Николай Добронравов «Дочь палача»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Walles, 23 июля 2023 г.
Автор этой повести, Добронравов, человек не простой судьбы. Будучи лютым, злым бульварщиком (названия его произведений говорят сами за себя -«Ужасы разврата», «Хромой черт», «В руках сатаны, или Три карты», «Чернокнижник», «В сумасшедшем доме. Очерки с натуры» и проч.), он мог преспокойно продолжать в том же духе и ваять свои книжки и дальше (которые сейчас уже и найти-то совсем не просто — Добронравов в плеяде ему подобных «звездой» не являлся). Вместо того он умудрился написать какую-то обличительную статью, за что и пострадал, и позже угодил в ночлежный дом на Хитровом рынке — где, как пишут, спился. Даже точная дата смерти писателя неизвестна (сказано — после 1914-го года)...
От его творения «Дочь палача» (1910) я многого не ждал, но всё оказалось не столь уж и бедственно, как можно было бы предполагать от произведения с названием, напоминающим грошовые «берлинские» сериалы. Похоже, что Добронравов взял вместе несколько разных «городских легенд», и худо-бедно свил их вместе вместе в одну «историческую повесть». Не лишенную, к тому же, сверхъестественных элементов. Да и читается его история с некоторой интригой. Особенно интересно вплетена одержимость умирающего башмачками Государыни, которые ему удалось раздобыть невесть как — он доставал эти «сабо» из ларчика и любовался ими поутру и вечером. Что-то есть в этом такое... даже не знаю как и сформулировать, но что-то есть...
Автор начинает рассказ в «блаженное время» морозного 1789-го года, спустя несколько лет после казни Пугачева. Поскольку он назвал свое произведение «исторической повестью», то ему необходимо было подкрепить повествование отсылками к реальному прошлому. Что хорошо — здесь трудно предугадать как начнет развиваться очередная глава. Это объяснимо, поскольку Добронравов, видимо, не считал обязанным соблюдать непременную логику повествования. Роман будто бы обрывается на полуслове, «конец» следует тогда, когда его не ждешь. И название («Дочь палача») оставляет в недоумении, ибо дочь оная, еще не успела появиться в произведении (хотя и есть предпосылки, что зачать её таки успели). Возможно, это беды второго издания, где слово «конец» вставлено раньше времени...
Жила на Божедомке старая гадалка, вдова, Фёкла Ивановна — со стряпухой и старым облезшим, оглохшим псом. «Стряпуху звали Матреной и также по отцу Ивановной.» Верная Матрена по целым дням шлялась по Белокаменной вынюхивала разные новости, сплетни и всяческие темные дела, после чего исправно докладывала о них хозяйке — и та потому всё про всех знала, используя эти сведения при приёме очередного важного гостя. (Вот он, как сейчас говорят — готовый «лайфхак» начала прошлого века)... Однажды некий грабитель-изувер порешил всех троих, а дом Феклы Ивановны сжёг, ограбив имение. Самое ценное, что было у старухи, это ларчик с золотым башмачком от самой Императрицы. Супруг ее, секунд-майор Филат Крапивин, получил некогда Монаршее благоволение, и его заветной мечтой было достать изношенные башмачки Государыни. Чего он и добился в конце концов, словно по щучьему веленью. Дело о поимке преступников будто заглохло, но вот к местному приставу сыскных дел в одно прекрасное утро является некоторое лицо мужского пола с повинной и во всем признается. То был «вольный человек Иван по прозвищу Каин». И говорит он — «много я видел на своем веку дива дивного, много и греха за мной всякого было, но такой муки ещё не испытывал...» Вообщем, стала его убитая гадалка преследовать во сне (не иначе, ведьмой была...) и решил он покаяться. Всё вернул приставу — и башмачок Екатерины Великой, и червонцы, и образа, и футляры. Пристав всё это богатство упрятал в свой железный сундук (высшему начальству не доложив ничего...) Ивана вместо наказания определил в палачи Бутырского острога.
Здесь прямо напрашивается последующее развитие сюжета — что пристав должен как-то пострадать за спрятанное чужое добро. Что его тоже будут преследовать несчастья, кара и т д. Ничего подобного. Всё нормально с ним. Ничего неизвестно и об обладателе второй екатерининской туфли, которая также исчезает. А вот Иван всю жизнь должен провести в казематах пугачевской башни, до крови хлестая плетьми осужденных. Как говорит автор, Екатерина редко предавала казни, даже садистка Салтычиха была помилована... Ну и в завершение завязки — Иван, воспользовавшись лазейкой в существовавшем тогда обычае, обзаводится женой, Онисьей, южной красавицей, которая только что мужа ухлопала, угодив в кандалы. Вот такие «новожоны». «Так соединились юные сердца, так узнала мама моего отца...»(с). Сюжетные повороты -на загляденье...
Что же в итоге. Строго и только для любителей пожухлых раритетов. 5.5 из 10.0 + балл за неповторимую винтажность.. Бесполезно искать этот текст в интернете — при вводе названия «гугл» первым делом попытается пропихнуть рекламу давно списанной в утиль третьей части киносаги «От заката до рассвета». Чуть ниже, правда, не к месту вылезет упоминание об этой книге в одной расползшейся по сети статье о «порнографической царской литературе» с Пьером Луисом в заголовке. Но ведь такого рода «историческая» литература и правда в определенной степени историческая, ибо каждое использованное лицо имеет физически существовавшего прототипа. Только автор сознательно не подстраивается под факты и хронологию, а ровно наоборот, некоторые давние реалии меняет так, как удобно ему самому. А что -тоже вариант...