fantlab ru

фантЛабораторная работа «Золотое детство»

Рейтинг
Средняя оценка:
?
Оценок:
?
Моя оценка:
-

Золотое детство

Рассказ, год (сетевая публикация); цикл «28-я Фантлабораторная работа»

читать выложен с разрешения автора
FB2 FB2.zip EPUB MOBI RTF TXT HTML

Входит в:



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Путь к самому себе всегда самый сложный и у каждого свой. Автор очень умело, практически на одной ноте, провел меня по истории героини и мне понравилось. Нет, мне не стало грустно и больно, и не царапнуло сердце, но стало понятнее.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пропущено что-то. То ли «назад», то ли «на».

– Оль, ты когда две недели ушла домой, я сразу понял, что обратно тебя ждать не стоит.

В духе «Мама научила меня ПРЕОДОЛЕВАТЬ НЕВОЗМОЖНОЕ: «Закрой рот и ешь суп» https://anekdotov.net/anekdot/all/snvgntkttbvsttc.htm

— Утонешь — прибью, — дед для убедительности демонстрирует лопату.

В целом, похожая мысль есть в мультфильме «Головоломка» радость шагает об руку с печалью, одно без другого невозможно.

Странно, что героиня помнит только хорошее и, видимо, считает, что это проблема всех – идеализировать прошлое. Кто-то наоборот сгущает.

Но в целом, на абсолют радости накладывается абсолют другой части спектра, так чем это лучше? Если ты будешь вспоминать больше плохого в прошлом, это поможет тебе радоваться сейчас?

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шестая группа, Фиолетовая. Рассказ «Золотое детство».

Рассказ описывает... Сложно сказать без спойлеров.

Из плюсов:

Довольно хорошая мысль:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Детство это не идеальная жизнь, просто плохое забывается быстрее хорошего.

Из минусов:

Сюжет неинтересный:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Героиня выгорает, перестаёт ходить на работу и просто вспоминает детство. Специалист говорит что в детстве тоже было плохо и предлагает заново пережить какой-то момент с помощью технологии. Момент оказывается плохим хотя героиня помнила его хорошим и она продолжает использовать технологию. Ей говорят что надо остановится и она соглашается. Но дома она собирает такую же технологию и продолжает ей пользоваться.

Конец плохой:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведь героиня так толком и не выздоровела. Просто теперь непредвзято вспоминает детство.

В общем это неинтересный рассказ с довольно хорошей мыслью.

Оценка: 4
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему-то показалось, что автор перемудрил в части фантдопа и недомудрил в части героини... Что конкретно разрабатывала героиня, я не поняла. Почему она впала в апатию, я как-то тоже не поняла, ни одной причины вроде бы не увидела, а больше всего было похоже не на выгорание, а на заболевание какое-то психологическое, где психолог с возвращающими реальные эмоции воспоминаниями вряд ли поможет, препараты нужны. От концовки грустно, хотя это как раз наверняка так и задумано, так что будто концовка тут самое понятное.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Золотое детство (или как убить свой внутренний мир)

Миром правят нейроинтерфейсы, но при этом в каждом автомобиле стоит газоанализатор, который обязательно издает «мерзкий сигнал», если ты выпил. Милая деталь. То есть мы достигли уровня, когда можно залезть в мозги и перепрошить воспоминания, но победить похмелье или создать алкотестер, который не звучит как сигнал тревоги на советской АЭС, — нет, этоза гранью фантастики.

Иван, директор, ходит с лицом, распоротым в хлам. «На тренировке прилетело». А всё потому что медицина застряла в каменном веке… Шрамы зашивают так, будто это делал Франкенштейн своим затупленным скальпелем? Или это такой корпоративный дресс-код: «Чем страшнее шрам у директора — тем больше ему платят»? Поверить в это невозможно. Это не характерная деталь, это фетиш автора, вставленный для экзотики.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ольга. Великая и Уставшая. Она гениальный инженер, которая двадцать лет двигала компанию вперёд, но при этом её квартира моментально превращается в свинарник, если мама не приходит её убрать. Она настолько апатична, что не может убрать кастрюлю в холодильник, но при этом у неё хватает мозгов и сил собрать в одиночку, втайне от всех, работая «над собственным проектом», целый аппарат для погружения в воспоминания. Из списанных деталей. Прямо как дедушка делал ружьё из тисков.

Или это шиза? Одна личина сверхчеловек в одном моменте и вторая личина беспомощный ребёнок. Её выгорание выглядит не как трагедия талантливого человека, а как каприз избалованного ребёнка, у которого отобрали конструктор. Так и хочется вручить ей веник и сказать: «Соберись, тряпка! Ты же инженер, в конце концов!»

И её мотивация в финале — «Я страдаю, поэтому я создам машину, чтобы все могли страдать так же, как я, или убегать от реальности, как я».

Психолог Игорь — воплощение профессиональной деформации. Он предлагает экспериментальную, опасную терапию (которая, напомним, вызывает «ускоренное старение и деградацию клеток мозга») сотруднику, который формально уже не работает в компании. Просто: «О, вы в депрессии? Давайте-ка я покопаюсь в вашем мозгу с помощью не до конца оттестированных технологий. Что может пойти не так?» Давайте ей душу еще с помощью кувалды отремонтируем? А чего бы нет?

Кульминация — наше всё. Ольга, которая только что завершила свой «опус магнум», вместо того чтобы получить Нобелевку или хотя бы премию «Инженер года», сбегает в хоспис, чтобы навсегда уйти в виртуальную реальность собственного детства.

Грустно что хочется плакать. Вся борьба, вся боль, все сеансы «терапии» — и всё ради чего? Чтобы сдаться и убежать. Не встать с колен, не переосмыслить жизнь, не найти новый огонь, а просто лечь и умереть, заменив реальность симулякром.

А решение «отправить чертежи всем» — это акт терроризма. Она создала самый опасный наркотик в истории человечества и готова бросить его в массы. Героиня превращается в карикатурного злодея, который машет рукой: «А, пофик! Пусть сами решают!»

Единственное, что не вызывает желания язвить — это некоторые описания. Сарай-гараж, запах ванилина и плотвы, процесс создания игрушки — это живые, тёплые, настоящие куски текста.

Но их убивает та самая «машина воспоминаний». Весь пафос про «настоящую боль» и «настоящую радость» разбивается о простое наблюдение: если единственный способ почувствовать себя живым — это подключиться к машине и переживать травмы девятилетней девочки, то с вашей психикой что-то не так. И решать это нужно не погружением в прошлое, а походом к хорошему, настоящему психотерапевту. Не к такому, как Игорь.

Мой балл 4

Оценка: 4
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня нет претензий особых к стилистике рассказа, но кажется, я не поняла его идею.

С самого начала. Героиня завершает проект и дальше ничего не хочет делать. Она просто ложится и лежит. Это нельзя назвать выгоранием, потому что от него все же помогает отдых. Значит, корни проблемы глубже. Дальше

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

за героиню берётся психолог и выясняется, что героиня так идеализирует детство, что мир сейчас ей просто не нужен. Психолог с помощью новомодного аппарата показывает, что и детство не было золотым. Ок, возможно. Хотя я сомневаюсь в таком методе, кмк, это вообще лишить человека хоть чего-то светлого и доброго в жизни. Вот не уверена, что в результате человек прям кинется из-за этого в гущу реальной жизни, скорее, ещё сильнее задепрессует. Но ладно, допустим.

Героиня выходит из своего состояния «ничегонехотения», но лишь для того, чтобы сделать свой личный аппарат и без ограничений погружаться в прошлое, пусть даже оно не было идеальным.

Тут моя логика ломается. В чем посыл-то? Наш мир настолько плох в настоящем, что ну его нафиг, даже не стоит пытаться как то улучшить свою жизнь, проще всем убежать в воспоминания?

Ок, это хорошо раскрывает тему конкурса, раньше действительно было лучше. Но зачем тогда вообще жить? Чтобы бесконечно перебирать старые воспоминания? Так себе перспектива.

И получается, что в рассказе нет ничего для меня. Он не учит ничему, не развлекает, не ставит вопросы выбора, не показывает последствия этого выбора. Нет интересного сеттинга, как например, в Телеге гребешков. Нет интересного героя, которому сопереживаешь. Так устроена наша психология, мы сопереживаем тем, кто борется и пытается, а не тем, кто складывает ручки. Есть только раскрытие темы, что раньше было лучше.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх