fantlab ru

Дзюран Хисао «地底獣国»

Рейтинг
Средняя оценка:
2.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

地底獣国

Рассказ, год

Аннотация:

1938 год, тундра на восточном краю Якутской АССР. Секретная экспедиция Академии наук под руководством доктора Ярославского исследует естественный подземный туннель — лавовую трубу, которая предположительно идёт на юг под Охотским морем до самого Сахалина. А если это действительно так, то можно ли пройти по ней? В попытках выяснить это уже погибли два участника экспедиции. Для новой попытки, следовательно, лучше выбрать кого-нибудь, кого будет не жаль потерять. И такие люди находятся...

Входит в:

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/период:
1970-е (1)
/языки:
японский (1)


Издания на иностранных языках:

世界SF全集 34. 日本のSF (短篇集) 古典篇
1976 г.
(японский)

страница всех изданий (1 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Полагаю, что «Путешествие к центру Земли» и «Плутонию» здесь, на «ФантЛабе», читали все, а кто не читал, тот хотя бы знает, о чем идет речь. Как-никак, и то, и другое – классика мирового масштаба. А хотите экзотики на ту же тему? Пожалуйста: оказывается, нечто подобное появилось и в Японии, причем не во времена Верна и даже заметно позже Обручева – в 1939 году, когда фантасты уже понемногу, в духе новых веяний, снабжали подземных путешественников разнообразными машинами для передвижения в толще земли, а не заставляли их идти пешком по пещерам и лавовым трубам, плыть по подземным морям и сражаться с динозаврами. Конечно, мне доводилось и раньше читать анахронизмы фантастического жанра – например, роман о марсианах и революции на Марсе, на полном серьезе написанный советским автором в 1961 году, – но «Подземное царство чудовищ» (так переводится название рассказа) – это вдобавок еще и дикая «развесистая клюква» наихудшего сорта.

Итак, 1938 год, унылая тундра на восточном краю Якутской АССР. «Господа! – обращается начальник экспедиции доктор Ярославский к коллегам (да, именно так, «господа», и не один раз). – Если наша экспедиция вернется, ничего не разведав, нас немедленно расстреляют, так что мы должны продолжить работу». Другой ученый пытается возражать, а потерпев неудачу, вынимает из кармана замшевого пальто пистолет и убивает одного из оппонентов наповал. За происходящим с ужасом наблюдает стенографистка (даже не спрашивайте, зачем нужна в экспедиции стенографистка) Наташа Ивановна. Это самый надежный признак, даже лучше замшевого пальто в тундре: когда среди действующих лиц появляются наташи ивановны и обладатели других подобных имен, повествование немедленно окрашивается в клюквенные оттенки.

География места действия в авторском описании такова, что заставляет думать о каком-то альтернативном мире. Колыма и Индигирка сливаются вместе в «широкой дельте», горы на Сахалине идут на север по шестидесятой параллели (да, именно так – на север по параллели), а у Индигирки обитают некие «камчатские аборигены» и «северные русские кочевники», живущие в шатрах и пасущие оленей. Упоминается «остров Ляховский в проливе Котельный» и постоянное строительство каналов в самых ненужных местах: то на Становом хребте, то в дельте Лены. (Похоже, по мнению автора, если в Советском Союзе в то время что-нибудь и строили, то одни сплошные каналы.)

Так вот, в этих загадочных местах, где среди пампасов бегают бизоны (зачеркнуто) где среди становых хребтов камчатские аборигены пасут оленей, секретная экспедиция (а как же еще, конечно, секретная, хоть о ней и напечатано во всех газетах с приложением поименного списка участников) ищет подземный путь, предположительно ведущий прямиком в Японию. В попытках проникнуть в найденную лавовую трубу уже погибли два человека, и для следующей попытки выбраны японцы-каторжники, по случайности оказавшиеся рядом на строительстве очередного канала. Каторжникам разъясняют, чего от них ждут, и они соглашаются: ведь есть небольшой шанс дойти живыми до конца пути и вновь оказаться в Японии – точнее, в южной части Сахалина (1938 год, не забудьте). Конечно, коварный профессор-убийца также предвидит такую возможность и вместе с Наташей Ивановной отправляется за каторжниками следом. Далее читателя ждет много замечательных вещей: здесь и теодолит, лихо определяющий разом широту и долготу, если ему не мешает атмосферное давление; и «плотоядный ящер игуанодон»; и отпечатки древних растений в магматических породах; и описание массового вымирания в конце мезозойской эры в духе Кювье («все обитатели Земли, от гигантских рептилий до моллюсков в море, до единого вымерли, а после этого творение мира повторилось»); и отнесение юрского и мелового периода вместе на десять миллионов лет назад; и многое другое, о котором упомянуть мне мешают лишь представления о разумном объеме фантлабовского отзыва.

Объективности ради замечу: вполне вероятно, что многие из фактических несуразностей («гарпун из куска твердого торфа», например) имеют причиной качество перевода – в конце концов, это просто результат работы онлайн-переводчика с японского на русский, да и неточности распознавания исходного текста тоже возможны. Во всяком случае, дикая путаница с числами – при указании расстояний не раз встречались ошибки на несколько порядков – после консультации со знающими людьми действительно оказалась ошибкой перевода, вызванной особенностями японской системы счета больших чисел (она четырехразрядная, а не трехразрядная, как у нас). Впрочем, даже серийный сочинитель низкопробного развлекательного чтива не стал бы писать, что от Таймыра до Камчатки десять верст… В общем, я был практически уверен, что в подобных случаях не все в порядке с переводом, а потому старался при чтении не слишком обращать внимание на такие мелочи.

В целом данный опус я бы охарактеризовал как попытку автора приключенческо-авантюрной писанины сочинить свое собственное «Путешествие к центру Земли», не отступая от специфики своего жанра и с добавлением политической составляющей. Надо признать, что описания подземных пейзажей и доисторических чудовищ иногда действительно хороши, но их тут же сменяет, например, такое: «Из темноты пещеры вышел профессор Морозов с холодным выражением лица. В руке он держал большой шестизарядный автоматический пистолет Петерсена. За ним вышла Наташа Ивановна в кожаном полупальто и кожаных гетрах». Кстати, Наташа почти все время только и делает, что грызет ногти, а под конец в ней, даром что она Ивановна, взыгрывает японская кровь, причем самым драматическим образом (да, она тоже японка, хоть и наполовину) – ну как же иначе может быть в подобного рода литературе?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Она просит похоронить свои зубы (которыми она изгрызла столько ногтей) в японской земле, когда спутники туда доберутся.

Конец повествования наступает неожиданно – словно автору надоело описывать многодневный путь по мезозойскому болоту и сражения с динозаврами, и он разом перенес остатки отряда на два месяца вперед, на какой-то непонятный остров посреди неизвестного моря.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Остров этот оказывается не Сахалином, а самым северным из Курильских островов – то есть экспедиция все время шла не на юг, а на юго-восток и даже не подозревала об этом. Впрочем, автор предусмотрительно сбросил теодолит в пропасть вместе с одним из японцев, а оставшийся в распоряжении путешественников карманный компас под землей вполне мог отчаянно врать, как это было и у Жюля Верна. Таким образом, коварному плану нападения Советского Союза на Японскую империю через подземный ход (а вы как думали, для какой еще цели можно было проводить такие исследования?) не суждено осуществиться, а разочарованный профессор Морозов решает отправиться обратно под землей в Якутию, хоть и уверен, что не дойдет до цели.
Такое вот невнятное окончание после всех приключений в пути. А в общем, это надо читать, чтобы проникнуться самому, потому что, как бы я ни старался, любой отзыв окажется бессилен передать своеобразие данного образца ранней японской фантастики. Не зря коллега Walles, от которого я узнал о данном рассказе, предупредил: японцы отлично умеют писать детективы, а вот с фантастикой у них не очень, – и я не могу не признать его правоту.

Оценка: 2


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх