Стивен Кинг «Нужные вещи»
- Жанры/поджанры: Мистика | Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
В городке Касл-Рок появился новый магазин — «Нужные вещи». И, надо сказать, заведение вполне соответствует своему названию: каждый житель городка находит здесь то, о чем прежде мог только мечтать, что дорого только ему. Хозяин магазина — загадочный мистер Гонт — готов расстаться с ценными товарами за незначительную цену: чтобы осуществить мечту, покупателю нужно просто сделать для продавца маленькое одолжение.
Входит в:
— условный цикл «Гейтс Фоллз»
— условный цикл «Касл-Рок»
— условный цикл «Дерри» > Упоминания в других произведениях Стивена Кинга
Номинации на премии:
номинант |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1991 // Роман |
Рецензии:
— «Opus», 1991 г. // автор: Линда Маротта
Экранизации:
— «Нужные вещи» / «Needful Things», США, 1993 // реж. Фрейзер Кларк Хестон
Похожие произведения:
- /период:
- 1990-е (6), 2000-е (4), 2010-е (4), 2020-е (2)
- /языки:
- русский (13), английский (2), украинский (1)
- /перевод:
- А. Аракелов (7), О. Беймук (2), Л. Курляндская (1), В. Куч (1), Т. Покидаева (5), Ф. Сарнов (1)
В планах издательств:
Издания:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (16 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zvezdochet2009, 29 августа 2025 г.
Мы привыкли платить за товар деньги. Сделка считается заключенной, если стороны придут к соглашению о качестве и цене товара. То есть продавец решит, что продаст вещь за такую цену, а покупатель – что цена его устраивает и товар ему действительно нужен. Но как быть, если денег недостаточно, а вещь очень нам нужна? Мало кто из продавцов согласится отдать свой товар с последующей оплатой. Но такие дельцы есть.
В 1991 году Стивен Кинг опубликовал замечательный, очень объемный и обстоятельный роман «Нужные вещи», где со своей авторской точки зрения попытался поразмышлять на тему общества потребления. Действие романа он поместил в уже полюбившийся читателям городок Касл-Рок («Замок на скале»), куда приезжает некий Лиланд Гонт, коммерсант, который открыл на самом видном месте вещевую лавку, где можно приобрести всякую всячину. Очень воспитанный вежливый джентльмен, но со странным деловым стилем: почему-то за продаваемые им вещи он берет не деньги, а обещания кое-что сделать. Сущие пустяки, сэр, ведь это вас не затруднит? О, ничего трудного, мэм, все лишь небольшая мелочь. И практичные американцы валят, валят в лавку, как лосось на нерест, охотно исполняя поручения Гонта. Но вскоре Касл-Рок превращается в растревоженный улей и горожане, некогда добропорядочные соседи, почему-то готовы разорвать друг дружку в клочья….
«Нужные вещи» — классический пример «большого романа» у Кинга. То есть имеется ввиду кирпич страниц на 900, а то и на все 1000, текст, насыщенный действиями и в особенности большим числом персонажей, которых не единицы – десятки. И не просто картонные статисты, а личности, полноценно педалирующие сюжет, взаимодействующие, живущие на страницах книги. Со вкусом описан Касл-Рок, симпатичный городок из одноэтажной Америки, за жизнью которого всегда интересно наблюдать. Уютное местечко, где каждый дом скрывает свою историю, а персонажи кочуют из одного романа мастера в другой – это репортеры, окружные детективы, хозяева всяческих забегаловок и многие другие личности. Если мы примемся описывать каждого из них, наш отзыв сам растянется в полноценный рассказ. Но кроме самого Гонта все же надо упомянуть шерифа города Алана Пангборна, на которого ложится задача по поиску истины: город как бочка с порохом, времени мало, и ему надо выяснить, что же происходит.
Мы не будем говорить о стандартном сюжете противостояния хороших парней во главе с шерифом плохому парню, потому что это итак очевидно с первых строчек романа – иначе истории просто не было бы. Гораздо интереснее указать на актуальную, правильно преподнесенную Стивеном Кингом мысль касательно сути потребительства: покупателю всегда кажется, что товар ему жизненно необходим. Пусть это будет набор бейсбольных карточек или декоративная ваза, самые обычные вещи, но у покупателя глаза завидущие. Жадность! Обладание вещью превращается в идею-фикс, затмевающую все остальные ценности. И вторая, всем известная мысль: за все надо платить. И даже если кажется, что вещь досталась почти даром, заплатить все равно придется. В таком контексте Кинг обыгрывает мотив сделки с дьяволом, а каждый житель городка – очередной маленький Фауст.
И вот когда становится понятно, как наколпачил простых обывателей Гонт, когда они наконец прозревают, ситуацию уже не изменишь и цепная реакция насилия уже запущена. Кукольник образцово разыграл пьесу, а марионетки исправно дергались, исполняя свои роли. Их фиктивное счастье обладания, собственничества превратилось в реальное горе от причиненного кем-то вреда.
В этом романе главное не сюжет, в общем-то простой, а общая идея и атмосфера происходящего. Стивен Кинг поступает с каждым персонажем справедливо, и у читателя возникает чувство удовлетворения: так и должно быть. Правда, не обошлось без традиционных мрачных тем и натуралистичности, но это же Кинг, великий и ужасный.
В итоге роман «Нужные вещи» действительно рассказывает о важных вещах. Но это не лежалое барахло из лавки старьевщика, а вечные, непреходящие ценности – любовь, дружба, честность, справедливость.
Хороший, да нет, отличный роман. Единственный момент — объем. Но если текст «пойдет» с первых страниц, роман вы осилите без труда.
igrogi, 4 июля 2025 г.
Я не большой фанат «толстых» романов Кинга, где полкниги — это подробные описания городка и его жителей. «Нужные вещи» — как раз из таких. 1000 страниц, куча персонажей, десятки побочных сюжетов… и ощущение, что половину можно было смело выкинуть без потери смысла.
Сюжет, в целом, предсказуем: дьявол в облике Лиланда Гонта стравливает город, и всё катится в ад. Аннотация и экранизация давно раскрыли все карты, так что неожиданностей не было. Но вот что странно — многие ругают финал, а мне он, наоборот, скорее зашёл. И непонятно что именно все ругают:
Главная проблема книги — много воды. Кинг мог бы рассказать эту историю в два раза короче, и она бы только выиграла. Но нет, мы получаем тонны деталей, которые не всегда работают на атмосферу, а чаще просто тормозят действие.
Итог: Типичный «большой» Кинг — если любите его стиль с подробными зарисовками городской жизни, то понравится. Если же, как я, предпочитаете более сжатые истории с обилием героев («Жребий Салема», «Буря столетия»), то будет тяжеловато.
Оценка: 6/10 — неплохо, но могло быть короче и динамичнее.
Зинаида, 29 апреля 2013 г.
Ой, столько предыдущих отличных отзывов, что даже как-то неудобно.
Но всё же выскажу своё мнение.
Книгу брала в библиотеке, когда открывала первую страницу была уже заранее готова, что книгу буду тянуть долго и искренне молилась, чтобы хоть один персонаж понравился. Как я ошибалась! Книга буквально затянула после 5-ой страницы.
Знаете, это...ЭТО ПРЕКРАСНО! Как сила любви и доверия, а именно на доверии к человеку который любит другого и тот отвечает ему взаимно, только так ИСКРЕННИЕ чувства могут победить ЗЛО, рассмотреть фальшь, а в книге именно ЗЛО с большой буквы, но как и всё зло, оно слишком горделиво, за что снова было попрано, хотя не даром Гонт боялся и всячески избегал встречи с Аланом Пангборном. Было жаль несколько персонажей за судьбой которых я переживала.
Хотя глав. героев тут три, Алан Пангборн, Полли Чалмерз и сам Гонт в лице зла. Хотя можно выделить и тётю Полли, Эвелин Чалмерз (действует в качестве хороших и мудрых мыслях в сознании Полли), которая в самых ответственных моментах помогает Полли.
Книгу проглотила за 3 дня. Сейчас посмотрю фильм. Хотя сравнивать с фильмом будет глупо, но всё равно, мне очень интересно, т.к. роман мне очень понравился!
10 баллов. перевод Ф. Сарнова отличный!
Всем рекомендую и советую почитать этот роман.
drenay, 16 апреля 2013 г.
Могу сказать, что только с недавних пор стал поклонником Стивена Кинга. Это Уникум в литературном мире. Таких разноплановых авторов мне не доводилось читать. И только начинаю думать, что уже прочитана лучшая вещь Стивена, как следующим романом Кинг ставит меня в тупик и преподносит приятный сюрприз в виде очередного Шедевра.
За роман «Нужные вещи» узнал в теме «обсуждение творчества Стивена Кинга», где многие лаборанты поставили его на первое место в тройке любимых вещей автора. Не откладывая в долгий ящик за этот роман принялся и я.
Долго Кинг подходил к моменту когда в его произведении появится сатана. Исчадий ада мы часто встречали в других романах Кинга, это и жестокая колдунья Риа в «Колдун и кристалл», отвратительный клоун Пеннивайз в «Оно», кровожадные вампиры в «Салимовом уделе» и др. А теперь подошла очередь выхода на сцену ЕГО, возмутителя спокойствия всех людей со времен Адама и Евы- сатаны.
«Алчность один из самых страшных пороков и пока существует искушение, человек в моей власти» Лиланд Гонт, по совместительству Сатана.
Обычный городок Касл-Рок живет своей спокойной жизнью, пока в него не приезжает странный человек и не открывает магазин «Нужные вещи» в котором каждый может приобрести предмет своих мечтаний. Кто-то мечтает о фарфоровой вазе, кому-то подавай любимые солнечные очки Элвиса Пресли, а может вы хотите самый лучший в мире спиннинг или набор универсальных гаечных ключей? Не вопрос. Мистер Гонт всех удовлетворит за ничтожную денежную плату и взяв с вас слово сыграть маленькую шутку над соседом. Что ж в этом страшного, это ведь маленькая шутка, малюсенькая, но которая через неделю поставит весь город на грань сумасшествия.
Как же мастерски Кинг прописывает персонажей, их внутренние переживания, раскрывает их характеры под разными углами. Еще очень нравится у Кинга, это обязательное появление в книге дополнительного отрицательного персонажа-помощника. Читаешь, наслаждаешься книгой и вдруг появляется еще один персонаж, который должен сыграть в романе ключевую отрицательную роль и сюжет начинает набирать обороты с еще более сумасшедшей скоростью. Заметил этот ход Кинга во многих произведениях, в том числе и в прочитанном недавно «Оно». Здесь же таким гомнюком выступает Туз Меррил, чудовище в обличье человека, которым родители пугают за непослушание своих маленьких детишек.
В этом романе мы увидим противостояние жителей маленького городка с дьяволом, кто выйдет победителем в этой борьбе нам предстоит узнать после прочтения этого шикарного произведения. Единственное, что хочу сказать, что если бы не было такого персонажа как шериф Алан Пэнгборн битва была бы проиграна вчистую. Но, появляется шанс...
Оценка произведению колеблется в районе 9-10!
Рекомендация: очень высокая!
Deliann, 21 декабря 2012 г.
«Вы замечали, что беды и неприятности, как правило, складываются из вещей самых обычных? Будничных и заурядных.» (с) С. Кинг, «Нужные вещи»
Стивен Кинг явно любит разнообразие в своем творчестве, и хотя временами он возвращается к своим предыдущим идеям, для того чтобы взглянуть на них иначе, переработать уже написанное или просто сделать подарок любимой жене, гораздо чаще он ставит над своими героями разные эксперименты, то помещая их в сверхэкстремальные условия выживания, то отправляя сражаться со злом.
На этот раз на маленький захолустный городок в штате Мэн напало не активное зло (как было в «Жребии», «Часе оборотня», «Оно», «Куджо» и т.п.), не масштабное («Под куполом», «Туман»), а зло деликатное и действующее точечно, не напрямую. Дело в том, что городком Касл-Рок заинтересовался сам дьявол, и просто так он не отступится.
Завязка романа довольно проста: сделки с Сатаной, их цены и последствия. Но Кинг не был бы самим собой, если бы не придал этой теме масштабность и громадную вариативность действий персонажей. И в этом, пожалуй, главная беда романа: из-за дотошной детализации всего происходящего и глубокого копания в психике персонажей (а также в их шкафах в поисках скелетов побольше), объем романа очень даже внушительный, при том, что динамика в романе присутствует, однако до нее надо еще добраться. Не каждый осилит такой кирпич, и не каждый осиливший будет доволен прочитанным, но это уже вкусовщина. Вторая беда называется АСТ (теперь уже АСТрель) и суть ее — традиционно не подходящие обложки. И ладно бы на них было просто лицо или просто глаза, увы, но на обложке моей книги голова куклы с пробитым лбом и кровоточащим глазом. Смотрится отталкивающе и духу романа как-то не соответствует.
Но к черту обложки, вернемся к сюжету. «Нужные вещи» связаны с Темной башней, что неудивительно, а также с некоторыми другими романами Стивена Кинга. Однако знать об этом, в принципе, необязательно: особой сюжетной роли эти связи не играют, но фанатам и просто наблюдательным читателям будет приятно их рассмотреть. Кроме того, это последний роман негласного цикла о Касл-Роке и видно, что Кинг в нем не столько ставит точку, сколько подводит черту под всем. Роман начинается и заканчивается диалогом с читателем, в процессе повествования мы видим все (действия, мысли, желания), вот только повлиять никак не можем. И в конце, после всех испытаний, автор дарит нам лучший финал из всех возможных для такой книги: он дарит надежду.
Итог: одно из лучших произведений Стивена Кинга, страдающее только от своего объема. Рекомендую книгу любителям мистики, чрезмерной детализации, наличия больших шкафов с толпами скелетов внутри и просто почитателям хорошей литературы.
fox_mulder, 25 октября 2009 г.
Стивен Кинг любит маленькие американские городки — сонные, настолько погрязшие в собственных житейских проблемах, что иногда кажется, что само время останавливается на их маленьких улочках; настолько обособленные от остального света, что их жители абсолютно уверены: за указательным знаком, предупреждающем о выезде за городские пределы, никакой разумной жизни и быть не может — только одна Пустота. Разве можно себе представить более удобную в использовании микромодель современного общества , чем место, где из года в год люди улыбаются одним и тем же лицам, приветливо приподнимают шляпы, радостно машут руками, при этом внутренне столь же искренне недоумевая, как такую заразу как его разлюбезного соседа со всеми его прегрешениями и недостатками до сих пор еще носит Мать-земля? Не обманывайтесь, глядя на их уют и мнимую приветливость жителей: под лицемерными условностями местных отношений скрываются такие же маски, как и у обитателей Большой Земли, а их отношения переплетаются причудливыми невидимыми нитями, которые образуют целые паучьи сети. Стоит опытному кукловоду потянуть за одну из таких сетей — и вчера мирно спавший, тихий городок, тотчас оскалится плотоядной пастью.
Стивен Кинг обожает испытывать такие маленькие общины прочность. подсылая в них на роли кукловодов, то древних вампиров («Участь Салема»), то злобных инопланетян («Томиноккеры»). Но ни одному вампиру или пришельцу не под силу разломать сложившуюся общину и превратить добропорядочных жителей в стаю одичавших убийц — превратить собственный дом в ад, где им предстоит занять надлежащее место, смогут сделать лишь они сами.
Порой для этого не требуется ни угроз, ни принуждения, а достаточно лишь устроить сезон распродажи... собственных желаний. Подходите к прилавку и выбирайте на любой вкус, цвет, запах, силу и амплитуду звучания: заветные, пронесенные через всю жизнь и мимолетные, предназначенные лишь для сиюминутного удовлетворения желания; благородные или настолько порочные, что и рассказывать о них посторонним приравнивается к самоубийству. Купите сегодня — заплатите потом. О, даже не сомневайтесь, всенепременно заплатите, благо предлагающий Вам свои услуги продавец — не просто тщедушный банковский кредитор, а сам Дьявол! С мастерством настоящего кукольника он подберет ключик к каждому заветному мечтанию, а потом лишь аккуратно потянет за казалось бы, невидимую ниточку — и казалось бы благопристойное существование запылает огнем библейского Содома. И как подобает любому истинному Содому, остановить пожарище сможет лишь тот, кто сумеет побороть Дьявола, заглушив в себе собственную жажду обладания.
«Самое необходимое«можно рассматривать, как третью книгу из своеобразной трилогии об общинах маленьких американских городов, которые разрушают себя изнутри — при минимальном вмешательстве извне. Тема современного общества, наполненного лицемерными условностями, которое погружается в полный хаос от малейшего толчка, наконец-то достигает у автора своего библейского апогея. И вместе с тем, по жанру кинговский роман следует отнести скорее не к мистической прозе (благо этот элемент в книге довольно условен), а к совершенно иному жанру — очень язвительной, жгуче черной комедии и сатире на нравы современного общества потребления. По большому счету, магазин Лиланда Гонта — это современный потребительский рай, где каждый человек может приобрести себе все, что ему нужно, не заботясь об оплате и не вспоминая о возможных неприятных последствиях (в кредит — читай, даром). Пожалуй, никогда еще за всю свою карьеру, Кинг не был так циничен, как в своем откровенном издевательстве над этим «плацебным счастьем», эйфории от обладания предметом ничтожной ценности (бейсбольная карточка, коллекционная грампластинка), который в вожделевших глазах обретает ценность Святого Грааля, ради прикосновения к которому можно обокрасть, предать и даже убить. По большому счету, товары, которые Гонт продает своим покупателям — это более скромные аналоги толкиновских колец, разница лишь в том, что отнюдь не предметы подчиняют себе волю людей, счастливые обладатели расстаются с ней совершенно добровольно. И пока каждый из жителей дарит своей воплощенной мечте по собственному разуму, за окном уже начинают загораться первые огни.
Однако, именно здесь появляется новый, доселе невиданный в кинговских Сагах о Разрушении элемент — Надежда. Там, где Хейвен и Салем уже проваливались в гигантскую бездну, порожденную пороками их жителей, дабы сгинуть в ней без возврата, некоторые горожане Касл-Рока получают от автора второй шанс на Искупление. С чем это связано? Может, Кинг просто успел сердцем привязаться к этому местечку — благо, здесь разворачивалось действие еще нескольких романов писателя? Или он просто набрался с опытом определенной мудрости, заменившей более раннюю манеру жирных кровавых точек в конце почти каждого романа — туманными и расплывчатыми многоточиями? Этими вопросами задаются жители Города, Который Уцелел в финальных строчках, но ответ на этот вопрос известен только автору, который предпочел сохранить многозначительное молчание.
Больше Кинг никогда не вернется на улочки этого поселения (исключение — короткий рассказ из сборника «Кошмары и фантастические видения», который сам автор называл негласным эпилогом к «Самому необходимому»). В обозримом будущем он перестанет вновь отстраивать на своих страницах плотины маленьких городов только затем, чтобы потом смыть их с лица Земли потом мощным потоком из людской ненависти и жадности. Этот роман — словно финальная точка; отлитый золотом монолит свидетельствующий об окончании долгого пути, к которому он уже никогда не вернется.
baroni, 17 декабря 2007 г.
Одно из наиболее недооцененых произведений Кинга. Остросюжетный психологический роман, населенных огромным количеством действующих лиц. Впрочем, количество персонажей ничуть не отражается на их качестве — все, даже эпизодические персонажи, тщательно и почти что любовно выписаны Кингом. Автор создает по-настоящему живых, осязаемых героев: каждый имеет свой индивидуальный харатктер, свою неповторимую судьбу. Вообще, на примере «Нужных вещей» особенно хорошо видно, что сам текст романа является для С. Кинга живым, мистическим организмом, а не просто последовательным и складным изложением событий.
Собственно авторский месседж, основная идея «Нужных вещей», заключена в словах одного из ключевых персонажей: «Есть вещи, которые нам нужны, и вещи, которые нам хочется иметь». Кинг пишет о мире, в котором произошла тотатльная подмена: действительные, сверхличностные ценности, «нужные вещи», оказались вытеснены имитациями, симулякрами, фальшивыми поделками. Утратившая представление о подлинном и мнимом цивилизация, смоделированная Кингом в провинциальном городке Касл-Рок, неумолимо скатывается в апокалиптическую бездну.И винить в этом оказывается некого, кроме самих себя — покупатели сделали свой осознанный, личный выбор, а проданный товар, как известно, назад не принимается.
MarijaIvanovna, 23 июля 2024 г.
Очень сильные название романа («Самое необходимое») и мысль, стоящая за этим названием. В жизни так бывает: что-то кажется самым важным, самым нужным, самым дорогим и необходимым. А потом оказывается, что это пустышка, ничто, совершеннейшая ерунда. В моей жизни такое случалось (но в уже очень далёком прошлом), я знаю. Это иллюзии и ослепления, обычно случающиеся в молодости. Вот о них и рассказывают название романа и сам роман.
К слову, другой перевод названия романа, перевод «Нужные вещи», мне не нравится, он блеклый и ни о чём. Мусорное ведро тоже нужная вещь, но ради мусорного ведра герои романа не совершали бы таких ужасных поступков, что описаны в романе, ради мусорного ведра герои романа не заходили бы так далеко, как это описано в романе. В романе говорится не о нужных вещах вроде мусорного ведра, кастрюли или вантуза, в романе говорится о вещах почти сводящих с ума своей сверхнеобходимостью (ложной, конечно, сверхнеобходимостью).
Роман понравился на полные твёрдые 9 баллов.
martinthegod9, 26 сентября 2015 г.
Ох... Как же тяжело говорить об этом романе, не впадая в банальные «Это шедевр!» или «Это лучшее, что прочитал за последнее время!».. Как же не хочется через эти смутные и чересчур эмоциональные восклицания хоть как-то малейшим образом затмить или опошлить всю мощь, силу и значимость романа... Постараюсь взять на себя сложную миссию и хладнокровно, основательно охарактеризовать данное произведение.
Прочитав пролог, я сразу понял, что книга будет восхитительна. Сперва автор перечисляет множество персонажей, жителей уже знакомого нам городка Касл-Рок, причем перечисляет парой штрихов, парой проблем о том, кто на кого в обиде, кто кого не любит, у кого с кем какие-то счёты. Стивен Кинг понимает, что всё равно мы всех не запомним, но кое-что останется в памяти, а потом прорастёт и приживётся как сами собой разумеющиеся оттенки характеров жителей этого маленького городка. Так и произошло. И то напряжение, которым сквозит окончание пролога, то опасение, связанное со скорым открытием нового магазина, заставляет прочувствовать, что произойдет что-то очень и очень страшное...
Отвлекусь и скажу немного не об идейной стороне романа. Начав читать, я был поражен, насколько интересно ВСЁ, что в нём происходит. Интересны все персонажи, здесь нет героев, с которыми придётся скучать. Их секреты и тайные желания раскрываются нам постепенно, неуклонно следуя общей сюжетной...(даже не линии)...магистрали! И действительно, когда один персонаж сменяется другим, то это происходит в режиме реального времени + нередко в непосредственной близости этих сменяющих друг друга героев (примером может служить смена героя с алкоголика Хью Приста на мальчика Брайана Раска, когда Хью ехал по дороге и чуть не сбил какого-то придурковатого мальчугана, а через полстраницы мы перемещаемся в глаза Брайана, который думает, что тот старик Хью Прист его чуть не задавил). Этот пример может показаться мелочью, но те, кто прочитали «Нужные вещи», знают, что в мелочах, случайностях и деталях кроется Великая сила. В данном случае такой ход повествования заставляет представлять весь город Касл-Рок как единый живой организм. Также упомяну, что обычно в конце книг Стивена Кинга имеется /лютый экшен/рубилово/апокалипсис/что-то выходящее за все рамки/ — в любом случае то, что заставляет проглатывать страницу за страницей как можно скорее, теряя чувство реальности, сдавливая грудь и заставляя глубже и тревожнее дышать. Должен справедливо заметить, что в этом романе подобное чувство возникает страниц эдак за 250 до самого финала, в то время как в других произведениях автора эта часть обычно занимает последние страниц 100. Но что самое главное? То, что до этого «экшена» вся книга читается так же на одном дыхании, мы влезаем в шкуру каждого жителя городка, живём его грёзами и препятствиями, мешающими наслаждаться этими самыми грёзами.
А теперь давайте поговорим о ВЕЩАХ. Нет, о НУЖНЫХ ВЕЩАХ.
Первая мысль, которую, кажется, хотел донести Кинг, звучит так: Мы вкладываем в значение вещей больше, чем они представляют на самом деле.
Удочка помощника шерифа Норриса напоминала ему о лучших временах детства, счастливых днях рыбалки маленького Норриса со своим отцом; и он хотел вернуть по сути те необратимые мгновения, с которыми связал значение удочки. Карточка Брайана Раска представляла собой великий вклад в коллекционную серию отца, который не смог в своё время найти только эту карточку; Брайану кажется, что он тем самым продолжает важное дело, не законченное отцом, и чувствует гордость от этого. Лисий хвост Хью Приста тоже напоминал ему о старых временах, но еще он знаменовал собой Надежду. Надежду на то, что он пойдет в общество анонимных алкоголиков и перестанет пить, надежду на то, что в его уже совсем не молодом возрасте ещё всё можно исправить и начать жизнь с нового листа. Вера в то, что теперь всё изменится. Вера и надежда, которых так не хватало Хью Присту для понимания вообще значения своей жизни.
Вторая мысль до жути банальна, но здесь показана во всей красе: За всё нужно платить.
Те, кто надеялись на халяву, крепко ошибались, да только было уже поздно... Конечно, мистическая составляющая присутствует (гипноз Лиланда Гонта), но сами подумайте — если бы вам предложили то, о чём вы всегда мечтали, вы бы не сказали, что заплатите любую цену и сделаете всё что угодно? Уверен, не каждый сейчас подумает, что отдаст всё за свою мечту, за своё тайное желание. Но я вам, к сожалению, не поверю... Скелеты в шкафах стоят у каждого и манят к себе. А сознание человека, всё больше убеждаюсь в этом, — весьма хрупкая и тонкая вещица. И при должном и своевременном нажиме мы заплатим любую цену.
Третья мысль, думаю, звучит примерно так: Те вещи, ради которых нам пришлось многое сделать, имеют для нас ещё бо́льшую ценность.
Вспоминаются моменты завершения исполнения своей злой шутки каждым покупателем... Что они делали сразу после? Они хватались за свою любимую /карточку/очки/вазу/куклу/настольную игру/лисий хвост/удочку/ацку/ как за самое драгоценное сокровище. Потому что они заплатили за эту вещь. Заплатили даже больше, чем предполагали. В голове мы всё равно думаем: «Ну, эта вещь мне очень дорога, я же за ней лазал на крышу, рисковал жизнью, и прочее, прочее, прочее.» Мы умножаем цену этой вещи, когда на что-то идём ради неё.
Четвёртая мысль напрямую связана с первой: Мы обманываем себя, выдавая желаемое за действительное.
Я был просто как громом пораженный, когда в середине романа вещи жителей городка начали замечать другие жители, не их собственники. Оказалось, что лисий хвост ни новый, ни пушистый, ни мягкий, ни блестящий, а всего лишь гниющий, оборванный и грязный. Оказалось, что бейсбольная карточка не демонстрирует лицо лучшего бейсболиста, нет на ней подписи «моему другу Брайану», да и обшарпанная она, и нарисован на ней непонятно какой игрок. Оказалось, вместо превосходной, прочной и качественной удочки «Базун» Норрис всё время восхищался обыкновенной бамбуковой палкой с прикрученным к ней детским удилищем «Зебко». И ведь правда, когда мы покупаем какую-то новую вещь, нам кажется, что она идеальна, мы находим в ней всё больше и больше достоинств, а потом, спустя время, мы обнаруживаем, что купленная нами вещь — всего лишь набор обыкновенных деталей, которые тупо должны выполнять свою функцию, и всё.
Пятую, и последнюю о нужных вещах, мысль можно определить двумя словами: Подмена ценностей...
Кора Раск, кувыркающаяся в своих мечтах с Элвисом, наплевавшая на сообщение о самоубийстве её сына, тупо ждущая, когда свалят копы и она сможет вернуться в кровать. Дэнфорд Китон, вечно орущий на свою жену, унижающий её, и боготворящий и лелеющий настольную игру с лошадками, скачущими по ипподрому. Да даже не эти примеры... Все жители Касл-Рока, согласные «подшутить» над незнакомым человеком, наплевав, к чему это приведёт, наплевав, что находится в конверте, или зачем делать то-то, на всё наплевав, лишь бы заполучить и владеть объектом своих грёз.
И что же в итоге?
В итоге запущен дьявольски, безупречно слаженный механизм самоликвидации города. Города безумно человеческого, погрязшего в своих грехах, скрытого от стороннего наблюдателя за своими скелетами в шкафах. Города наивного, как и любой человек, падкого на легкомыслие и небеспокойство о ближнем, живущего лишь собственными мечтами и интересами, кричащего как марионетка «Это моё! Это моё!» Города, в итоге теряющего свою душу, променяв её на минутные радости и призраки прошлого...
Важно вспомнить, что на фоне всех этих мрачных и печальных мыслей автор дарит свет в конце тоннеля (вернее, в руках Алана Пангборна), веря, что человек не безнадёжен, что когда-нибудь он сможет стать независимым от преходящих и фальшивых ценностей. Нам дан второй шанс...
Прекрасный, напряженный, мудрый роман о вещах, которые мы так часто забываем. Не о Нужных, а о ГЛАВНЫХ ВЕЩАХ.
P.S. Очень зацепила драма, развернувшаяся между Аланом Пангборном и Полли Чалмерз. Переживал за них на протяжении книги всем сердцем.
greyofthedawn, 3 июля 2014 г.
Хоть Стивена Кинга и называют «Королем ужасов», для меня Стивен Кинг, прежде всего, всегда остается самым «человечным» писателем, прекрасным знатоком внутреннего мира людей, их психологии, их помыслов и сердец. Его очередной роман — один из лучших — является еще одним подтверждением этого нехитрого наблюдения.
Очень сильный роман. Его герои настолько яркие, живые, разноплановые, что читая его, ты думаешь: «Я надолго запомню имена этих людей», ты не забудешь их по прошествии всего лишь нескольких дней после прочтения книги, как это часто бывает... Хотя что уж там, в этом Стивен Кинг мастер — герои большинства его книг продолжают жить в твоей голове, а герои самых любимых — в сердце.
Повествование романа кажется довольно медлительным, и может быть, даже затянутым, но поверьте, это только подготовка, ибо ближе к концу он подобен взрыву бомбы: ты читаешь его с широко раскрытыми глазами, не веришь тому, как же все обернулось, даже не догадываешься, чем же все закончится, и даже не надеешься, что сквозь этот сгустившийся мрак пробьется хотя бы лучик света.
Очень философский роман. Читая его, я добавила не одну страницу в закладки. «Есть ли предел жестокости у рода людского?», «Почему у нас внутри так легко посеять сомнения?», «Почему мы готовы причинить вред другим ради своей выгоды?», «Почему мы готовы столь многим пожертвовать ради мнимых принципов?», «Почему люди, которые были рядом с нами, были такими дорогими, могут стать нашими врагами в один миг?», «Какие скрытые желания хранятся в нашей душе?», «Сколько мы готовы отдать за исполнение своих самых заветных желаний?» и еще так много вопросов, ответы на которые я, возможно, никогда не найду, но прочитав этот роман, я поняла важные вещи..
В общем, обязательно прочтите эту книгу, и пускай она поможет Вам стать хотя бы чуточку лучше: доверяйте своим близким, живите там, где ваше место, не превращайтесь в призраков, цените то, что у Вас есть, не разменивайтесь на мелочи, и пускай ваше сердце и душа будут чисты.
aptypi, 14 апреля 2011 г.
Запомните самое простое и замечательное правило коммерции: как только вы за вещь расплатились, она ваша.
Сколько вы готовы заплатить за вещь, которая вам жизненно необходима? Существование без которой, уже не представляется возможным? Готовы ли Вы вытряхнуть все деньги из кошелька? Оставьте...! Отныне с вас не возьмут больше, чем вы можете себе позволить. Гроши — за мечту. Пару баксов и небольшая услуга. Так уверял владелец нового магазина «нужных вещей». Жители Касл-Рока ринулись скупать вещи, за которыми таились их самые потаенные желания. Власть, вожделение, несметные богатства: все, что только можно пожелать, скрыто под видом обычных вещей — Бейсбольный вкладыш, лисий хвост, портрет «короля», рыболовная удочка. А обходительность, вежливость и учтивая приветливость лишь густая пелена обратной стороны. Каждый любит получать что-то просто так. Даже если это стоит всего...
Восхитительный роман. Скажите нудноват и затянут? Отнюдь. просто Кинг великолепно вырисовывает каждого героя (а их в книге немало) настолько детально, что он обретает жизнь, через яркие описания автора. Становится живым и осязаемым. Каждый герой ярок и индивидуален. Со своими страхами, причудами, проблемами. Настолько красочно, что кажется они готовы вот — вот спрыгнуть со страниц книги. Наберитесь терпения и вам воздастся за вашу выдержку. Сюжет, словно набирающий скорость локомотив — медленный и нерасторопный, но стоит ему набрать скорость и... тогда уж держитесь. Отдельно хочется отметить Лиланда Гонта, дьявола если хотите. Такой образ, по-моему, великолепен. Падший ангел не пристал перед читателем однобоким, вызывающим страх и омерзение чудовищем. Напротив, он вежлив и приветлив, но опять же, не со всеми. Обратите внимание как он разговаривал с уголовниками и людьми привыкшими к грубости. Он словно вор, подбирающий к каждой двери свою отмычку. Знает где надо подлить «сахарного сиропа», а где надавить авторитетным жестким словом. Люди тянутся к нему, говорят о нем, но вместе с тем и что-то невидимое простым взглядом отталкивает их. Блестяще!
Книга обнажает людские пороки, недостаточную духовность, аморальность, извращение. Каждого человека можно склонить к нанесению зла и вреда по отношению к другому. Достаточно только подтолкнуть. Слегка. Вы замечали, что все наши беды и проблемы в основном из-за мелочей. Проколотые шины, облепленное грязью белье, украденные деньги, и вот мы уже готовы грызть горло другу друг в слепой ярости.
Единственное,что может немного меня разочаровало это концовка.Я все ждал, что вот-вот случится, что-то такое...
Как итог 9\10
Nikonorov, 22 ноября 2017 г.
Хочется ругаться матом. Опять эта концовка. ОПЯТЬ ЭТА КОНЦ...
Ладно, по порядку.
Увлекло сразу. Понравилось. Очень кинематографичный роман. Типажи, в общем, стандартные, и я выудил из памяти полюбившиеся образы героев с экранов (например, шериф и Полли — из «Очень странных дел»). После чего читать стало еще интереснее. Но потом
(ЧЕРТОВА КОНЦОВКА КИНГ ЗАЧЕМ СКАЖИ МНЕ ЗАЧЕМ)
я осознал еще раз и закрепился в мысли, что Кинг пишет слишком
(надоедливо)
одинаково. Однообразно. Типично. Ничего нового.
Герои вышли немного туповатыми и КОНКРЕТНЫМИ в своих подозрениях. Поцарапали тачку? Значит, тот-то. Истоптали клумбу? О, это сделала та! Очень нарочитые, в общем, персонажи. Хотя можно списать всё на деяния Гонта, ибо шериф Алан остался же нормальным. При этом
(АААААА ЭТА ЖУТКАЯ КОНЦОВКА!!!11)
некоторые сюжетные линии удивили исходом. Как, например, случай с Брайаном Раском.
Вообще, Гонт напомнил Хлестакова из «Ревизора». Такой же махинатор. Это читалось бы еще интереснее, задействуй Кинг побольше психологии. И психологии потоньше.
Не понял, зачем нужно было разносить город. Вообще, моя главная претензия — убийство какого-никакого реализма. Вот как мистическая составляющая была лишней в «Терроре» Симмонса, так она кажется лишней и здесь. А фишка со снами и голосами в голове уже набила оскомину.
Теперь по концовке: один вопрос — ЗАЧЕМ? Какие змеи, какие цветы, какие снопы света? Это вот все зачем? Где предпосылки к такому повороту событий? Ружья, крючки? Как такое пришло в голову к шерифу? Как он допетрил до того, чтобы перенести фокусы на борьбу со злом? Ой, не могу, как же меня это взбесило.
Нет, роман-то отличный. Если б не последние 30 страниц. Так все лихо закрутить, так сжать пружину развязки, устроить такое месиво! Тут вам и массовые побоища, и убийство за убийством, и врезавшиеся друг в друга пули, и уничтожение города (вспомнил последние главы «Ста лет одиночества» Маркеса). И чего только нет. И так тупо взять, достать боженьку из машины и убить все то, что так тщательно было взведено...
Тем не менее, читал с интересом и очень ждал, чем же все закончится.
Да, кстати, об эпилоге — и что дальше? Смысл борьбы, если Гонт смотался в новый город? Что будет дальше? Планомерные локальные апокалипсисы? На мой взгляд, последняя схватка прописана очень невнятно и абстрактно, сумбурно. Какие, нафиг, кареты? Почему Алан был так спокоен? Ведь беда, как и «Оно», может вернуться.
Veronika, 10 мая 2011 г.
И почему я до сих пор не написала отзыв?
«Необходимые вещи» — лучший (из прочитанных мною) роман Кинга.
Старая-старая история о том, как люди «продают» душу дьяволу. «Продают» — именно в кавычках, потому что душу теряют, а получают — ничто.
«Уж сколько раз твердили миру»(с), что нельзя идти на такие «сделки», но люди продолжают наступать те же грабли с дивным упорством.
История вв любимых декорациях Кинга: маленький американский городок. Открывается новый магазин «Необходимые вещи». А в нём...
А в нём каждый приходящий находит свою мечту. И купить мечту так доступно: символическая сумма и — маленькая гадость. Незнакомому человеку. Ну, постиранные простыни грязью вымазать. Ну, порножурнальчики из стола да на всеобщее обозрение выложить.
Или гадость покрупнее: убить собачку, разбить окна.
(Вот только предметы, воплощающие мечту, какие-то странные. Их нельзя показать другим людям)
Вот так, потихоньку, дьявол ловит чуть ли не каждого из жителей городка на индивидуально подобранную удочку. И жизнь в городке превращается в ад. Реальный такой, с жертвами и разрушениями.
Только полицейского Алана не удаётся поймать на что-то материальное. Впрочем, к нему тоже пытаются найти удочку,
Вот такая старая история на новый лад. Это не дешёвые страшилки из «Оно», это серьёзно.
харамаки Зоро, 25 апреля 2019 г.
Где то я читал, мол, Нужные вещи первый роман, который Кинг написал избавившись от зависимости к различным порошочкам(нет ребят, не стиральным) и жидкостям. И, чесслово, лучше бы он от неё не избавлялся, но обо всем по порядку.
Что мы имеем: занюханный городок в глубинке, где у каждого свои грязные секретики, главный, ну условно главный, герой-шериф переживший трагедию-потерю родных(привет билли(дэнбро)), таинственный новый магазинчик, который открыло нехорошее создание, жаждущее забрать вашу душу(хорошо что не кровь).
И тут «постоянный» читатель усомнится: хммм, где то я подобное уже видел. Да Кинг здесь не решает бросаться в эксперименты, но использует отработанную формулу, отработанную много, много, действительно много раз. И ты такой думаешь — ну дядька Кинг уже наловчился в этих штучках, авось, чего выдающееся выкинет. Хотелось бы...
Концепция, точнее идея, прослеживающаяся на протяжении всего романа хороша, тут старик не подкачал. Бессмысленная жажда накопления, и его привязанность к (не)нужным вещам, общество потребления до добра не доведет.
Так же, как всегда у «мастера» хорошо прописаны бытовушные моменты, все эти отношение между персонажами(коих великое множество) будь то любоф али ненависть, все они весьма правдоподобны, как и сами персонажи.
Вот ещё хорошее изречение от седа вспомнилось«призрак этот не мертвый, который не может упокоиться, но тот кто не может оставить прошлое и живет только им» это приблизительно, читал уже давненько.
Помимо этого радует наростание конфликта, где простая неприязнь жителей друг к дружке превращается в желание убить, и приводит к геноциду, что ли, городка. В этом Стиву, конечно, не откажешь, вот уж где он мастер.
На этом все хорошее в принципе заканчивается, все прочее(в частности диавол) вызывает недоумение, возмущение и усмешку.
Расскажу подробнее: после того как я дочитал книгу, я с просил себя — что это было?!... и право не смог сформулировать ответа.
Антагонисты, вот эти парни с того света — той стороны добра и зла — луны — чего бы то ни было ещё у Кинга не всегда хорошо получались, признаемся честно, так же как и финальное столкновение двух лагерей, и если, скажем, сюрреалистическая битва неудачников с оно, в Оно(хехе), с лихвой оправдывалась буквально всем остальным, здесь же этого нет и оправдать произошедшее здесь нечему.
Всё же прочее, все эти историйки надломленных людей, слишком муторны и, право же, не особо заслуживают внимания, так же как и вся книга.
Вот Кинг мог лучше, я и ожидал лучшего, но есть что есть... Не буду рекомендовать это никому, лучше почитайте Бесов)
Гриф Рифт, 16 сентября 2010 г.
Какие тайные желания хранятся в душах каждого из нас? К каким последствиям может привести их исполнение, а главное на что мы готовы пойти ради этого? У каждого найдётся тайное желание ради исполнения которого, человек продаст душу дьяволу даже не задумываясь, но не каждый готов это признать и вовремя остановиться!!! Этот роман яркое тому подтверждение! Лиланд Гонт внезапно появился в Касл-Роке, и никто сразу не спросил себя откуда этот странный чудак исполняющий любые желания? Жители этого городка в своих душах, в самых глубинах своего я держали ту крупицу зла, которой воспользовался демон. И надо сказать очень умело! У каждого жителя Касл-Рока непростая жизненная ситуация, которую они хотят решить легко и казалось бы «бесплатно» — всего лишь за шутку над другим! Но никто из них не догадывался к каким последствиям это приведёт!!!! Вот тут и начинается самое интересное... и описано всё довольно красочным языком, читается легко и с интересом.. Заранее прошу простить если со мной не согласятся, но для каждого произведения нужен определённый настрой, так что отзыв пишу под его влиянием. Лиланд Гонт оказался лишь отправной точкой всех произошедших событий, и для каждого он смог создать иллюзию исполнения тайных желаний. И люди грешили — похоть, ненависть, злоба. вот что выходило из их душ!