Иван Белов «Грядущая тьма»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Фантастические существа (Вампиры ) | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
В окрестностях Вышнего Волочка творится неладное — жители целой деревни приняли страшную смерть, похожую на некий колдовской ритуал. Пропадают люди, горят посевы, кто-то отравляет колодцы, бунтуют мавки, появляются невиданные прежде, ожившие мертвецы, и за советом в этом запутанном деле, на Лысую гору, близь села Нелюдово, приезжает отряд новгородской Лесной стражи. И Рух Бучила, скромный и тихий затворник, соглашается им по старой дружбе помочь, еще не зная, что где-то там, впереди, небо уже готовится стать алым, как кровь...
Входит в:
— цикл «Заступа»
Похожие произведения:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Лизазель, 4 марта 2025 г.
Правительственный заговор — есть, иностранные агенты — есть, инопланетяне — есть, пирамида — есть, ну, всё с вами ясно!
Я как всегда очень «внимательно» читала комментарии, и до начала чтения была уверена, что роман будет про путешествие на Урал, но начав так увлеклась, что забыла про «Камень» вспомнила в самом конце, где его мельком упоминали. Хотя я уже и видела бегунок «прогресса» в самом конце, но возникла глупая надежда «это что, было только вступление, а весь роман ещё впереди»? Просто поверить не могу, как быстро закончилось всё хорошее!
Текст очень насыщенный и содержательный, богатый событиями. Как и в рассказах — громоздятся описания, встречаются сложные конструкции, перегруженные предложения, глазами такие пролетаешь не замечая, зато при прослушивании заметно — у Руслана Покровского в такие секунды голос становится по-особенному спокойным. Герои очень выпуклые, некоторые нарочито-карикатурные — прохфессор, барончик, братья-близнецы полковник Ицкий и тайнюк Ецкий, и, конечно же, жирные зелёные маэвы с болот. Ведьма Ольга с нарисованными бровями — да я её отлично знаю, только моя морозит и сама без ожогов, а так как живая вышла!
Здорово удалось подчеркнуть, как некоторые герои пользуются невербальными средствами общения — Захар, например — крупный, мускулистый, широкоплечий — это подчеркивалось несколько раз, с изуродованным лицом — он привык приказывать, запугивать, в том числе собственной физиономией, и давить. Когда ему нужно именно убедить и уговорить кого-то добром, Бучилу, например — это ему практически не дается.
Чекан просто золотко, вообще вся ватага егерей — приятные личности, что хозяйственный семьянин Фома, что кликуша-Феофан, что герой Грач.
Что НЕ понравилось:
Не понравилась одна фраза «стоп, что». Это, конечно, вкусовщина и придирки, но вот ровнёхонько так говорят мои обожаемые попаданцы, прямо повально, почти у всех есть, это как обязательный код. В «Грядущей Тьме» тем более, устах Бучилы прозвучало как страшный сон. Ну, одна фраза на роман, наверное, смогу потерпеть.
Немного подвисают, на лично мой взгляд, длинные научные диалоги с профессором, как будто все встали в кружок и с интересом слушают. И не перебивают. И свои ценные комментарии не вставляют. Понимаю, и так всё максимально сжато и упрощено, и место важное, но вот как-то слишком искуственно и немного натянуто. Зачем это знать всем? Камерно в карете и читал бы свою лекцию на серое островерхое ушко.
Ну и этот самый мой любимый Эпизод в конце — ощущение нехорошего пранка, злобной театральной постановки. Концовка сильно выбила из колеи и здорово перекосила, я несколько раз останавливалась отдышаться, перечитать и подумать. В первый раз мне пришлось посмотреть две комедии и проторчать полдня на развлекательном сайте, чтобы немного прийти в норму. Причем второй раз — после прослушивания, сила воздействия не уменьшилась — просто мои апплодисменты стоя! Замечательный опыт — понимаю, что болит, но и не понимаю, где задело.
Вот представьте, Лос Аламос, активация первой атомной бомбы, астрономические суммы, титанические усилия, иностранные специалисты, строжайшая секретность и всё в этом духе. Испытания прошли успешно, наблюдения идут успешно, НО ВДРУГ, (из пампасов пришли ловеласы) пришли индейцы и поубивали всех, и особено Оппенгеймера. Ну или вот запуск Спутника, набигают... не знаю... белые! и убивают Королёва. Может тайнюку Ецкому кажется, что всё идёт по плану, но то ли его план так себе, то ли что. Ецкий хорохорится и заливает, мол, «сопутствующие потери», но вся операция это провалище. Ну да, записюльки и гербарии остались, но этот Вересаев же был ух, местный Эйнштейн, второго такого нету! А, нет, даже хуже, второй такой есть, только он где-то в Европах. Давайте засечём, как быстро к нему утекут вересаевские записи и наблюдения? Не видно ли с этой точки зрения главных бенефициаров всего предприятия?
Но дело, конечно, нужное, хоть и сделано как-то спустя рукава. Вересаев, опять же, был уверен, что магия скоро войдёт чуть ли не в ежедневный обиход на бытовом уровне. Скажите, скажите, а Нарыв — это обмен или хищничество?
И про Эпизод:
Такое впечатление, что братцы Ицкий и Ецкий специально выводили вурдалака на конфликт — «мы тут вас всех щас славно поимели и подставили, потому, что вы вообще никто, сопутствующие потери». Ецкий щедро вываливает и вываливает информацию, обзывается «пешка в большой игре, мелко плаваете» — и вместе с тем одновременно подает противоречивые сигналы «сударь мой, какой талант, давай к нам».
Это мне со второго прочтения Захара и ко уже не так жалко, а некоторым личностям типа профа так и вовсе хочется пожелать попутного ветра в спину, но для Бучилы который вот только что едва уберёг последнее человеческое за счет (наверное, мне так кажется) гиперфиксации на эмоциональных привязанностях, такое кощунственное пренебрежение — ошеломляющая ситуация. В попытке спасти разум и ускользающую картину мира, Рух закатил безобразную истерику с криками, посыланиями и последующей депрессией. Наверное, вот эта публичная потеря лица и вызвала у меня конфликт с кодированием реальности, герои же всегда такие стойкие и железобетонные, аж морда кирпичом.
Всё-таки несмотря на все страшности «Заступа» обычно довольно уютный и камерный, а тут я как будто познала такое состояние, которое Терри Пратчетт назвал «Нурд», когда перепьёшь кофе смотришь на жизнь слишком трезво — обратное беззаботному опьянению. Маэвы ещё эти болотные, зелёные и жирные.
Личость Бучилы интересно открывается через собственность — он местами тот ещё куркуль и хомяк, то дорожный кафтан у него нашелся с третьего плеча,
Когда Бучила предложил сплести лапоточки — для меня это была самая сердечная сцена всего романа, такой трогательный эпизод. Нужно будет как-нибудь ещё пересмотреть «Тень вампира» божечки 2000г., отчего-то нахлынула ностальгия, вспомнились слова Орлока «у графа не было слуг», и далее по тексту.
Уже с самом начале приключения Руху не повезло — тот снятый с кола покойный крестьянин оказался похож на него самого из «Чернее черного». «Становится неясно, чьи мысли в башке, твои, или когда-то взятого в оборот мертвеца», фактически Рух увидел самого себя при жизни. Думаю, это именно сходство разбудило память о давно обвытой и похороненной жизни, и эта память причинила вурдалаку такие страдания, а не колдовство некров и боль жертвы.
Того типа в заброшенной деревне при слизняках Бучила догрыз, когда надеялся на уединение. Мало того, что люди, соратники, увидели некрасивый процесс кормёжки, так ещё «донор» оказался с подвохом. Мы так и не узнали, повлияла на вурдалака порченная кровь, или обошлось. Ну точно, Москва сработала, у этих типусов с собой рязанские пироги с грибами и глазами были.
Автор нам даже не говорит, какое влияние на вурдалака оказало сияющее единение, этот уютный чятик, тёплое комьюнити, мурмурация мертвецов. Самая шикарная, на мой взгляд, часть романа, одновременное погружение в обезличивающий бульон коллектива беспокойников и заполошные попытки сохранить своё «счастливо марширующее плечом к плечу с братьями» «я». Бучила же подключился к коллективной памяти — скажите, скажите, он притырил оттуда чего полезного?
Очень понравилось, как Рух передаёт женщине распятие погибшего мужа через порог, ровно как полагается нежити по народной примете.
Вампир-маньяк в Новгороде — это же не может быть ТОТ самый старый вурдалак?
Понравилось, как в какой-то момент наконец дошло, что описания природы и описания всяческих гротескных мерзостей — не сильно-то и отличаются. Когда со временем привыкаешь, то одно перетекает в другое — дивная красота природы сменяется ну, своеобразной красотой садов плоти, верх берёт победительная эстетика жизни. Не это ли та самая вьюга плоти, когда всякие пакости и безобразия оборачиваются новым циклом жизни, а мушиный зуд становится как сомн крылатых ангелов трубящих о скором возрож-ж-ждении мёртвого в живое.
Lilian, 10 мая 2025 г.
Первый полноценный роман по миру Заступы.
По сути — ещё одно приключение/злоключение Руха Бучилы, только более объёмное. Пара недель в дороге — вместе с лесной стражей, через глухие леса, разорённые деревеньки и изменённые скверной земли. Мертвецы разных видов, иномирная фауна, некроманты, мавки (они же маэвы — окончательно прекратившиеся в аналог новгородских индейцев) и отголоски государственной политики. Много смертей, в том числе ужасных и самоотверженных, ярких случайных знакомств, привычного мрачноватого зубоскальства главного героя. Оно и понятно, автор старается выдерживать атмосферу и разбавлять мрак и ужас защитной иронией. У него получается. Потому что запоминаются не только трагедии, но и забавные эпизоды вроде встречи двух Заступ, их взаимных пикировок, лихого удальства молодого дворянчика и т.п.
Удались знакомства с новыми второстепенными персонажами, особенно Сашка-студент с его потешным полком, ведьма-пиромантка, увлечённый опасной наукой профессор. Удались яркие локальные эпизоды, вроде начала трагедии в монастыре, обреченной обороны соседней деревеньки, сражений с иномирной фауной.
Впрочем, крупная форма (новая для этого цикла) всё же сыграла свою роль. Не очень понравились присказки в конце некоторых глав в духе «они ещё не знали, что…» (такой себе художественный приём). Ряд более глобальных сюжетных поворотов становился очевиден читателю раньше, чем герою (но здесь причина больше в том, что автор очень тщательно развешивает ружья — и внимательный читатель способен их вовремя распознать). Ну и ближе к финалу часть событий прошла немного сумбурно и даже за кадром, а глобальная разгадка оказалась довольно ожидаемой.
Вместе с тем это было увлекательное чтение, запомнившееся образами, диалогами и персонажами. Что позволило замечать по ходу чтения мелкие недостатки, но не обращать на них особого внимания. Так что пускай это и не идеальное продолжение и расширение мира Заступы, чтение само по себе было хорошее.
drowned.robots, 2 июля 2025 г.
10/10. Очень ждала эту книгу и не разочаровалась. Автор возродил мою веру в отечественное фэнтези.
В первой книге про Заступу «Все оттенки падали» автор обживался в созданном им мире, получше узнавал персонажей. Формат рассказов для этого идеально подходил. Уже во второй книге «Чернее черного» чувствовалось, что творцу становится тесно в рамках рассказов и коротких повестей. Они прекрасны, но хотелось БОЛЬШЕ!) Сам собой напрашивался сквозной сюжет с акцентом на ту самую Пагубу, ее последствия и раскрытие причин. Ведь вокруг этого строится лор.
Лучшее, что есть во всех трех книгах — это Рух. Наконец-то главный герой, за которым интересно наблюдать. Химия между персонажами бесподобна.
В телеграм-канале автор упомянул, что будет отслеживать по отзывам, что читателям нравится, а что — нет. Поэтому я постаралась собрать основные моменты, которые вызвали вопросы. Они не портят книгу. Цикл историй про Руха — ЛУЧШЕЕ, что я читала за долгие годы. Скорее, это просто шероховатости. Итак, поехали.
Покровский монастырь и деревня
Реализация плана выглядела нелогично: зачем в деревне оставлять женщин и детей, если их с немалой вероятностью убьют, а значит, они пополнят ряды живых мертвецов? И почему бы просто не разжечь костер в поле? А как только мертвецы приблизятся, потушить, разжечь следующий на расстоянии? И так далее по периметру монастыря. Если гасить-разжигать вовремя, мертвецов можно гонять вокруг монастыря без жертв и дольше, чем длилась осада деревни.
И еще. Сразу было понятно, что все мертвецы перерождаются в храме. У него относительно небольшая площадь. Почему никто не предложил завалить входы-выходы, изолировать минимальную площадь вокруг храма и поджечь, когда мертвецы начнут вылезать? Горючие материалы подвезли бы мужики. Внутрь храма тоже можно было бы накидать чего-то горючего.
Возможно, каждый из описанных планов нерабочий. Но почему по крайней мере никто не обсуждал альтернативы? Выпустить мертвецов в деревню — Рух набросил, все моментально согласились. И никакого перебирания вариантов с комментариями “это не успеем, а это вообще дурость”.
Убийство гонца Алешки Бахтина
Рух потрещал с Ситулом, потом попрощался с Алешкой. Стояла ночь, значит, Алешка просил стражников, чтобы его выпустили за ворота. Если бы и Ситул выходил, его бы после убийства сдали стражники. Значит, он перелез через стену? Успел устроить засаду, убить быстро скачущего гонца и вернуться обратно?
По всему выходило, что он бы технически не успел. Этот момент вызывал бы меньше вопросов, если бы после разговора с Ситулом и до прощания с Алешкой прошло больше времени. А по тексту “Рух пожал плечами и пошел своей дорогой”. Только он смотрел на маэева, а в следующем предложении уже “уловил краем глаза движение” и вышел на Алешку.
Профессор
Смерть некромантов
И при этом не выглядит как намеренная жертва: Рух читал планы некромантов в их “общем сознании”, и по описанию происходящего это было именно ЧП, а не запланированное самоубийство.
В общем, все перечисленные шероховатости относятся к проработанности сюжета. Стиль повествования, герои, мир — все на высоте.
Спасибо автору за великолепную книгу!
espadonok, 29 апреля 2025 г.
«Грядущая тьма» первый роман в цикле о Рухе Бучиле.
И, увы, это не лучшее произведение в цикле.
Поэтому сначала пройдусь по минусам.
Во-первых, в моём восприятии, роману не повезло с местом в цикле. Лучшее враг хорошего, и после второго тома рассказов куда вошли лучшая из рождественских историй «Чуть светлей», мощная и депрессивная история становления «Чернее чёрного» и абсолютно шедевральная «Ничего человеческого», «Грядущая тьма» смотрится простовато.
Во-вторых, атмосфера несколько растеряла самобытности. Дабы избежать спойлеров ограничусь тем, что финальные монстры вызвали в памяти игры «Dragon Age» и показались несколько чужеродны миру Заступы. И хотя, есть у этой чужеродности оправдание, для меня данный момент не сработал.
После того как минусы закончились перейду к плюсам.
Что автору однозначно удалось это герои. К главному герою – харизматичному вурдалаку Руху Бучиле добавился Захар Безнос и «Волчьи головы», студентики, леший и ведьма Ольга.
«Волчьи головы» однозначная удача автора, головорезы, отморозки, военные социопаты, при этом у каждого поименованного из них есть что-то за душой. Ты никогда не захочешь встретиться с такими людьми в мирной жизни. Но они именно те, кто встанет на твою защиту, когда эта мирная жизнь закончится. И умрет за то, чтобы эта мирная жизнь вернулась, умрёт матерясь про себя и повторяя что мы не герои, а просто делаем свою работу.
Ольга Илецкая – ещё одна представительница ведьм. Красивая, куда ж без этого, саркастичная, так что не раз выиграет словесные дуэли у Руха, в первое появление вызвало удивление – зачем здесь новый персонаж если есть Бернадетта. Но быстро это впечатление рассеяла, персонаж совсем другой, а вся схожесть вызвана общей профессией.
Студентики, которые изначально кажутся введёнными чисто для комических элементов, но тоже в итоге им находится своё, отнюдь не комедийное место в этой истории. Ну и отдельно отмечу Александра Петровича Краевского — ветреного сыны благочестивого батюшки, наследника огромного состояния, любителя женщин, вина и приключений.
А что с самим Рухом? А с ним всё тоже хорошо. В рассказах мы уже видели, что он не чужд эмпатии и способен на эмоциональные привязанности. Здесь Рух продемонстрирует это в очередной раз, причем местами достаточно упыристическим образом, не скатываясь в рефлексирующего советского интеллигента, чем страдает один персонаж другого автора, которого некоторые любят вспоминать в отзывах на Заступу.
В общем образы персонажей удались на славу. Даже в рассказах появлялись яркие и харизматичные образы, но там им далеко не всегда хватало хронометража, в романе же место для раскрытия и арок персонажей хватило помимо Руха и многим другим.
Понравилась структура и атмосфера романа, с ощущением обратного отсчета до чего-то ужасного. И даже не любимый мной приём, когда автор вставляет фразы в духе «но следующий раз они не встретились, так как были мертвы», здесь хорошо работают, создавая атмосферу безысходности.
Понравился финал. Воздержусь от спойлеров, но в какой-то момент я не понимал, как автор в оставшееся число страниц сможет уместить логичный финал, закрывающий все линии. А он смог. И ещё даже сюжетных твистов подкинул. И ещё пару эмоциональных эпилогов.
В общем, хороший роман получился. Жаль, что не идеальный, но внимания определённо заслуживающий. И, ещё, заставляющий желать узнать, как там дальше сложится жизнь нашего любимого вурдалака и тех его друзей, которые выжили.
KerbyKerby, 5 марта 2025 г.
Итак, дослушал «Грядущую тьму» и хочется изложить немного мыслей о романе и о мире «Заступы» в целом, который, благодаря этому роману, заметно расширился.
Во- первых хочется поздравить автора — роман явно удался. История получилась действительно масштабной, в сравнении с прошлыми историями о Бучиле просто громадной. Все персонажи в истории на своем месте и не являются просто декорациями на фоне главного героя, а порой даже затмевают его. Сашка, например, очень симпатичный персонаж, как и Захар Безнос, ведьма Ольга, Лесные стражи, нечисть, принявшая участие в истории, да и вообще все, кто попал в эту историю получились не без интересными.
Во- вторых мир с каждой новой повестью заметно расширяется. Автор пишет, что Руху становится тесно в Нелюдово, хотя из всех историй о нем, вышедших на данный момент, непосредственно в Нелюдово было, кажется, штук пять или около того) Это, если что, не упрек, а скорее забавное наблюдение) В романе автор впервые, кажется, достаточно подробно описывает структуру власти в Новгородчине, пускай и не исчерпывающе, но тем не менее можно составить представление о том, как же все внутри республики работает. Очень многие детали в этом романе, а также повести из второго сборника в концовке имеют явные намеки на то, что еще ничего не закончилось и то ли еще будет) За бедного вурдалака становится страшно. Посудите сами :
Ну а в третьих хотелось бы взять на себя смелость и обратить внимание на некоторые моменты, которые смущают. Формат истории, когда Руха буквально ногами вталкивают в очередную паршивую историю, а он, немного кокетливо отнекиваясь в начале, в итоге соглашается, используется ну слишком часто. А ему ведь сотня лет уже, он не капризный подросток) В догонку к прошлому пункту хотелось бы упорядочивания «силовых структур» Новгородской республики и их функций в каком-то формате, для понимания, кто чего может, а то так кто- то может загонять доверчивого Заступу, хотя не имеет для этого никаких оснований, а мы и не знаем) Ну и бросилось в глаза что в «Грядущей тьме» и нескольких последних повестях (
Хотелось бы также сложения какого-то костяка основных персонажей, принимающих участие в историях, Захар Безнос и его отряд, безусловно, получились колоритными, но Рух Бучила явно не самый дружелюбный персонаж , а у него куда ни плюнь, друг, приятель или, на худой конец, хороший знакомый )
Роман и вправду вышел замечательным, формат больших приключений назрел, хотя было бы приятно периодически видеть и новые повести/рассказы, благо потенциал вселенной огромен. Ради истории даже купил электронное издание, настолько было интересно на эмоциях после второго сборника получить продолжение, хотя в 99% случаев читаю только в бумаге(хотя когда она выйдет перечитаю обязательно))
olmi, 21 апреля 2025 г.
Нет, это не то, чего я хотела.
У романа есть внятный сюжет, приемлемая динамика, среди героев встречаются вполне себе яркие образы. Но как-то это все стандартно, что ли... Предыдущие истории автора притягивали меня оригинальным сочетанием славянской сказочности и притягательного образа героя-одиночки, циника и романтика одновременно. Ну и специфическим авторским юмором, конечно.
А здесь узнаваемый стиль потихоньку ушел и началось типичное, на мой взгляд, темное фентези с колами, склизкими серыми кишками, бесконечным запахом гниющей плоти, «У многих зубастые пасти открылись в спинах и животах, а некоторые и вовсе срослись, превратившись в многоголовую мешанину черного мяса, вздутых отростков и длинных хвостов» и так далее. В этом специфическом антураже автор рассказывает нам вполне типовую историю про то, как кучка самоотверженных бойцов была принесена в жертву в ходе безнравственной, но эффективной спецоперации властей.
Плохо это написано? Да нет, вполне на уровне. Но это однозначно не то, чего я хотела, приступая к чтению повести высоко оцененного мною автора.
tapok, 10 мая 2025 г.
Да прольётся тьма
***
«Грядущая тьма» – первый роман (!) Ивана Белов в цикле «Заступа». Роман пока вышел лишь в электронном виде (плюс аудиокнига). Всегда интересно, как справится автор при переходе от малой формы к большой. Спойлер к «Грядущей тьме» – Белов справился. Но с оговорками.
…Рух Бучила снова ангажирован. На этот раз Лесной стражей и лично – Безносом. Задача вроде бы простая: исследовать смерти в небольшой деревеньке. Выжил там лишь один, несёт всякую чушь. Поэтому на дурака надеяться не стоит, вот Лесная стража и Рух идут в самую гущу нарождающейся тьмы…
Итак, первый роман в цикле – проверка для Ивана Белова. Автор здорово показал себя в рассказах и повестях, особенно в первых. Но уже второй сборник начал вызывать вопросы. И по части сквозного сюжета (его мало), и по части экшена, и по части самого Руха. Светлеет, меньше язвит, слабое вовлечение… Так вот «Грядущая тьма» немного исправляет положение. Вот только не везде. Да, экшен тут запредельный. Битв – три вагона да с пяток телег. Сквозного сюжета тоже навалено немерено, потому что здесь и расширенное мироустройство, и новые связи, и кое-какие изменения в мире как таковом. Намечаются и дальнейшие тенденции. Юмор может и просел, да, а вот светлее Рух не стал. Местами он даже напоминает Бучилу из первого сборника. Где можно – сбежит, сдаст и так далее. А вот что не понравилось, так это пустоватое наполнение. Битвы ради битв по пути к главной битве – это, конечно, здорово, но уже на второй стычке всё сливается в одну массу и не особо выделяется на фоне прочего (в рамках романа). Если сократить тот экшен, который нужен для объёма и чистого развлечения, то роман превратится в повесть. Так же есть претензия ко злу в произведении. К его поведению, форме, методах. Дело в том, что всё это очень напоминает Арделяна. И если вам понравился Арделян – ладно, ваше дело. А вот если его «Миазмы» не зашли, то уж не обессудьте. И да, славянский колорит просел. Есть лешие, есть мавки. Но первых мало, а вторые больно напоминают эльфов, разве что автор отсыпал им воинственности, жёсткой клановости и порезал годы жизни.
Так же хочется похвалить автора за Бесноса, за Лесную стражу. Их образы удались на ура. Лесная стража – бравые, бесстрашные мужики, гроза всякой падали и нечисти. Безнос – их жуткий глава. Классно получился образ Нарыва. Плюс его генезис.
Заключение: роман неплохой. Со своими минусами, со своими плюсами. Отчего-то хотелось большей глубины и сквозного сюжета, но ожидания не оправдались. С другой стороны, ожидания – проблема ожидающих. Так вот совет всем приступающим к «Грядущей тьме» – просто наслаждайтесь чтением. Не ждите чего-то сверх меры.
8 заступ из 10.
Pavll, 20 апреля 2025 г.
Инда взопрели озимые, рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Бучила свою портянку и аж заколдобился...
Тьфу, навеяло мне классиков – ведь, вестимо всем что уже и третья книга явилась про исконно рассиянского вурдалака и верного товарисча Руха Бучилу. Вот нет чтобы автору лежать где-нибудь с кувшином вина и грудастой бабенкой, но снова нам уготовил встречу с Рухом и зловредными бестиями. Открываем, смотрим и благостно узнаём, что сия книжица грешит своими обычными повторами, но значит такова уготовлена нам судьбина – поминать сердешного Бучилу в несбыточной Новгородщине века шишнадцатого, полной смрадных урочищ, зловредных чудищ, геройских русских мужиков и прочей шелупони никому ненужной.
По сути, нам же всё здесь привычно: часто поминается гавно и всякая хуе…нь, много кровищи, смрада и хтонических ужасов. Конечно, и новые чуды нам представлены: плохоклассифицируемая нелюдь, ведьма новая и игривая, профессура и тайная полиция новгородские, ну и погружаемся немного в обчество дикарей – некие наши северорусские индейцы. Зачем то они зеленые, ну и странные коварные. Ладно бы карелы или угры исконные, но, на Руси святой, правда точная: хорошо бухнув, еще не то встретишь. Да и хрен с ними, особо они не важны для этой книжицы, ну вот так извернулась фантазия автора, ну а нам чё: крови на страницах всё гуще, вина/водки льется больше, да и новые мужики представлены поухватистее. Обстановка в сем мире привычно накалённая: где то там зловредная Москва козни готовит, нежить опять надвигает адские силы, а новгородские мужики привычно готовы к борьбе, подохнуть и хорошо бухнуть за здравие и веру православную.
Рух здесь скитается с новгородским спецназом. Ищет всякое, хрен сразу догадаешься. Но всё в привычном антураже – среди адских сил, крови погуще, мата позабористее, вина побольше и бабенок посисястее. Жаль, конечно, что описываемая жизнь рассиянского вурдулака не особо отличается разнообразием, но, может в этом сама суть скрепная, исконная. Ведь тем деды стояли и, походу, нам на них еще долго отстаиваться. С нашим автором хоть и скучновато, но, уважаемо: видно, что готов такими скрепами и хтонью стоять вовек.
В общем, читаем и привычно наслаждаемся бессмертным Рухом нашим Бучилой, смрадом, гавном, родной матершиной и разговорами про бабенок посисястее. Переживаем с ним горести, потери хороших людей, ну и видим победы добрых сил, как оно все русское обычно заканчивается.
Ну и само собой, вскорости ожидаем и новых чудищ, и борьбы с ними беспощадной, густой кровищи, несметных смертей и казней простых людишек, ну и бабенок это-самое.
Shining, 3 апреля 2025 г.
Я с удовольствием прочитал два сборника рассказов, теперь вот закончил читать роман... И увы, вынужден признать, что меня беспокоит, в какую сторону развивается серия.
Нет, мне всё ещё очень нравится! Мастерство автора не пропьёшь. Однако практически исчез сказочный колорит, это больше не «Гоголь + Говард» — осталось только стандартное (хоть и очень качественное) dark fantasy. Которое, вдобавок, подозрительно похоже на «Ведьмака». Рух Бучила даже беседы со своим другом ведёт о сути добра и зла, как Геральт с Золтаном Хиваем. Или Ярпеном Зигрином. Почти нет вдохновлённых славянским фольклором чудовищ, вместо этого у нас есть
Меньше всего мне понравились мавки, которые и не мавки вовсе, а маэвы. Если б Рух Бучила знал про эльфов, он бы, я уверен, назвал их «эльфами засратыми». Не уверен, что этот народ хорошо вписывается в антураж.
Но вы не подумайте, я всё ещё очень высоко оцениваю этот роман. Он классный, серьёзно. Просто не такой, как предыдущие книги.
Boy and his dog, 10 мая 2025 г.
Прочел я эту книженцию, хрустящую сальными страницами и пахнущую кровью, пивом да болотной гнилью, и скажу вам, братья и сестры, — не простое то чтиво, не для девиц из пансионов и не для мальчиков в фраках. Это вам не сказочка, где эльфы песенки поют и радуга из задницы единорога сверкает. Тут каждая страница — как хлесткий плетью удар по сознанию, с последующим запиванием суровой бражкой и заеданием ржавым клинком в бок.
Мир? Ах да, мир! Такого мира днем с огнём не сыскать — грязного, до крови натертого, замшелого от ведьминых проклятий и людской глупости. Люди тут живут не по велению логики, а по завещанию боли, и каждый встречный — либо страдалец, либо ублюдок, либо всё сразу. А еще нежить, мавки, маскарады костяные и прочая шушера, словно бы саму душу автор вывернул и окрестил святой водой через череп.
Персонажи? Безнос, Грач, Бучила, Ситул — такие не в голове рождаются, а из болот вылезают. Они не играют героев — они ими не стали. Просто живут, как умеют, с ржавым ножом под подушкой, да с хрипом в душе. Каждый со своей бедой, каждый со своим зверем внутри.
А стиль, господа, — это не стиль, это канделябр по башке. Местами так густо намазано, что хочется чихнуть от густоты словесной, но не сделаешь — боишься, что с чихом выйдет и душа. Мат, молитва, звериная тоска и деревенская мудрость переплелись в танце, и хрен поймешь, кто кем водит.
Теперь немножечко о том, что не по душе.
Во-первых — женщины. Их тут маловато, и те либо ведьмы, либо объекты для срамных намёков. Вся сиська — через лупу, зато у каждой болит душа, кишки и совесть. Где же те, кто за уши из тьмы вытаскивает, а? Или в этом мире только мужики воюют, а бабы все сгинули?
Во-вторых — стиль хороший, но любит себя чрезмерно. Бывает, что одно словцо в три оборота, да с прибауткой. Звучит красиво, но иногда так замудрит, что читатель, как Андрейка с телеги — только головой кивает и ничего не понимает. Поменьше бы самоуважения, побольше бы чёткости.
Ну и последнее — герои живые, но похожи. Все матюкаются, все хмурые, у всех прошлое, как у проклятого болота. Хочется хотя бы одного простодушного идиота для контраста, а то вся компания как иконостас: мрачная, золотом блестит, но глаз отдыхает редко.
А так — книга мощная, как удар бердышем по душевной плоскости. Была бы она похуже — и ругать бы не стал. А тут зацепила, вот и бурчу, значит — не зря написано. Шо по итогу. Читать — да, но не на ночь. А то приснится тебе маэв в углу, щупальца из печки полезут и Господь Бог отвернётся. Но если не боишься — вперед, греби руками в эту тьму грядущую. Только свечку не забудь — не для света, а для спасения.