Терри Пратчетт «Санта-Хрякус»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Городское фэнтези )
- Общие характеристики: Юмористическое | Приключенческое | Ироническое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
В очередной серии цикла о Плоском Мире действуют все наши любимые персонажи — Смерть, Сьюзан, Смерть Крыс и другие хорошие люди.
Во многих странах Плоского мира отмечают весёлый праздник Страшдества. На Страшдество дома украшаются гирляндами бумажных сосисок, а над камином развешиваются носки, в которые добрый Санта-Хрякус кладет подарки. Он приезжает на санях, запряженных четырьмя свирепыми кабанами. Поэтому в праздничную ночь принято угощаться блюдами из свинины.
Как и другие божества Плоского Диска, Санта-Хрякус существует, пока люди в него верят. Происки аудиторов реальности приводят к тому, что люди перестают верить в Санта-Хрякуса. В результате он исчезает, но это ещё не всё. Если вера в него вскоре не возродится, солнце перестанет всходить. [Потому что он, как мы помним, не что иное как антропоморфная персонификация смены времен года.] Поэтому Смерти приходится занять его место — надеть красный плащ, нацепить белую бороду и разносить людям подарки. Но как долго Смерть сможет притворяться Сантой? За поиски пропавшего Санта-Хрякуса берется Сьюзан...
Добро, как положено, в конце побеждает, но только после упорной и продолжительной борьбы.
Входит в:
— цикл «Плоский мир» > цикл «Смерть»
Награды и премии:
лауреат |
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 1999 // Переводной роман | |
лауреат |
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 1999 // Лучший перевод на немецкий | |
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 |
Номинации на премии:
номинант |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1997 // Роман — Премия им. Августа Дерлета | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1998 // Фэнтези (Великобритания) |
Экранизации:
— «Санта-Хрякус: Страшдественская сказка» / «Hogfather», Великобритания, 2006 // реж. Вадим Жан
- /языки:
- русский (7), английский (2), эстонский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (10), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Берденников (5), А. Грызунова (1), А. Жикаренцев (5), Вл. Иванов (1), А. Коник (1), А. Эйхенбаум (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
k2007, 7 ноября 2024 г.
Вера — основа этого мира. Убить можно все, даже Смерть. Делай то, что должен делать.
Три главных идеи этого романа про Плоский мир.
Ну и некоторые другие — как старательно люди цепляются за здравый смысл и не видят того, чего видеть не хотят. Какими интересными могут быть традиции — от выполнения давно никому непонятных действий (потому что так делали всегда) до пожимания плечами, идя мимо умирающего человека.
Но в целом это именно что рождественская книжка — о том времени, когда большинство старается быть хоть чуточку добрее к окружающим и почти все надеются, что завтра жизнь станет хоть чуточку, но лучше.
Oddman, 2 февраля 2012 г.
Так случилось, что я впервые познакомился с этим замечательным произведением, когда лежал в больнице перед операцией. Естественно, что настроение у меня в тот момент было жутко подавленное и безрадостное. Чтобы отвлечься от мрачных мыслей и успокоить нервы, я задумал прочитать какое-нибудь юмористическое произведение. Мой выбор пал на Пратчетта, так как я уже был знаком с его творчеством, пусть и весьма поверхностно (незадолго до этого я ознакомился с циклом о Джонни Максвелле). Волею судьбы под рукой оказался именно «Санта-Хрякус». Так что я углубился в чтение.
Надо сказать, настрой у меня был довольно скептический. В тот миг мне казалось — и не без причины — что никакое, даже самое смешное чтиво не сможет меня развеселить. Каково же было моё удивление, когда унылое настроение улетучилось совершенно бесследно! Я хохотал от души, радовался каждой остроумной мысли, изложенной автором, коих в книге просто безмерное количество, смеялся над уморительными персонажами и не менее уморительными ситуациями, в которые они непременно попадали. И всё это время не переставал восхищаться мастерству талантливого британского писателя.
Так я открыл для себя Плоский мир.
Уверен, что, перечитав «Санта-Хрякуса» заново, я приду в ещё больший восторг и открою новые грани этого прекрасного романа, снова проникнусь потрясающей атмосферой столь абсурдного, но в то же время чрезвычайно привлекательного мира. А пока я продолжаю знакомиться с циклом, периодически к нему возвращаясь и разбавляя обыденную жизнь великолепным чувством юмора и тонкой иронией сэра Пратчетта, чья фантазия воистину безгранична.
tapok, 4 марта 2024 г.
Новогодние дела
***
«Санта-Хрякус» – очередной роман Терри Пратчетта в цикле «Смерть». Постепенно дело идёт к финалу, хотя финалы у Пратчетта ставятся точкой с запятой.
…на носу Страшдество. А Санта-Хрякус, вроде как, исчез. Сьюзен подозревает в этом дедушку. Ну а Смерть, заручившись поддержкой Альберта, отправляется противостоят могучим силам в лице аудиторов…
Герои. В главных ролях всё те же лица, но с вкраплениями свежей крови. Сьюзен повзрослела, это уже не та наивная девушка, что была в «Роковой музыке». Смерть и Альберт всё те же. Один – сплошь кости да пустоты, второй жарит все продукты, прежде чем назвать её едой. Из новых лиц тут Чайчай – наёмник, что пария даже среди наёмников. Смог ли Пратчетт сделать из него серьёзного главзлодея? Вряд ли.
Мир. Вся книга крутится вокруг Страшдества. Это, конечно же, сатира на Рождество и Новый год. Читателя ждут традиции Плоского мира, подарки и всякие странности. Не сказать, что тема раскрыта так уж хорошо. Но местами Пратчетт выдал действительно интересные подробности. Пожалуй, самая ядовитая и яркая – это попытка скормить обувь посетителям ресторана вместо пропавшей еды. Вот где Терри дал жару, порвав в клочья современную страсть к еде в модных заведениях!
Заключение: «Санта-Хрякус» – самый сомнительный роман в цикле «Смерть». Здесь почти нет ответов, зато полно странных путешествий. Злодеи не впечатляют. Аудиторы не пугают. Санта-Хрякуса мало.
7 новогодних Смертей из 10.
квинлин, 27 декабря 2007 г.
Книга, как любят говорить на Западе, проникнутая духом Рождества. Упс, прошу прощения, страшдества. Добрый, старый Санта-Хрякус (гм, гм, а почему мне все время кажется, что он страшно худой, да и борода накладная?), в санях, запряженных кабанчиками (этаких хряков поискать..) дарит детишкам подарочки.
А между тем внученька Смерти, решившая стать гувернанткой, внезапно обнаруживает, что кто-то замыслил заговор против самих устоев доброго праздника. Верней, против некоторых участников..Нет-нет, всё нормально, всё можно объяснить логически! Наверное...
При этом Пратчетт подарил нам возможность познакомиться поближе с о боже похмелья (и не думайте, что это тихая и славная работка), богом вина за выполнением обязанностей (пьёт он далеко не только вино), а также феей веселья, которую старым волшебникам постоянно приходится веселить...
И всли Вы скажете, что это не потрясающая книга, то я скажу, что в вас погибли: романтик. ребенок, весельчак, добряк и тд и тп...
tess86, 6 января 2011 г.
Это Плоский мир — мир сам по себе и отражение всех прочих миров. А «Санта-Хрякус» это хорошая книга сама по себе и отражение всех прочих хороших книг о Рождестве. В книге есть место и для замерзающей девочки со спичками, и для «самаритян» из городской стражи, которые внезапно обнаружили себя добрыми, и для посрамления жадных богачей и для торжества святочного духа единения и веры в чудеса.
А еще это книга о необходимости веры. Ведь верим мы не только в Санту или Зубную Фею, но и такие вещи как Добро, Справедливость, Красота, Любовь их нет за пределами нас самих в объективной Вселенной, их нельзя измерить приборами, они существуют ровно настолько, насколько мы в них верим. И если однажды человечество утратит веру, солнце и правда не встанет, из-за горизонта поднимется шар горящего газа, что бы осветить существ, все чувства, которых просто химические реакции.
Энкиду, 18 февраля 2010 г.
Санта-Хрякус — это чудо.:pray: На мой взгляд, одна из лучших книг Пратчетта. Читала ее в канун Нового Года, будучи в отвратительном настроении на грани истерики. Санта -Хрякус за каких-то два часа полностью вернул мне отличное расположение духа. Книга не просто смешная, не просто интересная, она еще и очень добрая, жизнеутверждающая. Так умеет писать только Пратчетт. При всем его реализме и стебе над миром книги сэра Теренса очаровательно добры...Как сказка, ставшая реальностью. Персонажи...МММ...Смерть в роли Санта-Клауса Плоского мира, слуга Альберто- эльф (с сигаретой и рюмкой ликера), волшебники, отмечающие Страшдество (восемь перемен блюд, какждой из которых можно кормить полгорода в течении недели). Порадовали О Боже Похмелья и Джонатан Чай-Чай (Тчай-Тчай! И почему никто не произносит мою фамилию правильно?). У Пратчетта получаются великолепные отрицательные персонажи... Эпизод с подарком для Шнобби умилил.:smile: А еще в романе множество действительно гениальных изречений: « Вам, людям, надо научиться верить в то, чего не существует, иначе откуда все возьмется?» Ненавязчивая философия, по-пратчеттовски остроумная и добрая.
tevas, 18 февраля 2007 г.
Очень хорошая книга... Добрая и вечная. Полное осознание величия и актуальности книг этого писателя приходит не сразу после прочтения, а спустя некоторое (продолжительное и не очень) время. Какой мир, какие герои! Один герой Смерть чего стоит! Можно сказать самый «человечный» (если можно так выразиться) из всех героев Пратчетта, и нам, людям, есть чему у него поучиться. Ведь забыли мы некоторые непрописные истины и копаемся в своем муравейнике, забыв обо всем. Но книги Пратчетта, этого волшебника из Англии, помогут вам вспомнить о тех вещах, которые мы с вами забыли. Я не буду сейчас говорить, что это за вещи, не потому, что сам не помню, а затем, чтобы вы взяли в руки эту замечательную книгу и прочитали её. И осознали... И не забыли! А вспомнили.
Кот Маргай, 25 февраля 2023 г.
У меня частенько такое бывает с юмористически-сатирической фантастикой (Терри Пратчетт, Дуглас Адамс, Виктор Пелевин, если говорить не только о литературе — Футурама, Рик и Морти) — вроде абстрактно я и могу сделать суждение что вещь хорошая и по всем параметрам должна мне нравиться, но почему-то активно ознакомляться с ней не возникает желания.
При том, я не могу сказать, что в принципе не люблю сочетание юмора или сатиры с фантастикой. Пожалуй самые любимые фантастические тексты — «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Понедельник начинается в субботу» — я во многом ценю именно благодаря юмористической составляющей. И даже написанные в духе Пратчетта романы Лукьяненко про Трикса Солье я в свое время прочитал с удовольствием (хотя это далеко не самые любимые его книги).
А вот с самим Пратчетом — затык. Санта-Хрякуса я в итоге все-таки дочитал, но с большим скрипом – в итоге у меня на это ушло около месяца. Ум скучает и вязнет в переключениях между линиями, типа ироничных лирических отступлениях и всяком таком. После короткого прочитанного фрагмента чувствуется потребность отдохнуть от чтения, а возвращаться к нему потом себя чуть ли не заставляешь. При том, много действительно интересного и остроумного: способ, которым Чайчай/Тэатимэ собирался убить Санта-Хрякуса, действительно весьма занятен, как и трактовка собирания молочных зубов феей, про биомеханический компьютер и быт магической профессуры тоже мило. Содержательно понравились эпизоды про суровые трудовые будни Сьюзен с подкроватными чудовищами и уличными медведями и про мальчика, который не верил в Санта-Хрякуса. И про то, как Смерть лично забирал жизнь у червяка из Черного Курильщика (это реально существующие глубоководные экосистемы). Позитивно воспринимается периодически проскальзывающий посыл, что к детям нужно относиться так же, как к взрослым, а все это ограждение от насилия и т.п. – дело сомнительное. Тэатимэ вызывает скорее симпатию — как перфекционист и на контрасте с лицемерной позицией своего начальства (да и подельников).
С точки зрения идейно-содержательной меня сильно покоробили два момента:
- Два эпизода с раздачей деликатесов беднякам — сначала про короля и крестьянина, потом про нищих и ресторан. Во-первых, непонятно, чем поступок короля так уж хуже поступка Смерти (я бы сказал, куда лучше — король хоть и с подколкой, но реально пытался облагодетельствовать бедняка, не причиняя посторонним людям неприятностей, а Смерть заставил кучу народа жрать башмаки с грязью). Каким боком посетители ресторана заслужили надувательство — непонятно, по ресторанам не только злые олигархи ходят, кто-то из посетителей может весь год на посещение этого заведения копил. Нищие со своей стороны прописаны довольно отталкивающе и с чего им такое счастье такой ценой — совсем непонятно. В общем, не знают англичане толка в еде.
- Ну и финальная мораль, типа чтобы верить в справедливость, милосердие и прочие этические абстракции, надо сперва в детстве верить во всякие сказочные чудеса. Тут просто категорически не согласен.
Дон Румата, 11 октября 2011 г.
Увы, но мне не понравилось. Не то что бы разочаровался. Просто не по сердцу пришлось.
Во-первых, цикл Смерти не мой любимый. Слишком много поучений и философии, личных размышлений автора, разбросанных по всей ткани книги. И могу признаться большей частью мной не понятых.
Во-вторых, в данном случае именно юмора я почти не обнаружил в книге. Сатира – да. Пародия – да. А вот юмора как такового я не почувствовал. Может за исключением Крыса и волшебников.
В-третьих, сама тема Рождества и связанного с этим праздником мифологии, и литературной традиции мне бесконечно далека и малоинтересна.
В-четвертых, на мое восприятие книги заранее влиял фильм. На мой вкус фильм бездарный. В котором была потеряна даже та толика юмора, что есть в книге.
Все это не отвращает от Пратчетта, а на оборот. Раз уж мне наконец-то попалась книга, которая мне не понравилась, то от дальнейших произведений можно предвкушать удовольствие.
Так что данная книга может и для Вас оказаться неоднозначной. Хорошей, но не яркой, и даже утомительной. Но, настоятельно не рекомендую смотреть фильм. Особенно до прочтения.
Тимолеонт, 28 июля 2015 г.
Одна из самых абсурдных, в хорошем смысле, книг Пратчетта. Дед Кабан-Новогодний Хряк и его ездовые кабаны? Эпично. Билл Двер в роли весёлого Деда Мороза? Ещё лучше. Противостояние неподражаемой Сьюзи и Чайчая? Волшебники и Гекс, пытающиеся разобраться с переизбытком веры в Плоском Мире? О боже Перепой? Это однозначно не только самая абсурдная, но и одна из самых смешных книг Пратчетта. Это забавно, учитывая слабость предыдущей книги о Смерти.
«Санта-Хрякус», как и все книги о Билле Двере, продолжает тему очеловечивания Смерти, сближения его с людьми и становления как индивидуальной личности. И здесь его ждёт резкий прогресс. Считаю, что именно здесь, в «Санта-Хрякусе», Смерть становится полноценной человеческой, а не просто антропоморфной личностью. Этому способствует не только забота о «Солнце взошло», но и дальнейшее сближение с внучкой. Начинается и прямое противостояние с безликими Аудиторами, видящими в Смерти угрозу. Всё это делает данный цикл самым «неоконченным» в Плоском Мире. Ни в «Страже», ни в «Ринсвинде», ни в «Ведьмах» нет столько неоконченных и продолжающихся из книги в книгу сюжетных линий. Это очень интригует, хоть и делает цикл именно сериалом.
vladfreiz, 27 июня 2008 г.
Многие мои знакомые считают Пратчетта тупой пародией на современный мир. Так до недавних пор считал и я. Но решил все-таки убедиться в этом своими глазами :biggrin: Какого же было мое удивление, когда, купив Санта-Хрякуса, я прочел его за 1 день и вскоре побежал за добавкой. Авторский мир ОЧЕНЬ необычен. Все эти Смерти, Гильдии, волшебники и прочие персонажи — они заставляют смеяться, удивляться, ругаться... В общем, вызывают целую бурю эмоций. И все это — в виде очень смешной и интересной книжки.
ivan2543, 5 апреля 2011 г.
Главная мысль этой замечательной книги – главное, что сохраняет мир – это вера. Вера в сказку, в волшебство, в торжество добра; вера в жизнь и собственные силы. И эту важную идею автору удалось без пафоса и скуки выразить в очень смешной и доброй истории.
Некие зловещие космические сущности мечтают истребить всю жизнь во Вселенной. И одной из главных задач на этом пути для них становится ликвидация Санта-Хрякуса. Оказывается, если дети перестанут верить в него, то мир рухнет и Солнце больше не взойдет. Кто же отважится бросить вызов таким противникам? Единственный, кто ничего не боится и для кого долг всегда был превыше всего – Смерть. А поможет ему в этом его внучка Сьюзен. И масса других забавных и очень колоритных персонажей – по их количеству «Санта-Хрякус» вполне потянет на эпопею. Тут и бог похмелья, и волшебники, и стражники, и воспитанники Сьюзен всех перечислять нет смысла, лучше познакомиться с ними на страницах книги.
Archer., 10 августа 2009 г.
Не рассчитан я для таких книг. Читал невыносимо долго. Почему? А я просто по другому не могу... Не могу не смеяться.
Терри удается за всего ничего рассмешть читателя юмором произнесенным на полном серьёзе. Уже где-то после пяти страниц я начал громко хохотать, еще пол часа отходил и потом долго хихикал... Снова момент, снова хохот, снова отход. И так проходило просто жалкое количество страниц.
Кто-то говорит что юмористическом фэнтези огромное количество штампов. И где они их увидели? Терри предлагает гораздо больше оригинальных идей нежели заимствованых и далеко не каждый мэтр догадается сделать Санту божеством, причем разумно обьяснив почему Санта таковым являестя.
Сказка? Да что вы! Здесь лишь присутствуют сказочные персонажи: феи, дед мороз... но вот сказочности им не хватает. Например фея живет в совсем не сказочном домике, скорее в более реальном.
Пожалуй Пратчету очень удаются свои персонажи. Он не прилагает ни одному из них описание, но дарит каждому свой характер и образ сам по себе возникает в голове читателя. Моим любимым попрежнему остаётся Чудакули. Не много сварливый дед, в какой-то степени простой, но невыносимо смешной. На мой взгляд единственный в университете кто как-то серьёзно относится к магии. Остальные смеху вызывают едва ли меньше.
И уж куда, в юмористическое фэнтези, Терри умудрился умело вставить философские рассуждения. Кои ни сколько не кажутся лишними.
Подведу итог. Бесспорно замечательная книга. Оставившая много хороших впечатлений. Одна из первых прочитаная мною у автора, и думаю далеко не последняя. Аплодирую автору стоя:appl:
chiffa, 5 декабря 2008 г.
Очень позитивная вещь, при чтении легкая улыбка не сходит:smile:И один из последних диалогов Смерти со Сьюзен — есть о чем задуматься.
В общем, и смешно (а скорее легкая ирония),и есть мысли, над которыми можно поразмышлять.
Читать перед новогодними праздниками.
крякер, 1 апреля 2008 г.
Эта не первая книга, которую я прочитала из серии про Плоский мир....Но я бы ее выделила отдельно...Очень очень интересно, юмор плешет из каждой страницы. Чего только стоит разучивание Смертью слов «Хо, Хо, Хо». Бог похмелья все таки сушествует, а также грибной гномик.. Сцена в ванне, где принимал душ Чудакулли, до сих пор вызывает у меня противоречивые мнения.Что там с ним было??Вообщем однозначно 10 баллов. А вот фильм совсем не понравился, не зацепил...Читайте книгу.