Ф. Джели Кларк «How to Raise a Kraken in Your Bathtub»
«Амбиции! Вот что делает человека великим!» Именно эта мысль станет отправной точкой для Тревора Химли, когда он закажет у некоего доктора П. Д. Бунделькунда... яйцо кракена. План предельно прост: помочь вылупиться экзотической твари из яйца, а потом разбогатеть, демонстрируя её зевакам.
Казалось бы — что может пойти не так?..
Сетевая публикация в журнале «Uncanny Magazine», январь-февраль 2023 г.
В сети доступен любительский перевод Маргариты Самаевой под названием «Как вырастить кракена в ванной».
Входит в:
— журнал «Uncanny Magazine, Issue #50. January-February 2023», 2023 г.
— антологию «The Best American Science Fiction and Fantasy 2024», 2024 г.
— антологию «The Year's Best African Speculative Fiction 2023», 2024 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2024 // Малая форма («Как вырастить кракена в ванной») | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 2024 // Рассказ («Как вырастить кракена в ванной») |
Номинации на премии:
номинант |
Премия читателей журнала «Uncanny» / Uncanny Magazine Favorite Fiction Reader Poll, 2023 // Повесть/рассказ. 5-е место («Как вырастить кракена в ванной») | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2024 // Рассказ («Как вырастить кракена в ванной») | |
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2024 // Рассказ («Как вырастить кракена в ванной») |
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (3 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 29 мая 2025 г.
Завершаю марафон отзывов на рассказы номинантов и финалистов премий «Хьюго» и «Небьюла» 2024 года в переводах Маргариты Самаевой (спасибо ей за проделанную работу!) по принципу «один день — один отзыв».
От первой и до последней строчки рассказа Ф. Джели Кларка «Как вырастить кракена в ванной» меня не покидало ощущение, что я читаю не литературное произведение, а что-то вроде раскадровки сценария одного из эпизодов сериала а ля «Любовь, смерть и роботы». Ну, знаете, когда визуал шикарный, а содержание настолько же пустое, насколько и предсказуемое. Перед нами альтернативная Англия XIX века — корабли Империи бороздят моря, недавно отгремела война с русалами, закончившаяся поражением последних, колониализм во всей красе, молодой амбициозный парень приобретает за большие деньги яйцо кракена, дабы вырастить его и разбогатеть, показывая его зевакам. Впрочем, ещё необходимо отметить, что где-то там, за пределами основной локации, так сказать, есть таинственная подлодка капитана Никто, который уже потопил несколько имперских кораблей. Дальше события будут развиваться по настолько предсказуемому сценарию, что я вот прям до последней строчки был уверен, что автор припас что-то напоследок. Как выяснилось — зря. Разумеется, кракен вырастет. Разумеется, он сбежит. Разумеется, русалы, которые используются для самых чёрных и грязных работ, окажутся не такими уж и плохими парнями. Разумеется, в их обществе положение у женщин — совсем не такое, как в патриархальной и консервативной Империи. Разумеется, доктор Никто... Впрочем, это совсем уж спойлер. Хотя сюжетный твист совершенно логичный и предсказуемый. Вообще, складывается впечатление, что ВСЁ, из чего состоит рассказ, где-то уже было. На моменте, когда главный герой замечает, что глаза его супруги Маргарет прикованы к оголённому мускулистому торсу одного из русалов, поневоле ухмыльнулся и подумал, что в воображаемой короткометражке, дабы добавить секаса, наверняка по стопам «Carnival Row» пошли бы... =)))
Что больше всего раздражает меня в подобных историях, так это неумение авторов придумать свой собственный мир. Нет, я понимаю, разумеется, что в знакомых декорациях строить сюжет легче, но не может мир, в котором есть, как минимум, другие биологические виды, один из которых при этом ещё и разумный, быть настолько же похожим на наш, чтобы в нём был тот же Лондон, та же Палата лордов и та же партия юнионистов! Почему нельзя придумать что-то СВОЁ, оригинальное и незаезженное, опираясь на иные культурные традиции, раз уж современных прогрессивных писателей, имеющих отличный от белого цвет кожи и нетрадиционные сексуальные ориентации, так не устраивает наследие белых колонизаторов?
Проще говоря: вторично, предсказуемо, излишне «повестночно», а по итогу — просто скучно. За что премию дали вполне понятно, впрочем. У меня рука выше 6 баллов поставить не поднимается.
Алексей121, 25 июня 2024 г.
Победитель рядя крупных фантастических премий этого года включая Локус: авантюрное городское фэнтези про разведение кракена у себя в ванной.
Предприимчивый, но невезучий английский джентльмен получает яйцо кракена и видит в нем способ разбогатеть. Строя честолюбивые планы, он ещё не знает, что стал пешкой в более крупной игре морского народа, чьи цели далеко не безобидны.
Звучит неплохо и начало рассказа было многообещающим. Концовка тоже была бы неплоха, если рассматривать рассказ в сферическом вакууме, но, увы, это вряд ли возможно. И вот с точки зрения морали он выглядит весьма сомнительно.
Естественно, если мы имеем дело с колониальной Англией, то никак нельзя не затронуть высокомерие и расизм англичан. Особенно будучи человеком цвета, покритиковать белых расистов-угнетателей сам бог велел. Вот и по сюжету рассказа, угнетаемый морской народ желает освободиться. И, подобно Ребекке Куанг с ее «Вавилоном» автор видит только одну возможность для достижения этого — террор, и чем более жестокий и разрушительный, тем лучше. Если убить побольше простых горожан, причинить побольше разрушений и бедствий, то англичане, безусловно, все осознают, перестанут быть высокомерными расистами и освободят угнетенные народы.
И ни в коем случае не пошлют армии в карательные походы.
В общем, очень надёжный и гуманный план, да.
Немного смутили своей неканоничностью описания кракена, которые даёт автор: молодой кракен свободно передвигается по суше и развивает приличную скорость, да так что его принимают за собаку, да и в дальнейшем, заматерев, никаких сложностей при передвижении по городу и сеянии разрушений не испытывает.
В общем, слишком далеко автор ушел от привычного образа, соорудив из классического монстра какую-то неведому зверушку на угоду сюжету.