Михаил Анчаров «Песня про органиста, который в концерте Аллы Соленковой заполнял паузы, пока певица отдыхала»
Песня о человеке маленького роста и его жизненных проблемах.
Вставное стихотворение в повести «Сода-солнце».
Входит в:
— цикл «[Аносов, Якушев, Панфилов]» > цикл «Сода-Солнце» > повесть «Сода-Солнце», 1965 г.
— повесть «Сода-Солнце», 1965 г.
— антологию «Среди нехоженых дорог одна — моя», 1989 г.
— сборник «Звук шагов», 1992 г.
— монографию «Введение в субъективную бардистику», 2000 г.
— антологию «Антология бардовской песни», 2007 г.
— сборник «Избранные произведения», 2007 г.
— антологию «Классика бардовской песни», 2009 г.
— журнал «Chtenia 2015 Vol. 8, No. 2, Issue 30 (Spring)», 2015 г.
— антологию «Red Star Tales: A Century of Russian and Soviet Science Fiction», 2015 г.
страница всех изданий (8 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Etamin, 23 июля 2025 г.
Это стихотворение я прочитал еще юным студентом, и оно запомнилось навсегда. Но я не помнил, чье оно и где я его прочитал. Потом, конечно, выяснил.
Что сейчас можно сказать о нем, после стольких лет? Конечно, идея замечательная. И сказано о многом. Вплоть до «великанов Европы». Наводит на многие мысли.
И все же...
Сейчас понятно, что идея замечательная, а вот стихи местами так себе. Особенно в начале. Ну что это за четверостишие:
Я подумал: мы в пахаре
Чтим целину,
В воине — страх врагам,
Дипломат свою
Преставляет страну,
Я представляю
Орган.
Оно просто не садится в текст и не гармонирует с происходящим. Музыкант, выходящий к публике, меньше всего будет думать о пахарях и дипломатах.
И вот это четверостишие — вроде и хорошо,
Бах сочинил,
Я растревожил
Свинцовых труб
Ураган.
То, что я нажил,
Гений прожил,
Но нас уравнял
Орган.
но что это означает — «То, что я нажил, гений прожил»? Не говоря уже о глагольных рифмах.
Впрочем, как говорится, отдельные недостатки не отменяют главного.
И, конечно, это стихотоворение не об органисте. Оно о токкате ре-минор Баха и о великой силе великой музыки.
Arhc MC, 21 июня 2015 г.
Прочел я его давным-давно, в «Сода-солнце», где-то в 60-70 годах.
Это потрясающее стихотворение.
Когда я первый раз читал его, меня продирала дрожь. От мощи музыки, которая сотрясает основы Вселенной. От мощи исполина, давшего выход гениальной музыке. От реакции слушателей на музыку. От образов, невольно возникающих при чтении этого маленького шедевра. Да и от самой фабулы стихотворения...
Я тогда подумал — да ведь это же прекрасная песня!
И ведь действительно, когда я услышал это стихотворение, положенное на незамысловатый бардовский мотив, впечатление от «Органиста» возросло многократно.
Прочитайте «Органиста» (это займет минуту), по моему, тот эмоциональный взрыв, который последует за этим, достоин того, чтобы его пережить.
Стронций 88, 2 февраля 2014 г.
Вот не соглашусь с автором фантлабовской аннотации – никакая это не песня «о человеке маленького роста и его жизненных проблемах». Да, человек был маленького роста, но жизненные проблемы? От аннотации – какой-то гоголевский маленький человек…
Да, он был маленького роста, но:
Я растревожил
Свинцовых труб
Ураган.
То, что я нажил,
Гений прожил,
Но нас уровнял
Орган.
Да, может нет в этом чего-то нового, в этом стихотворении-притче, но я читал его в повести «Сода-солнце», и авторство там принадлежало ему, этому человеку удивительному, и оно как-то дополняло его и дополнялось им. И всёй этой клоунаде, мудрости и грусти, добавлялось этим стихотворением что-то ещё, что-то неуловимое…
А ведь всего-то – человек, который заполнял паузу, пока известная певица отдыхала…