Стивен Кинг «Конец всей этой мерзости»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Роман-катастрофа | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Сюжетные ходы: Последний человек/люди на Земле
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Гениальный учёный Роберт Форной находит средство, способное исцелить человечество от агрессии. Неужели теперь придёт конец войнам, склокам и всякой мерзости?
Входит в:
— сборник «Ночные кошмары и фантастические видения», 1993 г.
— антологию «Апокалипсис», 2008 г.
— антологию «Созвездие Льва-2: Всадники Апокалипсиса», 2016 г.
— антологию «Глубина. Погружение 40-е», 2022 г.
Номинации на премии:
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1987 // Рассказ |
Похожие произведения:
- /период:
- 1990-е (4), 2000-е (6), 2010-е (6), 2020-е (1)
- /языки:
- русский (13), английский (3), не указан (1)
- /перевод:
- С. Бавин (4), В. Вебер (4), Б. Любарцев (2), И. Почиталин (2)
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (17 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 4 сентября 2025 г.
Два гениальных брата — Говард и Роберт Форной — находят довольно неожиданный способ избавить человечество от природной агрессии: для этого всего лишь нужно «побрызгать» людей уникальной по химическому составу водой из источника Ла-Платы. И все войны и преступления тут же должны исчезнуть, словно по мановению волшебной палочки. Но природа, как хорошо известно, не терпит пустоты. Так что же тогда придет на смену исчезнувшей агрессивности?..
Махонькая фантазия на тему человеческих недостатков. Если вы хорошо учились в школе, то могли понять из уроков истории и биологии, что люди родились не хищниками, а жертвами. Это заставляло их долгое время жить на деревьях, чтобы сохранить свои никчемные жизни. Когда пришло время Великого Оледенения, роль человека претерпела существенные изменения — к лучшему. Большинство терроризировавших его хищников вымерло, а оставшиеся просто не могли жить в условиях арктической зимы. А человек (точнее, его предок — реликтовый гоминид) смог и в довольно короткое по историческим масштабам время сумел подчинить себе огромные территории на севере евразийского континента. В борьбе с суровой природой у него развился недюженный интеллект, позволивший ему преодолеть свою биологическую слабость. Создав себе примитивное оружие — копья и луки, — человек стал охотником и тем самым фактически перешел в разряд хищников. Но со временем изобретенное им оружие начало играть двоякую роль: вместо того, чтобы применять его против диких зверей, человек начал использовать его против своих же сородичей. Ибо пришла эпоха первых государств, поднявшая ставки на мировое господство. С тех пор войны на Земле не прекращались, вспыхивая и затухая с изрядной периодичностью. Подобная манера решать все свои проблемы с помощью оружия стала своеобразной традицией, нарушать которую никто не собирался даже тогда, когда было создано оружие Судного дня. Все понимали его фатальную смертоносность, но отказываться от его использования не хотели. Вполне логично полагать, что когда-нибудь оно станет причиной уничтожения человеческой расы. А может и всей жизни на планете. Так что проект братьев Форной должен был стать своеобразной панацеей от всех бед. Но не стал, а только немного изменил ту опасность, которая грозила человеку. А вот против нее у последнего уже не было даже мизерного шанса...
Довольно неплохая идея, разработанная автором на основе анализа человеческой истории и особенностей его биологической эволюции. Разумными нас сделал естественный отбор, уничтоживший более 80% живых существ на планете. Люди возвысились там, где сложили свои головы величайшие хищники в истории — динозавры. Раз агрессия дала нам такую силу, то уничтожение ее должно принести нам слабость. Логично, не так ли? Идея просто превосходна, но реализовал ее автор не так интригующе, как бы мне лично хотелось — слишком уж затянуто и не менее утопично. Святая вода из Ла-Платы должна решить извечную человеческую проблему? Да вы, наверное, шутите, мистер Кинг! Дело ведь не в одной только химии! Агрессия стала второй ипостасью человека. Благодаря ей он заселил всю планету, создал науку и искусство, кардинально изменив среду своего существования. Мы перестали быть игрушкой природных стихий и поднялись на тот уровень, который раньше отводили богам. На повестке дня стоит переселение на иные планеты. Если лишить человека агрессии, все эти планы рухнут и не будут реализованы. Дальнейшее сможет предсказать даже типичный двоечник. Неужели нельзя было придумать что-то более логичное и динамичное? Похоже, озарения, о которых автор говорит в своем предисловии к сборнику, подобной детализации не предусматривают. Тем не менее всё же нужно сказать писателю «спасибо» за одно только поднятие такой проблемы. А уж решить ее мы как-нибудь сумеем — если только не погибнем в ядерном апокалипсисе...
-----------
РЕЗЮМЕ: история одного открытия, которое должно было спасти человечество от гибели, а на самом деле только ускорило ее наступление. Вышло всё по известной поговорке — вместе с водой люди выкинули из лохани и самого ребенка...
redmarie, 29 июля 2012 г.
Изловил как-то ребенок джинна и загадал желание: «хочу, чтобы был мир во всем мире». Но не уточнил, и все люди, кроме него, исчезли. Воевать некому — в мире покой. Как Сталин говорил у А.Рыбакова: «Нет человека — нет проблем.»
Похоже, м-р Кинг, наблюдая за тенденциями человеческого поведения, задумался над одним из вариантов уничтожения цивилизацией самой себя, исходя из этого сталинского принципа, только в более широком масштабе. Послушать новости, эту «шарманку судьбы», так человечество само бы докатилось до такого финала, но медленнее.
Главный благодетель в этом рассказе — законченный эгоист. «Я так хочу», не думая о конечном эффекте: «Мир нуждается в радикальных мерах сейчас. Я ничего не знаю о долгосрочных последствиях, и у нас нет времени исследовать их, потому что у нас нет будущего.» И кто дал право одному человеку решать за все население планеты? На ум приходят крылатые выражения. И про «Благими намерениями...», и небезызвестная фраза В.Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Автор дал роду людскому отсрочку в три года. Ну да, свеча, прежде чем окончательно погаснуть, напоследок вспыхивает. На самом деле, грустно. Я восприняла финал, возможно, несколько утрированно, речь шла о вырождении человечества. Но у Мастера получилась очень яркая апокалиптическая картинка.
montakvir7511, 15 августа 2020 г.
Бессвязное и надутое повествование с набившей оскомину еще лет 50 назад моралью о ответственности ученого за свои изобретения.
Не забывайте — нет такого прибора или научного прорыва, даже предназначенного при открытии исключительно для добрых дел, которое при должном умении нельзя было бы приспособить для военной промышленности и истребления. Странно, что Кинг не растянул эту маленькую повесть до полноценного романа, идея сама по себе неплоха, но страдает отсутствием оригинальности и совершенно ходульными персонажами. По мере чтения ловил себя на мысли, что вообще все равно, что происходит в рассказе. Эмоции отсутствовали.
Украденная у Дэниела Киза концовка погружающегося в идиотизм человека позорная. Мог бы и пооригинальнее что-нибудь придумать.
evridik, 18 февраля 2014 г.
Для меня самое занимательное в произведениях Кинга – люди. Не события, что толкают их на преступления, не социальное положение их семьи, если она у них есть, не страна, в которой они живут, а именно люди – женщины, мужчины, дети с их жирнющими головными тараканами. Стивен Кинг – великий психолог, согласитесь, и наблюдать за его героями, жить, вариться с ними в одной каше порой страшно, порой опасно, но всегда интересно.
«Конец всей этой мерзости» – наиболее подходящий по смысловому значению перевод названия рассказа (есть ещё «Конец света»), так как одной из сюжетных линий является попытка героев спасти от мерзости раздоров мир. Цель благородная, ничего не скажешь, однако по прочтении на язык так и просится поговорка «семь раз отмерь, один раз отрежь». Плюс связка брат-брат интригует гораздо больше, чем спасение мира, потому что она покруче, чем какая-то там спасительная вода. Она философична, психологична, заставляет залезть в шкуру главного героя – старшего брата, прочувствовать его отношение к брату-вундеркинду. Выстроенный по схеме ретроспективы сюжет с самого начала открывает читателю глаза на нечто такое, из-за чего рассказ читается как в лихорадке, но всё равно не ожидаешь, что открытие вундеркинда действительно приведёт к концу. Не ожидаешь, по крайней мере, что конец будет именно таким.
Финал вызвал частичные ассоциации с «Цветами для Элджернона» Д. Киза.
+9
NEPROSNENKOE, 8 января 2014 г.
Как избавится от преступлений? Как предотвратить насилие, убийства и грабежи. Как сделать так чтобы мир стал лучше а люди добрее?
Ответ прост: изобрести лекарство от ярости. Лекарство которое будет подавлять центры агрессии у нас в мозгу. Или каким-то другим образом? Средство, которое сделает нас добрее…
"— Это величайшее лекарство, — произнес он. — Оно излечивает самую ужасную болезнь, от которой страдает Homo sapiens.
— Лекарство от рака?
— Нет, — покачал головой Бобби. — От войн.»
Но к каким последствиям все это может привести?...
Помните ту поговорку: Дорога в ад вымощена благими намерениями…
Видимо так и случаются всемирные катастрофы. Когда кто-то хочет упорядочить мир и сделать людей лучше… Хочет сохранить землю не выжженную атомными снарядами и войнами, хочет сохранить её зелёную и цветущую а людей наполненными любовью друг к другу…
Или так можно только уничтожить человечество?
Рассказ, который вызвал у меня шок...
zmey-uj, 12 августа 2008 г.
Рассказ довольно мрачный. Хотя он начинается приятными и веселыми воспоминаниями о детстве братьев, где сцена с самолетом — просто шедевр, постоянные отступления об инъекциях рождают очень четкое предчувствие чего-то непоправимого. Атмосфера нагнетается постепенно, но так, что проникаешься сочувствием к герою и понимаешь, что с таким миром надо что-то сделать, причем немедленно. Очень неожиданное использование извержения вулкана подтверждает, что Роберт — гений. Однако потом становится ясно, что всемирный масштаб был взят слишком поспешно...
Отдельное внимание привлекает вода в Ла-Плате, неужели вода может обладать такими свойствами?
DS, 24 октября 2013 г.
Ещё один апокалипсис от Стивена Кинга (Ночной прибой и др.)
Всё к тому и идёт.
Созданное человеком его же и уничтожит.
Оружия массового поражения — ядерного, химического, бактериологического уже столько что можно многократно уничтожить все живое на Земле.
И не обязательно оружее — весь этот технический прогресс настолько засрал планету... чем мы дышим? что едим? это уму непостижимо...
Читая этот рассказ подумал о другом открытии человечества, своего рода панацеи от всех болезней — с каждым годом создают все более и более сильные антибиотики, но и бактерии постоянно мутируют и обретают способность существовать в самых неблагоприятных условия (внутрибольничные штаммы уже устойчивы к большинству антибиотиков). А что будет лет через триста вообще невозможно предсказать... И при этом антибиотики это сильнейшие угнетатели иммунитета — естественной защиты организма от бактерий формировавшейся сотни миллионов лет эволюции.
tigerishka, 23 августа 2012 г.
«Конец всей этой мерзости» — произведение, посвящённое прежде всего выбору, совершаемому отдельным человеком, который может стать Мессией: спасать или не спасать мир. И последствиям этого выбора... Написанный с экскурсами в линейной хронологии сюжета, рассказ показывает жизнь гения в развитии. Постепенно складывается впечатление, что читателю изложено достижение и воплощение в действительности американской мечты, помноженной на гуманистические идеалы. Но нам с самого начала известно, что финал у этой истории — трагический. В итоге мы читаем со всё нарастающим напряжением в ожидании поворота, который поведёт человечество в пропасть. Притчевое в основе произведение опирается в мотивах и образах на традиционную мифологию: на мифы о братьях, о пчёлах и осах, на апокалиптический миф. Но в данном случае речь идёт об уничтожении вида homo sapiens — если можно так выразиться — на уровне интеллекта, оказывающегося самым сильным и самым уязвимым отличительным признаком людей. Нередко пишут об опасности, исходящей от изобретающих супер-оружие учёных — Стивен Кинг в очередной раз напомнил о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад, даже если мостят её современные технологии, поставленные на службу прогрессу и гуманизму...
ЫМК, 15 февраля 2018 г.
Это не тот Кинг, которого мы все любим. Это совсем не Кинг, если уж на то пошло.
Повествование о конце света, стилизованное под апокалиптику конца 19 начала 20-го века. После первых же строчек возникает чувство, что написано не в 1986 году, а в 1886 (не мешают даже упоминания об электрических машинках и персональных компьютерах). Ощущение стилизации усиливает избранный автором стиль — «обращения к потомкам». Еще одним «стилистическим» инструментом выступает полное отсутствие какого либо намека на «научность». В качестве «активатора катастрофы» названы некие вещества в воде, чуть ли не белки, способные выжить при извержении вулкана и каким то образом сохранить свою концентрацию после растворения в мировом океане, гасящие агрессию и ведущие к деменции...
В общем и целом проблема поднятая в рассказе классическая — ответственность индивидуального гения перед всем человечеством за свои действия.
Вертер де Гёте, 19 января 2008 г.
Читал под названием «Конец света».Философский рассказ по форме повествования напоминающий «Цветы для Элджернона«Д.Киза.Не следует забывать,что у каждого действия всегда есть оборотная сторона и как часто дорога в ад бывает вымощена самыми благими намерениями и светлыми надеждами.
Тимолеонт, 5 февраля 2017 г.
Сложно поверить, что такой гений не смог предвидеть обычных побочных эффектов, отговорки вроде:«Ну нельзя же ждать, люди гибнут!», выглядят достаточно нелепо. Да и сам план распыления чудодейственного лекарства... впрочем, воздержусь от комментариев. Выглядит бредово, но я не физик, может, такое и возможно, но в любом случае получается гомеопатия какая-то. В общем, с логикой и правдоподобностью здесь большие проблемы, но поверить можно, если не придираться.
Стилистика удалась намного лучше. Безысходность, упадок и тлен чувствуются с самого начала. Хоть и здесь не всё идеально.
В целом, довольно романтический, хоть и печальный рассказ об идеализме, мечте и желании сделать всем хорошо. «Благими намерениями вымощена дорога в ад».
Orion-Seregil, 11 октября 2019 г.
Стремясь исцелить мир от войн, агрессии и недопонимания людей, гениальный ученый исцеляет его от человечества. Быть может здесь он и прав, а люди — это лишь раковая опухоль, терзающая многострадальную планету. И сама природа человека, его стремление преодолеть границы дозволенного и допустимого приведут к его аннигиляции.
VovaZ, 4 февраля 2018 г.
Образчик творчества мэтра 80-х годов кажется сегодня умеренно увлекательным.
Однако, мне понравилась заложенная идея. Вполне веротяно, что потребность к агрессии и разрушению, и потребность к творчеству и созиданию, связаны Создателем в человеческой личности неразрывно. Так, что второе не может существоаать без первого.
ip5, 16 июня 2014 г.
В целом неплохой рассказ про «оригинальный» конец света, но построение текста и идея, имхо, была выпущена лет 30 до выхода этого рассказа, причем в более высоком качестве. См. «Цветы для Элджернона».
Lena_Ka, 12 марта 2012 г.
Да уж! Бедное человечество, все хотят для него благ, все наперебой ищут лекарств: от смерти, от старости, от агрессии... И порой такие лекарства находят гении, во многом обогнавшие человечество. Но, к сожалению, гении, особенно если они целью ставят облагодетельствовать человечество, не слишком внимательны к деталям. А ведь порой именно от одной из деталей зависит жизнь. Грустный рассказ. Особенно грустно, что жизнь твоя находится в руках такого вот ученого.