Решад Нури Гюнтекин «Листопад»
После смерти близких османский финансовый чиновник Али Риза испрашивает для себя должность в отдаленной провинции и срочно выезжает туда, чтобы на чужбине отвлечься от своего горя. Вскоре он женится, и на свет один за другим появляются дети. Али Риза понимает, что теперь не может больше колесить по стране, и оседает в Стамбуле. По мере того как дети растут, Али Ризу все чаще посещают мысли о старости. Но осень жизни подкрадывается слишком незаметно, и Али Риза оказывается в замешательстве — он не знает, как теперь жить и что делать...
страница всех изданий (1 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Шербетун, 28 августа 2018 г.
»... наши дети – это наша старость.» (А.С.Макаренко)
Грустная жизненная история, к сожалению, сюжет её не нов и встречается повсеместно. Вопрос «ненужности» и одиночества стариков стоит остро в любую эпоху в любой стране. А молодежь как всегда не прислушивается к мудрым советам опытных людей и набивает шишки, огорчая родных. История, описанная Гюнтекиным, будет актуальна, пока будут существовать конфликты между родителями и детьми, то есть быть ей таковой всегда. Возможно, Али Риза-бей что-то упустил, воспитывая детей? Столь ли они безупречны, как ему казалось? Может, не стоило изначально занимать созерцательную позицию по отношению к происходящему в семье и в обществе? Понимание реальности приходит с возрастом, только поздно уже что-либо исправлять.
Второй важный пласт в романе – это вопрос следования принципам, так ли это необходимо, насколько оправдано и всегда ли верно. На примере героя можно сказать, что его принципы не всегда наследуют и воспринимают дети, а отсюда и проблемы во взаимоотношениях. А стоит ли изменять себе? Но тогда и все прожитое время покажется бессмысленным. А все попытки стать своим в мире с исказившимися моральными устоями проваливаются.
Герой застрял — и шевельнуться, и изменить ничего не может, остается возможность только говорить, но если его не слышат и не желают слушать, то и толку от его речей мало. Он вынужден выбирать между своими идеалами и семьей, притворствовать, адаптироваться в чуждом ему новом мире, прятаться под маской, придушивая себя как личность. Одиночество в собственной семье и безмолвие – вот его удел...