fantlab ru

Иван Белов «Грядущая тьма»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.34
Оценок:
89
Моя оценка:
-

подробнее

Грядущая тьма

Роман, год (сетевая публикация); цикл «Заступа»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

В окрестностях Вышнего Волочка творится неладное — жители целой деревни приняли страшную смерть, похожую на некий колдовской ритуал. Пропадают люди, горят посевы, кто-то отравляет колодцы, бунтуют мавки, появляются невиданные прежде, ожившие мертвецы, и за советом в этом запутанном деле, на Лысую гору, близь села Нелюдово, приезжает отряд новгородской Лесной стражи. И Рух Бучила, скромный и тихий затворник, соглашается им по старой дружбе помочь, еще не зная, что где-то там, впереди, небо уже готовится стать алым, как кровь...

Входит в:

— цикл «Заступа»

Похожие произведения:

 

 



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Правительственный заговор — есть, иностранные агенты — есть, инопланетяне — есть, пирамида — есть, ну, всё с вами ясно!

Я как всегда очень «внимательно» читала комментарии, и до начала чтения была уверена, что роман будет про путешествие на Урал, но начав так увлеклась, что забыла про «Камень» вспомнила в самом конце, где его мельком упоминали. Хотя я уже и видела бегунок «прогресса» в самом конце, но возникла глупая надежда «это что, было только вступление, а весь роман ещё впереди»? Просто поверить не могу, как быстро закончилось всё хорошее!

Текст очень насыщенный и содержательный, богатый событиями. Как и в рассказах — громоздятся описания, встречаются сложные конструкции, перегруженные предложения, глазами такие пролетаешь не замечая, зато при прослушивании заметно — у Руслана Покровского в такие секунды голос становится по-особенному спокойным. Герои очень выпуклые, некоторые нарочито-карикатурные — прохфессор, барончик, братья-близнецы полковник Ицкий и тайнюк Ецкий, и, конечно же, жирные зелёные маэвы с болот. Ведьма Ольга с нарисованными бровями — да я её отлично знаю, только моя морозит и сама без ожогов, а так как живая вышла!

Здорово удалось подчеркнуть, как некоторые герои пользуются невербальными средствами общения — Захар, например — крупный, мускулистый, широкоплечий — это подчеркивалось несколько раз, с изуродованным лицом — он привык приказывать, запугивать, в том числе собственной физиономией, и давить. Когда ему нужно именно убедить и уговорить кого-то добром, Бучилу, например — это ему практически не дается.

Чекан просто золотко, вообще вся ватага егерей — приятные личности, что хозяйственный семьянин Фома, что кликуша-Феофан, что герой Грач.

Что НЕ понравилось:

Не понравилась одна фраза «стоп, что». Это, конечно, вкусовщина и придирки, но вот ровнёхонько так говорят мои обожаемые попаданцы, прямо повально, почти у всех есть, это как обязательный код. В «Грядущей Тьме» тем более, устах Бучилы прозвучало как страшный сон. Ну, одна фраза на роман, наверное, смогу потерпеть.

Немного подвисают, на лично мой взгляд, длинные научные диалоги с профессором, как будто все встали в кружок и с интересом слушают. И не перебивают. И свои ценные комментарии не вставляют. Понимаю, и так всё максимально сжато и упрощено, и место важное, но вот как-то слишком искуственно и немного натянуто. Зачем это знать всем? Камерно в карете и читал бы свою лекцию на серое островерхое ушко.

Ну и этот самый мой любимый Эпизод в конце — ощущение нехорошего пранка, злобной театральной постановки. Концовка сильно выбила из колеи и здорово перекосила, я несколько раз останавливалась отдышаться, перечитать и подумать. В первый раз мне пришлось посмотреть две комедии и проторчать полдня на развлекательном сайте, чтобы немного прийти в норму. Причем второй раз — после прослушивания, сила воздействия не уменьшилась — просто мои апплодисменты стоя! Замечательный опыт — понимаю, что болит, но и не понимаю, где задело.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эпичнейший провал! Вообще всем! За огромные средства!

Вот представьте, Лос Аламос, активация первой атомной бомбы, астрономические суммы, титанические усилия, иностранные специалисты, строжайшая секретность и всё в этом духе. Испытания прошли успешно, наблюдения идут успешно, НО ВДРУГ, (из пампасов пришли ловеласы) пришли индейцы и поубивали всех, и особено Оппенгеймера. Ну или вот запуск Спутника, набигают... не знаю... белые! и убивают Королёва. Может тайнюку Ецкому кажется, что всё идёт по плану, но то ли его план так себе, то ли что. Ецкий хорохорится и заливает, мол, «сопутствующие потери», но вся операция это провалище. Ну да, записюльки и гербарии остались, но этот Вересаев же был ух, местный Эйнштейн, второго такого нету! А, нет, даже хуже, второй такой есть, только он где-то в Европах. Давайте засечём, как быстро к нему утекут вересаевские записи и наблюдения? Не видно ли с этой точки зрения главных бенефициаров всего предприятия?

Но дело, конечно, нужное, хоть и сделано как-то спустя рукава. Вересаев, опять же, был уверен, что магия скоро войдёт чуть ли не в ежедневный обиход на бытовом уровне. Скажите, скажите, а Нарыв — это обмен или хищничество?

И про Эпизод:

Такое впечатление, что братцы Ицкий и Ецкий специально выводили вурдалака на конфликт — «мы тут вас всех щас славно поимели и подставили, потому, что вы вообще никто, сопутствующие потери». Ецкий щедро вываливает и вываливает информацию, обзывается «пешка в большой игре, мелко плаваете» — и вместе с тем одновременно подает противоречивые сигналы «сударь мой, какой талант, давай к нам».

Это мне со второго прочтения Захара и ко уже не так жалко, а некоторым личностям типа профа так и вовсе хочется пожелать попутного ветра в спину, но для Бучилы который вот только что едва уберёг последнее человеческое за счет (наверное, мне так кажется) гиперфиксации на эмоциональных привязанностях, такое кощунственное пренебрежение — ошеломляющая ситуация. В попытке спасти разум и ускользающую картину мира, Рух закатил безобразную истерику с криками, посыланиями и последующей депрессией. Наверное, вот эта публичная потеря лица и вызвала у меня конфликт с кодированием реальности, герои же всегда такие стойкие и железобетонные, аж морда кирпичом.

Всё-таки несмотря на все страшности «Заступа» обычно довольно уютный и камерный, а тут я как будто познала такое состояние, которое Терри Пратчетт назвал «Нурд», когда перепьёшь кофе смотришь на жизнь слишком трезво — обратное беззаботному опьянению. Маэвы ещё эти болотные, зелёные и жирные.

Личость Бучилы интересно открывается через собственность — он местами тот ещё куркуль и хомяк, то дорожный кафтан у него нашелся с третьего плеча,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
то маэвам сумму отслюнявил, притыренную волшебную пирамидку помню
, а когда куда-то идёт — смотрит, что бы своровать. Меч-то, мечик до сих пор где-то припрятанный лежит!

Когда Бучила предложил сплести лапоточки — для меня это была самая сердечная сцена всего романа, такой трогательный эпизод. Нужно будет как-нибудь ещё пересмотреть «Тень вампира» божечки 2000г., отчего-то нахлынула ностальгия, вспомнились слова Орлока «у графа не было слуг», и далее по тексту.

Уже с самом начале приключения Руху не повезло — тот снятый с кола покойный крестьянин оказался похож на него самого из «Чернее черного». «Становится неясно, чьи мысли в башке, твои, или когда-то взятого в оборот мертвеца», фактически Рух увидел самого себя при жизни. Думаю, это именно сходство разбудило память о давно обвытой и похороненной жизни, и эта память причинила вурдалаку такие страдания, а не колдовство некров и боль жертвы.

Того типа в заброшенной деревне при слизняках Бучила догрыз, когда надеялся на уединение. Мало того, что люди, соратники, увидели некрасивый процесс кормёжки, так ещё «донор» оказался с подвохом. Мы так и не узнали, повлияла на вурдалака порченная кровь, или обошлось. Ну точно, Москва сработала, у этих типусов с собой рязанские пироги с грибами и глазами были.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Автор нам даже не говорит, какое влияние на вурдалака оказало сияющее единение, этот уютный чятик, тёплое комьюнити, мурмурация мертвецов. Самая шикарная, на мой взгляд, часть романа, одновременное погружение в обезличивающий бульон коллектива беспокойников и заполошные попытки сохранить своё «счастливо марширующее плечом к плечу с братьями» «я». Бучила же подключился к коллективной памяти — скажите, скажите, он притырил оттуда чего полезного?

Очень понравилось, как Рух передаёт женщине распятие погибшего мужа через порог, ровно как полагается нежити по народной примете.

Вампир-маньяк в Новгороде — это же не может быть ТОТ самый старый вурдалак?

Понравилось, как в какой-то момент наконец дошло, что описания природы и описания всяческих гротескных мерзостей — не сильно-то и отличаются. Когда со временем привыкаешь, то одно перетекает в другое — дивная красота природы сменяется ну, своеобразной красотой садов плоти, верх берёт победительная эстетика жизни. Не это ли та самая вьюга плоти, когда всякие пакости и безобразия оборачиваются новым циклом жизни, а мушиный зуд становится как сомн крылатых ангелов трубящих о скором возрож-ж-ждении мёртвого в живое.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый полноценный роман по миру Заступы.

По сути — ещё одно приключение/злоключение Руха Бучилы, только более объёмное. Пара недель в дороге — вместе с лесной стражей, через глухие леса, разорённые деревеньки и изменённые скверной земли. Мертвецы разных видов, иномирная фауна, некроманты, мавки (они же маэвы — окончательно прекратившиеся в аналог новгородских индейцев) и отголоски государственной политики. Много смертей, в том числе ужасных и самоотверженных, ярких случайных знакомств, привычного мрачноватого зубоскальства главного героя. Оно и понятно, автор старается выдерживать атмосферу и разбавлять мрак и ужас защитной иронией. У него получается. Потому что запоминаются не только трагедии, но и забавные эпизоды вроде встречи двух Заступ, их взаимных пикировок, лихого удальства молодого дворянчика и т.п.

Удались знакомства с новыми второстепенными персонажами, особенно Сашка-студент с его потешным полком, ведьма-пиромантка, увлечённый опасной наукой профессор. Удались яркие локальные эпизоды, вроде начала трагедии в монастыре, обреченной обороны соседней деревеньки, сражений с иномирной фауной.

Впрочем, крупная форма (новая для этого цикла) всё же сыграла свою роль. Не очень понравились присказки в конце некоторых глав в духе «они ещё не знали, что…» (такой себе художественный приём). Ряд более глобальных сюжетных поворотов становился очевиден читателю раньше, чем герою (но здесь причина больше в том, что автор очень тщательно развешивает ружья — и внимательный читатель способен их вовремя распознать). Ну и ближе к финалу часть событий прошла немного сумбурно и даже за кадром, а глобальная разгадка оказалась довольно ожидаемой.

Вместе с тем это было увлекательное чтение, запомнившееся образами, диалогами и персонажами. Что позволило замечать по ходу чтения мелкие недостатки, но не обращать на них особого внимания. Так что пускай это и не идеальное продолжение и расширение мира Заступы, чтение само по себе было хорошее.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

10/10. Очень ждала эту книгу и не разочаровалась. Автор возродил мою веру в отечественное фэнтези.

В первой книге про Заступу «Все оттенки падали» автор обживался в созданном им мире, получше узнавал персонажей. Формат рассказов для этого идеально подходил. Уже во второй книге «Чернее черного» чувствовалось, что творцу становится тесно в рамках рассказов и коротких повестей. Они прекрасны, но хотелось БОЛЬШЕ!) Сам собой напрашивался сквозной сюжет с акцентом на ту самую Пагубу, ее последствия и раскрытие причин. Ведь вокруг этого строится лор.

Лучшее, что есть во всех трех книгах — это Рух. Наконец-то главный герой, за которым интересно наблюдать. Химия между персонажами бесподобна.

В телеграм-канале автор упомянул, что будет отслеживать по отзывам, что читателям нравится, а что — нет. Поэтому я постаралась собрать основные моменты, которые вызвали вопросы. Они не портят книгу. Цикл историй про Руха — ЛУЧШЕЕ, что я читала за долгие годы. Скорее, это просто шероховатости. Итак, поехали.

Покровский монастырь и деревня

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В храме внутри монастыря обнаружилось месиво из мертвецов, отращивающих щупальца и клещи. Рух решил пожертвовать деревней, чтобы замедлить их продвижение к крупным городам. Заранее понимая, что деревня обречена.

Реализация плана выглядела нелогично: зачем в деревне оставлять женщин и детей, если их с немалой вероятностью убьют, а значит, они пополнят ряды живых мертвецов? И почему бы просто не разжечь костер в поле? А как только мертвецы приблизятся, потушить, разжечь следующий на расстоянии? И так далее по периметру монастыря. Если гасить-разжигать вовремя, мертвецов можно гонять вокруг монастыря без жертв и дольше, чем длилась осада деревни.

И еще. Сразу было понятно, что все мертвецы перерождаются в храме. У него относительно небольшая площадь. Почему никто не предложил завалить входы-выходы, изолировать минимальную площадь вокруг храма и поджечь, когда мертвецы начнут вылезать? Горючие материалы подвезли бы мужики. Внутрь храма тоже можно было бы накидать чего-то горючего.

Возможно, каждый из описанных планов нерабочий. Но почему по крайней мере никто не обсуждал альтернативы? Выпустить мертвецов в деревню — Рух набросил, все моментально согласились. И никакого перебирания вариантов с комментариями “это не успеем, а это вообще дурость”.

Убийство гонца Алешки Бахтина

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Повествование составлено таким образом, что кажется, Ситул физически не мог этого провернуть.

Рух потрещал с Ситулом, потом попрощался с Алешкой. Стояла ночь, значит, Алешка просил стражников, чтобы его выпустили за ворота. Если бы и Ситул выходил, его бы после убийства сдали стражники. Значит, он перелез через стену? Успел устроить засаду, убить быстро скачущего гонца и вернуться обратно?

По всему выходило, что он бы технически не успел. Этот момент вызывал бы меньше вопросов, если бы после разговора с Ситулом и до прощания с Алешкой прошло больше времени. А по тексту “Рух пожал плечами и пошел своей дорогой”. Только он смотрел на маэева, а в следующем предложении уже “уловил краем глаза движение” и вышел на Алешку.

Профессор

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Подозрительно, что зная заранее про Нарыв, профессора отправили в экспедицию с настоящими студентами. Которые бухают, дерутся и по сути представляют собой помеху и обузу. Почему не отправили профессора с парой помощников и командой опытных агентов, военных и медиков, косящих под студентов?

Смерть некромантов

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Конечно, мне как читателю хотелось, чтобы к концу книги зло хотя бы на пол-шашечки было побеждено. Смерть некромантов напрашивалась как одно из решений. Но было странно читать, что настолько могущественные сущности погибли по неосторожности. Неужели они не рассматривали сценарий, что при “возвращении к избранным чадам” что-то пойдет не так? Полезли навстречу слизням первыми. Никаких охранных заклинаний, хитрого построения мертвецов для защиты и быстрого отступления. Очень недальновидно и пофигистично.

И при этом не выглядит как намеренная жертва: Рух читал планы некромантов в их “общем сознании”, и по описанию происходящего это было именно ЧП, а не запланированное самоубийство.

В общем, все перечисленные шероховатости относятся к проработанности сюжета. Стиль повествования, герои, мир — все на высоте.

Спасибо автору за великолепную книгу!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Грядущая тьма» первый роман в цикле о Рухе Бучиле.

И, увы, это не лучшее произведение в цикле.

Поэтому сначала пройдусь по минусам.

Во-первых, в моём восприятии, роману не повезло с местом в цикле. Лучшее враг хорошего, и после второго тома рассказов куда вошли лучшая из рождественских историй «Чуть светлей», мощная и депрессивная история становления «Чернее чёрного» и абсолютно шедевральная «Ничего человеческого», «Грядущая тьма» смотрится простовато.

Во-вторых, атмосфера несколько растеряла самобытности. Дабы избежать спойлеров ограничусь тем, что финальные монстры вызвали в памяти игры «Dragon Age» и показались несколько чужеродны миру Заступы. И хотя, есть у этой чужеродности оправдание, для меня данный момент не сработал.

После того как минусы закончились перейду к плюсам.

Что автору однозначно удалось это герои. К главному герою – харизматичному вурдалаку Руху Бучиле добавился Захар Безнос и «Волчьи головы», студентики, леший и ведьма Ольга.

«Волчьи головы» однозначная удача автора, головорезы, отморозки, военные социопаты, при этом у каждого поименованного из них есть что-то за душой. Ты никогда не захочешь встретиться с такими людьми в мирной жизни. Но они именно те, кто встанет на твою защиту, когда эта мирная жизнь закончится. И умрет за то, чтобы эта мирная жизнь вернулась, умрёт матерясь про себя и повторяя что мы не герои, а просто делаем свою работу.

Ольга Илецкая – ещё одна представительница ведьм. Красивая, куда ж без этого, саркастичная, так что не раз выиграет словесные дуэли у Руха, в первое появление вызвало удивление – зачем здесь новый персонаж если есть Бернадетта. Но быстро это впечатление рассеяла, персонаж совсем другой, а вся схожесть вызвана общей профессией.

Студентики, которые изначально кажутся введёнными чисто для комических элементов, но тоже в итоге им находится своё, отнюдь не комедийное место в этой истории. Ну и отдельно отмечу Александра Петровича Краевского — ветреного сыны благочестивого батюшки, наследника огромного состояния, любителя женщин, вина и приключений.

А что с самим Рухом? А с ним всё тоже хорошо. В рассказах мы уже видели, что он не чужд эмпатии и способен на эмоциональные привязанности. Здесь Рух продемонстрирует это в очередной раз, причем местами достаточно упыристическим образом, не скатываясь в рефлексирующего советского интеллигента, чем страдает один персонаж другого автора, которого некоторые любят вспоминать в отзывах на Заступу.

В общем образы персонажей удались на славу. Даже в рассказах появлялись яркие и харизматичные образы, но там им далеко не всегда хватало хронометража, в романе же место для раскрытия и арок персонажей хватило помимо Руха и многим другим.

Понравилась структура и атмосфера романа, с ощущением обратного отсчета до чего-то ужасного. И даже не любимый мной приём, когда автор вставляет фразы в духе «но следующий раз они не встретились, так как были мертвы», здесь хорошо работают, создавая атмосферу безысходности.

Понравился финал. Воздержусь от спойлеров, но в какой-то момент я не понимал, как автор в оставшееся число страниц сможет уместить логичный финал, закрывающий все линии. А он смог. И ещё даже сюжетных твистов подкинул. И ещё пару эмоциональных эпилогов.

В общем, хороший роман получился. Жаль, что не идеальный, но внимания определённо заслуживающий. И, ещё, заставляющий желать узнать, как там дальше сложится жизнь нашего любимого вурдалака и тех его друзей, которые выжили.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, дослушал «Грядущую тьму» и хочется изложить немного мыслей о романе и о мире «Заступы» в целом, который, благодаря этому роману, заметно расширился.

Во- первых хочется поздравить автора — роман явно удался. История получилась действительно масштабной, в сравнении с прошлыми историями о Бучиле просто громадной. Все персонажи в истории на своем месте и не являются просто декорациями на фоне главного героя, а порой даже затмевают его. Сашка, например, очень симпатичный персонаж, как и Захар Безнос, ведьма Ольга, Лесные стражи, нечисть, принявшая участие в истории, да и вообще все, кто попал в эту историю получились не без интересными.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Правда момент, когда Сашка в одиночку бродит по болотам, особой тревоги за него не вызвал, так как до этого смотрел ответы на вопросы читателей в тг автора, а там он заанонсил его как одного из Pov- ов грядущих книг
, но тут я сам себе злобный Буратино) История тоже вышла занятной, почти до самого конца было не очевидно, чем все это может закончиться.

Во- вторых мир с каждой новой повестью заметно расширяется. Автор пишет, что Руху становится тесно в Нелюдово, хотя из всех историй о нем, вышедших на данный момент, непосредственно в Нелюдово было, кажется, штук пять или около того) Это, если что, не упрек, а скорее забавное наблюдение) В романе автор впервые, кажется, достаточно подробно описывает структуру власти в Новгородчине, пускай и не исчерпывающе, но тем не менее можно составить представление о том, как же все внутри республики работает. Очень многие детали в этом романе, а также повести из второго сборника в концовке имеют явные намеки на то, что еще ничего не закончилось и то ли еще будет) За бедного вурдалака становится страшно. Посудите сами :

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
детишки Крестьянской царицы из «Ничего человеческого» остались живы, по доброй воле самого Бучилы и автор явно неспроста об этом говорит в эпилоге. Отпрыск богинки из «Пламеня ярого» явно будет адски опасным, а мы так и не узнали, кто же надоумил Никанора ее вызвать. Ну а «Грядущая тьма» в этом отношении просто ставит рекорды. Московиты и их происки, Некроманты, вызывающие Нарывы, интриги Консистории и ведь наверняка я о чем то забыл упомянуть)
И ведь все это действительно вызывает интерес, автор в тех же ответах на вопросы писал, что эти ружья не должны быть повешены на стену, ведь в нужный момент обязательно выстрелят. И, знаете, в это действительно можно верить, автор явно набивал на повестях руку, а теперь готов взяться за дело всерьез, следующие книги цикла, по его словам, будут одной большой историей, которая растянется на несколько книг ( по подсчётам автора примерно на 5). В этом нелёгком пути хочется только пожелать Ивану Александровичу удачи, потому что прочитать все это хочется «здесь и сейчас») Но, с другой стороны, приятно от мысли, что когда нибудь через ~дцать лет можно будет честно сказать, что был одним из тех кто первый познакомился с этим столпом отечественного фэнтези (а есть ощущение, что у цикла есть все шансы стать им).

Ну а в третьих хотелось бы взять на себя смелость и обратить внимание на некоторые моменты, которые смущают. Формат истории, когда Руха буквально ногами вталкивают в очередную паршивую историю, а он, немного кокетливо отнекиваясь в начале, в итоге соглашается, используется ну слишком часто. А ему ведь сотня лет уже, он не капризный подросток) В догонку к прошлому пункту хотелось бы упорядочивания «силовых структур» Новгородской республики и их функций в каком-то формате, для понимания, кто чего может, а то так кто- то может загонять доверчивого Заступу, хотя не имеет для этого никаких оснований, а мы и не знаем) Ну и бросилось в глаза что в «Грядущей тьме» и нескольких последних повестях (

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
хотя в романе в меньшей степени, да и в итоге оказалось даже объяснено
) Рух периодически как будто встает на второй план. Вероятно, это связано с желанием автора в последующих книгах сделать несколько Pov- ов, но все же, если я правильно понял роль, которую во всей глобальной истории автор приготовил для Руха, это не очень хорошо.

Хотелось бы также сложения какого-то костяка основных персонажей, принимающих участие в историях, Захар Безнос и его отряд, безусловно, получились колоритными, но Рух Бучила явно не самый дружелюбный персонаж , а у него куда ни плюнь, друг, приятель или, на худой конец, хороший знакомый )

Роман и вправду вышел замечательным, формат больших приключений назрел, хотя было бы приятно периодически видеть и новые повести/рассказы, благо потенциал вселенной огромен. Ради истории даже купил электронное издание, настолько было интересно на эмоциях после второго сборника получить продолжение, хотя в 99% случаев читаю только в бумаге(хотя когда она выйдет перечитаю обязательно))

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нет, это не то, чего я хотела.

У романа есть внятный сюжет, приемлемая динамика, среди героев встречаются вполне себе яркие образы. Но как-то это все стандартно, что ли... Предыдущие истории автора притягивали меня оригинальным сочетанием славянской сказочности и притягательного образа героя-одиночки, циника и романтика одновременно. Ну и специфическим авторским юмором, конечно.

А здесь узнаваемый стиль потихоньку ушел и началось типичное, на мой взгляд, темное фентези с колами, склизкими серыми кишками, бесконечным запахом гниющей плоти, «У многих зубастые пасти открылись в спинах и животах, а некоторые и вовсе срослись, превратившись в многоголовую мешанину черного мяса, вздутых отростков и длинных хвостов» и так далее. В этом специфическом антураже автор рассказывает нам вполне типовую историю про то, как кучка самоотверженных бойцов была принесена в жертву в ходе безнравственной, но эффективной спецоперации властей.

Плохо это написано? Да нет, вполне на уровне. Но это однозначно не то, чего я хотела, приступая к чтению повести высоко оцененного мною автора.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да прольётся тьма

***

«Грядущая тьма» – первый роман (!) Ивана Белов в цикле «Заступа». Роман пока вышел лишь в электронном виде (плюс аудиокнига). Всегда интересно, как справится автор при переходе от малой формы к большой. Спойлер к «Грядущей тьме» – Белов справился. Но с оговорками.

…Рух Бучила снова ангажирован. На этот раз Лесной стражей и лично – Безносом. Задача вроде бы простая: исследовать смерти в небольшой деревеньке. Выжил там лишь один, несёт всякую чушь. Поэтому на дурака надеяться не стоит, вот Лесная стража и Рух идут в самую гущу нарождающейся тьмы…

Итак, первый роман в цикле – проверка для Ивана Белова. Автор здорово показал себя в рассказах и повестях, особенно в первых. Но уже второй сборник начал вызывать вопросы. И по части сквозного сюжета (его мало), и по части экшена, и по части самого Руха. Светлеет, меньше язвит, слабое вовлечение… Так вот «Грядущая тьма» немного исправляет положение. Вот только не везде. Да, экшен тут запредельный. Битв – три вагона да с пяток телег. Сквозного сюжета тоже навалено немерено, потому что здесь и расширенное мироустройство, и новые связи, и кое-какие изменения в мире как таковом. Намечаются и дальнейшие тенденции. Юмор может и просел, да, а вот светлее Рух не стал. Местами он даже напоминает Бучилу из первого сборника. Где можно – сбежит, сдаст и так далее. А вот что не понравилось, так это пустоватое наполнение. Битвы ради битв по пути к главной битве – это, конечно, здорово, но уже на второй стычке всё сливается в одну массу и не особо выделяется на фоне прочего (в рамках романа). Если сократить тот экшен, который нужен для объёма и чистого развлечения, то роман превратится в повесть. Так же есть претензия ко злу в произведении. К его поведению, форме, методах. Дело в том, что всё это очень напоминает Арделяна. И если вам понравился Арделян – ладно, ваше дело. А вот если его «Миазмы» не зашли, то уж не обессудьте. И да, славянский колорит просел. Есть лешие, есть мавки. Но первых мало, а вторые больно напоминают эльфов, разве что автор отсыпал им воинственности, жёсткой клановости и порезал годы жизни.

Так же хочется похвалить автора за Бесноса, за Лесную стражу. Их образы удались на ура. Лесная стража – бравые, бесстрашные мужики, гроза всякой падали и нечисти. Безнос – их жуткий глава. Классно получился образ Нарыва. Плюс его генезис.

Заключение: роман неплохой. Со своими минусами, со своими плюсами. Отчего-то хотелось большей глубины и сквозного сюжета, но ожидания не оправдались. С другой стороны, ожидания – проблема ожидающих. Так вот совет всем приступающим к «Грядущей тьме» – просто наслаждайтесь чтением. Не ждите чего-то сверх меры.

8 заступ из 10.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Инда взопрели озимые, рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Бучила свою портянку и аж заколдобился...

Тьфу, навеяло мне классиков – ведь, вестимо всем что уже и третья книга явилась про исконно рассиянского вурдалака и верного товарисча Руха Бучилу. Вот нет чтобы автору лежать где-нибудь с кувшином вина и грудастой бабенкой, но снова нам уготовил встречу с Рухом и зловредными бестиями. Открываем, смотрим и благостно узнаём, что сия книжица грешит своими обычными повторами, но значит такова уготовлена нам судьбина – поминать сердешного Бучилу в несбыточной Новгородщине века шишнадцатого, полной смрадных урочищ, зловредных чудищ, геройских русских мужиков и прочей шелупони никому ненужной.

По сути, нам же всё здесь привычно: часто поминается гавно и всякая хуе…нь, много кровищи, смрада и хтонических ужасов. Конечно, и новые чуды нам представлены: плохоклассифицируемая нелюдь, ведьма новая и игривая, профессура и тайная полиция новгородские, ну и погружаемся немного в обчество дикарей – некие наши северорусские индейцы. Зачем то они зеленые, ну и странные коварные. Ладно бы карелы или угры исконные, но, на Руси святой, правда точная: хорошо бухнув, еще не то встретишь. Да и хрен с ними, особо они не важны для этой книжицы, ну вот так извернулась фантазия автора, ну а нам чё: крови на страницах всё гуще, вина/водки льется больше, да и новые мужики представлены поухватистее. Обстановка в сем мире привычно накалённая: где то там зловредная Москва козни готовит, нежить опять надвигает адские силы, а новгородские мужики привычно готовы к борьбе, подохнуть и хорошо бухнуть за здравие и веру православную.

Рух здесь скитается с новгородским спецназом. Ищет всякое, хрен сразу догадаешься. Но всё в привычном антураже – среди адских сил, крови погуще, мата позабористее, вина побольше и бабенок посисястее. Жаль, конечно, что описываемая жизнь рассиянского вурдулака не особо отличается разнообразием, но, может в этом сама суть скрепная, исконная. Ведь тем деды стояли и, походу, нам на них еще долго отстаиваться. С нашим автором хоть и скучновато, но, уважаемо: видно, что готов такими скрепами и хтонью стоять вовек.

В общем, читаем и привычно наслаждаемся бессмертным Рухом нашим Бучилой, смрадом, гавном, родной матершиной и разговорами про бабенок посисястее. Переживаем с ним горести, потери хороших людей, ну и видим победы добрых сил, как оно все русское обычно заканчивается.

Ну и само собой, вскорости ожидаем и новых чудищ, и борьбы с ними беспощадной, густой кровищи, несметных смертей и казней простых людишек, ну и бабенок это-самое.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я с удовольствием прочитал два сборника рассказов, теперь вот закончил читать роман... И увы, вынужден признать, что меня беспокоит, в какую сторону развивается серия.

Нет, мне всё ещё очень нравится! Мастерство автора не пропьёшь. Однако практически исчез сказочный колорит, это больше не «Гоголь + Говард» — осталось только стандартное (хоть и очень качественное) dark fantasy. Которое, вдобавок, подозрительно похоже на «Ведьмака». Рух Бучила даже беседы со своим другом ведёт о сути добра и зла, как Геральт с Золтаном Хиваем. Или Ярпеном Зигрином. Почти нет вдохновлённых славянским фольклором чудовищ, вместо этого у нас есть

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
слизняки из параллельного мира.
Стало намного меньше брутального юмора, свойственного рассказам про Руха. Ну и, конечно, сам Рух — всё больше и больше «просто герой и хороший парень» вместо «сволочного вурдалака, к которому идут, потому что только он может помочь». Хотя это началось ещё в рассказах.

Меньше всего мне понравились мавки, которые и не мавки вовсе, а маэвы. Если б Рух Бучила знал про эльфов, он бы, я уверен, назвал их «эльфами засратыми». Не уверен, что этот народ хорошо вписывается в антураж.

Но вы не подумайте, я всё ещё очень высоко оцениваю этот роман. Он классный, серьёзно. Просто не такой, как предыдущие книги.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочел я эту книженцию, хрустящую сальными страницами и пахнущую кровью, пивом да болотной гнилью, и скажу вам, братья и сестры, — не простое то чтиво, не для девиц из пансионов и не для мальчиков в фраках. Это вам не сказочка, где эльфы песенки поют и радуга из задницы единорога сверкает. Тут каждая страница — как хлесткий плетью удар по сознанию, с последующим запиванием суровой бражкой и заеданием ржавым клинком в бок.

Мир? Ах да, мир! Такого мира днем с огнём не сыскать — грязного, до крови натертого, замшелого от ведьминых проклятий и людской глупости. Люди тут живут не по велению логики, а по завещанию боли, и каждый встречный — либо страдалец, либо ублюдок, либо всё сразу. А еще нежить, мавки, маскарады костяные и прочая шушера, словно бы саму душу автор вывернул и окрестил святой водой через череп.

Персонажи? Безнос, Грач, Бучила, Ситул — такие не в голове рождаются, а из болот вылезают. Они не играют героев — они ими не стали. Просто живут, как умеют, с ржавым ножом под подушкой, да с хрипом в душе. Каждый со своей бедой, каждый со своим зверем внутри.

А стиль, господа, — это не стиль, это канделябр по башке. Местами так густо намазано, что хочется чихнуть от густоты словесной, но не сделаешь — боишься, что с чихом выйдет и душа. Мат, молитва, звериная тоска и деревенская мудрость переплелись в танце, и хрен поймешь, кто кем водит.

Теперь немножечко о том, что не по душе.

Во-первых — женщины. Их тут маловато, и те либо ведьмы, либо объекты для срамных намёков. Вся сиська — через лупу, зато у каждой болит душа, кишки и совесть. Где же те, кто за уши из тьмы вытаскивает, а? Или в этом мире только мужики воюют, а бабы все сгинули?

Во-вторых — стиль хороший, но любит себя чрезмерно. Бывает, что одно словцо в три оборота, да с прибауткой. Звучит красиво, но иногда так замудрит, что читатель, как Андрейка с телеги — только головой кивает и ничего не понимает. Поменьше бы самоуважения, побольше бы чёткости.

Ну и последнее — герои живые, но похожи. Все матюкаются, все хмурые, у всех прошлое, как у проклятого болота. Хочется хотя бы одного простодушного идиота для контраста, а то вся компания как иконостас: мрачная, золотом блестит, но глаз отдыхает редко.

А так — книга мощная, как удар бердышем по душевной плоскости. Была бы она похуже — и ругать бы не стал. А тут зацепила, вот и бурчу, значит — не зря написано. Шо по итогу. Читать — да, но не на ночь. А то приснится тебе маэв в углу, щупальца из печки полезут и Господь Бог отвернётся. Но если не боишься — вперед, греби руками в эту тьму грядущую. Только свечку не забудь — не для света, а для спасения.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх