fantlab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Мир Полудня»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.04
Оценок:
1884
Моя оценка:
-

подробнее

Мир Полудня

Цикл

Аннотация:

Просто потрясающий, волшебный и такой реальный мир!

Здесь Стругацкие показали себя и потрясающими художниками, и великолепными футурологами: взять хотя бы всем известный БВИ — прародитель нынешнего Интернета или острый, революционный взгляд на педагогику в их Великой теории воспитания.

Критика прогрессорства как инструмента вмешательства в жизнь чужих народов выглядит просто потрясающе актуальной...

© Otto

Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


8.36 (3163)
-
72 отз.
8.18 (3452)
-
88 отз.
8.49 (3837)
-
122 отз.
8.89 (10824)
-
297 отз.
8.69 (7896)
-
192 отз.
8.52 (4580)
-
114 отз.
8.23 (3987)
-
83 отз.
8.66 (6063)
-
121 отз.
8.56 (5009)
-
100 отз.

Входит в:

— условный цикл «История будущего»

Статьи и интервью:

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (590)
/период:
1960-е (23), 1970-е (57), 1980-е (142), 1990-е (68), 2000-е (132), 2010-е (128), 2020-е (39)
/языки:
русский (336), английский (19), немецкий (30), испанский (7), французский (18), португальский (8), итальянский (14), молдавский (1), шведский (2), датский (1), финский (3), норвежский (1), латышский (2), литовский (5), чешский (17), эстонский (33), украинский (4), польский (26), словацкий (3), словенский (2), болгарский (14), венгерский (6), сербский (2), хорватский (1), армянский (1), грузинский (1), арабский (1), персидский (1), китайский (3), корейский (1), японский (8), азербайджанский (1), румынский (8), эсперанто (4), турецкий (1), сербохорватский (5)
/перевод:
N. Dobrowen (1), Э. Адриан (2), А. Апостол (1), А. Апуокене (1), М. Асадуров (2), С. Ахмедова (1), Д. Байт (1), Х. Бахарлоо (1), Д. Баччи (1), В. Белиалс (2), В. Берзиньш (1), Р. Блум (1), О. Бормашенко (4), Л. Босёк (1), Э. Бромфилд (1), М. Бронштейн (3), А. Буа (5), Х. Бухнер (3), Э. Бялоленьская (1), М. Вага (24), М. Варик (1), Х. Васко (1), С. Владимиров (4), Б. Габор (2), А.М. Гарсия (4), Д. Геллерт (1), М. Генчова (1), Г. Георгиев (3), М. Герджиков (2), Т. Госк (4), Ал. Громов (1), Фуками Дан (5), Л. Дворжак (6), Р. Дегарис (1), С. Дельмот (6), Р. Деросси (4), М. Дж. Бенто (2), Г. Дзурлино (1), И. Домейкене (2), А. Журавлёв (1), Х. З. Якобсон (2), М. Златарова (1), А. Кабаре (2), М. Козей (1), М. Коскинен (1), К. Кяспер (1), Ж. Лаана (2), П. Лажуа (1), В. Лажуа (3), Т. Ларкина (1), П. Лауданьский (1), И. Левандовская (12), Н. Левенсон (1), М. Леэметс (1), Э. Мадейский (1), А. Майерс (2), П. Макгвайр (1), Р. Маркес (1), Г. Маркосян-Кяспер (1), Ж. Миленич (1), А. Мёккель (11), К. Николеишвили (1), Сунин Нин (2), М. Норис (1), О. Норихиро (1), М. Нютофт (1), С. Павловский (1), В. Паризи (1), М. Пенсанте (3), Э. Петрас (6), А. Пинейру (1), И. Пиотровска (4), Я. Пискачек (9), Д. Поммеренке (3), К. Ренстрём (1), Я. Розе (1), М. Руас (1), А. Саган (3), Д. Сантос (3), Д. Саукайтите (1), С. Сван (1), Т. Север (1), Л. Селлиов (1), Э. Симон (4), К. Скандура (2), Э. Скурская (3), В. Слободникова (1), М. Соуза (1), М. Стаменкович (1), М. Стоев (1), В. Стоическу (7), Ч. Сянъян (1), С. Тернавазио (1), Х. Тийдус (1), М. Токар (2), Р. Томинг (1), В. Тшциньская (1), Й. Тыч (1), O. Уличны (1), Д. Умановскис (1), Э. Фонсека (2), И. Фёльдьяк (1), А. Хаба (1), Дж. Хазарян (1), Т. Хикосака (1), М. Чолич (6), А. Шпехт (5), В. Экерман (2), М. Эмёд (1), Х. Ялин (1), Б. дю Крес (7)


В планах издательств:

Страна багровых туч. Жук в муравейнике
2016 г.

Издания:

+ещё 195 изданий
1960-1962. Полдень, XXII век. Стажеры. В наше интересное время
2018 г.
Обитаемый остров
2018 г.
1961-1963. Попытка к бегству. Далекая Радуга. Трудно быть богом. Понедельник начинается в субботу. Рассказы
2018 г.
1961-1963. Попытка к бегству. Далекая Радуга. Трудно быть богом. Понедельник начинается в субботу. Рассказы
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 13. 1968/1
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 14. 1968/2
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966
2018 г.
Жук в муравейнике
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 16. 1970
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 13. 1968/1
2018 г.
1967-1968. Сказка о Тройке. Сказка о Тройке-2. Обитаемый остров
2019 г.
1967-1968. Сказка о Тройке. Сказка о Тройке-2. Обитаемый остров
2019 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 24. 1979—1980
2019 г.
1969-1973. Отель «У Погибшего Альпиниста». Малыш. Пикник на обочине. Парень из преисподней
2019 г.
1969-1973. Отель «У Погибшего Альпиниста». Малыш. Пикник на обочине. Парень из преисподней
2019 г.
Обитаемый остров
2019 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 14. 1968/2
2019 г.
Волны гасят ветер
2019 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 20. 1974
2019 г.
Трудно быть богом
2019 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 16. 1970
2019 г.
1979-1984. Жук в муравейнике. Хромая судьба. Волны гасят ветер
2019 г.
1979-1984. Жук в муравейнике. Хромая судьба. Волны гасят ветер
2019 г.
Трудно быть богом
2019 г.
Обитаемый остров
2019 г.
Малыш
2019 г.
Жук в муравейнике
2020 г.
Путь на Амальтею. Далекая Радуга
2020 г.
Волны гасят ветер
2020 г.
Малыш
2020 г.
Полдень, XXII век
2020 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 20. 1974
2020 г.
Парень из преисподней. Повесть о дружбе и недружбе
2020 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 26. 1983—1984. Книга первая
2020 г.
Попытка к бегству. Далекая Радуга
2020 г.
Попытка к бегству. Второе нашествие марсиан
2021 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 24. 1979-1980
2022 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 26. 1983—1984
2022 г.
Максим Каммерер
2024 г.
Трудно быть богом. Понедельник начинается в субботу. Сказка о Тройке
2025 г.

Периодика:

+ещё 26 изданий
Знание - сила № 1, 1980 (631)
1980 г.
Знание - сила № 2, 1980 (632)
1980 г.
Знание - сила № 3, 1980 (633)
1980 г.
Знание - сила № 5, 1980 (635)
1980 г.
Знание - сила № 6, 1980 (636)
1980 г.
Pioneer 1981`1
1981 г.
(эстонский)
Fantastyka №1 1982
1982 г.
(польский)
Fantastyka №2 1982
1982 г.
(польский)
Pioneer 1985`9
1985 г.
(эстонский)
Pioneer 1985`10
1985 г.
(эстонский)
Pioneer 1985`11
1985 г.
(эстонский)
Pioneer 1985`12
1985 г.
(эстонский)
Знание-сила 6/85
1985 г.
Знание-сила 7/85
1985 г.
Знание-сила 8/85
1985 г.
Знание-сила 9/85
1985 г.
Знание-сила 11/85
1985 г.
Знание-сила 10/85
1985 г.
Знание-сила 12/85
1985 г.
Sovětská literatura 1985/12
1985 г.
(чешский)
Pioneer 1986`1
1986 г.
(эстонский)
Pioneer 1986`2
1986 г.
(эстонский)
Pioneer 1986`3
1986 г.
(эстонский)
Pioneer 1986`4
1986 г.
(эстонский)
Pioneer 1986`5
1986 г.
(эстонский)
Pioneer 1986`6
1986 г.
(эстонский)
Pioneer 1986`7
1986 г.
(эстонский)
Pioneer 1986`8
1986 г.
(эстонский)
Pioneer 1986`9
1986 г.
(эстонский)
Знание-сила 3/86
1986 г.
Знание-сила 1/86
1986 г.
Antarès Volume 28
1987 г.
(французский)
Urania #1082. Passi nel tempo
1988 г.
(итальянский)
Antarès Volume 29
1988 г.
(французский)
Roman-Zeitung 464 (11/1988)
1988 г.
(немецкий)
Urania #1109. È difficile essere un dio
1989 г.
(итальянский)
Библиотечка. Выпуск 1
1990 г.
Библиотечка. Выпуск 2
1990 г.
Библиотечка. Выпуск 3
1990 г.
Almanah Anticipația
1990 г.
(румынский)

Самиздат и фэнзины:

Обитаемый остров
1980 г.
Пришелец из преисподней
1984 г.
Жук в муравейнике
1985 г.
Малыш
1985 г.
Волны гасят ветер
1986 г.
Перегрузки
1987 г.
Беглец
1988 г.
Обитаемый остров
2017 г.
Полдень, XXII век
2017 г.
Улитка на склоне
2017 г.
Возвращение
2023 г.
Обитаемый остров
2023 г.

2024 г.
Полдень, XXII век
2024 г.

Аудиокниги:

Трудно быть богом
2003 г.
Трудно быть богом
2003 г.
Трудно быть богом
2003 г.
Улитка на склоне. Малыш. Наука и воображение
2005 г.
Полдень, XXII век
2006 г.
Далекая радуга
2006 г.
Жук в муравейнике
2006 г.
Малыш
2006 г.
Обитаемый остров
2006 г.
Парень из преисподней
2006 г.
Попытка к бегству
2006 г.
Волны гасят ветер
2007 г.
Улитка на склоне. Малыш. Наука и воображение
2007 г.
Трудно быть богом
2008 г.
Трудно быть богом
2008 г.
Трудно быть богом
2008 г.
Полдень, XXII век
2009 г.
Далёкая Радуга
2009 г.
Жук в муравейнике
2009 г.
Малыш
2009 г.
Обитаемый остров
2009 г.
Парень из преисподней
2009 г.
Попытка к бегству
2009 г.
В мире фантастики
2010 г.
Жук в муравейнике
2012 г.
Малыш
2012 г.
Попытка к бегству. Далекая радуга
2012 г.
Трудно быть богом
2012 г.
Полдень, XXII век
2013 г.
Далёкая Радуга
2013 г.
Обитаемый остров
2013 г.
Далёкая Радуга
2014 г.
Парень из преисподней. Волны гасят ветер
2014 г.
Трудно быть богом
2015 г.
Парень из преисподней
2021 г.
Попытка к бегству
2021 г.
Трудно быть богом
2021 г.

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том шестой. 1962
2016 г.
Полное собрание сочинений. Том седьмой. 1963
2016 г.
Полное собрание сочинений. Том десятый. 1966
2016 г.
Полное собрание сочинений. Том тринадцатый. 1968, часть I
2016 г.
Полное собрание сочинений. Том четырнадцатый. 1968, часть II
2017 г.
Полное собрание сочинений. Том двадцатый. 1974
2017 г.
Волны гасят ветер
2017 г.
Далёкая Радуга
2017 г.
Жук в муравейнике
2017 г.
Малыш
2017 г.
Обитаемый остров
2017 г.
Парень из преисподней
2017 г.
Полдень, XXII век
2017 г.
Полное собрание сочинений. Том шестнадцатый. 1970
2017 г.
Попытка к бегству
2017 г.
Трудно быть богом
2017 г.
Полное собрание сочинений. Том двадцать четвертый. 1979—1980
2019 г.
Все романы, повести, рассказы и пьесы в одной книге: Пикник на обочине, Сталкер, Понедельник начинается в субботу, Трудно быть богом, Обитаемый остров, Улитка на склоне, Град обреченный и другие
2022 г.
Le onde placano il vento
2023 г.
(итальянский)

Издания на иностранных языках:

+ещё 177 изданий
Малюк
2011 г.
(украинский)
Хлопець із пекла
2011 г.
(украинский)
蚁巢里的甲虫
2011 г.
(китайский)
Fluchtversuch. Es ist schwer, ein Gott zu sein. Unruhe. Die dritte Zivilisation. Der Junge aus der Hölle
2012 г.
(немецкий)
Gesammelte Werke 5
2013 г.
(немецкий)
Skarabo en formikejo
2013 г.
(эсперанто)
人烟之岛
2013 г.
(китайский)
神仙难为
2013 г.
(китайский)
Alien Zones: Roadside Picnic / Hard to Be a God
2014 г.
(английский)
Obydlený ostrov
2014 г.
(чешский)
Qué difícil es ser dios
2014 г.
(испанский)
Väikemees
2014 г.
(эстонский)
Hard to Be a God
2014 г.
(английский)
ძნელია ღმერთობა
2015 г.
(грузинский)
Il est difficile d'être un dieu
2015 г.
(французский)
Hard to Be a God
2015 г.
(английский)
Keskpäeva varjud
2015 г.
(эстонский)
Sunku būti dievu
2016 г.
(литовский)
E greu să fii zeu
2016 г.
(румынский)
Allah olmaq çətindir
2017 г.
(азербайджанский)
Tanrı Olmak Zor İş
2017 г.
(турецкий)
کتاب خدا بودن سخت است
2017 г.
(персидский)
Es ist schwer, ein Gott zu sein
2017 г.
(немецкий)

2019 г.
(чешский)
É difícil ser Dios
2020 г.
(португальский)
Teško je biti Bog
2020 г.
(сербский)
The Inhabited Island
2020 г.
(английский)
신이 되기는 어렵다
2020 г.
(корейский)
Teško je biti Bog
2021 г.
(хорватский)
Обитаемият остров
2021 г.
(болгарский)
Piknik na skraju drogi i inne utwory
2021 г.
(польский)
L'isola abitata
2021 г.
(итальянский)
Težko je biti bog
2022 г.
(словенский)
Le Cycle du Midi
2022 г.
(французский)
Wywrócony świat i inne utwory
2022 г.
(польский)
Le onde placano il vento
2023 г.
(итальянский)
The Beetle in the Anthill
2023 г.
(английский)
Waves Extinguish the Wind
2023 г.
(английский)
È difficile essere un dio
2023 г.
(итальянский)
Lo scarabeo nel formicaio
2024 г.
(итальянский)

страница всех изданий (590 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не склонен обожествлять АБС. Высочайшее их писательское мастерство отрицать глупо. Но все же, имхо, есть писатели (именно писатели!) и посильнее, в том числе среди т.н. учеников. Вот хотя бы Рыбаков ранний. А когда под одной обложкой вышли «Парень из преисподней» и «Змеиное молоко» М.Успенского — мне было совершенно очевидно, что из них литературно качественнее на непредвзятый взгляд.

Но Стругацкие ведь и не совсем писатели. Они «больше чем писатели»: они мыслители! Вон, Лев Толстой писал еще хуже по части языка, однако куда ж без него в истории русской словесности? При этом мастерство АБС — весьма отточенное, и его с лихвой хватает для тех целей... нет, не для целей, скорее, для предназначения, ибо чуется мне, что не они выбирали цель творчества своего, а их самих выбрало, «накрыло», наградило, заклеймило откуда-то свыше оным предназначением: стать выразителями идей и мечт целого поколения, замечательнейшего, на самом деле, поколения шестидесятников, а вслед за ним — и целой огромной страты, т.н. советской интеллигенции. Мир Полудня — это ее мир. Мир интеллигентской мечты, мир победившего Этичного Разума: утопичный, наивный, но удивительно привлекательный. Великолепная, глубокая, милая и мудрая Утопия! В этом мире интеллигентно все человечество скопом (и говорит оно, безусловно, в основном, по-русски) и каждый его представитель в отдельности. Конечно, в героях Полудня отражен не сам типичный советский интеллигент как он есть (точнее, был), а лишь его мечтаемый образ, его приукрашенное, облагороженное мнение о себе, которое так комфортно было пестовать на московских и ленинградских кухнях и в курилках столичных НИИ. Но это и правильно! Как в смысле популярности (читать всегда приятнее о том, каким хочется быть, а не о том, какой есть), так и потому, что утопия же! Утопия, основанная на тех же самых посылах, неоднократно опровергнутых историей, но упорно рождавших и рождающих почти все подобные ей красивые сказки: «человек по натуре добр, к тому же звучит гордо», «разум по сути своей этичен». Утопия, в которую хочется верить, ради воплощения которой хочется, черт возьми, жить и бороться! Не припомню, чтобы где-нибудь еще коммунистическая идея нашла столь зримое, объемное, вкусное изображение.

И в этом смысле наиболее цельная вещь цикла, как ни парадоксально — корневая, пусть по структуре она представляет собой сборник новелл. Цельная она — идейно. Искренняя, добрая, даже в каком-то смысле возвышенная. (И, возможно, вечная.) Да, остальные книги Полуденного цикла тоже хороши, каждая по-своему. Но в них Идея мельчает, распадается на какие-то фрагменты, они поднимают более частные вопросы, видимо, вызывавшие у авторов, как бы сейчас сказали, когнитивный диссонанс. И происходит некая деградация, замыливание Идеи. Что, впрочем, неудивительно. АБС столкнулись с глубинным и в каком-то смысле трагичным внутренним противоречием своей модели будущего. Ведь цельностью она обязана как раз таки художественности своего изложения. (Я лично считаю, что именно «Полдень» как таковой в литературном смысле — сильнейшая вещь цикла!) Будучи же критически оцененной тем самым разумом, гимн которому поют Стругацкие, Утопия обнаруживает в себе многочисленные прорехи, которые, увы, не заштопать и не закрыть заплатами. Ведь гимны предназначены для пения, а не для доклада на научных конференциях. «Многия знания — многия печали».

Но при всем этом, надо отдать им должное, АБС остаются искренними до конца. Перед собой и перед читателем, которого рискуют разочаровать. И в итоге цикл обретает еще одно измерение, обнаруживает дополнительную глубину. В нем оказывается отраженным процесс постепенного разочарования того самого Поколения в той самой Идее. В нем еще не высказано, но уже выстрадано мучительное, но честное признание в том, что человека не перевоспитать. Он в глубине своих неизбывных инстинктов зверь, он по социальной своей натуре эгоист, и это вполне нормально, ничего плохого в этом как бы и нет, да вот только разум дискомфортен большинству хомо, так как порождает самоиронию и мешает самовлюбленности. В стабильном социуме не бывает слишком много сапиенсов, к тому ж пассионарных, большинство в нем всегда составляют (и должны составлять) ленивые бюргеры... впрочем, социофилософская дискуссия здесь неуместна. АБС ведь и сами в конце концов поднялись над Полуденной Идеей (напр., «Град обреченный», «Миллиард лет до конца света») с помощью понимания экзистенциальности, а не объективности смысла бытия человеческого.

Но всё это не умаляет красоты и культурной ценности Великой Утопии. Мир Полудня, уверен, займет, если уже не занял достойное место в истории русской словесности.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нам по-прежнему нужен Полдень, XXII век. И ничто иное. Вы сомневаетесь в этом, Умник?.. Очень прошу вас, составьте о нём самое объективное, самое непредубеждённое суждение. От этого, знаете ли, зависит целость вашей шкуры.

Вы уже распрощались с Миром Полудня, как с утопией, как со сказкой?.. Напрасно. Этим вы обрекаете себя и своих детей и внуков на планету-могильник, где жизнь хоть и бурлит ещё, но разум еле-еле теплится, и готов окончательно погасить сам себя в любой момент.

Вам не нравится марксизм Полудня, Умник? Но разве вы не слыхали, что «третьего не дано»? Социализм можно улучшить, более того – он нуждается в постоянном совершенствовании, как писал Эйнштейн в своём эссе «Почему социализм».

А всё прочее улучшить не удастся. Суть не та. Кто ищет третий путь между твёрдой дорогой и канавой, перед тем тянутся глухие кривые окольные тропы. Разве вы не поняли этого за минувшие 30 лет? Эволюция социума — это анизотропное шоссе. Пятиться нельзя.

Человечество не выдержало экзамена на человечность. Предстоит переэкзаменовка. Встряхнитесь. Больше жизни!

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уважаемые современники и сограждане!Потерянное поколение рожденных в СССР! Как же все таки нас колбасило последние 90 лет! Воспитывали нас по одним законам,а жить приходится по другим.Верили в светлые понятные и приятные всем идеалы,а теперь и верить то нечему и некому.Сами АБС не раз отмечали,что не было в мировой истории идеи прекрасней и светлей чем коммунизм. «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!» А в нашей стране получилось так,что теперь при одном слове «коммунизм» скулы сводит. А как было бы прекрасно жить в светлом будущем Братьев Стругацких! Мир Полудня,где же ты?

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Откровенно говоря, я очень завидую тем, кто еще не дочитал (или только собирается начать) этот великолепный цикл (это относится и к Предполуденному). Я вообще-то не собирался писать отзыв, но только что дочитал «Волны гасят ветер», и теперь меня просто переполняют чувства.

До трилогии о Каммерере Авторы просто показывают нам Мир полудня: Вот «Полдень, XXII век», посмотрите на технологии будущего, на общество будущего, все почти достигло идеала; вот ТББ: нас знакомят с идеей Прогрессорства, показывают задатки великой миссии Человечества, которое взяло на себя роль Богов; а вот ОО, после ЖвМ и ВгВ совсем по-другому его воспринимаешь. В последних повестях у Читателя на глазах рушится все, что создавалось в течении огромного промежутка времени. Непоколебимый ,на первый взгляд, баланс в обществе начинает расшатываться, все идеи отходят на второй план, самое время разобраться с происходящим у себя дома, на Земле. И только закрыв последнюю страницу заключительной повести, ты понимаешь, что хочешь еще, больше и больше, но не продолжения, а переигровки финала. В голове вертится: «ну почему все так закончилось? Неужели не было другого выхода?» Но в тоже время понимаешь: это действительно то единственное логическое завершение, идеальный финал Великой Саги.

Мир Полудня притягателен, он заманивает читателя своей гениальностью, с каждой новой повестью все больше подогревая к себе интерес. И вот, когда ты проглатываешь каждую строчку с самым жарким интересом, все обрывается. Конец идеальному обществу, конец XXII века, Полдень прошел, наступает новая эпоха в жизни Человечества. Какой она будет? Об этом лучше не задумываться...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Полдень, изначально задуманный авторами как мир, в котором хотелось бы жить и работать, статичным не был никогда. Он развивался, он менялся, детализировалась обстановка, уточнялись нюансы, возникали и вставали в полный рост противоречия. Как в реальной жизни.

Уже сразу после титульного произведения «Полдень, XXII век», жизнерадостного, оптимистического, полного энтузиазма и альтруизма, идёт настораживающая «Попытка к бегству», а далее — и совсем тревожная «Далёкая Радуга», предостерегающая от излишних восторгов по поводу неутомимого научно-технического прогресса.

Розовые очки сдёрнуты, и авторы взялись за психологию, за личные проблемы обитателей Полудня. Как оказалось, даже в столь совершенном мире живут люди. Простые люди. Люди — неидеалы, люди со своими недостатками и предвзятостями. Люди.

Не успели улечься эмоции Антона из «Трудно быть богом», ещё не отгремели эмоции Руматы Эсторского, как читателю приходится разгребать то, что наворотил Максим Каммерер на своём «Обитаемом острове». Бедняга «Малыш», затерянный на другом острове в просторах бескрайнего космоса, и Комов, неукротимый в стремлении познать все тайны далёкой планеты.

И психология не может существовать в отрыве от социального. Проблемы личности очень часто вытекают из проблем общества. Исковерканная судьба «Парня из преисподней» не может быть исправлена кратковременным визитом на благополучную Землю. Так же как обречён и несчастный «Жук в муравейнике». Финал истории предрешён: человечеству не удалось построить свой рай. Если оно стало обузой, если «Волны гасят ветер», то ветер волен покинуть родные пенаты и устремиться в просторы космоса.

Но как бы там ни было, Мир Полудня прекрасен. Утопия, конечно, но настолько реальная, что ей так хочется обманываться. Прощай, полуденная сказка! Нам будет тебя очень не хватать!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

До мелочей продуманный мир будущего. Братья Стругацкие очень красочно представили общество с развитым коммунизмом, как жаль, что бывший СССР так и не смог развиться до такого прекрасного общества. Но благодаря чему этот мир смог оставить позади все войны, расприи, голод и другие проблемы XX века? Конечно же благодаря своим обитателям — людям будущего, которые, по сравнению с нашим обществом, кардинально изменились. В XXII веке главными приоритетами человека являются дружба, любовь и работа, а не власть и деньги. Они осуществляют прогресс человечества, покоряют космос, ищют другие цивилизации.

Некоторые называют общественный строй Мира Полудня фашистким, из-за контроля над инакомыслием, запрета на свободное развитие науки — всё это есть в XXII веке, но как можно представить себе этот мир без таких ограничений? Творческий потенциал человечества может «переступить черту» и тогда произойдёт катастрофа (вспомнить хотя бы «Массачусетский кошмар»).

Стругацкие, по моему мнению, создали самый правдоподобный мир будущего. Человеческая цивилизация сегодня ещё далека до этого мира, но как хочется надеятся, что нам всё же удасться пожить в таком прекрасном светлом будущем.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот интересно, есть ли где-то цикл произведений объединенный общей идеей, который творился/писался/составлялся более 20 лет?

Очевидно, что цикл этот условный, но в большинстве своем пророческий, не простой для восприятия (особенно последние произведения) и основательно-цивилизационный, и что особенно приятно философский, как и почти все у АБС. Эти книги следовало бы перечитать (или прочитать, кто еще планирует) в хронологическом порядке, может тогда он откроется с новой стороны. Кстати, Трудно быть богом — вообще близко к шедевру.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд это самый интересный, самый продуманный мир будущего, и что самое главное, в котором нам с вами хотелось бы жить.

Да, в нем есть свои проблемы, да, есть нерешенные задачи, но зато у нас и у героев есть желание решать эти проблемы и задачи.

Грустно, что скорее всего это самого будущего у нас уже никогда не будет.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», то «Мир Полдня» — энциклопедия человеческой души. Огромное количество идей, впоследствии заимствованных другими авторами. Цикл на все времена.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сколько бы времени не прошоло, если вам не лень думать и зочеться погрузиться в интересные и прекрасные миры Стругацких то вам подойдет любое их произведение. Но именно цикл мир полудня оставил у меня несгладимое впечетление и воспоминания. Сложные но интересные книги, с иногда не понятной (из-за времени) идеологией но всегда с поняной идей читайте и наслаждайтесь.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный цикл. Как, собственно, и все у Стругацких. Лучшие образцы мировой фантастики!

Абсолютно живые герои, отнюдь не сверхчеловеки, не гении, но как же хотелось бы оказаться среди них! Вот только будет ли им интересно с нами?..

И вообще, если будущее именно такое, как у АБС, мы живем не зря...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравился весь цикл. Начиная с первых расказов «мир полдня» растет и развивается вместе с героями. Очень интересно вновь перечитывать «старые» книги зная о дальнейшем развитии персонажей.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Весь мир насилья мы разрушим. До основанья» — Есть такая жизнерадостная пенсенка. АБС нам показывают что даже при самом идеальном развитии ситуации («Мы наш, мы новый мир построим») — на улицах будут убивать людей «во имя высших целей».

Мне грусно и легко, печаль моя светла.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цикл понравился. Одной из особенностей цикла, что он в первую очередь про эпоху. Главные герои, а тем более второстепенные, не являются или не всегда являются центрами событий. Они просто изящно вплетены в цикл. Некоторые произведеия правда немного нарушают общую картинку. Например «Беспокойство» , как видно не зря превратилось в «Улитку на Склоне-2», Ведь в «Беспокойстве» утверждается, что на Пандоре как минимум две цивилизации, плюс пропавший без вести Атос-Сидоров. А значит никакой охоты на Пандоре, красной нитью тянущейся через все произведения, быть не могло. Правда потрясающая интуиция Горбовского на живое и разумное проявляется в полную силу. Еще одна повесть о Горбоском — «Далекая Радуга», тоже плохо вписывается в цикл. Во-первых маленькими шансами на выживания живого и невредимо впоследствии Горбоского, во вторых безобразно халатным отношением к безопасности, даже для мира Полдня, в третьи успешной работой Нуль-Т кабин и полным не упоминаем событий на Радуге впоследствии.

Интересно за что Стругацкие так не взлюбили Атоса-Сидорова-Неудачника. Мне он вначале нравился даже больше Комова. «Поражение» плохо вписывается в цикл, зато потрсающе показывает, как несправедлива судьба к Сидоровам вообще (все-таки имя Атос там не упоминается) :)

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир будущего, цельный и прекрасный. Живые, очень реальные герои — со своими подвигами и ошибками, любовью и предательством, обыкновенные люди 22 века.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх