Ася Михеева «Калишвили»
Экосистема на терраформируемой планете строится из соображений удобства человека, вершины пищевой цепочки.
Общество сформировано тоже для удобства элиты.
И все работало почти безотказно, пока несколько винтиков не оказались плохо подходящими к положенным им местам.
Четверо ребят разных рас, которые сумели стать командой и найти союзников: что может быть страшнее для благоустроенной антиутопии?
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Дочь Самурая, 3 октября 2025 г.
Роман «Калишвили» — это масштабное и многослойное произведение, которое уверенно можно отнести к интеллектуальной научной фантастике. Он не просто рассказывает историю далекого будущего, а создает сложную, проработанную модель мира, чтобы исследовать вечные вопросы: природу свободы, механизмы угнетения и этическую ответственность любой силы — будь то технология, власть или знание.
Богатство и глубина сеттинга: больше, чем конфликт
Действие разворачивается на планете Ниодима, чья экономика построена на добыче редкого металла, жизненно важного для межзвездных перелетов. Автор мастерски выстраивает многоуровневую социальную структуру:
«Низушки»: Население планеты, живущее в условиях жёсткой эксплуатации, токсичной атмосферы и ограниченной продолжительности жизни.
Верхний Город: Орбитальная станция, элитарное общество, видящее в наземных жителях «обслуживающий балласт».
Консорциум: Правящие «дома», чья власть держится на контроле над ресурсом.
Внешние силы: Галактическое сообщество, представленное послами от миров, где правят ИИ, чьи интересы и моральные принципы кардинально иные.
Это не плоское противостояние «угнетатели vs угнетенные», а сложная экосистема взаимоотношений, где сталкиваются экономические интересы, политические интриги и философские концепции управления.
Персонажи как голоса идеи: многообразие сопротивления
Сила романа — в его удивительно живых и теплых персонажах, каждый из которых представляет уникальную форму реакции на систему. Это настоящее мастерство – создать героев, за которых будешь переживать и волноваться.
Синко Имилан — бунтарь-интеллектуал. Его изгнание в «рай» Верхнего Города за неудобные вопросы о социальном устройстве — блестящая метафора того, как система нейтрализует инакомыслие, подменяя свободу комфортом. Его душевные муки — это трагедия человека, осознавшего, что истинная свобода дороже гарантированного благополучия.
Мергиз Урибе — тихий саботажник. Угнанная наверх в юном возрасте, она не ведет открытой борьбы. Её протест — это внутренняя эмиграция, молчаливое несогласие, выражающееся в личном сопротивлении. Её характер — исследование того, как сохранить свою идентичность под постоянным давлением. И поверьте, форма этого давления» вас сильно удивит.
Ала и Калишвили — симбиоз как спасение. Сюжетная линия девочки Алы, сбежавшей из дома, чтобы спасти свою любимицу туфань от продажи, из-за продажи её туфани, мне показалась на первый взгляд излишне эмоциональной и не всегда психологически верной. При этом ее образ наиболее близок мне. Именно этот личный, детский порыв становится катализатором глобальных изменений. Ее встреча с запрещенным ИИ «Калишвили»,
Да, спасение приходит от сил «снаружи», но оно не пришло бы, если бы люди снизу не начали соротивляться.
Центральная проблема: этика силы и право на влияние
В книге поднимается много интересных тем и вопросов, психологических, этических, моральных, но самым глубоким пластом романа является исследование темы ответственности. Автор задается вопросом: что отличает просвещенного правителя от тирана? Ответ дается через контраст двух моделей.
Безответственная сила Консорциума, видящая в людях инструмент и расходный материал.
Ответственная сила внешних сил и ИИ. Посол Давид Евренян добровольно ограничивает свои контакты с людьми, осознавая, что его продвинутая психика может подавить их волю.
Таким образом, финальное противостояние в романе — это не просто бой за ресурс, а столкновение двух парадигм: силы, которая подчиняет, и силы, которая служит и освобождает, уважая автономию другого.
Заключение
«Калишвили» — это безусловно сильное и зрелое произведение, которое продолжает лучшие традиции социально-философской фантастики. Роман заставляет не только сопереживать героям, но и глубоко задуматься о природе власти, ценности свободы и той огромной ответственности, которую накладывает на нас любое превосходство. Это книга, которая надолго остается в мыслях и призывает к переосмыслению привычных дихотомий добра и зла, прогресса и угнетения.