последние несколько десятилетий человечество. Быть может, Пелевин полагает, что другой дискурса в современном мире нет. Я не знаю. Но очень хотелось бы знать не только, как устроена система по выкачиванию баблоса из масс, но и что делать, чтобы прекратить (или хотя бы уменьшить) это не на уровне индивидуума, но на уровне коллектива.
ferus, 13 апреля 2013 г.
Почти все отзывы на роман, которые успел прочесть в разных источниках — негативные. Говорят, Пелевин повторяется, говорят — это одна и та же история, а ля пост совковая «Матрица».
А чего вы ждете?! Это — Пелевин. Он всегда был таким. Вспомните культового Кастанеду.. У него 10 толстых книг про общение с индейцем и сдвиг реальности. 10 гениальных книг, прогремевших на весь мир..
Пелевин разнообразней. И кто? Кто сможет лучше? Или хотя бы также..
Просто для человека, посвятившего свою жизнь духовности вне концепций — это единственная достойная история. Ее Пелевин и копает. И каждый новый роман — на новой глубине. Просто не надо относиться к книгам Пелевина, как типичной беллетристике в ожидании яркого сюжета.
Здесь — совсем другое. Это — путь, интуитивные прозрения, изящно выраженные современным русским языком для душевно взрослых людей. И «Бэтман Аполло» в этом отношении не подкачал.
Единственный минус романа на мой взгляд — это его концовка. От такой книги ждешь чего-то эпического, чего-то просветляющего. Но книга идет по иному пути. Вместо нагнетания, сходного с половыми фрикциями, здесь мы имеем ровный фон, насыщенный маленькими прозрениями. Картинка мира переворачивается не один раз, а имеет множество небольших сдвигов и поворотов.
Для тех, кому роман понравился, очень советую почитать также «Механический Бог» — Игоря Саторина, — вот там концовка полный вынос мозга.)
elninjo_3, 30 октября 2013 г.
«Жизнь умиляет своею глупостью-
Цель не ясна, средства туманны.
То и дело встречаешься с ее скупостью,
Прося хоть толику небесной манны...
...Наверное жизнь свою надо в кого-нибудь вкладывать.
Хотя для чего все равно не понятно,
Но может быть тогда она станет радовать
В отдельные моменты становясь приятной...»
Дельфин «Она».
Одна из любимых моих композиций отлично объясняет содержание новой книги В. Пелевина. Нового Пелевина, я бы даже сказал оптимиста Пелевина. Основная идея про то, что кроме боли у нас ничего и нет кажется мне замечательной. Может быть даже это и правда. Но вот что необычно, Пелевин в этом находит повод для оптимизма: «Щит Родины», да даже «Тайный Черный Путь» являются лучом света в темном царстве боли. И пусть внятного сюжета у книги нет, пусть прав пользователь nostradamvs, я все же выскажу мнение, что она удалась. Ее просто нельзя воспринимать как приключенческую литературу (к чему мы были уже готовы после Снаффа). Ее нужно воспринимать как философский или социально-политический очерк о событиях в России и за рубежом с элементами сюрреализма. В этом свете все претензии по поводу «исписавшегося» Пелевина (в том числе от обидевшейся газеты «Коммерсант») вызывают сочувствующую улыбку. Интересно, Гоголю или Фонвизину говорили то же самое? Я понимаю, что едкие афоризмы становятся «недалекими» и «пошлыми» когда они направлены на тебя, но все же нужно быть немного более толерантными и демократичными. Пелевин прошелся по всем и многим это не понравилось, однако, я думаю, что критика всегда полезна.
prouste, 25 августа 2013 г.
Виктор Олегович прекрасен и уникален. Его ниша — в сочетании сатиры с вариациями на тему соллипсизма, условностями познания и проч. — определенно предполагает как точность наблюдения, так и богатство культуры, знакомство с традицией. Мне «Бэтман» не понравился, но я совершенно четко понимаю, что это книга умная, изобретательная и артистичная. Пусть она уступает лучшим романам Пелевина, но по гамбургскому счету весь Лукьяненко ( например) по выходу из женровой ниши этой книги не стоит. Роман необычайно амбициозный — в отличие от предыдущего В.О. свел к минимуму внешнюю интригу, фабульность, плюнул на характеры и сатиру. Никогда роман Пелоевина не был так близок к платоновским диалогам и эта сверхзадача сделать вещицу читабельной при таких исходных впечатляет. Мастерство жестикуляции, афористичность, верность своим иным текстам и упорная последовательность в создании как бы своего мира — все это есть.
У Пелевина ведь достаточно именно костанедовского типа поклонников — которые ценят его именно за ментальные выкрутасы и попытки обнажить покрывало майя. Есть, наверное, и те, кому «Шлем ужаса» нравится больше «Чапаева». В этом смысле «СНУФФ» им показался легкомысленным боевиком, а вот «Бэтман», наверное, покажется книгой респектабельной. Мне лично всегда солипсические рисунки В.О. казались самым в нем неинтересным — при том, что чертает он их уж как-нибудь повариативнее, смешнее и литературно лучше чем признанный корифей жанра Ф.Дик. Литературно-сатирическое анекдотное и пародийное начало у В.О. мне как-то импонировало больше, хотя самого автора сравнение с Салтыковым-Щедриным сккорее покоробило бы.
В «Бэтмане» запомнились авторские суждения о протестном движении — с высокой колокольни на суеты всякой политики плевал В.О. Упомянул и хомячков, инвективу в адрес Собчак трудно не опознать. Ряд внятных паассажей относительно взаиимоотношений с женским полом, сколь забавных, столь и ожидаемых. Афоризм про пикап и стеб в адрес Аркадия Тургенева( чью книжку сравнивали по манере с пелевинскими) слабоваты, но зато в них трогательным образом проявляется личностное, человеческое в В.О. В «Ампире» все же были черты романа воспитания, трогательная концовка, а продолжение получилось даже и по меркам В.О. неэмоциональным, избыточно диалогичным, чуждым кроме нескольких эффектных афоризмов по-настоящему чего-то нового, ранее у автора не встречавшегося.
Самое интересное, что респекта автору и после эттой неудачной книги не убавилось — В.О. настолько исполин и решает, по-видимому, свои идейные задачи, так что как его осудить за несовпадение с личными умонастроениями.
Traveller, 13 августа 2013 г.
После «Эмпайр В» у меня осталось какое-то ощущение недосказанности в отношении сюжетной ветки с Озирисом. Я полагал, он учинит какой-нибудь переворот, поменяет в корне развитие событий, что-то наконец отчётливо прояснит. Но нет, этого не случилось, он просто уточнил некоторые аспекты вампирского быта, и отошёл в сторонку. В остальном же, в «Эмпайр» в принципе сказано было всё, что можно было по данной вселенной. Да и практически всё это Пелевин говорил уже до, и говорил после. Зачем потребовался сиквел — я не понимаю.
Могу отметить положительные моменты:
- вытянут наконец-таки Озирис, разложен, показан читателю (хотя не сказал бы, что он меня впечатлил)
- ощущения всепоглощающей власти иллюминатов-кровососов, вооружённых гламуром и дискурсом, выведено с России на мировой уровень
- несколько трогательных технических новинок вампирского быта, вроде того же вампонавигатора
Отрицательные перечислять не буду, они классические — «уже не тот», «списался», «сколько уже можно о Будде, кокаине и братве» и т. п. Отмечу — из того, что мне особенно как-то не переварилось — это развязка. И здесь, и в «Эмпайр» она была жутковата и болезненна для главного героя, но в «Эмпайр» присутствовало некое предчувствие светлой перспективы, какой-то вариант перемен. Оставалась надежда. В «Аполло» Виктор Олегыч надежду конфисковал, и оставил какое-то мрачное смрадное безумие и безысходность. Право, я даже пожалел, что до конца дочитал.
И дело не в том, что мне страшно сознаться, что примерно так в реальности всё и обстоит — это и так всем более-менее ясно. Проблема в том, что, в отличие от практически всех своих предыдущих книг, Пелевин тут отчётливо поясняет, что всех продолжит ректально иметь зловещий бессмертный вампир нетрадиционной ориентации, и что никакой революции на самом деле уже никогда не будет. А именно это, именно шанс вырваться из реальности, восстать против неё и оказаться сильнее — именно это (по крайней мере, для меня) являлось ключевым моментом в творчестве мэтра.
Грустно, в общем. Не провал, не повтор, не вторичность — просто грустно.
martinthegod9, 8 декабря 2016 г.
Искренне надеялся, что преимущественно негативные отзывы на книгу вызваны чем-то субъективным, или хотя бы просто усталостью читателей от пера Виктора Олеговича. Но нет. Тягомотина продолжилась, как и пелевинский вампирский цикл «Рама II».
Мне нравится поздний Пелевин, возможно, не меньше, чем ранний. Его крепкая «Ананасная вода», великолепные «t», «Лампа Мафусаила» и «S.N.U.F.F.» наглядно демонстрируют, что при желании автору есть чем удивить фаната или просто читателя. С другой стороны, роман «Бэтман Аполло» одним махом объясняет всё, за что в позднего Пелевина упорно летят гнилые помидоры. Ибо если кому-то захочется раскритиковать творчество Пелевина, выделив все худшие стороны автора — ему достаточно просто беспристрастно пересказать основную мысль этой книги, не забывая так же объективно перечислить все её особенности. Грубо говоря, «Бэтман Аполло» — настоящая паршивая овца в прекрасном стаде книг одного из моих любимых авторов.
Рама Второй продолжает своё путешествие, если его можно так назвать, по ещё большему количеству локаций, ещё более беспредметных, бессмысленных и скучных, затевая ещё больше бесед с разного рода вампирами, халдеями и андэдами, чем в первой книге «Ампир В». Первый недостаток в том, что действительно все перемещения главного героя абсолютно бессмысленны и, конечно же, не вызывают сопереживания, так как они ничем сюжетно не обусловлены, они максимально внезапны и необходимы лишь для очередной беседы о «правильном понимании мира». Второй глубокий провал в том, что такого рода подача своего видения устройства мира невероятно скучна. Я хорошо отношусь к той части книг Виктора Олеговича, где он задвигает о солипсизме и буддизме, и меня всегда радовало, что до этого, в большинстве случаев, подача одного и того же разнопланова. Вспомнить хоть «Шлем Ужаса» — прекрасная подача своих идей в форме чата о внутреннем лабиринте ума, «S.N.U.F.F.» — подача солипсизма через сур и глаза видеохудожника, «Священная книга оборотня» — через хвост и культурное наследие мира в маленькой головке лисицы. Пелевину это удавалось много раз. Но не сейчас. Эксплуатация достаточно вымышленной, с одной стороны, и крайне безынтересной, с другой, фабулы не играет на руку донесению очередного трактата. Третий недостаток — вторичность социальных подколок, которые свойственны книгам Пелевина, здесь они повторяющиеся то из «t», то из «Generation П». Четвертый — глумление над «протестом» и над событиями на Болотной площади, как бы мы к ним не относились, вышли недоработанными, символическими, маркетинговыми ради большей продажи своего философского труда. И последний, пятый, недостаток... Представьте... Рома/Рама в течение почти двух книг объемом страниц по 300-400 слушает и слушает тех, кто его учит жизни, слушает и слушает. Сколько раз ему говорят учителя и собеседники: «Ты так ничего и не понял, Рама». Даже в мыслях Рамы частенько проскакивает после обильного загруза подобный абзац: «Я решил не спрашивать у него, что это такое, а он тем временем продолжал...» Понимаете, да? То есть автор сам как бы расслабляет своего слушателя, чтобы он особо и не заморачивался над ментальными выкладками. Не понял? Автор объяснит немного другими словами. Снова не понял? Автор объяснит метафорой. Блин, опять не понял? Автор объяснит шуткой или сведёт к шутке. И что самое смешное... Вот слушал все эти трактаты Рама в течение почти двух книг цикла. Что же происходит в самом конце? А я напомню: наконец-то Рама Второй стал настолько способным умничать, что сразу же научил жизни и своего водилу Григория, и затем мента полковника. Осознание этого меня просто выбило из колеи. Получается, автор прямым текстом говорит своему читателю: «Послушал урок в течение 700 страниц? Молодец. Теперь можешь ходить по улицам и умничать столь ценным и исключительным Знанием.»
Среди моря скучной тягомотины и вторичности могу выделить три кусочка, которые для меня имеют ценность в этой книге: 1) разговор с Дракулой (глава 11 «Dionysus the Oracular»); 2) разговор с Бэтманом Аполло (глава 15 «Omen»); 3) подколка в адрес Владимира Сорокина (приложение «Сркн»). Но эти фрагменты, естественно, не спасают.
Helleformer, 20 мая 2015 г.
Пелевин — гений, но по мере того, как проходят годы, мне всё больше хочется добавить к этому слову «злой». Слежу за его романами и читал почти все, «Жизнь насекомых» и «Поколение П» стали для меня в свое время сильнейшими откровениями (мне было тогда 17 и 20 соответственно), но по мере того, как книг становилось все больше, начала прорисовываться некая тенденция — у автора внезапно обнаружились тесные рамки и ограничения, за которые он выйти не может. Из романа в роман у него повторяются общие приемы и мотивы, почти в каждом его романе есть герой, который не врубается абсолютно ни во что, и персонажи, которые ему как дебилу объясняют на протяжении всего романа, о чем собственно роман, при этом его на протяжении всей фабулы бомбардируют фразами «Ты действительно ничего не понимаешь?», «Ты и этого не знаешь?», «Тебе не объяснили?». Автору кажется нравится строить сюжет именно таким образом, хотя можно было бы например давать персонажам грузить друг друга в равной степени. А я хочу напомнить, что по версии самого Пелевина получается, что придурком и недомерком персонажи считают не просто главного героя, но самого читателя, который (ну вы понимаете) смотрит в себя через персонажа, как через витраж. Другой чисто пелевинский штамп — фактического действия в романах очень мало, львиная доля содержания обретается в диалогах (интересных, содержательных, порой даже гениальных, не спорю), форма подачи при этом такая — герой попадает в новую локацию, встречает там одного-двух собеседников, и начинается диалог страниц на 10-20, затем пара страниц реального сюжета, чтобы бегло переставить декорации, герой попадает на новое место и снова 10-20 страниц общается там с новым собеседником. И так вся книга. Мортал Комбат философскими идеями... Также почти каждый роман заканчивается тем, что герой куда-то уходит или улетает из материального мира или хотя бы привычного окружения — улетают в небо Затворник и Шестипалый, уходят в горизонт нереальности 12 Вавиленов Татарских, с радужным взрывом вылетает из мира девушка-оборотень, сходит с вечного поезда герой «Желтой стрелы», сматывается от долгов герой «Чисел», уезжает в свою вечность граф Т... Я даже и не ждал, что с героем нового романа произойдет что-то другое, кроме полета, загруженного философскими мыслями.
Но от претензий к форме я перейду к содержанию, без спойлеров просто не получится, поэтому если вы еще не читали книгу и не хотите сейчас раскрытия фишек, то дальше не читайте. Граф Дракула (напоминаю, что это не вымышленный, а реальный персонаж, граф-маньяк из средневековья) возведен здесь в ранг святого и напоминает Будду. Бесконечный цинизм к людям сквозит во всем — автор ровняет людей со скотом так и эдак, смакуя тему с ненормальным удовольствием. «Взрывай свинью!» — так звучит приказ отдать душу человека на растерзание чертям в качестве отвлекающего маневра. Снова присутствуют мотивы педерастии, повторяемые с неизбывным постоянством в каждой книге, причем с заметной долей физиологизма — столько раз заикаться об одном и том же из праздного любопытства невозможно (привет Фрейду). И вообще есть что-то печальное в том, что человек околобуддийской философии пишет про нечистую силу, оборотней, кровопийц...
Роман получился по сути тот же «Ампир В», но с заметной примесью «Т» — герои и антураж из первого, а идеи из второго. Бренно бытие, мир ненастоящий, мы все ненастоящие, это просто бог сам с собой в наперстки играет, дробя свое сознание на якобы отдельные души... В «Т» это было показано с достаточно позитивной стороны, ничего ужасного в этом откровении в общем-то не было, но в «Бэтман Аполло» эта же идея была гипертрофирована и возведена в такой мрачный безысходный готический абсолют, что это обеспечило мне депрессию на 4 дня (не утрирую). При том, что я вижу всю глубину и самобытность автора и достойный уровень самой книги, я не могу назвать ее хорошей в первую очередь за ее упадничество и беспросветный пессимизм, имеющий к сожалению уровень убедительности достаточный для того, чтобы читатель мог поверить, что примерно так и обстоят дела на свете. Мало того, что нас нет и мира нет, так бог еще оказывается дробит себя на людей, чтобы их же заставлять страдать, и это есть единственная цель, зачем он вообще это делает. Да, хреновый бог... От этой точки начинается череда трещащих по швам нестыковок и ошибок. В начале объясняют, что рая и ада нет и все мировые религии ошибаются, а есть только хранилище душ как файлов, которые могут запускать ныряльщики в смерть... но уже вскоре герой приступает к своей работе — консервировать души богачей, чтобы те не попали в ад на растерзание чертям. Автор, определись. Великая Мышь — это кто? Иштар. И вот вдруг выясняется, что у американцев ВНЕЗАПНО тоже есть своя собственная Иштар... Великая Мышь выполняет какую функцию? Ее доят, добывая через нее баблос, вырабатываемый людьми, ее человеческая голова Гера сама говорит, что это противно и что сама она не может получать удовольствие от его потребления. И вот под конец оказывается, что Аполло, находящийся в том же положении, почему-то заинтересован в том, чтобы баблоса было как можно больше. Зачем спрашивается... От разговора с героем его отвлекает звонок по важному делу и он отправляет Раму пообщаться пока с Софи, а потом через пару глав выясняется, что Софи — это проекция самого Аполло, когда тот спит... То есть он по важному звонку спать ушел. Кстати о сне — сначала автор говорит, что люди хотят больше поспать, чтобы побыть в состоянии блаженного небытия, единственно способного дарить счастье... А затем выясняется, что человек вырабатывает своим страданием баблос 40 часов в сутки, т.к. якобы во сне время ускоряется (привет фильму «Начало») и там сновидца 16 часов гоняют по его жизненным неудачам. 24 + 16 = 40, такова логика автора, а мне хотелось бы напомнить, что ДАЖЕ если принять бессмыслицу с ускорением времени, то эти 16 часов проходят не за 0 часов реального времени, а за 6-8 часов, пока человек спит, то есть 40 часов тут никак не получается. Таких дыр в романе на самом деле огромное множество, но я благодарен, что они есть, через них я вижу, что это всего лишь книга, мрачная пугалка про тщетность бытия, которая к счастью не является правдой.