Гай Светоний Транквилл «Жизнь двенадцати цезарей»
Просвещенный древнеримский писатель Светоний, личный секретарь императора Андриана, остался в истории как автор сборника биографий «Жизнь двенадцати цезарей» — одного из основных источников нашего знания о наиболее скандальной и волнующей с точки зрения политики эпохе в истории Древнего Рима. Перед читателем пройдет вереница властителей мира — тиранов и полководцев, божественных героев и кровожадных сумасшедших — от Юлия Цезаря до императора Домициана. Текст проливает свет как на политические интриги, так и на интимную жизнь цезарей, сочетая увлекательность повествования с классической ясностью античного слога.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— антологию «Жизнь двенадцати цезарей. Властелины Рима», 1999 г.
Похожие произведения:
- /период:
- 1930-е (1), 1960-е (1), 1980-е (1), 1990-е (4), 2000-е (3), 2010-е (1), 2020-е (1)
- /языки:
- русский (12)
- /перевод:
- М. Гаспаров (4)
Аудиокниги:
страница всех изданий (12 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zvezdochet2009, 15 августа 2025 г.
Книга древнего мыслителя, политика и философа Гая Светония Транквилла «Жизнь двенадцати цезарей» относится к жанру исторических сочинений и включена в золотой фонд исторической литературы. Любой студент-историк должен прочесть этот труд, если хочет разобраться в подробностях развития и упадка Рима, любой ученый-историк и просто грамотный, образованный человек – должен иметь эту книгу в своей библиотеке.
Исторические труды грешат двумя основными недостатками, и вынуждены балансировать между ними, выискивая некое золотое сечение жанра.
Первый грех – историческая недостоверность, превращающая книгу в сборник басен и сплетен, ничем не подтвержденных, или фактов перевранных настолько, что событие выворачивается наизнанку. Обычно такие книги пишутся в угоду конъюнктуре и политической ситуации, и к сожалению, сильно засоряют поле исторических исследований. Разумеется, подлинно научными они считаться недостойны, да и к строю хорошей публицистики причислять их – слишком высокая честь.
Второй недостаток относится к стилистике – это скукота в изложении событий. На самом деле нет ничего интереснее реальных исторических событий, но даже самое захватывающее из них можно подать так пресно, нудно и затянуто, что все мухи в округе передохнут с тоски. Среди выдающихся исторических трудов частенько встречаются и такие книги: читать их необходимо, но трудно, в итоге прочтение превращается в подлинную муку, а окончание чтения – в облегчение и некое подобие катарсиса.
«Жизнь двенадцати цезарей» не страдает ни тем, ни другим пороком и блестяще передает историю возникновения в Риме первых принцепсов, начиная с великого Цезаря и заканчивая Домицианом. Эта книга написана живым, простым, но элегантным языком, который прошел к нам сквозь века и позволяет узнать определенные подробности из жизни цезарей, о которых учебники истории как правило умалчивают.
Жизнь бурлила в Древнем Риме. Правление каждого принцепса было ознаменовано массой важнейших политических, военных, экономических событий. Мощь Рима возрастала, его границы ширились, его легионы покоряли все новые народы, превращая империю в первую древнюю сверхдержаву, равной и подобной которой не было и вряд ли найдется.
Мы видим в жизнеописании цезарей, как через призму жизни каждого правителя преломляется эпоха – это чрезвычайно увлекательно. Транквилл максимально бесстрастно и объективно излагает материал, описывая ровно то, что известно о каждом и давая полные, объемные портреты цезарей. Биография правителя начинается с его детства, юности, зрелых лет и завершается закатом. Описываются важнейшие реформы и свершения, достоинства и недостатки. Злобный Тиберий, сумасшедший Калигула, жалкий Нерон, божественный Август – каждый цезарь раскрывается как цветок, который можно разглядывать и исследовать. Обилие имен, событий, специальных терминов не мешает, а скорее разжигает интерес к дальнейшему чтению. Процессу чтения хорошо помогает обилие ссылок, раскрывающих определенные подробности.
Словом, книга Танквилла является одним из лучших образцов исторического сочинения «от первого лица» — то есть, когда современник повествует о своих сородичах, опираясь на прямые источники. Это не компиляция, не агитка – это свободный и увлекательный рассказ о самой интересной эпохе в жизни Рима, о поре его расцвета и максимального могущества и правивших им цезарях.
Фалкон, 4 ноября 2015 г.
Я не считаю себя историком; однако, при просмотре, допустим, исторических фильмов Виасат Хистори, я обнаруживаю, что ничего нового, по сравнению со Светонием, из них, почерпнуть не могу. И могу сравнить с Тацитом (остальных — не читал). Это — легкое чтение, правда, довольно непривычное для современного читателя (разделение на тематические параграфы); насколько мне известно, его и историком никто из современных «историков» не считает. И множество высказываний именно из Светония до сих пор известны.
Должен отметить, что именно благодаря ему лично я, например, знаю множество скабрезностей относительно римских императоров, «имеющих на слуху».. Что Цезарь — это «злачное место Никомеда» и «вифинское блудилище» — это от него. Про то, чем занимались Агриппина, Мессалина, Калигула, да и прочие — тоже от него. При этом я отнюдь не против отображение таковых «скабрезностей» — вот когда мне в фэнтези вставляют многостраничные садомазохистские сцены — тут я против; а если описывается история — то я за.
Еще раз подчеркну — легко читается; почти постоянно ухмыляешься; и убеждаешься в мысли, что каждый император — суть недоносок, страдающий многочисленными гнусностями. Это не касается Великих Сципиона, Мария, Эмилиана; даже Лулулла (который, кроме обжорства, «страдал» довольно великими военными доблестями), а где были императоры?
Рекомендую: 1. Людям, которые уж сильно за Рим (который сам по себе неплох). 2. Людям, которые хотят обличить Рим, как скопище пороков. 3. Людям, которые хотят просто узнать, но никого не обличать.
Какую оценку? Я считаю, что это не вполне историческое произведение, как оценивать? Как литературное? Хм. Семь поставлю; все-таки, читается легко, не вызывает желание вырвать глаз автору после первой страницы.
P.S. У меня — в мягкой обложке; такого издания нет тут вообще.
strannik102, 15 июля 2017 г.
Впервые эту книгу читал где-то в середине 80-х — требовалось в связи с учёбой на юрфаке, — и тогда впечатления остались явно не в её пользу. Показалось и скучновато и нудновато и сумбурновато и суховато и ещё разные «...вато» можно присовокупить к тем старым впечатлениям. И потому книга числилась в списке прочитанных с оценкой 6 из 10 возможных.
А вот тут чего-то вдруг накатило — захотелось и впечатления о книге освежить, и в историю поглубже занырнуть (ну, туда, к началу 1 тысячелетия новой эры). Знаете чего я вам скажу — старые (в смысле, давно прочитанные книги) иногда полезно перечитывать. И отношение к читаемому обнаруживается совсем иное, и оценка другая и книге и автору, да и интерес к материалу более взрослый и взвешенный.
Для меня, как для чела с бывшим юридическим образованием, книга представляет интерес как документ о римском праве. Не обо всём праве, но однако по мере чтения постоянно утыкаешься в фактическую информацию о самых разных юридическим аспектах жизни римлян и граждан Рима, а также и о негражданах Римской империи. И за этими мелькающими в книге подробностями куда как интересно следить со специальным прицелом — всё-таки в основе современной юриспруденции много чего «римского» содержится.
Однако в книге Транквилла много и бытовых подробностей и деталей, характеризующих жизнь людей того времени. Конечно, ракурс авторского подхода к освещению темы таков, что он выхватывает только отдельные моменты и эпизоды, косвенно или напрямую связанные с описываемыми историческими личностями — в этом смысле уместна аналогия со светом автомобильных фар в ночное время — всё, что попадает в освещённую полосу, видно хорошо, но что там проносится мимо в неосвещённой зоне — так и остаётся неизвестным. Так и тут, в книге содержатся только те факты, которые прямо или косвенно попадают в зону интереса Гая Светония Транквилла как автора 12 биографий римских цезарей, а факты и эпизоды, напрямую с их жизнями не связанные (пусть даже они и имели важное значение для Рима или его областей и провинций), в книгу не попали.
Однако эти нюансы авторского подхода совсем не умаляют значимости книги, и удовольствие от чтения было совершенно искренним и неподдельным.