Сара Вулф «Разрушитель небес»
Невероятный сплав романтики, мехи, космооперы, фэнтези и рыцарских турниров. Поединки на гигантских пилотируемых роботах, сражения поистине космических масштабов и любовь, которая дарит такие эмоции, словно вспышка сверхновой.
Герцог могущественного Дома Отклэр мертв. Убит собственной внебрачной дочерью Синали Уостер.
Он отправил наемного убийцу, чтобы разделаться с Синали и ее матерью. Но девушке удалось выжить. Отныне месть стала смыслом ее существования, и она не успокоится, пока не падет Дом Отклэров. Пока они не заплатят все до единого.
Для этого ей придется принять участие в смертельном турнире, который проходит раз в десять лет. Одержав победу в поединке, Синали сможет убить кого-то из своих врагов.
Вот почему она должна выиграть Кубок Сверхновой. Даже если до этого она никогда не управляла гигантским пилотируемым роботом. Даже если красавец Ракс Истра-Вельрейд встанет у нее на пути. А он — самое трудное из всех ее испытаний.
Входит в:
— цикл «Разрушитель небес»
Номинации на премии:
номинант |
Премия «Индевор» / Endeavour Award, 2025 // Лучшая книга в жанрах фантастики и фэнтези |
Рецензии:
— «Рецензия на книгу Сары Вулф «Разрушитель небес»», 2025 г. // автор: Диана Чайковская
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (2)
- /перевод:
- У. Сапцина (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
olga.sb, 31 мая 2025 г.
Общее впечатление: в принципе, ясно, откуда взялся такой хайп вокруг книги за рубежом: очень визуально и динамично, дворцовые интриги в космических реалиях, сильная героиня в абсолюте. Поэтому, несмотря на мою сильную нелюбовь как к ромфанту, так и к морально серым персонажам, оцениваю довольно высоко. Книга как минимум не одноразовая пустышка, а вполне на уровне с Яррос, Бродбент, Майер и прочими представителями жанра, где в первую очередь идет сильный сюжет, а ромфант уже как дополнение.
Плюсы.
Фэнтези под маской НФ. На самом деле почти ничего бы не изменилось, если бы сеттинг был не научно-фантастический на затерянной планете в космосе, а фэнтезийный – в отдельном мире, а роботов бы приводило в движение не ИИ с нейрогелем, а магия. А 51 дом аристократии под властью короля лечится, изменяет внешность и по-всякому пользуется благами не магов, а наноботов. Но на самом деле обертка тут – просто обертка, можно смело читать даже тем, кто не любит НФ, как в Лунных хрониках Майер.
Стилистика. Кстати, это еще один действительно интересный прием помимо сеттинга. Во-первых, тут довольно занятная пародия на рыцарский роман. Только вместо рыцарских боев — бои на механических жеребцах, мехах. Однако построенные вполне в духе средневековой темы. А еще тут куча прикольных параллелей с христианской религией: схематичное изображение Врага — но не змея, а инопланетянина. И святой Георг в боевом роботе. Я повеселилась. Оригинально точно.
Закрученный сюжет. Автор действительно заморочилась с сюжетной линией. Помимо того, что прописаны мотивы и устремления сразу нескольких героев, которые предпринимают каждый собственные шаги для мести, а также собственно состязания роботов, имеется и более глобальная арка с историей о Враге – пришельцах из космоса, которые не факт, что окончательно побеждены.
Визуальность и бои. Не удивлюсь, если права на экранизацию уже купили, потому что помимо закрученных придворных интриг с подковерной возней, бастардками (а такое слово вообще есть?) и холодными отцами огромный кусок повествованию отводится боям на роботах – напряженным и динамичным, где у каждого противника есть свои приемы и тактика, а роботы имеют разные преимущества и недостатки. Многим понравится, что новичок в боях, героиня справляется зачастую совсем не традиционными честными приемами.
Минусы.
Малоприятные герои. Лично мне такое совсем не нравится, потому что переживать за них ну вот совсем не тянет. Главная героиня, на мой взгляд, особенно подкачала: Синали — проститутка, покрытая оспой незаконорожденная дочь жестокого герцога, которая убила отца, отомстив за смерть матери, и теперь хочет покончить и со всеми пособниками. Она безжалостная, холодная, зацикленная на одной цели и жаждет потом умереть сама. А еще это может и не классическая, но Мэри Сью. Второстепенные герои понравились не больше: от манипулятивного принца-помощника, до безмозглого качка Ракса в качестве любовного интереса. О прочих и говорить нечего: ни одного хоть отдаленно положительного героя здесь нет.
Логика. К сожалению, помимо полнейшей неправдоподобности НФ-составляющей, наблюдаются и часто присущие жанру ромфанта провалы по логике: как фактические, так и психологические. Их меньше, чем в большинстве книг жанра, но всё равно очень много. Меня особенно покоробили желание совершить самоубийство героиней, что противоречит сильной мотивации сражаться в дальнем прицеле, а еще то обстоятельство, почему все западают на некрасивую, рябую проститутку (и вообще кто на нее зарился даже в публичном доме, не говоря уж об избалованных аристократах?)
Текст. Хотя присутствуют попытки щегольнуть и украсить текст (например, «Псы воспоминаний натягивают поводки»). Но во-первых, настоящее время порождает уродцев типа «кривлю», «шиплю» и вообще имхо нечитабельно. Так еще и постоянные перескоки на точки зрения наемного убийцы Дождя, соперника-красавчика Ракса и двоюродную сестру Мирей сильно усложняют восприятие. Плюс сильно бесят некоторые моменты, вроде того, что убийцу романтизируют и называют кроликом (молчу про бастардку).
Феминизм. В обычных обстоятельствах я бы отнесла этот пункт к плюсам, но тут этакий оголтелый феминизм, что выражается в попытках доказать физическое превосходство над мужским полом, принижение последнего по любому случаю и прочие перегибы. Вишенка на торте: Разрушитель небес стала Разрушительницей небес, хотя по-хорошему у ИИ нет пола вообще, а нейрогель вобрал воспоминая наездников обоих полов.
Ромфант. Вообще не люблю этот жанр, но местами получается действительно отлично – Илона Эндрюс, Ребекка Росс, та же Яррос – они умеют красиво и уместно вплести в сюжет и постельные сцены, и взаимоотношения, и все прочие элементы жанра. Тут, увы, не тот случай. Возможно, потому что меня бесили оба героя, либо из-за физиологической, а не душевной основы притяжения – как бы там ни было, романтическая линия здесь на мой вкус оторви и выбрось.
Manowar76, 23 апреля 2025 г.
Почему вообще решил почитать заведомый, вроде бы, янг эдалт? Турнир боевых роботов, НФ-сеттинг.
Со времен «Голодных игр» янг эдалт стал жёстче. Героиня торгует собой, теряет мать, убивает отца-негодяя. И это на первых двадцати страницах.
Только я приготовился наслаждаться продуманным миром (обычно в таких крупных коммерческих проектах есть продюсеры и фокус-группы, поэтому откровенной ереси быть не должно, как выясняется что жители космической Станции «лихорадочно пытаются терраформировать газовый гигант». Газовый. Гигант. Терраформировать.
Я понял, что буду пытаться получать удовольствие от турниров, а не от НФ. Хоть одна из цитат на обложке и убеждает нас, что в романе «чрезвычайно продуманный научно-фантастический мир».
Как же героиня ненавидит благородных аристократов. Ненависть изливается непрерывным потоком. Но сводится, в основном, к зависти. И только иногда это праведный гнев на самодурство аристократов. Такая классовая неприязнь вопиёт о будущей революции на страницах романа. Да и цитата на обложке прямо указывает, что «Синали может стать новой Китнисс Эвердин».
Хоть вначале и анонсируются три главных перса, долгое время повествование ограничивается только юной мстительницей. Позже появляется пацан-ассасин и намёки на Сопротивление, общество «Полярная Звезда».
Главки маленькие — первый поединок на боевых роботах в космосе занял главы четыре. Роботов зовут здесь боевыми жеребцами и всё проникнуто рыцарской эстетикой. Сам поединок до крайности нелеп. Мехов просто разогнали гравитацией навстречу друг другу. Они должны поразить соперника копьем. В случае промаха — разлетаются и слетаются обратно. Все, как в древних турнирах.
Зато роботы высокотехнологичны. Гель, заполняющий кабину, наночастицы и нейрожидкость, смыкание сознания наездника и машины. Рычажками двигать не надо — пилот просто ощущает себя роботом, а робот повторяет все движения, что задумал наездник.
После первого поединка, который сознательно планировался, как суицид, героиня чудом выживает и становится ученицей загадочного аристократа, предлагающего девушке продолжение мести взамен на участие в турнире десятилетия.
Логикой по прежнему не пахнет.
Роман уверенно собирает янг эдалт бинго: нетакуська-мстительница, резкое разделение на социальные классы, мимишный робопес с прицелом на экранизацию, смазливый любовный интерес и он же главный соперник («такая глыба не может двигаться так грациозно»), непременный бал-прием-банкет (этот элемент даже обязательней наличия романтического интереса), обучение и преодоление.
И ещё. Погнавшись за магией чисел, авторка забыла про арифметику.
Героине пообещали убивать по одному из семи врагов после каждого выигранного тура. Также отмечается что после седьмого тура начнется четвертьфинал из восьми участников. Игра, очевидно, ведется по правилам плейофф. Соответсвенно, для семи туров необходимо одна тысяча двадцать четыре участника. А благородных домов, выставляющих наездников, пятьдесят один. И каждый выставляет по одному бойцу. Даже для проведения турнира по швейцарской системе необходимо минимум сто двадцать восемь человек. А в романе именно что плейофф.
И опять-таки, чтобы дать персонажу поугрожать благородным с трибуны на банкете, нам рассказывают, что перед турниром каждый участник говорит приветственную речь. Я слабо себе представляю, насколько утомительным может быть выступления полусотни игроков. Не представляю, сколько будут говорить больше сотни людей кряду, и начинаю ржать, представив выступление тысячи человек подряд.
В лоре мира романа упоминается Враг, для борьбы с которым были созданы боевые жеребцы-мехи. Враг, которого победили, но который разбросал семь Станций по всей Вселенной. Выглядит этот немезис как клубок зубастых черных щупалец. Естественно, уже в первой четверти романа нам намекают, что возвращение Врага уже близко.
Что окажется разрушительней —революция или лавкрафтианский хоррор?
«Космос пуст в радиусе сотен миллионов световых лет». Опять красивости. В пределах двенадцати миллионов световых лет от Земли, например, находится более сотни галактик. Га-лак-тик. Сдается мне, что в нашей вселенной нет такого места, где была бы пустота на сотни миллионов световых лет.
Если бы не родовые травмы янг эдалта и не нелепый мир с искусственными ограничениями и проблемами, у романа могли бы быть шансы — у персонажей есть нескучный бэкграунд, есть интересные тайны. И даже у существования роботов с копьями есть, оказывается, логичное объяснение. Чуть по другому раскрасить и расставить акценты, и получился бы мрачный космокиберпанк, ибо хай тек и лоу лайф на месте. Про лоу лайф — видя потенциал и ресурсы Станции, поначалу только ухмыляешься и думаешь, что нарочито убогая жизнь люмпенов-неаристократов дана для сгущения красок. Но потом вспоминаешь реальную жизнь и понимаешь — важны не возможности, а желание изменений.
Роман объёмный и кажется затянутым, но спроси меня, что сократить, и я растеряюсь. Все четыре основных конфликта развиваются размерено, без суеты и промедлений: Месть, Романтика, Восстание, ксеноВраг.
А ещё поражают размеры Станции. Компоновка взята классическая: длинная Ось и соединенный с Осью спицами-тоннелями Обод. Но это всё декорации. Традиционно такой вид космические станции имеют, чтобы в ободе вращением создавать гравитацию. В этом мире не так — гравитация, судя по всему, приручена. В Оси живут аристократы, о Ободе средний класс и люмпены. Итак, о размерах: только в Оси расположены сотни огромных поместий знати, с мраморными дворцами, парками с деревьями и почвой. В «нижнем» торце Оси целый искусственный океан. Количество жителей — буквально миллионы, о чем прямо говорится в тексте. Никаких низких потолков тоннелей — даже бедняцкие районы походят на обычный киберпанк-город, с уходящими ввысь голографическими рекламами. Вообще, авторка стыдливо избегает всяческих углублений в топологию, предпочитая считать, что разные части станции это просто разные районы некоего мегаполиса. И правильно. А то сразу начинают возникать вопросы. Как в Оси расположены особняки и дворцы? Вдоль закругленных стен или этажами? И если вдоль стен — есть ли эффект трубы, когда над головой можно увидеть «висящие» на противоположной стене дома? Говорится только про низ Оси, где океан и под ним что-то страшное. Короче, ещё один фейл. Что-то не имеющее отношение к фантастике. Декорации.
Героиню шокирует и вызывает дополнительный повод для ненависти к аристократии, что те в тайне используют трупы обычных людей в качестве удобрений. А сами говорят, что кремируют их. Ну ты же на космической станции, ау! И знаете, что они подкладывают в похоронные урны? Золу от сожженных животных. А смысл? Почему бы животными не удобрять парки? Аристократы извращуги? Нет, автору потребовалось вызвать ещё чуть больше ненависти к строю. Бред.
Быть пилотом боевого жеребца не такая уж безопасная вещь. Помимо травм в поединках, у пилотов раньше или позже происходит Перегрузка и впадение в кому. Все они смертники. А всё потому, что нейрожидкость, обеспечивающая связь с роботом, накапливается в организме. У этой жидкости много спецэффектов, и один из них — возможность видеть призраки тех, кто отъехал от Перегрузки ранее. Чувствуете, как всё закручено! А уж если я расскажу, откуда добывается это нейрожидкость, вы вообще обалдеете.
Последние полторы сотни страниц по настоящему увлекли. Книга активно набирает баллы. Даже буду продолжение ждать.
7(ХОРОШО)
Если бы не нелепые местами декорации, балл был бы выше.