Александр Винсент «The Imperial Conference»
Время действия: 1000 г. эры Академии (нулевой год Второй Галактической Империи).
Входит в:
— цикл «Галактическая история» > цикл «Академия» > Академия. Неофициальные продолжения
Похожие произведения:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FixedGrin, 26 сентября 2025 г.
С использованием заметки для Medium (https://shorturl.at/Hb6co).
Фанфики по вселенной Транторианской Империи и Академии Айзека Азимова — на удивление редкий зверь, особенно учитывая, что это первое систематическое построение Галактической Империи Человека в космоопере, а кроме того, психоистория (если призадуматься и закрыть глаза на некоторые откровенно абсурдные в свете теории хаоса и динамических систем ее черты) — явный ближайший идейный предок вполне работоспособной клиодинамики Нефедова, Турчина, Коротаева и Голдстоуна (вы уж простите мне как стороннику неомальтузианства и демографической структурной теории частую рекламу этого учения).
Но ничего не попишешь (во всех смыслах): неофициальные продолжения азимовского мегацикла, который и без того резко проседает после основной трилогии родом из 1940-х, весьма малочисленны, а высококачественные среди них и совсем-то по пальцам можно пересчитать, не снимая трекинговых ботинок.
(Что же до санкционированной правообладателями трилогии БББ https://fantlab.ru/work373057 , то к ней лучше не притрагиваться, пускай и пользуется томик из оригинальной линейки ШФ https://fantlab.ru/edition4320 труднообъяснимым коллекционным статусом.)
Потому мне было весьма приятно наткнуться на практически неизвестный даже в англосфере фанфик из начала тысячелетия (2001), действие которого происходит в 1000-м году эры Академии — и, как ясно уже из названия, описывает учреждение Второй Империи.
Если б не решение помянуть на последних страницах повести Гею, Галаксию и Дэниела Оливо, я бы предположил, что Александр Дж. Винсент, автор этой работы, игнорирует события «Академии на краю гибели» и «Академии и Земли», как поступил Кингсбери при создании (почти одновременно с Винсентом) «Психоисторического кризиса». Но нет, преемственность с более поздними продолжениями основной трилогии за авторством самого Айзека, а даже и с трилогией БББ, Винсентом намечена, пускай и словно бы нехотя, и «The Imperial Conference» она не портит.
Манера письма Азимова Винсентом эмулируется местами очень правдоподобно (не зря он по основной профессии, похоже, веб-разработчик на Java и JavaScript— но это не точно, поскольку сведений о Винсенте в сети, пожалуй, меньше, чем о Земле и локации Второй Академии в архивах Имперской библиотеки на Транторе), сиречь за стилистическими красотами или экспериментальными техниками сюжетной архитектуры, в отличие от Флинна с его клиологией (https://fantlab.ru/work243607#response477064) или Кингсбери, вы сюда можете не заглядывать.
Построение Винсента не столь изящно и аппетитно в интеллектуальном отношении, как трансгуманистическая Вторая Империя психоисториков и мятеж против Второй Академии в «Психоисторическом кризисе» (https://fantlab.ru/work38846#response188014). Но достоинства повести несомненны, и «The Imperial Conference» читается как любовное послание пальповым журнальным публикациям с продолжением, из коих и сложилась «Академия» (или потерянная редактором какого-то из этих культовых журналов рукопись): восемь коротких глав, быстрый, скупой на описания и пейзажи, демонстративно эргономичный слог, не лишенный, впрочем, привлекательных медиевистских архаизмов при описании событий на борту йориканского звездолета.
А что куда менее привлекательно, так это полное соответствие распорядка и “высокой культуры быта” на корабле Первой Академии реалиям не то военно-морского флота США времен угасания Холодной войны, не то даже британского из эдвардианской и викторианской эпох, когда, собственно, и проходили имперские конференции в нашем варианте реальности. Отчасти перенос их в столь отдаленное будущее можно оправдать неотъемлемым азимовским ретрофутуризмом (правда, устройства связи тут все же голографические), но я ничего со своим высокоразвитым чувством прекрасного поделать не сумел и морщился всякий раз, когда Винсент с энтузиазмом переносил в азимовскую вселенную свой опыт земного армейского журналиста; интересная находка разве в том, что на корабле Первой Академии журналист — полноправный, хотя и низкоранговый, член экипажа, флотское звание, а не пришлый человек вроде красотки Джойс Мэй-Лин Трухильо из «Хватательной руки» Нивена и Пурнелла (https://fantlab.ru/work23284#response415653). Но все-таки именно в мошкитской вселенной, с ее местами карикатурным, однако вполне обоснованным стартовыми условиями, галактическим псевдовикторианством, эти эпизоды выглядели бы куда органичней.
Помимо этой претензии, не позволяет выставить повести высший балл еще парочка важных для сюжета решений: абсолютно идиотское поведение йориканской герцогини-делегатки (и реакция Второй Академии), а также “выход из-за кулис” спикеров-психократов с дальнейшим разоблачением их прикладной магии. Впрочем, последнюю придирку могу смягчить: в конце-то концов, по-дилетантски спасаться бегством по улицам от разъяренной толпы, теряя тапки, наших менталиков заставил не кто иной, как…
В отличие от яблочной кино«Академии», у Винсента Склеп не оснащен феноменальными технологическими приблудами вроде нуль-энергетического поля, а потому при заключительном селдоновском кризисе сохранность Склепа и кубов памяти внутри него не гарантируется. Это позволило Винсенту перекинуть мостик к «Совести Академии» (https://fantlab.ru/work55667), где герой идет по следу последнего послания Селдона. Заметны тут и некоторые следы кардовской истокологики из https://fantlab.ru/work48142, даром что далекий потомок (?) Лейела Фоски своему великому и несчастному предку, коллеге Селдона, в подметки не годится.
Повесть и написана, как Винсент признает, “на спор” прежде всего с Зебровски, а не только с Азимовым, который под конец цикла окончательно разочаровался в Плане Селдона, и представляет собой в этом смысле упражнение на тему, известную по «Академии на краю гибели»: благодаря чему План выполняется столь необычайно аккуратно даже после Муловского Отклонения и ложной реставрации Галактической Империи в формате Союза Миров? Мог ли Гари Селдон не просто, как обычно, откомментировать, и не оказаться полностью бессильным перед лицом селдоновского кризиса, как при вторжении Мула,
А если Первой и Второй Академиям
Традиционные эпиграфы из Галактической Энциклопедии 1054 академического года издания намекают, что ответ у этой задачи есть.