Рэй Брэдбери «Неприкаянные»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Вне Земли (Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
По мнению героев рассказа, безумие — это бунт против нравственности или моральных устоев общества. Элизабет безумна. Она считает себя императрицей Екатериной Великой. Две сестры и брат везут её на тридцать шестой астероид. Но не для того чтоб лечить. Общество создало на астероидах множество цивилизаций, из которых для каждого умалишённого можно подобрать «свой» мир…
Входит в:
— журнал «Thrilling Wonder Stories, October 1948», 1948 г.
— сборник «Высоко в небеса: 100 рассказов», 2003 г.
- /период:
- 1940-е (1), 2000-е (3), 2010-е (2)
- /языки:
- русский (4), английский (1), украинский (1)
- /перевод:
- Г. Михайловська (1), Е.С. Петрова (4)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (6 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 8 августа 2025 г.
В будущем психические болезни будут лечить весьма простым путем — отправляя безумцев на строго определенные астероиды Солнечной системы. На одном из них убийцы и маньяки всегда найдут себе жертв, которые буквально ищут повод для собственной смерти. На другом найдут себе приют многоженцы, мечтающие завести почти что средневековый гарем. А на третьем ждут не дождутся великую правительницу России Екатерину, которую как раз и везет туда небольшой космический кораблик с тремя женщинами и одним мужчиной на борту... История эта написана в ироничном ключе, чтобы мы не вздумали воспринимать ее всерьез. Конечно же, на Земле не может быть столько сумасшедших, вдобавок подходящих под строго определенный шаблон. Во-вторых, хорошо известно, что никакой жизни на астероидах быть не может — ни снаружи, ни внутри. Все эти малые небесные тела — обычный строительный мусор, оставшийся невостребованным после образования планет Солнечной системы. Никакой надобности в их обитаемости не было. Но Брэдбери создал некую абсурдную Вселенную, где возможно невозможное. Астероиды оказались заселены душевно-больными людьми, которых не только не лечат, а буквально потакают их безумным наклонностям. Поскольку безумие — оказывается, это всего лишь бунт против нравственности или моральных устоев общества! Поместите человека в подходящую среду — и этот бунт прекратится сам собой. Зачем же тогда лечить кого-то? Словом, писатель просто посмеялся от души над нашей системой психиатрических лечебниц, которая на самом деле никого и не лечит, а просто изолирует безумцев от считающих себя нормальными граждан. Но с точки зрения той же Лисбет-Екатерины, безумны как раз оставшиеся на Земле люди, а она и взаправду является русской императрицей. Такой вот изобретательный абсурд...
------------
РЕЗЮМЕ: небольшой экскурс в далекое будущее Земли, повествующий нам о том, как там обращаются с душевно-больными людьми. Жители «палаты №6» в отчаянии рвут на себе волосы, читая эти строки.
Тимолеонт, 7 ноября 2024 г.
Вот здесь я окончательно убедился, насколько сильно Брэдбери интересовался темой психиатрических расстройств и их соотношением с реальностью. Ну да, вот эта блаженная выделяется из нашей среднестатической нормы. Но надо ли её лечить? Вдруг, где-то во Вселенной найдётся место, где она найдёт свою судьбу и будет счастлива, где будут рады ей и её безумию? Для себя я категорически не хотел бы такой судьбы и очень надеюсь, что меня бы вылечили, но и признаю за людьми право и на такое вот игрушечное, иллюзорное счастье. Это всяко лучше, чем пускать слюни в дурдоме.
Crossbow, 15 июня 2012 г.
Интересная идея об относительности внутреннего мира каждого человека. Мы порой спешим обозвать кого-то чокнутым, забывая, что «чокнутый» вполне резонно то же подумает о нас.:smile:
Несколько подкачали технические моменты, связанные с космосом — оплавленный от ударов молотка пульт :lol:, клетушки, плюшевый пол, рычаг управления словно в тракторе:-)) — и всё это в космическом корабле. Хотя, понятно, что космос — лишь аллегорическая ширма. Автору нужно было показать изолированные мирки, куда сбагривают сумасшедших, и астероиды как нельзя лучше подошли на эту роль.
Dart Kangol, 18 июля 2013 г.
Несмотря на некоторую несерьезность происходящего, Брэдберри рисует нам в рассказе интересную социальную модель общества будущего ( с некоторыми допусками конечно). Точнее даже не модель, а маленькую часть большой модели. Одновременно с этим автор преподносит читателю для размышления дилемму — где граница безумия и нормальности и не являются ли эти границы надуманными или придуманными обществом. Фантастическая история — лишь декорация в данном случае.
Сказочник, 5 декабря 2013 г.
В этом рассказе Мастер спрашивает нас, а кто определяет критерии нормальности? Общество? А насколько нормально само общество? А если подгонять не рамки под общество, а общество под рамки? У каждого сумасшедшего — свой персональный рай. Демократия, да и только.
Vendorf, 3 августа 2007 г.
Вот и очередной автор поднимает тему нормальности. Что такое норма и что такое отклонение от нее. Кому-то множество миров покажутся отдельными палатами психушки, а кому-то домом родным...
god54, 28 мая 2020 г.
Великолепная идея, очень даже приличный сюжет, да, и текст соответствует всему остальному. Чтение масса удовольствия. Мешает лишь реалистичность мышления, как некий фон за пониманием текста: не может этого быть, ну, не может этого быть... Сумасшествие, это что-то другое, более сложное, не понимаемое и не принимаемое... А так рассказ вполне приемлем.