Саяка Мурата «Город на съедение»
Собирательница, борющаяся со вкусом пресных овощей, рыщет по Токио в поисках местной дикорастущей зелени — одуванчиков, полыни, блошницы. В попытке развить более тесную связь с городскими джунглями она считает себя более дикой, чем местные бездомные.
Входит в:
— сборник «Церемония жизни», 2019 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
fail of reality, 13 июля 2025 г.
Это несколько затянутый, но всё же отличный манифест в пользу опрощения и примитивизма. Кому, как не жителям огромных давящих мегаполисов, знать, что «город — это злая сила»? Он подавляет и подчиняет всё и вся, стремясь взять Природу в бетон (как в смирительную рубашку, по словам Есенина), а человека превратить в муравья-работягу, исправно платящего налоги и выполняющего приказы людей с палками и деньгами.
Вот и ГГ «Города на съедение» однажды понимает это. И решает вернуться к Природе, распространяя своё учение в надежде, что все вместе мы однажды «съедим» города, оставив на их месте поля одуванчиков и некошеного разнотравья и обретём новое, подлинное счастье бытия. Примечательно, что героиня «Города» — это антипод героини из «Пазла», которая наоборот предпочла раствориться среди бетона и вавилонских башен, сойдя с ума из-за всё того же города.
В «ГНС» слышны мотивы анархо-примитивизма, возврата к лесам и полям («С самой юности чужды мне созвучия шумного мира», как писал Тао Юаньмин) и, в общем, отказа от бетонно-денежной цивилизации, что мы выстроили на нашей жалостно маленькой Земле. И те читатели, кто вырос среди гор, лугов и полей, поймут и оценят этот рассказ. Потому что «ГНС» излагает замечательные, но такие труднореализуемые идеи.
Быть может, кому-то нравится тьма, космос и звёзды («Мир, который всегда завораживал нас»), но есть и те, кто поют: «Моё сердце не здесь, моё сердце в горах». И я пою это вместе с ними, потому как знаю, что «от морей и от гор так и веет веками», а безликие ипотечные человейники несут людям одну лишь обоюдную злобу и ненависть, ежедневно культивируя бытовой сатанизм в наших душах.
Думаю, Теду Качинскому понравился бы текст «ГНС». Да и Генри Торо — тоже. Да и Джону Зерзану, и Гэри Снайдеру, и Крису Маккэндлессу, и многим, многим другим, кто не любил города и выражался о них честно и открыто. Радует, что и современный рэп иногда поднимает эту же тему. В «Побеге» от 25/17 было так:
Где в порядке вещей друг друга не видеть по году.
И, походу, лучше с самого начала
Вырезать и спрятать сердце, чтобы не мешало.
Бежать от самого себя, бежать как все,
Не думая о том, что ты — белка в колесе.
Остановиться — тоже самое, что впасть в кому.
Место, где я найду себя, станет моим домом».
Я вот чувствую, что в последнее время занимаюсь именно что вырезанием своего сердца, чтобы оно мне не мешало. Ведь живу в городе, пусть небольшом и зелёном, но всё же. Одно хорошо: Природа рядом, и я всегда могу скрыться от всех хотя бы на день-два, чтобы послушать шум моего моря, шелест ещё нетронутых лесов и то, как ветер гладит траву в полях.
Ещё бы избавиться мне от лишней городской суеты, очистить тело и разум от всех глупостей про зарплату и работу, про бензин и магазин, — и тогда я стану, наверное, по-настоящему свободным, обретя свой Дом. Чего и вам желаю.