Йозеф Сватек «Astrolog»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Walles, 10 июня 2024 г.
Придворный камергер Хануш Попп произносит однажды очень мудрую фразу: «Я еще ни разу не видел ни одного алхимика, который отказался бы от дукатов из королевской казны..». Действительно, слова камергера ставят под сомнение возможности алхимии, «благородной дочери неземных наук» — а как же умение посвященных трансмутировать ртуть в золото? Так было такое, или нет?...
«Звездочет» — исторический роман Йозефа Сватека, рассказывающий о временах, когда короли интересовались магией и искусством, а для решения проблем насущных спрашивали совета у придворных магистров, владеющих тайными знаниями. Эта книга помягче «Палача Праги», о котором я говорил в прошлый раз, да и стиль выстроен совсем иначе, но повествует примерно о тех же годах, и даже встречи происходят подчас на тех же самых улицах. Старая Прага конца XVI века со своей аурой: старинные церкви и часовни, роскошный Бельведер, дворцы вельмож и владык Богемии, и проч..
1584-й год. Во дворе пражского короля Рудольфа II появляется, проездом, магистр Алессандро Джеронимо Скотта из Италии. Успех в лабораторных опытах и точные астрологические предсказания позволяют получить ему хлебное место приближенного алхимика. Для укрепления растущей власти магистр готовится предъявить — в присутствии императора, неслыханное для Европы зрелище: он утверждает, что на языческом кургане близ замка Брандис захоронен саркофаг настоящей египетской мумии. Маэстро уверен: после раскопок и ожидаемых громогласных рукоплесканий ему наконец-то отдастся несговорчивая Зузанка, дочь богатого патриция. Тем более, для того чтоб убрать с дороги соперника, маэстро готовит настоящую «подлянку», в полной мере применяя свои «астрологические» таланты: всевидящий хрустальный шар являет рыцаря Олдрича очам юной девы в довольно-таки непристойной позе. Полюбуйся, мол, Зузанка, какого распутного негодяя ты в женихи себе выбрала...
«Скотта поднялся во весь рост и произнес следующие слова с серьезным видом: «Вашей светлости императору грозит несчастье от его собственных законных детей!». Характерно, что придворные советники во главе с гадливым камергером Поппом (нажившим, к слову, немалое богатство в царских покоях) выстраивают целую диагональ управления: по их наущению, адепт алхимии говорит и предсказывает именно то, что им необходимо. А в их интересы никак не входило пришествие ко двору испанской инфанты. Должен ли император Рудольф II жениться или остаться холостым — с этим был связан вопрос о престолонаследии Габсбургов... Хороша глава, где Якоб де Страда, управляющий художественной коллекцией в Градчанах, демонстрирует адепту художественные экспонаты, закупленные для императора (и опустошившие большую часть казны -особенно остро необходимые для переизбрания в Польшу дружественного наместника)... Зал Рафаэля; Бельведер, в котором Фердинанд I воздвиг в Праге величественный памятник искусству эпохи Возрождения; стены покоев, покрытые картинами самых знаменитых мастеров — фламандских, голландских, немецких, французских и испанских. «Праздник венков из роз» Дюрера, за который Страда уплатил десять тысяч дукатов. «Чтобы знаменитая работа немецкого художника не пострадала, — продолжал объяснять Страда, — император приказал перенести картину из Венеции через тирольские горы на плечах четырех крепких мужчин, которые без малейших последствий доставили ее в Прагу, хотя этот необычный способ транспортировки потребовал значительной суммы». Какая зарисовка о Дюрере, однако. Автор, должен был, как минимум, обладать некоторым кругозором, чтобы изложить сей факт...
Мне удалось верно предположить, каким образом будет изобличен маэстро во время трюка с показом египетской мумии — т.е. угадать то, в чем выявится его прокол. Правда, от этого авторский трюк не становится хуже: четыре с половиной века назад дело было, а бухгалтерские документы ещё тогда являлись началом всех начал при любой сделке... И, всё-таки, говорил ли господин Сватек о настоящей магии, или же выступал ее ниспровергателем? Да, большинство трюков магистра легко дешифруются, но кое-какие лазейки автор оставил. Остается некоторой загадкой, каким образом маэстро излечил за сутки дворянского посланника от тяжелой колотой раны. До конца не ясно, что за... «состав этой настойки — секрет магистра Сетониуса, государь, — ответил Скотт, — ни один алхимик не откроет другому столь драгоценный секрет...». Получается, что если синьор Скотта — шарлатан, то в его распоряжении оказались средства, полученные от того, кто обладал знаниями. Ну или как-то так... А так — как и в «Палаче Праги», сюжетная линия идет по спирали — вроде бы и нет чёткого противостояния кого-то с кем-то. Точнее, получается, что противники есть, но один из них даже и не догадывается о существовании у него соперника: ряд ключевых эпизодов отдаются на откуп судьбе....
6.5 из 10.0. «Само собой разумеется, старый Томеш тоже опорожнил свой кубок до последней капли, и мы подозреваем, что он проделывал это несколько раз в течение вечера, так что когда он укладывался спать ночью, у его ног не было и половины той ловкости и быстроты, какие они демонстрировали вечером....». А ведь неплохо сказано — и, главное, со знанием дела — что и является ценным качеством этой старой истории.