Ричард Марш «Philip Bennion's Death»
Похожие произведения:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Walles, 14 марта 2022 г.
«На той панели, что слева, была изображена женская фигура, облаченная во всё великолепие костюма XVI века — вероятно, прекрасная итальянская дама того времени. С улыбкой на лице она в одной руке протягивала золотой ключ молодому и красивому кавалеру, а другой указывала на шкаф, расположенный у нее под боком....»
Где-то три четверти этого небольшого романа я сомневался, к какому жанру собирается пришвартоваться автор -вроде была надежда на ужасы и готичные сверхъестественные элементы (вполне ощутимые намеки временами проскальзывали и на то, и на другое). Но все же история выруливает на текст, скорее типичный для рассказов Конан Дойла. Особенно доставил в этом смысле «неизвестный науке яд, не оставляющий следов в организме», и привезенный «откуда-то с Востока, возможно из Индии» (сходу и не припомню, когда мне последний раз встречалась такая «лепота» со времён знакомства с Холмсом...); в первый момент и правда может померещиться Великий детектив, азартно ползающий на карачках в кабинете Филипа Бенниона в поисках следов орудия, выпустившего смертоносную иглу...но сразу скажу — к счастью, ни «Холмса» никакого другого его «клона» здесь нет. Действие ведётся от лица пожилого, утомленного аристократичной жизнью рассказчика, которому все эти перепитии, связанные с кончиной лучшего друга, доставляют изрядные неудобства. Несомненным украшением романа является впечатлительная барышня с красивым русско-грузинским именем Нина, умеющая эффектно терять сознание после душевных потрясений...
Рассказчик, страдающий сомнамбулизмом (у него такая странная фамилия, что даже и называть её не хочется...) проводит вечер в доме Филипа Бенниона, богатого коллекционера; они высокопарно рассуждают об убийствах, после совершения которых не остаётся ни следов, ни намёков на способ исполнения оных (а действительно, о чём ещё беседовать на ночь глядя двум благородным английским джентльменам...). На следующее утро слуга Бенниона обнаруживает хозяина мёртвым. Коронер после врачебного консилиума фиксирует в протоколе смерть от болезни сердечного клапана. Всё состояние завещано племяннику Клинтону, но тот делает жест доброй воли -предлагает рассказчику, как лучшему дядиному другу, взять любую вещь из коллекции почившего в бозе родственника. Выбор того падает на роскошный итальянский шкап XVI века из семейства Медичи, приобретенный покойным незадолго до гибели. Одна беда — от этого великолепного предмета интерьера пропал ключ... И да, рассказчик на пару с Бенионом являлся опекуном юной девушки Нины, чей жених Ральф должен вот-вот вернуться из заграницы...
Ну что ж, завязка стройная (меня в первую очередь интересовало, что же находится в том чёртовом шкафу — как можно убедиться, данный эпитет вполне подходящ для его описания) но автор неожиданно сворачивает в сторону слесарного искусства. Дело в том,что всякий, кто пытается открыть дверцу чудного шкафа, повернув ключ вправо, тотчас падает на пол, корчась в муках и судорогах...
А что, неплохо, мистер Марш, очень неплохо. Скрытые особые свойства неодушевленных вещей, безусловно, нуждаются в подробном изучении. И это ещё только начало...
Подлинный элемент «по фантастике» в романе всего один: почему *** женился на певичке из кабаре после суммарных четырех часов знакомства, притом продолжая любить действующую (!) невесту Н. ? Этот факт трудно принять на веру, учитывая прочие сопутствующие обстоятельства. Ежели похоть временная, так ее можно было унять и более щадящим для себя способом. Стало быть, колдовство сработало?...
Итого: «Тайну смерти Филипа Бенниона» определю на второе место в своем личном рейтинге прочитанных книг Марша. Хотя несколько топорно выглядит мысль о том, что вещь, принадлежащая семейству Медичи непременно должна быть снабжена скрытым отравляющим механизмом. Но поставлю произведению чуть более высокий балл, чем оно того заслуживает -текст приятен глазу за счёт мягкого и толкового способа изложения, равно как заслуживают внимания и несколько непредвиденных поворотов.