Эмиль Габорио «Преступление в Орсивале»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Браконьеры, отец и сын, рано утром случайно обнаруживают убитую хозяйку поместья и сообщают мэру Орсиваля, месье Куртуа. Мэр вместе с мировым судьей и доктором дожидаются прихода слуг и входят в поместье. С первого взгляда у всех создается впечатление, что действовала банда грабителей, но следователь арестовывает только браконьера и одного из слуг, вернувшегося позже всех, заподозрив их в совершенном преступлении.
Инспектор Лекок, прибыв из Парижа, сходу начинает свое расследование, находит улики и выясняет, что преступление совершено одним человеком, а не бандой... Но предыстория преступления и сама жертва совсем не так просты, как может показаться даже опытному сыщику. Поэтому автор раскрывает перед читателями сложную семейную драму и трагический любовный пятиугольник, произошедшие за два года до событий, описанных в начале романа. Эту печальную историю рассказывает от себя и читает по запискам умершего графа Клемана Соврези мировой судья, папаша Планта. Но сыщику Лекоку еще только предстоит, применив все свои навыки, заняться поисками преступника...
...Основной детектив романа — Лекок, инспектор Сюрете, Сыскной полиции Парижа, которому уже 35 лет, ему помогают местные жители: мировой судья Планта и доктор Жандрон, которые знают гораздо больше, чем обычные свидетели. Временами Лекок вспоминает добрым словом папашу Табаре, своего наставника и учителя. Согласно подсчету исследователей творчества автора, события в романе хронологически относятся к 1864 году.
Входит в:
— цикл «Лекок»
— антологию «Преступление в Орсивале», 1990 г.
Похожие произведения:
- /период:
- 1990-е (2), 2000-е (1), 2010-е (3)
- /языки:
- русский (6)
- /перевод:
- Е. Баевская (3), И.В. Радченко (1), Л. Цывьян (3)
страница всех изданий (6 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нэнбала, 18 сентября 2024 г.
«Вы понесете ужасное наказание за то, что так жестоко поступили со мной. Убить вас? Нет, этого я не собираюсь делать. Я знаю лучшую кару для вас. Я вас повенчаю, – это вам будет искупительной мукой на всю жизнь» ©. Эта цитата из «Власты» Захер-Мазоха была бы отличным эпиграфом к «Убийству в Орсивале», не будь «Власта» написана на без малого полвека позже. Во времена почти полного отсутствия разводов браки заключались до тех пор, пока смерть не разлучит супругов – неудивительно, что люди время от времени пытались приблизить это событие, в литературе не реже, чем в жизни.
Роман, по моему мнению, немного уступает «Делу вдовы Леруж» и «Лекок, агент сыскной полиции». Он… скажем так, несбалансированный. Во времена Габорио принципы детективного жанра только начинали складываться, не факт, что автор вообще знал, что он пишет детективный роман – потому в 21-м веке «Убийство в Орсивале» лихо обманывает ожидания. Начавшись, в полном соответствии с каноном, с обнаружения тела, ареста очевидных подозреваемых и прибытия прозорливого сыщика... расследование в первой трети романа и завершается. То, что в обычном детективе остается на сладкое – рассказ полной истории, собранной сыщиком по кусочкам – начинается очень рано и занимает всю вторую треть. Да и по факту, Лекок историю не собирал, ему уже принесли ее в готовом виде. Возникает ощущение, что все расследование не очень-то и было нужно, а собранные сыщиком улики послужили лишь тому, чтобы внушить уважение человеку, которому и так все известно. Не знаю, как относиться к такому ходу, он мне кажется, с одной стороны, слегка ленивым и разочаровывающим, а с другой – в чем-то более интересным и неожиданным, чем «классика».
Третья и последняя из условных частей – это работа сыскной полиции «в поле» и захват преступника (ограниченный «дополнительными условиями»). Подозреваю, что Лекок в этой части в чем-то списан с Эжена Видока, реально существовавшего «основателя» французского тайного сыска, чьи мемуары, как упомянул Габорио в одной из книг, читал Табаре, «учитель» Лекока. И здесь становится очевидно, что герой, все же, заметно отличается от гениальных сыщиков-одиночек, которых в детективном жанре куда больше. В «Убийстве в Орсивале» он впервые появляется как уже опытный агент, у которого в подчинении целый штат, и который стремится свой опыт всему этому штату передать. Никакой гениальности, четкая система и отработанные на практике принципы работы. Часть методов, которые предлагает Лекок, полиция и в жизни начала использовать за несколько десятилетий до написания романа, и продвинул их один человек, здесь все довольно достоверно. И весьма интересно, особенно если держать в голове, что во времена создания романа описание этих методов в литературе были практически новинкой. Все было отлично, но самый конец меня смутил – он получился чересчур мелодраматичным. А после недолгого размышления придумался и способ, как можно было упростить схему Лекока, сделав ее даже более эффективной – но значительно менее эффектной, конечно. Автор хотел поставить героев на край – но уж очень натянуто у него это вышло.
Я бы сказала, что «Убийство в Орсивале» – это роман с элементами: элементами детектива, процедурала, драмы. Он не соответствует в полной мере ни одному из этих направлений, а представляет собой смесь в необычных пропорциях. Если такая смесь по душе – читать можно.
Konbook, 8 июля 2019 г.
М-да...
Если «Рабы Парижа» и «Дело вдовы Леруж», еще скрипя зубы можно читать (второй, по крайней мере, по большей легкости и увлекательности и относительной оригинальности), то «Преступление в Орсивале», настолько примитивно, что удивляешься, чем Габорио хотел поразить читателей... уже само убийство