Майкл Крайтон «Штамм «Андромеда»»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии) | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Исследовательский спутник падает неподалеку от тихого американского городка, выпуская на свободу смертельный вирус, который убивает всех подряд. Пока военные пытаются изолировать зону бедствия, команда лучших ученых в подземной лаборатории пытается раскрыть загадку смертельного вируса, которому присвоено кодовое имя «Андромеда»...
Роман вызвал сенсационный интерес — отчасти по той причине, что автор был молод, отчасти потому, что он сосредоточился на биологическом кризисе, в то время как большинство людей размышляли о ядерных конфликтах держав Земли. Автор в 1970-м стал знаменитостью.
В 2019 году Дэниел Уилсон опубликовал своё продолжение истории под названием «The Andromeda Evolution».
В русских изданиях романа отсутствует эпилог, перевод которого можно найти по адресу
https://medium.com/@LoadedDice/the-andromeda-stand-d3f9beabc81a
Эпилог восстановлен только в издании 2022 года.
Входит в:
— журнал «Неделя № 49 1969», 1969 г.
— журнал «Неделя № 50 1969», 1969 г.
— журнал «Неделя № 51 1969», 1969 г.
— журнал «Неделя № 52 1969», 1969 г.
— журнал «Неделя № 1 1970», 1970 г.
— журнал «Неделя № 2 1970», 1970 г.
— антологию «Andromeda almanah naučne fantastike sf2», 1977 г.
— антологию «Штамм Андромеды», 1991 г.
— сборник «Three Complete Novels», 1993 г.
— сборник «Michael Crichton Omnibus», 1994 г.
— сборник «The Michael Crichton Collection», 2000 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第2回 (1971) // Переводной роман |
Рецензии:
— «Рецензия на научно-фантастический роман Мишеля Крайтона «Штамм “Андромеда”»», 2018 г. // автор: Аркадий Стругацкий
— «Review: The Andromeda Strain by Michael Crichton», 1969 г. // автор: Рон Гуларт
Экранизации:
— «Штамм Андромеда» / «The Andromeda Strain», США, 1971 // реж. Роберт Уайз
— «Штамм «Андромеда»» / «The Andromeda Strain», США, 2008 // реж. Микаэл Саломон
Похожие произведения:
- /период:
- 1960-е (5), 1970-е (8), 1990-е (6), 2010-е (2), 2020-е (1)
- /языки:
- русский (14), английский (3), португальский (1), латышский (1), литовский (1), болгарский (1), сербохорватский (1)
- /перевод:
- В. Алтаев (1), Я. Берлин (2), О. Битов (1), В. Галкин (6), Н. Йорданов (1), А. Лаузис (1), К. Сенин (12), С. Славова (1), В. Тальми (7), Ф. Фернандеш (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (22 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ценитель, 22 августа 2025 г.
Читатель «1001» крайне ловко свел все совпадения и спорные моменты завоевания космоса в одну линию.
Насчет «Союза». Причины гибели «Союза-11» очень много раз обсуждены и изучены. Установлено доподлинно, что преждевременно и несанкционированно открылся вентиляционный клапан, что привело к разгерметизации спускаемого аппарата и гибели космонавтов. Положение тел членов экипажа свидетельствовало о том, что они пытались найти и ликвидировать утечку воздуха. Хотя причина открытия клапана и не установлена, но мало ли было в истории покорения космоса ошибок, недоделок, малопредсказуемых космических явлений и прочих просчетов самого разного пошива. Сколько ракет взрывалось на старте и сразу после старта в 50-60-ые. Чего только говорят катастрофы шаттлов «Челленджер» 1986-го и «Колумбии» в 2003 году, когда, казалось бы, конструирование космолетов должно была быть отточено до совершенства.
Далее — относительно «Лунного заговора» и прочей шелудени, связанной с Луной. Да, полеты людей прекратили. На это были причины политические, да и экономические. А что касается автоматов.. После «Луны-24» 1976 года к Луне полетели уже через 14 лет в 1990-ом. Сначала космические зонды, в 2000-ых автоматические станции, а следом пошли и жесткие посадки.. Если последует политическая воля, если снова появится какой-либо повод очередной лунной гонки, то будут готовить и пилотируемые полеты. Навряд ли пришельцы побыли на Луне 14 лет, добыли всё, что нужно и убрались оттуда, снова разрешив землянам туда летать.
На Венеру также после 1989 года спустя 16 лет молчания, уже в 2005 полетели искусственные спутники Венеры, хотя ловить им там нечего по законам природы. Привенериться крайне проблематично. Все аппараты будут гибнуть еще в атмосфере Венеры.
Марс.. После провала советского «Фобоса» 1989 года, на Марс уже спустя 7 лет полетели искусственные спутники, станции и марсоходы сша. Два в 90-ые, три — в 2000-е и один в 2010-е и один в 2020-е. По состоянию на сегодня орбитальная исследовательская группировка на орбите Марса насчитывает семь функционирующих космических аппаратов: «Марс Одиссей», «Марс-экспресс», Mars Reconnaissance Orbiter, MAVEN, ExoMars Trace Gas Orbiter, «Аль-Амаль» и орбитальный аппарат китайской миссии «Тяньвэнь-1», на поверхности планеты работают две автоматические станции с марсоходами. Это больше, чем около любой другой планеты, не считая Землю.
Так что хотя и дальше орбиты никто никуда не летит из людей(пока), но автоматы летают вплоть до Марса и дальше, садятся и на астероиды. Но причина, как нам кажется, очевидна. Просто летать-то космонавтам особо и некуда. Луну забросили, видимо экономически рассчитав, что строить лунные базы невыгодно, на Венере просто нечего делать из-за жесточайших условий. Ну а лететь на Марс нужны уже совсем другие технологии!
1001, 21 августа 2025 г.
Ну а сейчас подойдем к этой же книге несколько с другой стороны.
Итак, время ее написания — 1969 год.
Год знаменательный, так как именно в 1969 году Аполло 11 совершил посадку на Луну.
Но самое интересное случилось чуть позже- по возвращению его на землю героев-астронавтов тут же посадили в специальную камеру- и надолго.
(на пятнадцать суток? Нет — больше, на 21 день)
(тут должно быть знаменитое фото «президент Никсон лыбится, глядя на сидящих в ИЗО астронавтов» — кстати, этот момент был показан по советскому ТВ и я помню реакцию своих взрослых родственников (врачей по профессии) на этот совершенно неожиданный для всех момент.
Что же произошло? А это астронавтов поместили в карантин — на тот случай, если на Луне они вдруг подхватили какую-то заразу.
Итак, о чем это нам говорит?
А о том, что возможность существования неких болезнетворных организмов в совершенно безвоздушном пространстве, да еще с резким перепадом температур от минус 170 до плюс 120 градусов считалась учеными вполне вероятной.
В том самом году, когда был написан «Штамм»
(Несмотря на то, что автор плохо разбирался в секюрити — он профессионально разбирался в медицине, и очевидно, был немного в курсе описанной выше проблемы существования в пустоте белковых тел. А может и не белковых, как знать).
Итак, несмотря на совершенно невероятную (с точки зрения простого человека) исходную идею сюжета — она была более чем реалистична на тот момент.
(возможно, что до автора доходили кое-какие слухи, отсюда и интерес к данной теме)
Но, опять же — правильно трактовать намерения наглухо засекреченной операции он не мог.
В реале же ученые скорее всего просто искали бы живые микроорганизмы в верхних слоях атмосферы (а может и не «бы», кто может это знать :)
Искали по причине задачи освоения ближнего и дальнего космоса, считая угрозу наличия болезнетворных микроорганизмов в космосе вполне реальной.
В реале, конечно, улетевший не туда спутник просто бы потопили в океане (план «Б» в таких случаях обязателен)- а на территорию СССР он мог бы попасть только прицельно — и не факт, что это бы вообще получилось :)
Во всяком случае -в случае любых проблем с _таким_ спутником шухер был бы грандиозным (не как в книге, нет :)
Далее автор описывает экстренный сбор команды специалистов-ученых. Этот эпизод — «рука-лицо». Так как в реале вся команда сидела бы в своей Umbrella Hive еще до начала программы Скуп (в случае действительно экстренной ситуации было бы поздно пить боржоми)
Но эпизод «хирурга забирают прямо из операционной» эффектно смотрится (читается :) — да и, по большому счету — давным-давно является книжным/киношным штампом.
Ну и настоящая фантастика начинается с момента описания многоуровневого и совершенно секретного комплекса.
Который расположен в тихой сельской местности.
Это атас :)
Так как процесс его строительства (достаточно грандиозного по объемам работ, не говоря уже о колоннах грузовиков с оборудованием и материалами, катающихся по дороге туда-сюда) никак не мог остаться незамеченным (ну ладно — спутники-шпионы. Да тут простой неслучайный турист с фотоаппаратом легко зафиксирует всю эту грандиозную движуху — и ему даже не надо будет близко подходить к дороге :)
В реале комплекс был бы расположен где-то в промзоне большого города, где толпы грузовиков — дело совершенно обычное :)
Типичное такое ружье, которое висит на стене и ждет третьего акта — так что дальнейшее развитие сюжета можно было предугадать сразу.
И опять же, автор, по незнанию, снова наводит тут тень на плетень — судьба комплекса в руках одного из работника комплекса.
В реале же, в случае необходимости, комплекс бы подорвали дистанционно — невзирая на мнение тех, кто там находится (их бы вообще не стали информировать по этому поводу :)
Да и использование для этой цели ядерной установки — типичное мнение неспециалиста, так как есть более надежные средства сжечь все в пепел, а потом сжечь и сам пепел. Впрочем, все это было написано еще до Чернобыля и его предшественников.
Но роман интересен вовсе не приключениями его героев, а своей основной сутью- микробиологически-космической.
Так как уж слишком похож на правду.
(вспоминаем Никсона и астронавтов :)
Итак, что мы имеем с 1969 года.
1. Успешное начало лунной программы (карантин для астронавтов до 1971 года включительно)
2. Первое ЧП- странная гибель в июне 1971 года экипажа «Союза‑11» (Добровольский, Волков, Пацаев) — спускаемый аппарат не разбился, все системы отработали четко, но космонавты были мертвы. Официальная версия — разгерметизация, с технической точки зрения весьма сомнительная (одна из наиболее ответственных систем корабля, это не шутки, а вполне реальный срок, если что)
3. После чего тема биологической безопасности внезапно исчезает из документов NASA. Нет, это не означает, что ее отменили — это означает, что ее засекретили.
4. Происходит досрочное завершение программы Аполло
5. В СССР навсегда сворачивают свою лунную программу.
6. Американцы занимаются Скайлаб, с которым тоже происходит что-то не то и его срочно топят в океане (о, какой тогда был грандиозный шухер по этому поводу)
7. Все, дальше орбиты никто никуда не летит- даже в сугубо экспериментальных целях. Даже корабли с собаками и обезьянами на борту (Э... а как же без всего этого готовиться к полету на Марс и дальше?)
8. Станцию Мир тоже досрочно топят в океане.
8. Замечательная история с дырками на МКС — это к вопросу о полной герметичности космических кораблей (микрометеориты, да)
9. Биология по факту становится более важной наукой, чем физика
10. ПРОФИТ! Мы (человечество) спустя 50 лет — снова летим на Луну (см. новости про американцев и китайцев)
Ну и тут может возникнуть впечатление, что Майкл Крайтон в чем-то был поразительно догадлив...
1001, 21 июня 2025 г.
Я познакомился с этим романом пожалуй самым необычным способом (нет, не тем, что упоминается Гансом Фалладой в «У нас дома в далёкие времена» :)
Во времена СССР было принято покрывать поверхность письменного стола листом стекла, особенно если за таким столом делало уроки молодое поколение.
И под стекло обычно стелили газету (девушки же обычно подкладывали фото подруг и любимых — одно из приятных воспоминаний молодости :)
И в моем случае родители подстелили (без всякой задней мысли) разворот «Недели» с романом «Штамм «Андромеда», это, как я сейчас вижу, был конец 1969 года.
Естественно, столь интересный и захватывающий текст не мог не привлечь моего внимания (в ущерб домашним заданиям, не без этого) — благо под стекло попало все начало романа.
И я погрузился в загадочный мир совершенно секретной информации (9 лет, самое то :)
К сожалению, остальные листы «Недели» в мои руки не попали и я так и не узнал, чем все это кончилось.
И только много-много лет спустя, в 1991 году я купил кишиневское издание с этим романом и наконец-то смог дочитать его до конца (эта книга не особо у нас издавалась, получить доступ к тексту было сложно).
Увы, меня постигло сильнейшее разочарование.
Причем с самого начала: хотя текст уже был мне знаком, но таки за 22 года я успел кое-что пережить и узнать.
Во первых, автор явно был медиком — но никогда не был военнослужащим, что стало понятно с первых же страниц книги.
(поскольку это самое-самое начало книги- нет смысла считать это спойлером, это скорее аннотация :)
Во первых: поиск спутника в книге ведет один экипаж из двух человек. Сорри, это совершенно невероятно — в реале был бы задействован минимум батальон :)
Во вторых: ситуация явно нештатная, и лесной пожар начался бы еще до начала книги (и без всякого штамма — просто по факту незапланированного попадания совершенно секретного объекта в населенный пункт (т.е. прямо в руки его населения)
В третьих, в связи с возникновением данной ситуации на ноги была бы поднята вся полиция (не армейские подразделения!) штата и перекрыты все дороги в этот населенный пункт (полицейская операция вызовет намного меньше вопросов, чем армейская).
Причем, что забавно — самой убедительной легендой для общественности стала бы версия вспышки чумы в данном населенном пункте (пацаны словили зачумленного суслика). После чего число желающих попасть в него мгновенно бы сократилось до нуля.
В четвертых, осветительные бомбы, которые у автора падают на землю и взрываются (мои соболезнования местным :) — вообще-то их сбрасывают на парашютах, с тем, что бы они догорели до конца до момента падения на землю.
В пятых, использование авиации для проведения фотосъемки (автор не имеет ни малейшего представления о процедуре подготовки _таких_ самолетов к запуску и об общей стоимости такого удовольствия. Послать стаю вертолетов было бы быстрее и намного дешевле — хотя хватило бы и одного :)
Про меры обеспечения секретности читать было просто смешно (хотя именно это и простительно — деза в таких описаниях просто обязательна, так как информация о том, как обеспечивается секретность — тоже секретная :)
После такого крутого начала читать дальше было уже не интересно (но я таки прочел книгу до конца :)
Увы, включение автором в текст графиков и компьютерной псевдографики никак не исправило ситуацию ибо как было сказано одним из великих :
Более того, именно постоянные ссылки в тексте книги на ЭВМ — и, главное, их содержимое — наводят на подозрение, что биографы Майкла Крайтона слегка преувеличивают степень его познаний в этой сфере человеческой деятельности — «ляпай! Но ляпай уверенно!» (с)
Итог: так как детские воспоминания мне дороги — пожалуй именно за них и поставим оценку :)
Batareev, 18 марта 2025 г.
Роман вызвал у меня довольно противоречивые впечатления. С одной стороны Майкл Крайтон провел довольно большую и скрупулезную предварительную работу. Текст изобилует технической информацией, даже графики и схемы присутствуют (не доводилось раньше читать что-то подобное). Как устроена схема безопасности «объекта», как подбиралась научная группа, как именно проводятся различные исследования, с выкладками тестов и анализов. Как ушат воды на неподготовленную голову. И при этом всем, основным событиям отведено меньше страниц, чем описанию спуска группы с верхнего на самый нижний уровень бункера. Развитие отношений в коллективе, характеры ученых — все поверхностно или отсутствует в тексте. Как будто читаешь не роман, а набросок сценария к фильму, каким собственно он и оказался в итоге.
neli mustafina, 7 июня 2024 г.
Стоит всем прочитать (или перечитать) эту книгу. Да, это фантастика, но как говорится: «сказка — ложь, да в ней намёк», чтобы понять насколько опасный противник сейчас у России.
НАСА по словам Крайтона осуществляет в основном чисто военные заказы.
Программа же СКУП организована для обнаружения новых микроорганизмов в атмосфере; (если б она проповедовала защиту, то — великолепно, но нет, — микроорганизмы должны быть использованы в войне)
Для этого был построен форт Детрик в Мэриленде. Это один из самых крупных исследовательских центров США. А таких как он — множество. А сколько их в мире? ЦРУ только знает или АНБ?
И когда говорят о лабораториях на Украине или Грузии — не надо думать что это «утка»...
Вероятно Крайтон знал о чем писал, недаром за плечами у него Гарвард, Медицинская школа, да и с властью и массмедиа он был близок.
Возможно — Стоун списан с себя?
»...Стоун знал — не многие американцы представляют себе, какого размаха достигли в США военные химико-биологические приготовления. Сумма правительственных расходов на разработку химического и бактериологического оружия превышает 500 миллионов долларов в год...»
Боже мой, а ведь это 60-е годы 20 века!!! Тогда и ковид легко объясним, который разновидность пневмонии. И все эти гриппы — птичьи, свинячьи, коровьи а может и ВИЧ?.... Чего же ещё они готовы выпустить на волю?!!
Впрочем, отвлеклась...
НАСА запускает спутники чтоб собирать микрофлору в космосе для военных целей, т.е. изучить и использовать. Седьмой спутник упал посреди поселка в Аризоне, после чего мгновенно умерло 50 человек. Доктора Стоуна со товарищи командируют разведать инцидент и найти сам спутник.
Там в поселке они находят странно умерших людей и двоих живых — младенца и старика. Их отвозят на специально выстроенную базу.
Описание базы, скажу я вам — офигительно! Особенно — контроль за чистотой и стерильностью...
Особенно — работа исследовательская, за микроскопом, с анализами, с эвм уже в те годы (пусть даже еще с перфолентой), но уже тогда был эвм-анализатор крови. А когда он появился в наших больницах? 2-3 года назад...
Откровенно говоря — позавидовать можно.
И, откровенно говоря, — искренне жаль что этого нет у нас...
Ни такого уровня ученых, ни таких великолепных писателей-фантастов.
Как бы мы не относились к США, — они сумели вырастить и таких учёных, и таких фантастов.
Книга оставляет ощущение недосказанности. Чем были эти микрорганизмы? Живые или неживые? Как поведут себя после очередной мутации ну и т.д.
Книгу прочла за день. Буквально проглотила. Вероятно буду перечитывать. По моему мнению — одна из лучших книг прочитанных мною лет за 10, а может и вообще — одна из лучших.
И задаю себе вопрос — почему я не знала этого автора раньше?
pilotus, 22 февраля 2014 г.
Каждый роман Крайтона – праздничный воздушный шар для ученых, наполненный клаустрофобией, секретностью и слегка научной мишурой. По ощущениям – тот же Индиана Джонс или ранний Бонд, только танцует под музыку научного технотриллера. Ритм выдерживает не всегда. Но к «Штамму “Андромеда”» это традиционно не относят. Книга молодого доктора принята на ура, экранизирована и положена на полку с классикой.
Есть повод для праздника? Кажется, да: редкий мотив заражения из космоса подан не как прямолинейный экшен Гаррисоновской «Чумы из космоса», а как дегустация чего-то изысканного и камерного. Тайные правительственные программы, подземные лаборатории и липкое ощущение: а вдруг такое происходит в самом деле. А может уже было? Будоражит не меньше Тунгусского метеорита. Аутентичность – главная заслуга Майкла. Спасибо.
Это объективность семидесятых. А что сегодня?
Рассказ не захватывает как в 70-е. Технологии и научные данные успели потерять актуальность. Он устарел. Томная обволакивающая атмосфера – это интерес того, что творится на пике науки; что скрывает власть. Напряжение проходит, стоит коллегам собраться вместе. Будни. Легко забыть, что от их работы зависит жизнь на Земле. Мы с самого начала знаем, что все будет хорошо – и зачем было с первых же строк играть реквием по драматичность? Ради пущей «псевдодокументалистичности»? Странный размен.
У «Штамма “Андромеда”» удачная завязка, но никудышная драма, ни одного персонажа – лишь говорящие головы, провисание сюжета в середине, скудный язык и крупица «научпопа». Можно продолжать, но с точки зрения «Твердой» фантастики – это действительно классика со стружкой идей о том, чего человеку делать не стоит. У нас просто может не оказаться под рукой талантливой команды спасателей мира в белых халатах.
Aleks_MacLeod, 17 апреля 2013 г.
В 1969 году в США вышла первая книга за авторством Майкла Крайтона. Впрочем, для самого писателя это был уже далеко не дебют, а всего лишь первое произведение, выпущенное под собственным именем. До этого Крайтон публиковался исключительно под псевдонимами Джон Ланг и Джеффри Хадсон. В том же году роман «Штамм «Андромеда» перевели и издали в сокращенном виде на страницах газеты «Неделя», а уже в 1971 появилось первое полноценное издание.
К сожалению, причины столь быстрой локализации «дебютной книги молодого американца» были исключительно политическими. Советские деятели приняли писателя за левого антимилитариста, обличающего звериный оскал капиталистической военной машины и выступавшего против «пентагонизации науки». Соответственно, сам роман рассматривался как еще один инструмент в деле антиамериканской пропаганды. Чего стоит только потрясающее по красоте предисловие к первому советскому изданию книги, в котором ради красного словца события романа мало того что рассказаны на триста страниц вперед, так еще и перевернуты с ног на голову для создания у читателя подобающего впечатления о героях «Штамма».
В самих же Соединенных Штатах автора обвинили в прямо противоположных грехах. Встревоженная общественность стала корить Крайтона за то, что он подбрасывает военным перспективные идеи, которые могут быть приняты на вооружение Пентагоном. Истина же, как это часто бывает, крылась даже не посередине, а совершенно в другом месте.
По собственному признанию, при написании книги Крайтон думал о политических последствиях в последнюю очередь. Гораздо больше его волновали проблемы исключительно научного толка. Автор хотел донести мысль, что в природе существует особый вид кризисов, неважно, биологической или технологической природы, которые просто невозможно разрешить в том случае, если они-таки случились. Их можно только не допустить.
Сама же идея «Штамма» пришла к Крайтону еще в институте, когда он вычитал в одной научной работе довольно легкомысленный комментарий о том, что организмы, живущие в верхних слоях атмосферы, еще ни разу не использовались ни в одном научно-фантастическом произведении. Майкл несколько лет обдумывал, как лучше взяться за подобный проект, затем приступил к работе и отправил получившуюся рукопись своему тогдашнему редактору, Бобу Готтлибу. Тот неоднократно заставлял молодого автора переделывать текст, и именно он первым посоветовал использовать прием, ставший впоследствии фирменной чертой Крайтона, — сухой псевдодокументальный стиль повествования, как будто бы книга целиком и полностью основана на реальных событиях.
Редактор попал в яблочко. Роман стал бестселлером, а Крайтон проснулся знаменитым. Более того, в случае со «Штаммом» впервые проявилась еще одна характерная для автора черта – невероятное везение. Книга поступила в продажу всего за несколько недель до возвращения на Землю лунной экспедиции, и общественность тогда была крайне обеспокоена мыслью, что астронавты могли привезти с собой опасные лунные микроорганизмы. Подобные настроения только еще больше подогрели интерес к «Штамму», и Крайтона даже пригласили на телевидение обсудить опасения публики.
Прослеживаются в «Штамме» и другие черты фирменного стиля писателя. Автор очень тщательно подходит к созданию декораций, с мельчайшими подробностями описывает интерьеры секретных лабораторий, алгоритмы научных исследований и процедур. Сухим, но доступным языком он подробно рассказывает о различных научных проблемах и путях их решения, знакомит читателей с новейшими статьями и исследованиями и одновременно мастерски смешивает правду и вымысел. Дошло до того, что очень многие читатели приняли все, описанное в романе, за чистую монету. Впрочем, по словам самого Крайтона, когда несколько лет спустя в Голливуде купили права на экранизацию и приступили к съемкам, им не пришлось долго искать подходящих декораций, поскольку нашлись и подземные лаборатории, и специальные компьютерные программы, и биометрические охранные системы.
В «Штамме» автор очень много внимания уделил проработке характеров персонажей. Крайтон постарался сделать участников программы «Лесной пожар» максимально достоверными, живыми людьми, со своими достоинствами, недостатками, тараканами и скелетами в шкафу. Но вместе с тем в первую очередь его интересовал исключительно разразившийся кризис и попытки его решения. Сконцентрировавшись на идее о неизбежности выхода ситуации из-под контроля (гораздо позже схожие мысли будут звучать из уст Яна Малькольма в «Парке юрского периода»), Крайтон моментально обрывает повествование, как только добивается нужного результата. Таким образом, оказались обрублены несколько перспективных сюжетных линий. Герои очень много времени затратили на исследование «Андромеды» и попытки угадать, откуда она взялась, но в итоге тайна возникновения штамма так и осталась нераскрытой. Более того, автор настолько сильно спешил поставить точку, что в итоге с одними персонажами читатель вообще не успел попрощаться, а других оставил буквально на полуслове.
Еще одним минусом стало искусственное приглушение интриги. Поскольку книга написана в виде псевдодокументального исследования, Крайтон не раз намекал, описываемые события произошли за несколько лет до момента написания, поэтому все действия, ошибки и оплошности действующих лиц известны автору наперед, о чем он и спешит поделиться с читателями. Поступая так, однако, Майкл во-первых принижает важность текущего момента, а во-вторых, избавляет от необходимости переживать за того или иного персонажа, поскольку фразы типа «много недель спустя он вспоминал этот момент» недвусмысленно намекают, что герой благополучно пережил кризис.
Резюме: очень крепкий роман, в котором видны все фирменные черты Майкла Крайтона. Именно такие книги, как «Штамм «Андромеда» принесли автору любовь читателей, многомиллионные тиражи и звание отца технотриллера.
primorec, 3 мая 2012 г.
Редко старые книги остаются актуальными долгие годы после написания. Даже любители «Золотого века» фантастики обычно подчеркивают, что это — классика, с хорошими идеями и слогом, но уже мало относящаяся к настоящему времени.
Не таков роман «Штамм «Андромеда». Эта история фантастична только в том плане, что она еще не произошла. Но весь опыт последних десятилетий говорит нам, что это может случиться в любой момент, поскольку, мы, надеюсь, не прекратим свои исследования космоса и упорные поиски внеземной жизни. Или это может произойти из-за наших игр с генетикой. Или еще по какой другой причине. Важно другое: этот рассказ — об обратной стороне любого научного исследования, которое может таить не только эпохальные открытия, но и неведомые нам опасности, и поэтому роман еще не скоро утратит свою актуальность.
Сюжет простой и заезженный голливудскими фильмами последнего десятилетия: проект поиска в космосе новых форм жизни принес, наконец, результат. И, именно такой, на какой рассчитывали и были готовы, заранее построив для изучения новейший научный комплекс. Но никогда не бывает так, как планировалось, когда имеешь дело с силами природы: новая форма жизни оказалась крайне агрессивной и таящей множество сюрпризов, с неожиданными последствиями которых приходится разбираться команде ученых.
Вот эта команда и ее действия — самая сильная сторона романа. Большая часть истории посвящена тому, как происходит научный поиск, определяется единственная дорога, ведущая к открытию, предугадываются его последствия и разрабатываются методы по устранению нежелательных отклонений. Сегодня, когда наука не так популярна, эта часть книги — содержание и философия научного метода познания — должна стать настоящим открытием для молодых читателей.
И еще один нюанс. «Штамму «Андромеда» исключительно не повезло с экранизациями. Последняя из них превратила крепкую историю в бессмысленный и скучный набор штампов фильмов-катастроф. Поэтому не надо ориентироваться на эти поделки, а прочитайте книгу сами, если любите твердое НФ.
tapok, 22 марта 2020 г.
Доигрались
***
По соотношение произведения\экранизации Майкла Крайтона мало кто обошел. И пусть у него не так много известных фильмов, о парочке слышали, скорее всего, почти все – «Парк Юрского периода» и «Штамм Андромеда». По крайней мере, обе экранизации не просто известны, но и снискали хорошую славу. Что ж, ниже пойдет речь о романе-основе для «Штамма».
Итак, вторая треть XX века, США. Штаты проводят поиски новых типов биологического оружия. Поскольку в соперниках у них советы, американцам приходится пойти на нечто совершенно неординарное. Они пытаются найти биологическое оружие в космосе. Смелая попытка, ничего не скажешь. Собственно, вокруг этого и строится сюжет. Сперва небольшой квест для завязки, затем технотриллер с биологическими выкладками.
Главными героями здесь выступают ученые, что не удивляет. Занятно, что команду из них подобрали очень разнообразную. Рядом с микробиологом, например, находится практикующий хирург. А почему бы и нет? Персонажи у Крайтона довольно условные, всё-таки главный фокус не на их характерах, а на их действиях. Поэтому не стоит ожидать от короткого романа выписанных характеров.
Действие в романе довольно волнообразное. Сперва что-то происходит, начинается драйв, затем небольшое провисание для анализа произошедшего, потом снова – драйв; анализ. Динамика при этом всё равно присутствует, скучать не приходится. Особенно в финальной трети, которая вообще зашкаливает по экшену.
Теперь об актуальности вопроса. «Штамму» уже более полувека, переизданий в РФ не было давно. Видимо, издатели считают, что книга ныне популярной не будет. А зря. Пусть в этой книге есть ЭВМ, нет сотовых, связь идет через полуживой телетайп, но при всём этом проблематика произведения очень злободневна. Речь даже не о бушующем ныне короновирусе. Власти стран не скрывают, что ведутся разработки биологического оружия. И насколько качественно все это проводится? Вряд ли мы узнаем ответ на этот вопрос. Крайтон же наглядно показывает, что учесть всё, даже если учли всё, невозможно. Увы, но он прав. И что, «штамм Андромеда» — это цена риска? Нехилая такая цена.
Заключение: роман «Штамм Андромеда» далеко не нов, но актуален и в наше время. Биологическая составляющая резко выделяет его на фоне твердой НФ. Навскидку, только Уоттс из современников пишет в этой канве. Сейчас популярна космическая НФ, в том числе контактная. Поэтому книга Крайтона не должна быть забыта.
9 штаммов из 10.
vik-fetisov, 20 октября 2022 г.
Роман «Штамм андромеда» был выпущен в 1969 году Крайтоном. В книге описывается принесенный спутником с земли инородный бактериологический организм (типа менингококков) и методах борьбы и контаминации его.
В романе подробно расписывается пятиярусная структура чистого помещения, созданного заранее для борьбы с инфекциями. В котором 1 уровень самый грязный, 5 самый чистый, и значительная часть книги описывает методы дезинфекции сотрудников, которые возрастают от грязного к чистому.
Сейчас, как люди, которые знакомы с методами строительства и эксплуатации стерильных помещений, с улыбкой читаем о методах и способах, например, о методах стерилизации, которые он берет за основу.
Тем не менее, на улице 1967-1968 год, когда он пишет роман. Люди только-только за 10 лет до этого запустили спутник (1957) и осознали, что должны быть нормы чистоты, и только в 1961 впервые построено первое чистое помещение с ламинарным (однонаправленным) воздушным потоком. Только в середине 60-х идет внедрение чистых помещений в медицине производстве лекарственных средств и изделий медицинской техники. Если ранее стерильные помещения оценивались только одним критерием — количеству частиц на 1 м3 воздуха, то только в 60-е вводится требование о «биологически» чистых помещениях, где чистота воздуха оценивается по 2 параметрам — число частиц и число микроорганизмов. Тогда же появляются в конце 60-х первые GMP (Good Manufacturing Practice), которыми руководствуются и по сей день. Российский стандарт, являющийся калькой с международного ISO — ГОСТ Р ИСО 14644 «Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды» также является руководством в РФ.
В настоящее время уже более 60 лет оценка так и проводится по 2 критериями (количество частиц на литр и количество микроорганизмов (КОЕ) по смыву с поверхностей и по количеству КОЕ в воздухе на литр)
Крайтон выразил в своей книге боязнь человечества научных достижений (под этой сверхсекретной 5-уровневой лабораторией заложен ядерный заряд, постоянная опасность ядерных ударов и взаимного уничтожения также проходит красной нитью в книге), но также он и в который раз подтвердил свою научную осведомленность и подкованность в знании научного базиса (как это было в произведении «Пожиратели мертвых»).
Kuntc, 23 февраля 2007 г.
Жанр книги несомненно научная фантастика, и упор автор делает именно на научность, фантастика присутствует, но в незначительных количествах. Что в романе фантастичного? Неземное происхождение «Андромеды» и, в некоторой степени, оборудование и атмосфера происходящего на секретной базе «Лесного пожара». Причем вся описанная техника, исследовательская аппаратура и прочее на самом деле большей частью реальны для того времени. Фантастичность заключается во-первых в том, что для того времени вся эта техника действительно была на грани фантастики, а во-вторых в том, как все это описывает автор. За научность отвечают многочисленные термины и теории, плюс несколько графиков, рисунков и чертежей. Если делается какой-либо анализ, то от Крайтона вполне можно ожидать, размещения таблицы с результатами. Это делает книгу одновременно и более реалистичной и в тоже время более фантастичной. Подобное количество науки я встречал только у нашего Головачева, но у него она менее реальна и больше оторвана от действительности. Крайтон рассказывает о том, что сейчас понятно каждому: ДНК, генотипы и т.п. Вроде бы все и заумно местами, но автор дает всему подробное объяснение, так что путаться особенно не придется.
Крайтону свойственно постепенное наращивание действия, с каждой прочитанной страницей читатель ощущает все более нарастающее напряжение. Все это эффектно усиливается таинственным происхождением смертоносного микроорганизма, над разгадкой природы которого и бьются ученые. Но. В «Штамме «Андромеда» заканчивается все банально. Мне это сильно не понравилось. Была ведь интереснейшая теория о происхождении и назначении штамма, но автор оставил ее в стороне. Полученный «узел» автор просто взял и разрубил, а не расплел до конца, как стоило бы это сделать. Есть в книге несколько интересных идей, мне, например, понравилась гипотеза решающего голоса, о том, какая категория людей принимает более правильные решения в чрезвычайных ситуациях.Характеры главных героев романа проработаны довольно поверхностно, каждый из них – это типичный ученый, со свойственными этому классу людей типом поведения.
Итог: Качественная научная фантастика с уклоном в достоверность и реальность происходящего.
mikereader, 12 мая 2018 г.
Мне показалось, что автор достаточно странно решил поиграться с читателем, на первых страницах же показав ему конфетку и забыть о ней до середины. Зачем так делать? С одной стороны загадочная вирусная катастрофа внеземного происхождения, а с другой занудное знакомство с героями в банальных ситуациях.
Не могу не отметить излишнее спекулирование фактором неудачи, когда в таком небольшом произведении всего за несколько десятков страниц происходят 3-4 неконтролируемых события, которые значительно влияют на происходящее. То кто-то недолистал страничку, а там отгадка, то кого-то отвлекли в нужный момент и он недосмотрел, то бумажечка случайно замялась и теперь атомная бомба не взорвется! Это очень странно. Нехватка воображения?
Ну и конец... я бы сказал, что он ужасен, но его просто нет. Штамм просто обрывается. Да, может и в жизни было бы также, этим напоминает «Войну миров» кстати, но нельзя же так подводить под самую опасную опасность, а потом просто все бросить и уйти! Дескать, само разрешилось.
Прочитал «Штамм Андромеда» и «Человек-компьютер» этого автора и оба мне не зашли по абсолютно одинаковым причинам. Скомканные концы, отсутствие общей идеи или выводов из происходящего. Ну вот странный вирус убивает людей, ученые его исследуют и что? Он сам себя обезопасил. Суета, которая не нужна для решения проблемы. А вот надо провести лечение очень агрессивному и опасному пациенту, врачи делают уникальную операцию на мозгах и... ничего не меняется. Зачем все это было? Какой вывод? Все зло в мире от яйцеголовых? Наука не нужна, ибо от нее одни проблемы?
В итоге сюжет закручивается вокруг интересных событий, которые могут изменить мир, но из этого ничего не получается. Все как-то мелковато и слишком локально.
ozor, 7 июля 2011 г.
Блестящий роман.
Чрезвычайно быстрое издание русской версии романа Крайтона в СССР (1971) привело к появлению двух интересных мнений: одни причислили автора к людям радикального, антиамериканского толка, а другие ополчились на него за то, что он… выдает правительственные секреты и новые идеи биологического оружия!
На своем сайте автор указывает, что он руководствовался чисто научными принципами при написании романа – он построил вымышленный пример научного кризиса, при котором технологические ошибки людей могут привести к такой катастрофической ситуации, когда процессом невозможно будет управлять. Другой пример (реальный) – разлив нефти в Мексиканском заливе.
Эти кризисы, как показал Крайтон, происходят независимо от конкретных людей, вовлеченных в науку.
artem-sailer, 28 ноября 2020 г.
Твёрдая как гранит научная фантастика. Одна из самых твёрдых, что мне доводилось читать. Не без изъяна, конечно, но мне понравилось.
Крайтон рисует технократическое общество, где мнение учёного имеет вес не только в глазах общественности, но и в политических кругах. Настолько, что политики передают в руки учёных пусть и тактическое, но ядерное оружие. Причём, решение о применении и сама «красная кнопка» находятся в зоне ответственности сугубо гражданских учёных. Чего в реальности, как мне кажется, не будет никогда. Можно порассуждать об утопии, однако итог будет неизменным.
Тут вот в отзывах многие пишут, что герои безликие, картонные. Да, отчасти это так. Однако по меркам современной среднестатистической фантастики, «в среднем по больнице» герои Крайтона более чем выпуклые и яркие. Да, в принципе, если брать даже мэтров вроде Кларка или Азимова, то и тут можно поспорить. Так что, роман не только строго научно-фантастичен, но и вполне себе продуман с точки зрения психологии.
Если говорить о многочисленных и развёрнутых отступлениях, в которых рассказывается об истории науки, о достижениях, об устройстве подземной лаборатории, то это, конечно, на любителя. Кому-то они могут показаться скучными и необязательными, но мне, например, очень даже пришлись по вкусу. Научпоп, введённый в художественное произведение, — это отличный приём. Пробуждает интерес к предмету вопроса, к прочтению статей по теме.
Ну, и наконец, насколько понимаю, фирменная фишка Крайтона. Мысль о том, что всего предусмотреть невозможно. Что даже самыми компетентными людьмо рано или поздно будет допущена ошибка. В данном романе идея сверкнула не раз, причём зачастую в решающих моментах. Технические ошибки и когнитивные заблуждения в книге не только заставляют героев блуждать во тьме, но и наоборот — спасают от неправильных, преждевременных решений и действий.
В целом, роман оставил приятное впечатление, захватывает, временами оторваться от чтения попросту невозможно. Добротная книга, которую можно рекомендовать широкому кругу читателей. И не только любителям научной фантастики.
Gourmand, 25 июля 2015 г.
Биофантастика ближнего прицела. Новый для меня жанр и малопонятный. В отличие от космофантастики такого же дальнодействия, где детально описывается внутренняя обстановка космических кораблей, различные агрегаты и устройства, приводятся чуть ли не чертежи скафандров и радаров, в данном произведении столь же скрупулёзно рассматривается биохимическая лаборатория высшей защиты, предназначенная для изучения микроорганизмов.
Попутно я много чего узнал о ацидозе (да и вообще о кислотно-щелочном балансе крови), влиянию на организм денатурата, приступе эпилепсии и многом другом из медицины и бактериологии.
И я автора понимаю. Как Хайнлайну было важно описать удобный космический скафандр (недаром он ими и занимался в реальной жизни), так, видимо, и Крайтону было важно донести до медиков, учёных и военных свои мысли по обустройству это самой подземной лаборатории. Да и вообще по бактериологической/вирусной угрозе из космоса.
Увы-увы, но автор настолько углубился в науку, что потерял интригу (вернее, загрузил меня как читателя настолько, что я перестал понимать, в чём соль расследования) и слил финал. Это нехорошо.
Понимая это, автор решил «поддать газку» и, плюнув на основной сюжет (хрен с ним, с вирусом, само как-нибудь рассосётся!), закрутил динамику последних страниц вокруг предотвращения ядерного взрыва в лаборатории. И это совсем грустно. Потому что автор ничего не приготовил для этой истории.
Дал в начале два ключа и мысль о том, что холостяки примут более верное решение, не подорваться ли им с друганами. Но:
1) нет метаний/сомнений
2) нет противопоставления холостяка и нехолостяка
3) нет психологических портретов никого, кроме эпилептика (а он-то как раз и не принял участие в сюжете, сразу в обморок упал)
Да и вообще, история о самоподрыве тянет на отдельный роман, желательно с любовной линией, с трогательными звонками на волю жёнам и матерям и т.п., а не беглому ползанию по трубе на пару страничек.
Получается, что как писателю Крайтону стоит поставить тройку (из пяти), но как фантасту, как придумщику, обстоятельному и детальному, чистые пять!
Итого: 4 (то есть 8 по местному счёту)