fantlab ru

Роберт И. Говард «Конан. Первоначальная серия»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.40
Оценок:
680
Моя оценка:
-

подробнее

Конан. Первоначальная серия

Conan. Original series

Другие названия: Конан-варвар

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 52
Аннотация:

История киммерийца Конана, величайшего героя Хайборийской эры, начавшего жизненный путь мальчишкой варваром, а закончившего королем величайшего хайборийского королевства — Аквилонии.

Состав повестей такой, как его писал Роберт Говард, включая черновики и незаконченные произведения, без доработок другими писателями.

Для этого произведения есть карты:
Примечание:

Произведения цикла расположены согласно хронологии их написания.

В цикл не вошли синопсисы.



Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


7.66 (384)
-
3 отз.
7.92 (809)
-
21 отз.
7.57 (545)
-
5 отз.
7.62 (449)
-
8 отз.
7.86 (977)
-
30 отз.
8.00 (820)
-
14 отз.
7.96 (798)
-
17 отз.
7.73 (578)
-
10 отз.
7.75 (545)
-
9 отз.
7.73 (634)
-
11 отз.
  • Колодец чёрных демонов / The Pool of the Black One  [= Бассейн чёрных дьяволов; Заводь чёрных демонов; Остров чёрных демонов; Источник чёрных; Изумрудная бездна; Омут чёрных дьяволов; Бассейн чёрного бога] (1933), написано в 1932  
7.72 (512)
-
9 отз.
7.70 (731)
-
16 отз.
7.49 (450)
-
9 отз.
7.69 (121)
-
1 отз.
7.74 (106)
-
7.56 (649)
-
12 отз.
7.94 (753)
-
15 отз.
7.76 (103)
-
8.34 (906)
-
28 отз.
  • ...И родится ведьма / A Witch Shall Be Born  [= Ведьма, которая родится; Знак ведьмы; И родится же ведьма; Раз в столетье рождается ведьма; ...Родится ведьма] (1934)  
8.02 (686)
-
13 отз.
7.61 (526)
-
12 отз.
7.73 (122)
-
8.05 (671)
-
14 отз.
8.05 (222)
-
6 отз.
7.85 (637)
-
13 отз.
7.97 (647)
-
17 отз.
7.84 (688)
-
11 отз.

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (210)
/период:
1930-е (28), 1940-е (1), 1950-е (6), 1960-е (15), 1970-е (12), 1980-е (24), 1990-е (57), 2000-е (22), 2010-е (28), 2020-е (17)
/языки:
русский (89), английский (87), немецкий (1), испанский (5), французский (12), итальянский (2), эстонский (3), украинский (1), польский (9), китайский (1)
/перевод:
Йосс (1), Р. AngelDead (5), С. Антонуччи (2), Л. Арсенал (3), А. Бурцев (1), В. Велесько (3), Е. Ветрова (1), Ю. Волож (2), М. Гарин (1), Д. Громов (2), Е. Громов (1), Р. Дик (5), А. Иванов (3), М. Калинин (1), В. Карчевский (3), П. Касьян (2), С. Кендзерский (1), В. Ким (1), В. Ковешников (1), А. Кононов (4), Г. Корчагин (8), А. Кострова (3), Е. Кравцова (5), З. Кролицкий (2), О. Ладыженский (2), В. Левченко (2), К. Лопи (2), П. Луине (3), Е. Марценюк (1), А. Михайлов (3), А. Мухин (1), М. Николаева (1), Я. Пеэтерсоо (3), К. Плешков (1), В. Полуэктов (1), А. Прутцкол (1), М. Семёнова (8), А. Соколов (1), М. Тарасьев (3), С. Троицкий (3), Г. Трубицына (7), А. Трутнев (1), Ф. Трушо (1), Ф.-М. Уоткинс (1), М. Успенский (11), Л. Филимонова (1), Е. Хаецкая (7), А. Циммерман (6), С. Чайя (1), Р.Е. Шмидт (3), Л. Штрасль (1), Д. Щигельский (3)


В планах издательств:

Конан. Легенда Хайбории
2016 г.

Издания:

+ещё 25 изданий
Конан бросает вызов
1993 г.
Конан и повелители пещер
1993 г.
Конан, варвар
1993 г.
Конан, варвар из Киммерии
1993 г.
Конан-варвар
1993 г.
Сага о Конане. Том II
1994 г.
Сага о Конане. Том I
1994 г.
Сага о Конане. Том IV
1994 г.

1994 г.

1994 г.
Дорогами приключений. Выпуск 5
1995 г.
Конан принимает бой
1995 г.
Конан, варвар из Киммерии
1996 г.
Конан и бич Нергала
1996 г.
Конан и Город Плененных Душ
1996 г.
Конан и другие бессмертные. Том 1
1996 г.
Конан и зеркало грядущего
1996 г.
Конан и золото гномов
1996 г.
Конан из Киммерии
1996 г.
Корона кобры
1996 г.
Конан
1997 г.
Конан и ледяной страж
1997 г.
Конан и ристалища Хаббы
1997 г.
Конан и Сердце Аримана
1997 г.
Рыжая Соня и ветер бездны
1998 г.
Конан и кольцо власти
1998 г.
Конан принимает бой
1999 г.
След рыси
2009 г.
Конан. Кровавый венец
2010 г.
Конан. Рожденный в битве
2010 г.
Конан. Карающий меч
2010 г.
Конан-варвар
2010 г.
Конан-варвар. Легенда о киммерийце
2011 г.
Приключения Конана-варвара
2012 г.
Приключения Конана-варвара. Путь к трону
2012 г.
Конан. Пришествие варвара
2016 г.
Конан-варвар. Алая цитадель
2022 г.
Конан-варвар. Час дракона
2022 г.
Конан-Киммериец и Соломон Кейн
2025 г.
Скитания Конана и Соломона
2025 г.

Периодика:

«Weird Tales» December 1932
1932 г.
(английский)
«Weird Tales» March 1933
1933 г.
(английский)
«Weird Tales» June 1933
1933 г.
(английский)
«Weird Tales» January 1933
1933 г.
(английский)
«Weird Tales» September 1933
1933 г.
(английский)
«Weird Tales» October 1933
1933 г.
(английский)
«Weird Tales» May 1934
1934 г.
(английский)
«Weird Tales» August 1934
1934 г.
(английский)
«Weird Tales» September 1934
1934 г.
(английский)
«Weird Tales» October 1934
1934 г.
(английский)
«Weird Tales» November 1934
1934 г.
(английский)
«Weird Tales» December 1934
1934 г.
(английский)
«Weird Tales» January 1934
1934 г.
(английский)
«Weird Tales» April 1934
1934 г.
(английский)
«Weird Tales» March 1935
1935 г.
(английский)
«Weird Tales» June 1935
1935 г.
(английский)
«Weird Tales» November 1935
1935 г.
(английский)
«Weird Tales» May 1935
1935 г.
(английский)
«Weird Tales» December 1935
1935 г.
(английский)
«Weird Tales» January 1936
1936 г.
(английский)
«Weird Tales» April 1936
1936 г.
(английский)

1936 г.
(английский)
«Weird Tales» February 1936
1936 г.
(английский)
«Weird Tales» March 1936
1936 г.
(английский)
«Weird Tales» July 1936
1936 г.
(английский)
«Weird Tales» September 1936
1936 г.
(английский)
Fantastyka / Nowa Fantastyka 1 (28) 1985
1985 г.
(польский)
When the Black Lotus Blooms
1990 г.
(английский)
«Weird Tales» Fall 2002
2002 г.
(английский)
Galaxia №1, March-April 2003
2003 г.
(испанский)
Galaxia №2, May-June 2003
2003 г.
(испанский)
Galaxia №3, July-August 2003
2003 г.
(испанский)

Самиздат и фэнзины:

Алая цитадель
1988 г.
Малое собрание сочинений. Книга первая
2014 г.
Малое собрание сочинений. Книга вторая
2015 г.
Конан. Путь к трону
2015 г.
Конан сын Крома
2017 г.
Конан. Путь к трону
2019 г.
Конан бродяга
2021 г.
Конан — Искатель приключений
2021 г.
Конан узурпатор
2022 г.
Конан завоеватель
2023 г.

Аудиокниги:

Конан-варвар. Рассказы
2011 г.
Сага о Конане. Свиток второй. Конан-Воин
2011 г.
Сага о Конане. Свиток первый. Конан-Варвар
2011 г.
Сага о Конане. Свиток третий. Конан-Пират
2011 г.
Конан-Варвар. Час дракона
2012 г.
Фантастика и приключения
2012 г.
Сборник «Манускрипты Аркхэма 3»
2020 г.
Башня Слона
2022 г.
Королева Чёрного побережья
2022 г.
Сплошь негодяи в доме
2022 г.
Феникс на мече
2022 г.
Хайборийская эра
2022 г.

Электронные издания:

Приключения Конана-варвара. Путь к трону
2012 г.

Издания на иностранных языках:

+ещё 49 изданий
The Mammoth Book of Short Fantasy Novels
1986 г.
(английский)
Märchenwelt der Fantasy
1987 г.
(немецкий)
Echoes of Valor
1987 г.
(английский)
Conan z Cimmerii
1988 г.
(польский)
Conan: Droga do tronu
1988 г.
(польский)
Conan: Godzina Smoka
1988 г.
(польский)
Feniks
1989 г.
(польский)
Maghi
1989 г.
(итальянский)
Echoes of Valor II
1989 г.
(английский)
Barbarzyńcy I
1991 г.
(польский)
Maghi
1992 г.
(итальянский)
Conan ja Musta Ranniku kuninganna
1999 г.
(эстонский)

1999 г.
(английский)
Conan ja Punane Kants
2000 г.
(эстонский)
Conan ja värelev vari
2000 г.
(эстонский)
The Conan Chronicles, Volume 1: The People of the Black Circle
2000 г.
(английский)
The Conan Chronicles, Volume 2: Hour of the Dragon
2001 г.
(английский)
The Coming of Conan the Cimmerian
2003 г.
(английский)
The Bloody Crown of Conan
2004 г.
(английский)
Конан, варвар із Кімерії
2005 г.
(украинский)
The Black Stranger And Other American Tales
2005 г.
(английский)
The Conquering Sword of Conan
2005 г.
(английский)
The Complete Chronicles of Conan: Centenary Edition
2006 г.
(английский)
Crimson Shadows: The Best of Robert E. Howard Volume 1
2007 г.
(английский)
Conan le Cimmérien. Premier volume : 1932-1933
2007 г.
(французский)
Grim Lands: The Best of Robert E. Howard Volume 2
2007 г.
(английский)
Conan — L'Heure du dragon. Deuxième volume : 1934
2008 г.
(французский)
Conan — Les Clous rouges. Troisième volume : 1934-1935
2008 г.
(французский)
The Collected Poetry of Robert E. Howard
2009 г.
(английский)
Robert E. Howard: Selected Poems
2009 г.
(английский)
The Big Book of Adventure Stories
2011 г.
(английский)
Conan el cimerio
2012 г.
(испанский)
蛮王柯南
2012 г.
(китайский)
The Sword & Sorcery Anthology
2012 г.
(английский)
Swords Against Darkness
2017 г.
(английский)
Science Fiction and Fantasy Short Stories
2018 г.
(английский)
Science Fiction and Fantasy Short Stories
2018 г.
(английский)
Appendix N.: The Eldritch Roots of Dungeons & Dragons
2020 г.
(английский)
El bárbaro inmortal. Cuentos perdidos de la Era Hiboria
2023 г.
(испанский)
Appendix N: Weird Tales from the Roots of Dungeons & Dragons
2024 г.
(английский)

страница всех изданий (210 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чрезвычайно богатый на сюжеты, миры и вариации жанр фэнтези произошел из нескольких очень важных произведений. Наряду с легендами о короле Артуре, саге о Средиземье и Нарнии, у истоков жанра стоит легендарный цикл о Конане-варваре, написанный замечательным техасским мечтателем Робертом Говардом.

Мрачный, чрезвычайно плодовитый Говард прожил короткую, но яркую и драматичную жизнь, оставив после себя богатое литературное наследие, куда вошли произведения почти всех популярных жанров, начиная с детектива и заканчивая фантастикой. Больше всего Говард преуспел на ниве ужасов и фэнтези. Придуманный им киммериец Конан стал уже именем нарицательным, когда принято говорить о сильном фэнтезийном персонаже, который без колебаний готов действовать в любой сложной ситуации.

Значение цикла в жанре и его влияние на развитие фэнтези в последующее время просто огромно. Именно Говард заложил основы четкого линейного сюжета с главным героем, путешествующим по обширному миру, полному опасностей и приключений. Фактически отсюда пошло героическое фэнтези с четкой сюжетной структурой произведения, где герой сталкивается с каким-либо испытанием, и справляется с ним, обычно силовыми методами, но порой и путем хитрости.

Искушенному и утонченному читателю подобный прием может показаться грубым, но когда нужно раскрошить камень, вы возьмете молот, а не ножичек из столового серебра, не так ли? Говард рассуждал также, полагая, что самое эффективное средство для овладения умами читателей должно быть простым. И он прав. Широкому читателю довольно скучно следить за страданиями и диалогами, зато хорошая драка, а еще лучше битва, и чтобы желательно в истории была юная пышнотелая красотка с минимумом одежды – то, что надо.

Однако огромная масса бульварной литературы скроена по тем же лекалам. Что же выделяет цикл о Конане среди прочего и делает жемчужиной раннего фэнтези? Ответ прост – мир и герои, созданные с большим трепетом.

Говард не стал создавать полностью иной мир, как это сделал Толкиен. Вместо этого он решил перенести действие в седую древность, во времена сразу после падения Атлантиды, которые называются Хайборийской эрой. Хронология событий написана автором кратко, но емко и очень точно дает картину происходящего в мире, когда на земле появился косматый варвар, «поправший ногами троны царей». Этот мир поделен на массу королевств, отдаленно напоминающих страны Древнего мира, но в то же время бесконечно далеких, а потому полных магией и волшебства. В этом древнем, жестоком и прекрасном мире действуют простые законы жизни и смерти. Подходящее место для такого человека как Конан.

Кроме того, Говард создал карту этого древнего мира, она лишь приблизительно напоминает очертания современной Европы, и насытил эту карту интересными, интригующими топонимами, среди которых и будут разворачиваться захватывающие приключения варвара. Тут, как в любом хорошем фэнтези, найдется место равнинам и горам, морям и океанам, пустыням и тропикам, тут есть королевства и дикие пустоши, жаркие и холодные края.

Что же касается главного героя, он не так прост, как кажется. Несмотря на нарочитую варварскую примитивность, грубую внешность культуриста (не зря его прекрасно воплотил Арнольд Шварценеггер в одноименных фильмах), свирепый нрав и спартанское воспитание, Конан довольно хитер и находчив. Ему присуща не книжная мудрость, а природная способность находить выход из любой ловушки и врожденная сообразительность. Конан не идеален, но и не воплощенное зло, хотя он и груб, но обладает тактом. В его карьере были занятия пиратством, воровством, разбоем, военная служба, поиски сокровищ и даже королевский трон.

Пройдя через десятки больших и малых историй, Конан проживает полную приключений жизнь и сталкивается с массой врагов, начиная с обычных чудовищ и заканчивая бессмертными колдунами с забытых континентов и даже существами из далекого космоса. География его похождений также широка, с запада на восток, с юга на север лежат его пути, на которых Конан находит и теряет друзей, противников, женщин и сокровища. Простая философия его жизни настолько эффективна, что оспорить ее очень трудно. Конан берет от жизни все и предпочитает не создавать себе лишних проблем. Единственное что способно вогнать его в тоску – это разнеженное существование в достатке и роскоши. Подобно дикому зверю, он должен находиться в открытом мире и искать сражений, чтобы кровь кипела, а каждый миг чувствовался острее. Да, Конан любит сражения и умеет убивать, не считая это чем-то зазорным, но таковы правила его мира.

Обширный цикл о похождениях варвара, написанный самим Говардом насчитывает чуть больше двух десятков рассказов, несколько повестей и роман. Эти произведения принято считать классическим циклом. В последующем из-за растущей популярности дело Говарда продолжили другие писатели, и порой довольно неплохо, но классический, оригинальный образ в представлении создателя им превзойти все-таки не удалось.

Если вы цените фэнтези и любите героику, не страшась тем насилия, цикл о Конане обязателен к прочтению. Это база, фундамент, основа, литосферная плита.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

— Конан, я дарю тебе жизнь, — произнес Тзота с ядовитой усмешкой

— Колдун, я дарю тебе смерть! — прохрипел киммериец.

Причины, побудившие меня ознакомиться с творчеством Говарда:

Замысловаты коридоры жанров, поджанров, различных ответвлений оных... Однако, всё имеет начало. И не нужно быть гением, чтобы после некоторых расследований понять: обширный поджанр фэнтези, именуемый героикой, зародился в Америке 30-х годов, благодаря стараниям некого Говарда. Слышали такую фамилию? Ну, Вы-то слышали, ибо какой фантлабовец не интересовался историей любимого литературного направления. А вот большинство обывателей и слыхом не слыхивали об этом писателе. Зато о Конане слышали если не все, то, по крайней мере, многие. Фильмы, комиксы, ролевые игры — где только не встречался могучий варвар-киммериец. И, как ни печально, за всем этим многообразием последователей, подражателей и просто нахальных эксплуататоров образа затерялся непосредственный создатель, родоначальник, не только Конана, но и жанра героики. Я по натуре любопытен, склонен к литературной археологии, так что Говард вызвал у меня глубочайший интерес; его творчество предстало в моём сознание в виде этакой жемчужины, на которую наглые пройдохи-американцы понавешали кучу мешуры, в надежде зашибить деньгу на образе, созданном покойным техасцом. Не то чтобы Говард разочаровал меня... Скорее, это я возлагал на творчество писателя чересчур завышенные ожидания ... Однако, обо всём по порядку; не будем забегать вперёд.

Мнение меня, прочитавшего ровно половину цикла о киммерийце:

Итак, «Конан-варвар». Обложка изучена вплоть до мельчайшей детали, страница номер один перевёрнута...

Сборник открывает собою самое первое творение Говарда о Конане — «Феникс на мече». Надо сказать, рассказик вышел знатным. В малый объём автор постарался вместить максимум экшена, так что читателю скучать не приходится. Попутно мы знакомимся с героем, которому, собственно, и предстоит скрашивать наш досуг в ближайшие неделю-две. Конан сразу же поражает своей неприкрытой брутальностью, своей варварскостью, так тщательно прописанной Говардом. Читатели знакомятся лишь с первым рассказом о могучем варваре-киммерийце; постоянные описания могучей мышцы Конана и его молниеносной реакции ещё не успели приесться.

Но, к сожалению, очень быстро описания кровавых схваток, из которых Конан неизменно выходит победителем, довольно быстро начинают надоедать. Душа просит смысла, глаз пытается увидеть какой-либо скрытый подтекст. И тут-то, при детальном вчитывание в какую-нибудь очередную историю о том, как Конан попёрся в заброшенный город за сокровищами, изрубил в капусту пару вурдалаков, спас девушку и ушёл, предварительно наполнив карманы золотом погибших цивилизаций, тут-то до тебя и доходит, что нету, не нету здесь ну решительно никакого скрытого смысла, есть только могучий, почти что бессмертный Конан и его приключения.

Поначалу это открытие ошарашивает, появляется упорное желания написать на книгу ругательный отзыв, поставив на рассказы клеймо дешёвки, а автора обозвать бездарным марателем бумаги... Но, как ни странно, сии бурные эмоции довольно быстро сходят на нет, и по прочтении очередного рассказа Вам думается, что всё не так уж и плохо.

И действительно, всё не так уж и плохо, просто нужно уяснить: Говард не творец, Говард — ремесленник. Очень хороший, опытный, умеющий найти лазейку к сердцу читателя... И всё же не Писатель, а ремесленник. Всего лишь умелец, одарённый немалыми способностями. Поэтому-то большинство рассказов о Конане и стоит воспринимать скорее как чтиво, нежели как Книги.

Однако, из каждого правила есть исключения. Взять, к примеру, рассказ «Королева чёрного побережья», или, скажем, «Башню слона». Первому произведению я поставил девятку, второму — восьмёрку и считаю, что вышеназванные повести совершенно законно заслуживают эти высокие оценки. Ибо и в «Башне...» и в «Королеве...» Конан — не просто гора мышц, способная лишь пить и драться, но и человек, просто человек, думающий и переживающий, как и мы с Вами. Кроме того, в обоих рассказах есть закрученная интрига, есть интересные мысли, которые Говард вкладывает в уста Киммерийца и над которыми хочется подумать. Оба рассказа, кстати, рекомендую к прочтению.

Впрочем, не предвзятому читателю и остальные рассказы о Конане должны прийтись по душе. Они, рассказы, в чём-то очень напоминают Бондиану, да и Конан весьма похож на Джеймса Бонда. У него даже в каждом рассказе есть девушка, которую он спасает. Девушка, по закону жанра, изначально холодная и неприступная, в конце повествования с готовностью, пардон, отдаётся варвару. Конан, надо сказать, ничего супротив последнего не имеет. Тут надо бы заметить, что не смотря на обилие красоток, гибкий стан коих Конан всегда оценивает по достоинству, серии произведений о Киммерийце удалось избежать пошлости.

Мнение того же самого меня, уже прочитавшего весь цикл о Конане-варваре:

Ну что я Вам могу сказать, друзья мои. В первую очередь я бы посоветовал всем и каждому, берущемуся за Конана — не утруждать себя чтением того, простите, вна (за редким исключением, описанным выше), которое Говард с воистину конвейерной быстротой выдавал вплоть до романа «Час дракона». Я честно не знаю, почему общее качество рассказов, выходящих из-под пера Говарда так резко возросло: возможно деньжат у писаки поприбавилось, и исчезла необходимость строчить пусть и халтуру, но за минимальные сроки, а может быть просто писательское мастерство автора отточилось — не знаю, да и не читательская это забота — выяснять обстоятельства появления писательской музы. В любом случае, Говард стал писать заметно лучше, и это good.

Мне посчастливилось начать читать Конаниаду (а может — Конанаду?) с крупной литературной формы. Помню, решил тогда, что Говард весьма неплох и если бы не смазанный конец, роман получился бы и вовсе отменным. Сейчас, спустя почти что месяц, я выявил у «Часа дракона» ещё один большой жирный плюс. А именно — атмосфера. Когда читал книгу, это как-то даже не замечалось, воспринималось, как нечто само собой разумевшееся. А по прошествии недели я уже стал скучать по по терпкому духу свежепросмолённых досок, по грому сталкивающихся армий, по пленяющему аромату цветков чёрного лотоса...

Одним словом, начиная с «Часа дракона» в историях Конане появилось то, чего им так не доставало раньше; в них появилась, простите за сентиментальность, душа, аура, отличающая очередную пустышку от книг, по меньшей мере, достойных прочтения. И с появлением этой самой атмосферы новыми красками заиграл образ главного героя. Конан словно ожил, превратился из недвижной статуэтки в живого человека. Нет, сила и ловкость остались при варваре; как выяснилось, они не являются помехой в создание яркого образа. Скорее, просто Говард силой свое пера вдохнул жизнь в Киммерийца. Я знаю, всё вышенаписанное звучит высокопарно, напыщенно и шаблонно... Но, тем не менее, всё так, как я и написал.

После «Часа дракона» идёт неплохой, но всё же не заслуживающий особого внимания рассказ «И родится ведьма». Однако, он интересен тем, что Конан в этом опусе впервые оказывается беспомощным пред ликом Случая. Далее идут «Сокровища Гвалура». Тут, к сожалению, Говард скатывается по уровню к планке первых рассказов. Я уж было решил поставить крест на надежде возрождения Конана таким, каким он был в «Часе дракона»... Но не тут-то было.

Перед своей трагической смертью Говард выдал целую плеяду замечательных рассказов. «Чёрный чужак», «За чёрной рекой», «Гвозди с красными шляпками«! Фантастика, просто фантастика. К слову, отдельные сюжетные ходы перекочевали из первых рассказов о Конане в последние. К счастью, Говард сумел использовать свои предыдущие наработки куда достойнее, чем в первый раз.

Три рассказа — три образца героики, не замутнённой примесью других жанров. «Чёрный чужак», наравне с «Королевой чёрного побережья» вобрал в себя всё лучшее, что есть в «пиратских рассказах» о Конане. «За чёрной рекой» — квинтэссенция всей темы борьбы цивилизации и варварства в творчестве техасца. «Гвозди с красными шляпками» — результат длительных раздумий Говарда о том, что сам он называл неизбежностью загнивания и развала любой цивилизации. «Цивилизация — каприз обстоятельства. Варварство — естественное состояние человека».

Несколько малозаметных, однако весьма значимых деталей, касающихся...

...мира, в котором происходят события, описываемые Говардом. Концепция вселенной, в которой геройствует несокрушимый Конан в принципе весьма любопытна, однако, довольно-таки скупо описана. Говард маленькими крохами ссужает нам информацию о тех временах, когда Хайборийцы ещё не сокрушили могучие королевства древности. Всё что мы можем сказать по этому врпросу возможно вместить в пяток строчек. Зато географию и обычаи описываемого мира времён Конана Говард рисует нам вполне подробно. Аквилония, Немедия, Зингара, Замора, Туран, Стигия. Название каждой из этих стран рождает ворох ассоциаций и воспоминаний. В рассказах есть несколько туманных намёков на то, что мир Конана – это Земля миллионы лет назад. Однако сию пасхалку я счёл чересчур завуалированной, чтобы на ней подробно останавливаться

...второстепенных героев, окружающих Конана. Здесь, конечно, пусто-пусто. В каждом рассказе есть главный злодей, являющейся, обыкновенно, волшебником, несколько малозапоминающихся лиц, используемых автором для продвижения сюжета и огромная куча, иначе и не скажешь, безымянных мешков из костей и крови, разрубаемых Киммерийцем в мгновение ока. Ну и, конечно, в каждом рассказе в наличие имеется девушка Конана-варвара.

...тех томных красавиц, ради которых (сокровища не считаются) Киммериец, обыкновенно, и расквашивает черепа всяким плохим парням, встающим ему поперёк дороги. Ну что я могу сказать по этому поводу. В том-то и дело, что ничего. Где-то выше я уже писал, что женские образы Говарда очень сильно напоминают мне девушек Джеймса Бонда. Они являются придатком главного героя, мебелью, украшающей интерьер рассказа. И, кстати, надо сказать, свои функции они выполняют на все сто. По окончанию чтения цикла имена отдельных героинь забываются, зато накрепко заседает в голове образ идеальной (с точки зрения американца) женщины, наличие которой наполняет рубилово Конана смыслом. Как пел Боярский в Советском фильме о трёх мушкетёрах: «Но что такое рыцарь без любви и что такое рыцарь без уда-а-а-а-чи...». У Конана, к счастью, есть не только второе, но и первое, правда, в сугубо Американском понимании.

Подводя итоги.

«Конан-варвар» — очень неоднородный по качеству цикл. Некоторые вещи монументальны, отдельные рассказы — халтурно-проходные. Из-за последних моё впечатление о книги было всерьёз и надолго подорвано. Подорвано настолько, что я колебался, а не поставить ли «Конану» шестёрку. Оберегая Вас от подобных граблей, привожу список рассказов, заслуживающих внимания, must read, так сказать:

-«Башня слона»

-«Королева чёрного побережья»

-«Час дракона» (роман)

-«Чёрный чужак»

-«За чёрной рекой»

-«Гвозди с красными шляпками».

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конан-киммериец — абсолютная и неоспоримая легенда мирового фэнтези, фигура, имя которой известно всем и каждому, символ целой эпохи, целого жанра. Он породил огромное количество подражаний, стал культом всех «беженцев от мира сего», каждый мечтал нацепить на себя его шкуру... И вы ещё будете спрашивать меня, почему я решил обратится к истории Конана? Я не мог, просто не мог обойти вниманием эти рассказы, тем паче некоторые из них уже были прочитаны в 2001 году.

Итак, Конан. Наверное, это квинтэссенция того Героя, который хотел выписать Говард в течении своей жизни. Был, конечно, не менее притягательный Соломон Кейн — но он всё-таки слишком суров, прямолинеен и, как ни странно, героичен, чтобы отобразить любовь автора к жизни. А тут Конан. С одной стороны, вышедший из тёмных долин Киммерии варвар невероятно силён, у него прекрасно разработан почти животный инстинкт выживания, а уж о выносливости и говорить нечего. Но в тоже время Конан — вовсе не суровый, шкафоподобный гигант, коим он предстал в облике Шварценеггера в фильме Милиуса. Нет, Конан Говарда предельно ироничен, циничен, и в начале своей карьеры, как говориться, мать родную мог зарезать. Всё это так. Но Конан — очень живой и подвижный персонаж. Вор — значит, вор, но желающий не столько богатства, сколько авантюры. Тоже самое — когда Конан примерил шляпу капитана пиратского корабля и козацкую саблюку. Притом далеко не всегда в этом случае варвар боролся для наживы — бывало, он бился за дело, которое считал правым. Итог жизни этого персонажа — трон обширного королевства Аквилония. Конан оказался по настоящему блестящим правителем, потому что помимо колоссального жизненного опыта он ещё имеет чувство ответственности за других людей, которые находятся под его началом. Да, вот такой вот товарищ — Конан из Киммерии, разносторонний и многообразный.

Для этого героя, возвышающегося среди всех персонажей Говарда словно колосс, нужна была достойная оправа. Именно для этого Говард выписал контуры своего хайборийского мира более подробно, чем миры остальных своих героев. Роберт знал множество фактов из мировой истории, поэтому просто спроецировал их на созданный мир. Так и вышло, что вполне фэнтезийный Асгард, Гиперборея, Киммерия и Стигия соседствуют с рыцарской франкообразной Аквилонией, пиратской Зингарой--Испанией, по восточному загадочными Вендией и Кхитаем. И мир получился неплохим — правда, это скорее из-за того, что слишком уж примерные контуры намечены для него.

И, само собой, не все рассказы равноценны. Есть замечательные, есть так себе. В целом — одинаково средний уровень. Но! Они написаны для проходных бульварных журнальчиков, и написаны очень неплохо, с точки зрения стиля к большинству рассказов претензий мало. Конечно, главная их проблема — однообразный сюжет зачастую, но уж на это трудно что-то ответить — Говард жил своим творчеством, и ему приходилось клепать рассказы очень, очень часто.

Так что цикл о Конане — очень достойная вещь. Да, рассказы не гениальные, согласен. Но сам образ Конана-киммерийца, единственного и неповторимого, остался жить и после смерти автора, и, думаю, на этот век его ещё хватит...

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень люблю Говарда. Как бы банально это ни звучало. Первое знакомство с Конаном (лет так в 14) было неудачным -- сборник в серии (самопальной) «Мир отражений», качество текстов сами понимаете какое (90-е же!) Зато потом, уже в начале двухтысячных, когда дошли руки до «Эриданского» 4-хтомника, читал не отрываясь. Что самое интересное -- никакая это не «фэнтези меча и магии», это помесь НФ и мистики (естественно, я имею в виду не современную НФ, а 20-х — 30-х. «Аэлита» и Берроуз тоже в каком-то смысле НФ ).

Не верите? Ну так смотрите сами:

«Сотворим же колдовство, которого Земля не видела и не увидит больше миллионы лет. Я заклинаю моей кровью, моим телом, рожденным на зеленой груди Ягг, планеты, сонно плывущей в безбрежных пространствах великого Космоса…»

(и позже, в другом рассказе): «Меня швырнули в сатанинский цветок, семена которого приплыли через черный Космос с Проклятого Ягга, и они нашли плодородную почву здесь, в адских глубинах. Когда эта дьявольская лоза высасывала мою душу в тошнотворно-ласковых объятьях, я не мог вспомнить моей магии и слов... Днем и ночью пили лианы мой разум, превращая мозг в треснутый кубок».

В принципе, уже по этим отрывкам видно -- фантазия Говарда была невероятно изощренной, он любил живописать свой выдуманный мир в деталях. И танцевал от той же печки, что потом — Толкин: мир, вроде бы, наш, но при этом... чуть-чуть не такой. Вот в этом «чуть-чуть» — самый смак.

Кроме того, очевидно, что Говард не любил современную ему цивилизацию, считал её развращённой и чересчур пресыщенной. Его идеал — варвар, «дитя природы», свободный от комплексов, салонных предрассудков, этикета и пр. проявлений «мираклёвости». Что ему нужно — он просто берёт, не задумываясь.

« — Поцелуй меня, красавица!

— Да как ты смеешь… — гневно начала она, но вдруг поняла, что прижата к мускулистой груди гетмана. Она сопротивлялась со всею силой, на которую было способно её молодое тело, но Конан только весело смеялся и пил мёд её уст со всей присущей ему необузданной страстью, пока руки, боровшиеся против него, не ослабли и не обвились вокруг его мощной шеи. Затем он с улыбкой посмотрел в её чистые глаза... Каждая жилка в теле девушки все еще трепетала от огня его поцелуев. Она не стала убирать руки с его шеи.

— Ты считаешь себя ровней Аге? — спросила она с вызовом.

Он засмеялся и зашагал к лестнице, неся ее на руках.

— Вот увидишь, — похвастал он. — Я подожгу Хаварезм, чтобы зарево освещало твой путь к моему шатру!»

С другой стороны, во многих рассказах Конан проявляет благородство — в т.ч. и по отношению к женщинам. Даже если взял их с бою (как в отрывке выше) — всё равно в ответе за них (думаю, правильно было бы сравнить его с волком-вожаком или львом. Которые тоже стояли бы за своё логово и своих подруг до последнего).

И ещё одна черта кимерийца, которой он не может не расположить к себе — его отношение к нечисти. Как там говорил Рафаэль из «Миражевских» комиксов: I don't like all that mumbo-jumbo stuff. An' you know why? Because all that mumbo-jumbo stuff is REAL (за точность цитаты не ручаюсь, но суть вы, надеюсь, уловили).

Короче, классический олдскульный герой, вроде нортоновского Саймона Трегарта; зрелый (в большинстве рассказов ему уже под сороковник), мужественный, чтоб не сказать — «крутой» (в хорошем смысле, — не в смысле «показной» крутости). Потом уже, стараниями Спрэг де Кампа и Картера, Конан заметно «опопсел», став карикатурой на самого себя. Но чужие дописки со временем утрачивают популярность... а оригинальная сага — живет до сих пор.

З. Ы.: Кстати, любителям заглядывать за рамки могу предложить интересную задачку — поразмышлять на досуге. Как вы думаете, что (согласно словарю Мюллера) означает Aquilon?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Правильно, — славянские страны! Так королем чего, говорите, был наш варвар?..

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Легендарная серия, эталон героического фентези и его родоначальник. Никаких соплей, только кровь, пот и мускулы.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конан определенно самое удачное и известное творение Говарда, однако, читателей оригинального цикла может постигнуть разочарование, особенно если они уже читали ранее Конанов написанных другими авторами.

Говард придумал героя и мир, в котором он его поселил, однако его рассказы о Конане однотипны — Конан неизменно сражается с тем или иным прохим волхебкиком, и более чем поверхностны. Какая либо интрига, кроме очередного подвига могучего варвара отсуствует, а сам Конан является практически едиственным персонажем переходящем из рассказа в рассказ, кроме него самого цикл ничто больше не связывает.

Да и сам Конан у Говарда остается абсолютно неизменен, в то время как у некоторых из продолжателей он развивается и меняется.

Короче оригинальный цикл интересен тем, что именно с него все и пошло, но в остальном он далеко не лучшее даже из того, что написано о Конане. Говард дал идею, но особым содержанием ее не наполнил.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал недавно отзыв на один из романов любимого мной Геммела,где утверждалось,что «Дренайский цикл»-это скучный цикл написанный слишком прямолинейно и полностью копирующий Роберта Горварда с его похождениями о Конане-махалово и больше ничего.Ну если этот отзыв написан «от балды»,т.е.человеком,который не читал вообще не один из романов Геммела,то и спорить не с кем.Если же человек читал Говарда и Геммела,то хочется спросить:«Вы всех писателей у кого в романах главные герои владеют мечами будете сравнивать с Конаном?«Роберт Говард является основателем как такового жанра «Меча и магии«с этим не поспоришь,но...в его произведениях в основном делается акцент на максимум приключений,максимум экшена,но всячески отсутствует хоть какая-нибудь проработка персонажей,любовной линии,интриг, в отличие от того же Геммела.У Геммела кроме прекрасных батальных сцен,отлично прописаны персонажи и главные и второстепенные,им сопереживаешь,с ними живешь в романах.Сравнение может и неправильное,но эти два автора находятся в разных «весовых«категориях и этого сравнение идет не в пользу Говарда.

Хочется сказать,что если вы хотите погрузиться в мир приключений и полностью раслабить мозги,то похождения Конана самое то,но не ищите здесь чего-то сверхоригинального и шедеврального.

Рекомендация: выше среднего!

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дослушал весь оригинальный цикл про Конана написанный Говардом.

В целом это прекрасный образец коммерческого подхода к писательству. По сути все рассказы представляют из себя бульварное чтиво написанное по одному шаблону и не имеют какой либо литературной ценности. Но автор целенаправленно массажирует все базовые человеческие инстинкты, чтобы доставить удовольствие читателю самым примитивным и грубым но действенным образом. Массажу подвергаются: секс, чувство превосходства, потребность в роскоши, славе и признании.

Все главные герои это обязательно великаны с огромными мышцами. Вообще слова мышцы и огромный это самые часто повторяемые слова в тексте. Действие происходит в антураже восточной сказочной роскоши. Всё вокруг сделано из слоновой кости, золота, бархата и шелка. Все главные героини это молодые женщины невероятной красоты, которые носят так мало одежды что она вообще ничего не скрывает, либо их всё время раздевают. Автор постоянно слегка заигрывает с БДСМ и лесбийством. Красивых обнаженных женщин всё время связывают и делают им немного больно, автор часто намекает на половое влечение одних красивых женщин к другим.

В общем полный набор всех базовых потребностей любого человека. За это эта серия примитивной литературы и остаётся так популярна уже почти 100 лет.

P.S. Напоминаю, что согласно правил нужно ставить минусы если комментарий не информативный, некачественный или нарушает правила, а не потому, что вы не согласны с мнением автора!

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Будучи заядлым любителем фэнтези во всех проявлениях, не мог не прочитать книги о суровом варваре с севера, в которых заложены основные темы и мотивы героического фэнтези. С сожалением должен признать, что оригинальный цикл не произвел на меня особого впечатления, сюжеты рассказов и 1 романа поверхносты, не могут похвастаться хоть какой-либо интригой и лихими поворотами сюжета. Конан же представет перед читателем железной машиной для убийства, которому все нипочем. Создается впечатление, что если Конана разрубить на мелкие кусочки, сжечь эти куски на костре и развеять на ветру, варвар все равно восстанет и победит очередного клише-злодея. В плюсы цикла могу занести неплохой язык писателя и легкость чтения. Цикл Роберта Говарда можно прочитать и получить от этого удовольствие, однако вы ничего не вынесете для себя из этого, лучше обратить внимание на другие признанные шедевры фэнтези.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дьявольски огромный с отвратительными окровавленными конечностями монстр(воин,жрец,тварь,существо)из проклятой бездны, в кошмарных глазах которого застыла звериная ярость, понимал , что исполинских размеров меч, добытый из мертвых городов Джамбара, с мерзким хлюпаньем, погружается в его зловонное сердце. А на напряжённом, покрытом шрамами лице варвара из долины Смертельных Черепов, из последних сил, застыла презрительная усмешка, от которой сразу раздвигаются ноги у всех прекрасных амазонок из ядовитых джунглей Гувейна.

Классическое содержание всех книг Роберта Говарда, немного наивное(как у всех фантастов начала 20-го века), но это юность и жанра и моя как читателя. Время(оно тогда не имело значения)когда ты читал и понимал что впереди целый мир книг и миров.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала несколько рассказов, уже не отследить, какие именно.

Рассказы все одинаковые, возвышенно-восторженые, но с 1 сюжетной линией, незатейливые. Конан дерется и спит с женщинами, и больше там ничего не происходит.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Много раз мне попадалась в руки какая-нибудь книга серии, но каждая из них была написана кем-либо, но только не Говардом. Но однажды в книжном магазине в глаза мне бросился двухтомник первоначальной серии, написанной им и дописанной местами де Кампом, Картером и прочими. Не пожалел денег, купил и окунулся в атмосферу чего-то старенького, дотолкиновского. Хотя написано, быть может, примитивно, с налётом наивности. Но ведь это самое начало, зарождение жанра. И начало, надо сказать, достойное.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роберт И. Говард создал необычный мир. Мир меча и магии. Здесь может завлечь читателя абсолютно все. Это магические объединения магов, любовные сцены, драки, смерть, варварство и много чего еще. Мне больше всех в цикле приглянулись сюжетные линии, которые связаны со жреческой кастой магов и колдунов.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отец-основатель героической фэнтези. Что тут еще можно добавить?

Конан жил. Конан жив. Конан будет жить!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приобрел трехтомник в серии Воин, Герой, Легенда. Содержание радует. Мастер писал. Вроде и примитивный сюжет, но сколько эмоций вызывает. Жаль что издали на туалетной бумаге.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх