fantlab ru

Юрий Петухов «Звёздная месть»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.83
Оценок:
260
Моя оценка:
-

подробнее

Звёздная месть

Роман-эпопея

Аннотация:

ХХV век. Мощь земной цивилизации безгранична. Ее космический флот может уничтожить любую нечеловеческую расу в отдельности и все их вместе взятые. Однако, в своем могуществе Земля не замечает нависшей над ней чудовищной угрозы Вторжения Извне, с которой человечеству еще никогда не приходилось сталкиваться. Надвигающийся апокалипсис может предотвратить космодесантник-смертник, младенцем найденный в анабиозной капсуле на краю вселенной...

Самый скандальный российский фантастический роман начала 90-х (1990—1995) от мастера антиутопии Юрия Петухова по масштабу не имеющий себе равных в отечественной литературе. Невероятные повороты событий, десятки измерений, сотни пространств, три Вселенные, всепланетные и всепространственные войны.


Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


5.65 (297)
-
8 отз.
6.06 (195)
-
5 отз.
6.30 (163)
-
6 отз.
6.34 (152)
-
3 отз.
  • Меч Вседержителя  [= Армагеддон; Смертельный бой; Свержение; Смертный бой; Гибель Земли] (1994)  
6.09 (144)
-
2 отз.

Похожие произведения:

 

 


Звездная месть
1990 г.
Звёздная месть
1991 г.

1993 г.

1994 г.

1994 г.

1994 г.

1994 г.
Ангел возмездия
1998 г.
Бунт вурдалаков
1998 г.
Вторжение из ада
1998 г.
Меч Вседержителя
1998 г.
Погружение во мрак
1998 г.
Ангел Возмездия
2002 г.
Бунт вурдалаков
2002 г.
Вторжение из Ада
2002 г.
Меч Вседержителя
2002 г.
Погружение во Мрак
2002 г.
Тирания. Под игом демократов. Гибель России
2004 г.
Звездная месть. Армагеддон
2005 г.
Звездная месть. Вторжение
2005 г.
Звездная месть. Каторга
2005 г.
Звездная месть. Пристанище
2005 г.
Звездная месть. Система
2005 г.
Свержение
2005 г.

Периодика:

Приключения, фантастика 2'92
1992 г.
Приключения, фантастика 3'92
1992 г.
Приключения, фантастика. — 1992. — № 4-5
1992 г.
Приключения, фантастика 5-6'93
1993 г.
Приключения, фантастика 1'93
1993 г.
Приключения, фантастика. - 1993. - № 2
1993 г.
Приключения, фантастика 3'93
1993 г.
Приключения, фантастика 4'93
1993 г.
Приключения, фантастика 2 94
1994 г.
Приключения, фантастика 4 94
1994 г.
Приключения, фантастика 5'95
1995 г.
Приключения, фантастика 2'95
1995 г.
Приключения, фантастика 3`95
1995 г.
Приключения, фантастика № 1, 1996
1996 г.
Приключения, фантастика № 2, 1996
1996 г.
Приключения, фантастика № 3, 1996
1996 г.
Приключения, фантастика № 4, 2004
2004 г.

Самиздат и фэнзины:

Звёздная месть: Ангел Возмездия, Бунт Вурдалаков
2017 г.
Звёздная месть: Меч Вседержителя. Сатанинское зелье
2017 г.
Звёздная месть: Погружение во Мрак, Вторжение из Ада
2017 г.

2023 г.

2023 г.

2023 г.

Издания на иностранных языках:

Rache aus den Sternen
2005 г.
(немецкий)
Rache aus den Sternen
2009 г.
(немецкий)
Rache aus den Sternen
2015 г.
(немецкий)

страница всех изданий (50 шт.) >>

 



Рецензии в авторских колонках



— ХельгиИнгварссон: Свет беспощадный 2022-03-24 25 (16)

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и большинство присутствующих, «Звездную месть» (далее «ЗМ» для краткости) начал читать в 90-х, в журнале «Приключения и фантастика», в юном возрасте. Причем получилось так, что читать начал со второй части, с «Бунта вурдалаков». Прочитав, был в легком… как бы цензурно выразиться… изумлении от стиля автора и всего происходившего в книге. Потом прочитал, собственно, «Ангела возмездия», больше ничего в сельской библиотеке не было.

Уже после появления этих ваших интернетов скачал всю эпопею и прочитал снова, дабы составилось некое целостное впечатление.

Недавно, ради интереса, перечитал еще раз, чтобы, так сказать, ощутить те эмоции, которые испытывал при чтении впервые.

Ну, что сказать… Ощутил)))

Есть такой стиль, как космическая опера.

«ЗМ» в этом случае – космическая опера, исполненная хорами отделения алкогольного делирия местного наркодиспансера, отделения воинствующих шизофреников психдиспансера с бэк-вокалом из воров-рецидивистов и ура-патриотов. Представьте себе этот слаженный хор и составите впечатление о «ЗМ» как космической опере.

Вместе с тем, автору не откажешь в мощном литературном таланте, написать такой опус магнум – дорогого стоит, со всеми сюжетными поворотами, отворотами, сиквелами и вбоквелами.

В общем, почему это стоит прочитать:

1. Яркий образец российской литературы 90-х, когда стало все можно, но никто не знал — что именно можно. Лютый космический трэш, ядреный стероидный коктейль из Гаррисона, Нортон, приправленный Шекли, «Чужим» и «Звездными войнами» с основой из «Удара русских богов» но при этом написан по-своему талантливым автором. Истовая вера в возрождение России впечатляет, жаль только, что в ущерб всему остальному. Мир утопает в грязи, пороке, разврате, всех смертных грехах – и только в России березки шумят, церквушки и жарко натопленная березовыми дровами изба священника…

2. Придуманная Петуховым многоярусная Вселенная и орды самых разнообразных монстров – это, кроме шуток, реально сильная вещь, наворотить такое, и при этом как-то удерживаться в придуманном мире, такое не каждому дано. Даже Головачеву. Так что, бездарным автора назвать нельзя, талант у человека был, и немалый, жаль вот только, что пошел он в эту сторону.

3. Несмотря на всю лють, читается с интересом. Хочется-таки узнать, чем дело кончится и что автор нагромоздит еще в своих псевдопространственных квазивременных неузловых микроярусах-веретенах.

4. Для 90-х удивительно мало сексуальных похождений, любой герой американского палп-фикшена (Рик, Мик, Дик или Джек) уже перетрахал бы полкосмоса к концу первой книги, а тут — практически целомудрие. Плюс автору, не скатился в эту яму.

Почему это не стоит читать:

1. Это произведение соответствует слову «trash» в его изначальном смысле. Автору настолько нравятся фонтаны слизи, гноя, крови, червей и их смешение в разных пропорциях, что диву даешься.

2. Логика развития героя отсутствует. Главный герой, изначально представленный, как обычный десантник-смертник, этакий «старый, опытный камикадзе» в течение повествования становится уже чуть ли не славяно-ведо-арийским волхвом. Где он научился волхвованию – история умалчивает, видимо, Петухова накрыло славяно-ведами в процессе написания второй части, а заморачиваться на тему стажировки ГГ у волхвов он не стал. Не, ну вряд ли в школе космодесов этому учили!

На каждый чох находит ведическое противодействие (щиты Вритры, меч Кришны,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
елда Индры
и т.п). Опять же, непонятно, зачем десантнику 25 века учиться биться на мечах, и это умение (как и ведическая ведичность) проявляется в ГГ только во второй части, и так же в никуда исчезает в третьей, чтобы всплыть в конце.

Физическим явлениям, таким, как «откат», работе вундервафель типа «возвратника» и другим — объяснений не дается, читатель должен домыслить сам.

3. Диалоги потрясающе убогие. Все персонажи разговаривают или на языке больших ученых (ну, как это понимал Петухов — типа любой интеллигент обязательно разговаривает с собеседником, как 3-летним малышом, сначала это забавно, потом начинает бесить, т.к. умные люди так не разговаривают), или на псевдоблатном языке гопообразной шпаны 90-х. Никаких попыток придумать хотя бы новые жаргонные словечки или технические термины новых тысячелетий. Зато в 30-каком-то веке знают слово «предбанник», а в 25-м веке блатную феню 20-го. На языке гопников говорят даже трехглазые негуманоиды.

Женщины все (за исключением двух Ивановых любовей) тоже все разговаривают, как подзаборные шаболды. Да и с речью у многих проблемы. Большинство персонажей сипят, сопят, хрипят, гнусят и «гугниво бормочут». Я понимаю, что в жизни люди редко разговаривают, как доктора лингвистики, но в данном случае это просто удивляет...

4. Передоз монстров. Лавкрафт, конечно, по сравнению с Петуховым — щенок, но и меру надо знать, автор наплодил их такое лютое, бешеное количество, хоть и весьма реалистично написанное, что уже не понимаешь — зачем? Тут как раз количество не переходит в качество — к примеру, у Лавкрафта один Ктулху страшен, но тысяча Ктулхов была бы уже смешной.

5. Любовь к букве «Ы». «Ы-ы-ы» — ревут монстры, «Ырзог» зовется астероид.

6. Развязка? Ну? Deus ex machinа, конечно… Но ладно, понимаю, развязать такую кучу узлов и пространств автор иначе не мог. Так что тут ему не в укор.

7. Забыл — ГГ не ест. Вообще ничего не ест, кроме неких «шариков-стимуляторов». Только иногда пьет воду. ЕМНИП, за всю эпопею он, по-моему, ни разу ничего не ел.

В общем, по результату, наверное, советую почитать, ибо все-таки забавно.

Жаль, что Петухов умер, кто знает, возможно, из гусеницы «ЗМ» и выкуклилось бы вполне зрелое очередное произведение. Или нет...

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман. Ну, как отличный? Кому-то Лем, кому-то Брэдбери, другим Саймак, или Гуляковский. Однозначно, произведение — одно из лучшего в современной российской фантастике, жанр «лёгкое чтение». Кстати, я совершенно случайно узнал, что был такой автор — Петухов. Очень жаль, что ушёл он из жизни рано. Возможно помогли, ибо предвосхитил всю дрянь нынешнюю «отцов нации» — всё то же, о чём писали поздние Стругацкие. Чем-то напоминает раннего Головачёва, читается на одном дыхании, хотя у мэтра Василия поболее «научной-фантастичности», а Юрий Дмитриевич и пофилософствовать любит. «Звёздная месть» занимает такое же место в зале славы российской фантастики как «Чёрный человек», или цикл «Реликт» Головачёва или произведения Бушкова. Талантливый был писатель... Рекомендую.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличнейшее произведение, одно из лучших, а может и самое лучшее из современной российской фантастики.

Какой полёт фантазии у автора. Сколько различные идей в романах реализовано.

Масштаб происходящего тоже потрясает воображение.

В конце концов в жанре космических боевиков не так уж много произведений, которые хочется перечитывать снова и снова.

Я вот недавно начал перечитывать. Уже в который раз. Да ещё с середины цикла.

Думал, что через пару страниц брошу, уже до этого два раза читал, плюс ещё в детстве в журналах.

Но там частями шли публикации. Поэтому читалось всё в перемешку, разные части.

И всё равно было интересно.

Ну так вот, сейчас уже всё скачал. Начал по-новой перечитывать. И так захватило, так увлекло, что один роман прочитал, начал читать второй, и сейчас читаю. И как будто в первый раз.

Вот что значит — талант у автора.

На него набросились да и здесь его дерьмом поливают исключительно потому, что он не скрывал своих негативных взглядов в отношении действующей власти. Не приветствовал он так называемую «демократию» в России 90-2000-х.

И ещё его увлечение псевдонаучными теориями. Ну а кто из известных людей этим не грешил? Ещё приплетают ему какой-то антисемитизм. Где, в каком месте он призывал делать что-то в отношении евреев?

Ни в художественных текстах ни в своей публицистики никогда он ничего такого не писал.

Его критики называют его бездарным, но это не объективная критика. Это личная неприязнь к человеку. А у автора вполне хороший, грамотный язык. Всё чётко, лаконично, но при этом исчерпывающе описано. Самое то для такого жанра.

И кстати, те, в комментариях, кто видимо относится к либеральной шизе и верещит, какой автор плохой, я посоветую взглянуть на эту пенталогию с другой стороны.

Автор продвигал инклюзивность ещё до того, как это стало мейнстримом.

Среди главных и второстепенных героев мы видим: белого мужчину, чёрного мужчину, азиата-карлика, двух сильных белых женщин, двух цветных женщин, инвалида с протезами рук.

Самая настоящая инклюзивность.

Всё по современной моде. Но только грамотно, живо и интересно выписано.

Есть чему поучиться совремнным писателям и киношкникам.

Кстати, я бы очень хотел увидеть экранизацию этих книг.

Как в виде фильма с живыми актерами, так и в виде анимации.

Либо в формате сериала.

Да никакие Звёздные войны вообще рядом не стояли.

Плюс Петухов максимально отталкивающе изобразил зло, максимально неприветливо.

Для этого тоже нужен талант.

Поэтому советую читать и перечитывать.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я с некоторыми колебаниями решилась на отзыв, так как признаться в том, что прочла пенталогию, судя по всему, не этично, слегка преступно и уж точно вообще не модно.

Ну... вот такая я законченная дрянь: прочитала и восхитилась.

Да: я, конечно, понимаю, что подставляюсь «под пули» уважаемых критиков, однако:

- Проект «Звездная месть» отлично срежессирован и великолепно исполнен;

- Это практически единственная известная мне вещь столь глобально-впечатляющего масштаба, в которой не делается акцент на эротическую составляющую. Иллюстрации действительно не в счет;

- Фонтан невероятно завораживающих идей касательно построения вселенной и мироздания;

- Одновременно и «твердая» НФ, и фэнтези, и, скажем так, допускаемый реализм, да еще со вкраплениями мифологии, частично совершенно неординарной — я вам доложила бы... Впечатляюще.

Прекрасно отдаю себе отчет, сколь не восторженно в рунете (и на fantlab'е в частности) относятся к Юрию Петухову. И поэтому не стану рекомендовать для прочтения ни взрослым, ни детям. Скажу лишь, что сама послушалась рекомендации, прочитала с огромным (реально) удовольствием, и сохраню прекрасные впечатления от «Звездной мести» на всю оставшуюся.

Оценка: 10
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

По опыту знаю: буде дело на литературном, техническом, метафизически-религиозном, да пусть даже порнофоруме: стоит сказать хоть что-нибудь положительное о творчестве Юрия Петухова, как мигом окажешься под ураганным залпом плевков, криков, истеричных обвинений в безвкусице и ещё похуже. При этом очень многие критики (да кого я обманываю — злопыхатели!) горделиво уверяют, что «ниасилили», «читать невозможно, поэтому прочёл только первые ... страниц» и т. д., всё по лекалам знаменитой фразы о Пастернаке. Нет ни одного другого произведения, во всяком случае, мне о нём не известно, которое столь яростно, шквально, с пеной у рта пытаются разорвать на мелкие куски и объявить «не литературой». Я не говорю здесь о конструктивной критике (почти неслышимой в общем хоре злословия!), с которой тот или иной человек высказывается, допустим, о Иване Ефремове или, положим, Александре Казанцеве: да, читал, мне не понравилось, поставил низкую оценку — бывает; кому-то нравится арбуз, а кому-то — свиной хрящик. Меня, например, тоже не прельщают идеи строительства коммунизма в Большом Магеллановом облаке, и мысль разжечь на всю вселенную пламя мировой революции тоже не кажется особенно удачной.

Итак, творчество Петухова в целом лично мне нравится. У него вполне крепкая проза, грамотная речь и отличное знание предмета. Правда, должна оговориться, что читала не всё, всякие там «Прорицания», «Классификаторы пришельцев», «Воспоминания узников секретных правительственных лагерей» прошли мимо меня. Я говорю о «Боли», «Приходите в гости к нам», «Как там в Париже» и т. п. — в принципе, реалистичных вещах с некоторым налётом мистики, а также — о безусловно фантастической «Звёздной мести».

Прочла её от начала до конца, все 5 частей, до последних строк о золотом памятнике и разговоре с маленькой девочкой. Потом несколько раз перечитывала — не назло кому-то, не оппозиционно, а просто потому что понравилось. Чёткий стержневой сюжет. Невероятная концентрация идей, многие из которых потом.. м-мм.. были безвозмездно позаимствованы последующими авторами (один только эпический штурм космоцентра под предводительством Кеши Булыгина встречала впоследствии раза три), логичная и завораживающая концепция мироздания — свёрнутые пространства, сферы-веретёна, гирлянды миров, по которым можно бродить тысячелетиями и так никуда в итоге и не прийти, Невидимый спектр. Это самая настоящая фантастика, прикоснуться к которой — бесценно.

«Звёздная месть» — прекрасная, сильная, вычерченная эпопея, и насколько мне известно, по сей день литературоведы затруднились точно определить её категорический жанр. Кстати, голые красотки, помянутые в предыдущих комментариях, существуют только в воображении комментаторов, ибо по сути вся «Звёздная месть» на самом деле чуть ли не болезненно целомудренна — межгендерные отношения лишь пунктирно обозначены, а откровенных эротических сцен просто нет.

Порекомендовать в итоге могу только одно: нравятся вам эти книги или не нравятся — решать только вам. Не позволяйте себе пойти на поводу любого чужого мнения, в том числе того, которое я сейчас столь пространно изложила. Петухов и его «Звёздная месть» — это, доложу вам, эпоха. Моя чисто субъективная оценка — 10. За-во-ра-жи-ва-ю-щее полотно..

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приступая к отзыву на роману-эпопею «Звёздная месть», хочется обратить особое внимание на тот исторический период, в который он был написан. Слом советской системы, жажда нового и неопределённость будущего страны вызвали в обществе небывалый спрос на переводную литературу. Помню, как тогда на ура воспринималась любая фантастическая книга с яркой обложкой, в которой очередной Джон или Майкл одерживал победу над инопланентными монстрами. Российские писатели влились в эту волну приключенческой фантастики чуть позже. И вот, на книжном рынке появляется журнал «Приключения, фантастика». Вроде бы и обложки похожи на те, что на переводных книгах, но содержание уже другое. Основным содержанием данного журнала стал роман-эпопея Звёздная месть.

Роман «Ангел возмездия», написанный Юрием Петуховым, да ещё и с главным героем космодесантником-смертником Иваном резко отличался на фоне зарубежной приключенческой фантастики. И пусть я первый раз читал роман в очень юном возрасте, перечитав его заново сейчас, могу с уверенностью сказать: цикл хорош и обладает рядом уникальных качеств.

Итак, общая характеристика. Романы, входящие в «Звёздную месть» неоднородны по стилю и содержанию:

1. «Ангел возмездия» — кажется почти весь соткан из штампов фантастического боевика: герой-супермен, страшные инопланетяне, голые красотки и много действия.

2. Второй роман «Бунт вурдалаков» — уже больше похож на фэнтези, где главный герой отправляется на планету Навей — обиталище существ, созданных человеческой фантазией за многие века существования и потому местами напоминает былину. Оба романа кажутся ничем не связанными, кроме главгероя Ивана.

3. А вот с третьего романа «Погружение во мрак» перед читателем разворачивается собственно сама эпопея. Стиль повествования резко меняется — теперь уже появляется особая более мрачная атмосфера без штампованности, вводятся новые персонажи и сливаются воедино сюжетные линии предыдущих романов.

4. «Вторжение из ада» — раскрывает панораму массового вторжения из инфернального измерения, попутно погружая читателя в раскрытие мирового заговора, ведущего к катастрофе.

5. И финал — «Меч вседержителя» — это уже постапокалиптика с элементами фэнтези. Но последние три романа понравились мне больше, поскольку выглядят более цельными и связанными общим сюжетом.

Цикл: Самобытность и колоритность циклу придают философские вставки-размышления (которые легко пропустить без ущерба для восприятия произведения), уклон в Православие (хотя в последней книге появляется и славянское язычество), многомерная вселенная, в которой куча пространств и переходов («Ангел возмездия» и «Бунт вурдалаков» большей частью посвящены путешествиям в этой многомерности) и общий высокий патриотический фон (Великая Россия — лучшая страна во Вселенной и очень русский главный герой).

К недостаткам могу отнести некоторую увлечённость автора к историческому экскурсу в «Мече вседержителя» и там же — чрезмерная тяга к божественному вмешательству в происходящее.

Итог: Цикл является ответом Юрия Петухова на обилие иностранной фантастической литературы, которая захватила книжный рынок в начале 90-х. Автор, учитывая его деятельность в качестве историка, хотел придать большей веры в будущее России, которое на тот момент представлялось тёмным и мрачным. Попытка, может быть, со своими недостатками, но всё же заслуживающая читательского внимания.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на «православие головного мозга» и прочие «диагнозы» которыми можно наградить Петухова он был очень талантливым писателем! Его произведения захватывают с первой страницы и держат до конца. При прочтении в голове рождается на столько яркие картинки что в конце остаётся ощущение что ты просмотрел цветной захватывающий фильм!

Жаль автор что так рано ушёл...

«Звёздная месть» — роман который можно читать бесконечно! Я не любитель всякого рода не научности, а проще говоря «непонятного бреда», но главное результат! Результат — хочу продолжение! В общем эпопея закончена (я бы даже сказал, что последний том лишний), но так увлекательно читать, что хочется ещё и ещё!

Короче, одни эмоции!

Критиковать «ЗМ» можно много (как и остальные произведения Петухова), но талант есть талан — равнодушным не останешься!

Я бы фильм по эпопеи снял — круче Звёздных войн получилось бы)

Оценка: 10
– [  48  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эталон трэш-фантастики. Теперь такое лютое, чудовищное, образцовое говно не издают (хотя я в трэш-фантастике уже не ковыряюсь, может, сейчас чего похлеще появилось, про то, как звёздный креакл пускает на фарш рабов Путина или попаданец-ополченец расчленяет укрожидорептилоидов...). У меня даже том из собрания сочинений с автографом автора есть, я его берегу. Перечитывать не буду, храню как жуткую диковину, вроде сушёной обезьяньей лапы. Читать не нужно, даже ради смеха — это так плохо, что совсем плохо

Оценка: 1
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это удивительная штука — с одной стороны полная, едва ли не шизофреничная бредятина, а с другой — убойно-эпическая и до жути атмосферная история. Если немного подретушировать и спрямить сюжет, который иногда выделывает слишком уж странные движения; если взять всё лучшее — атмосферу жути, интереснейшие технологии (вроде Иванова возвратника), зубодробительный бестиарий и самый костяк сюжета, — и экранизировать с толком, с драйвовым экшном и вменяемой режиссурой, то это вышел бы лучший космический боевик эвер.

Жаль у автора не хватило чувства меры, что ли, отказать себе в удовольствии нагнетать немотивированный треш-психодел и выдать по-настоящему оформленную убойную вещь. Но задатки местами более чем достойны.

Оценка: 6
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кажется, его произведения всплыли из тёмных глубин в начале 90-ых. Я тогда был младшешкольником, и я помню те книги (или журналы?..) с какими-то курьёзными монстриками на обложках. Тогда я пытался начать читать «Звёздную месть» — но, вероятно, не осилил её. Помню, что впечатление было неприятным. А еще хорошо помню... неприятный запах, исходящий от книги. Не знаю уж, чем она так пахла — то ли некачественной бумагой, то ли некачественными чернилами, но запах был очень специфический.

Много лет спустя я прочёл отзывы об этом «шедевре» (кажется, даже здесь!) и мне захотелось перечитать это нечто...

Неприятный запах вспомнился сразу. Чрезвычайно неприятное произведение. Очень примитивный, почти что быдляцкий язык, бедный словами и выражениями. Нездоровая любовь автора к смакованию разных неаппетитных деталей вроде потоков гноя и мозгов, размазанных по стенам. Сюжет — чрезвычайно бредовый. Местами возникает ощущение, будто автор описывал ЛСДшные галлюцинации, а потом связал их в подобие единой истории. Плюс ко всему — ура-патриотизм и православие головного мозга... Сначала Иван-космодесантник-смертник оказывается витязем Святой Руси, затем — вообще оказывается ведическим воином и начинает фактически использовать магию... А Земле и России угрожают и трёхглазые негодяи из другой вселенной, и нечисть из Ада, и сатанисты-жидомасоны, и некие довзрывники, и еще непонятно кто... И как он успеет со всеми ними разобраться? Но Иван-то — смертник многоразового использования, справится...

Как он справился, я так и не узнал. Осилил только до третьей книги.

Надо отдать автору должное, фантазии ему не занимать. Монстров и тварей он сочинял таких, что и Лавкрафту с Кингом в белой горячке бы не привиделись. Интересные технические примочки придумывал. Может быть, книга была бы даже хорошей, если бы:

а) не примитивный графоманский язык;

б) не рваный бредовый перегруженный сюжет (только что Иван шёл по пустыне, через страницу он уже в лесу, залез в окно избушки на курьих ножках, очутился в горах среди огромных идолов, оказалось, что это не идолы, а космолёты в виде идолов и т.п.), в котором Петухов явно пытался нагромоздить как можно больше всего, чтобы произвести на читателя как можно более сильное впечатление (увы, неудачно);

в) не православно-патриотическая идея-фикс ;

г) не излишне суперменистый ГГ;

д) не приплетение мистики.

Возможно также, хорошей «Звёздная месть» вышла бы, если бы была... комедией или иронией.

Кстати, как бы автора не обвиняли в наркомании или шизофрении — а он всё же не был каким-то безумным дураком. Он очень даже умно подобрал основные «ингредиенты», бывшие в тренде в 90-ых, а для многих граждан актуальные и сейчас: патриотизм, злокозненные заговоры, кровавые бои, отвратные монстры, сисястые девки, уголовные понятия... Вот только использовал он их преотвратительно. Но он всё же нашёл своих читателей и даже фанатов...

Оценка: 2
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Можно ругать.... Можно хвалить... Лично я прочел с удовольствием в начале 90х. Перепрочел недавно. Многовато пафоса? Да. Но Зоричи им тоже не брезгуют. Но их так не ругают. А я оставил в библиотеке))) Через несколько лет опять достану))

Баллы в минус тоже баллы))) Потому что не оставило равнодушными. Но а вы читали? Или просто: не читал, но осуждаю!

Что бы тут не говорили, но это своеобразная веха в нашей фантастике))) Как бы кто ее не воспринимал!

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

А ведь я ЭТО читал! Лет двадцать назад, брал в библиотеке, жалел что некоторых томов нехватало, а другие были на руках. Сейчас не могу понять зачем? Неужели тогда был такой книжный голод? Много лет прошло, не могу вспомнить...

Оценка: нет
– [  42  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недавно вновь прочитал цикл романов Ю.Петухова «Звёздная месть». Что здесь сказать... Невероятно, грандиозно, поразительно. Гениально. Эта пенталогия поистине явление уникальное как для отечественной так и для зарубежной литературы в целом. Обладая формальными признаками космической оперы «Звёздная месть» тем не менее отходит от её общепризнаных канонов, разработанных американскими писателями-фантастами в 30-60 г.г. В первую очередь благодаря своему стилю написания. Критики охарактериализовали его как «сверхреализм». Точнее фантастический сверхреализм и новая волна «чёрной» фантастики. Действительно, Ю.Петухову мастерски удалась визуализация. Читая эти книги словно смотришь фильм- не больше и не меньше. Автор очень убедительно рисует сверхтехнологическую земную цивилизацию двадцать пятого века. Все описания выполнены подробно и реалистично- словно автор видел всё места действия своими глазами. Герои выписаны тщательно. Не картинки а настоящие живые персонажи. Сильные, смелые, умеющие любить. И в то же время не лишённые слабостей, сомнений, даже некоторых пороков. Читая «Звёздную месть» проживаешь вместе целую жизнь. И когда некоторые из них погибают на глаза наворачиваются слёзы.

Что касается сюжета. Автор описывает сверхцивилизацию людей, распространившую свою власть практически на всю Вселенную. Поистине невообразимые масштабы. В большинстве подобных произведений место действия ограничено «всего» одной- двумя галактиками. Главный герой- космодесантник Иван последовательно раскрывает планы некой сверцивилизации из параллельного мира начать вторжение в нашу вселенную и замыслы Тайного мировогоправительства (состоящего из представителей секретных лож, напоминающих масонские) уничтожить человеческую расу чтобы расчистить путь для обитателей страшных инфернальных миров, веками, пытавшихся проникнуть к нам. Также в романах затронуты темы путешествия во времени, размышления о путях развития человечества, исторические теории, посвящённые этногенезу русского народа. Нашлось там место не только для научной фантастики но и для мистики. Традиции русских народных сказок тоже нашли там своё отражение. Иван- добрый молодец, сражающийся с нечистью; Елена Прекрасная; Кощей Бессмертный- мягкие аллюзии на персонажей русского народного творчества. Хочу заметить- не лубок, перенесённый на фантастическую почву, не пародия и не юмор. Там нет ничего гротескного или юмористического. Зато много трагического, много боли и мрачности, жестокости. Главный герой в своих странствиях по невероятным мирам много раз рискует погибнуть и физически и духовно. Он не всегда побеждает врага (ещё один отход от канонов)

Впечатляет описание технологий далёкого будущего. Оружие, звездолёты, бронетехника, защитная экипировка солдат- невольно начинаешь верить, что всё это рано или поздно обязательно изобретут. Кстати, «Звёздная месть»- это своеобразная технологическая палемика с другим грандиозным циклом- «Хрониками Реликта» В.Головачёва. Там описываются квазиживые аппараты и механизмы (похожие на те, которые мы можем встретить на страницах братьев Стругацких «Малыш» и «Парень из преисподней») Технология же XXV века, описанная Петуховым- «голая» сталь, «железо», но тоже почти неуничтожимое и управляемое мысленно.

Отдельнное место в «Звёздной мести» занимает религия. Православная вера- вот что вдохновляет и направляет главного героя. Начиная свой путь в первом романе не особо религиозным человеком, в последующих Иван становится глубоко верующим человеком и руководствуется в своих поступках именно православной моралью. Он становится Александром Невским и Дмитрием Донским XXV века, поведшим за собой Святую Русь в борьбе с жестокими завоевателями. Глубокое уважение я испытал к Ю.Петухову за то что он написал не просто боевик-стрелялку, но серёзное произведение, в котором нашлось место истинной Христовой вере. Автор ненавязчиво, не в ущерб сюжету раскрывает перед читателями сущность православной веры, пропагандирует православную систему ценностей. Нечто подобное пытался сделать Головачев в «Реликте», но уж слишком невнятно. Другие отечественные писатели на сей ниве не преуспели а западные если и изоаражали религию, то или протестантизм (например Р.Хайнлайн «Пришелец в земле чужой») или католицизм (Ф.Фармер «Отец Кармоди»)

Стиль «Звёздной мести» очень красочен, ярок. Автор нагнетает обстановку, но при этом далёк от «ченухи». Он умело дозирует «ингредиенты». Его реализм мрачен, но не тосклив. Реализм- но не грубая натуралистичность. Эротика, но не порнография. Грубое словцо- но не мат. Разбойники, но благородные. Автор нигде не пересупает черту, не фальшивит.

Как же охарактеризовать «Звёздная месть»? Космическая опера новой формации? Патриотическая фантастика новой чёрной волны? Теряюсь в догадках.

«Звёздные войны» остаются далеко позади от пенталогии Петухова. В сравнении с ней они напоминают сентиментальные детские сказки. Но справедливостиради стоит отметить, что они имеют между собой некоторое портретное сходство.

Итак, как же всётаки охарактеризовать романы о похождениях космодесантника-смертника Ивана? Рискну предложить своё определение. Космическая опера чёрной волны, содержащая в себе элементы мистики и ужаса. Да, да, в какой-то мере это и научно-фантастические ужасы. Но только отчасти. (Кто не знает, к НФ-ужасам относится например фильм «Чужой» но не думайте, что он похож на «Звёздную месть») Раз уж мы заговорили о похожести и непохожести то не лишним будет перечислить произведения, обладающие некоторым сюжетным сходством с эпопеей Петухова. В первую очередь это уже упоминавшийся мной «Реликт» Головачева. И там и там вторжение из иных миров называют Большой Игрой. И там и там главные герои- космические разведчики, наделённые родовой памятью росичей. Упоминаются и жители Арктиды- гиперборейцы. И в обоих эпопеях Земля подвергается разрушению от происков инопланетного разума.

Из зарубежных произведений хочу отметить сходство с романом «Язва»- творением французской писательницы русского происхождения Натали Хеннеберг. И там и там описывается глобальный заговор, направленный на уничтожение человечества. Чудовищные агрессоры, перемещающиеся с планеты на планету без помощи звездолётов. Бесноватые люди- Ночные, убивающие ради убийства. Наподобие трехглазых монстров Системы. Есть так же и подобие Пристанища. Аномальная космическая зона в созвездии Лебедя. Описывается и горящая, бушующая Земля, подпавшая под власть тёмных сил. В общем кому интересно прочитайте, сравните. Так же в «Звёздной мести» прослеживаются идеи, схожие с романом Колина Кэппа «Оружие Хаоса» и даже- только не надо смеяться- с Сагой о Ленсманах Э.ДокаСмита. Но, повторяю в очередной раз, сходство поверхностное.

Скажу ещё несколько слов о моментах, которые вызвали у меня недоумение. Не о недостатках- их просто нет в этой гениальной эпопее. Скорее это места, которым автор уделил мало внимания. Например почему земляне являются самой развитой расой Вселенной? Не считая довзрывников, конечно. Наверное стоило изобразить их как одну из нескольких сверхрас. Иначе получается не совсем правдоподобно. За миллиарды лет наверняка должны были возникнуть как минимум равные в своём развитии землянам инопланетяне. Тем более должны присутствовать и более развитые. Петухов изображает инопланетян сплошь кровожадными грубыми дикарями. Такое впечатление что он стоит на позициях грубого антропоцентризма, хотя от него такого тртдно ожидать.

Далее, во время нашествия монстров не совсем ясно кто именно подвергся их агрессии. Только планеты людей или же вообще все обитаемые миры вселенной. В последнем романе тема путешествий во времени становится невнятной, мало внимания уделяется хронопарадоксам.

В остальном всё ясно. Белых пятен нет. Захватывающая антология будущего, но содержащая в себе злободневные темы нашего сегодня. Гениальное произведение гениального писателя. Читать рекомендую всем, особенно людям верующим и любящим Россию.

P.S. Думаю что экранизация «Звёздной мести» при всех технических возможностях современного кинематографа затмила бы «Звёздные войны», «Аватара» и «Трансформеров» вместе взятых. А каждый из пяти романов- это готовый сценарий компьютерной игры.

Оценка: 10
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нельзя врать себе. Пусть роман теперь ногами топчут и говорить хорошо о Петухове-писатели вроде как чуть-чуть неприлично, но в своё время читал взахлеб. Сейчас многое из прочитанного тогда уже забылось, а вот Звездную месть помню, так что не скуплюсь с оценкой. Хотя ТАКОГО будущего совсем не хотелось бы.

Оценка: 8
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго подбирался к отзыву на это произвидение. Так как после отзывов некоторых лаборантов, становится страшно встать и вовсеуслышание заявить: «А мне нравится! Да, это самое любимое мое произвидение, в жанре фантастики!» Ибо по заявлению, всё тех же лаборантов, вы автоматически становитись ненормальными и невменяемыми людьми!

Но пока я думал и решался, elninjo_3 не побоялся и написал, и за это ему огромное спасибо. Так как он выразил мысли многих людей, думающих так же — это действительно гениальный роман! Ну где, в каком произвидении ещё есть такой же размах, такой масштаб?! Как, можно, один раз прочитав Петухова, потом не улыбнуться, читая книги о будущем других авторов НФ, где описываются технологии уже давно внедренные и используемые нами в повседневной жизни!? И только у Петухова, и пожалуй ещё (как уже заметил elninjo_3) у Дена Симмонса в его «Гипперионе», описываются технологии и устройства, которые если и появятся, то точно не в ближайшем обозримом будущем. А ведь Петухов написал «Звездную месть» в начале девяностых!

Одним словом, ещё раз повторюсь — это поистине гениальный роман, шедевр, НФ и Антиутопии. Но, думаю, он никогда не займет первое место в рейтингах лучших книг, потому как мнения людей, читавших данных цикл всегда будут диаметрально противополжными, (достаточно взглянуть на сегоднешнее рапределении оценко — «середняков» практически нет) но, возможно, это и является науличшим показателем гениальности произведения!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх