Ирина Якутенко «Воля и самоконтроль. Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AshBorndBooks, 30 января 2025 г.
Давайте я сэкономлю вам время:
Автор резюмирует сотни страниц анатомической информации и гипотез (которые «многое объясняют, но вообще-то не доказаны, а то и опровергнуты, но вроде бы недавно было исследование...») подобными советами:
. «Сила воли» определяется врожденными и приобретенными в детстве изменениями в мозге. Изменить их нельзя, смиритесь. Ни в коем случае не нужно бороться с собой (это старит организм!), просто признайте, что вы генетическая тряпка.
. Избегайте соблазнов (не смотрите на печенье, не покупайте печенье, отрицайте само существование печенья!). Представляйте себе самые жуткие последствия своих решений — ожирение, бедность, страшные болезни, семейные несчастья. (Могу только предполагать какие последствия такие практики окажут на психику. Людям с депрессией и тревожностью «в самый раз».)
. А ещё избегайте хронического стресса. Кстати, стресс разрушает организм, но только у тех людей, кто об этом знает. Выходит, автор данной информацией приговорила своих читателей к страданиям и болезням.
. Преследуйте действительно волнующие вас цели. Если муж жалуется на ваш вес — «вместо записи в спортзал, разведитесь или заведите любовника». (Это цитата из книги).
Если при этом собственные цели вас смущают — идите к психологу, автору эта тема не интересна. (Тоже цитата).
Часть советов недвусмысленно озаглавлена, как «делайте это, но не факт, что оно сработает».
В итоге, из действительно дельных напутствий остаются, разве что, привычка составлять список четких достижимых целей и не ходить в булочную, если хотите перестать есть булки. В общем-то разумно, но едва ли ради этого нужно читать довольно объемную книгу.
По мелочи можно ещё много к чему придраться. Это и повторения материала, и резкое усложнение текста, когда страница вдруг превращается в список биологических терминов.
Также смущает непрямое уравнение зависимостей, будто любовь к сладкому и наркомания — это примерно одно и то же. Например, не ясно, почему вполне способные развивать человека (как умственно, так и эмоционально) компьютерные игры и сериалы (если находить хорошие) приравнены к чудовищно вредным соблазнам, а вышивание, чтение и лежание в ванной под музыку — это приятные полезные хобби. То есть объяснение этому есть, оно заключается в дофаминовых различиях этих занятий и содержится в другой книге другого автора. И всё же, походя приравнивать, скажем, любителей сюжетных или расслабляющих игр к алкоголикам — это глупо.
Резюмируя свои впечатления, могу отметить интересное начало книги с новой для дилетанта информацией о работе мозга. Остальная часть тяжела в прочтении и не содержит толковой (или хотя бы однозначной) информации. Советы, данные в её завершении, автор противопоставляет никчемным «советам из интернета», хотя в общем-то их же и повторяет (в чем-то даже более бестолково).
Но больше всего напрягает общий фатализм книги, убеждающий принять свою никем и никак не доказанную неполноценность, завернуться в кокон из «безопасных» удовольствий и лишний раз не напрягаться. Эгоистично колупать потихоньку исключительно ВАЖНЫЕ ДЛЯ СЕБЯ цели.
Навскидку могу посоветовать более простую и позитивную книгу с нехитрыми советами по тренировке воли: «Сила воли. Как развить и укрепить» Келли Макгонигал.
А в целом скажу, что в современных работах очень не хватает жизнеутверждающих советских идей о закалке каменной воли через испытания и не смотря ни на что. Как-то низко мы пали до борьбы с порывами съесть печенье, по сравнению с людьми, возводившими ГЭС и отправившими человека в космос. А утверждать, что те же Гагарин или Маресьев просто родились с «правильными» генами или ловко избегали соблазнов — довольно глупо. Настоящая воля закаляется и проявляется там, где человек действует ради высших целей и на грани возможного. Меньше думайте о мелком и больше о великом, вдохновляйтесь примерами великих людей, будьте сами себе справедливым, но строгим учителем, и найдите цель не просто интересную, а достойную настоящего человека.