Терри Пратчетт «Безумная звезда»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Юмористическое | Приключенческое | Ироническое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Туристический вояж по Миру магии продолжается. И, как всегда, героев заносит в самое пекло событий. А впрочем, чаще всё это пекло создают они сами. Волшебник одного Заклинания, турист-экстремал, безумный Сундук, дряхлеющий варвар-герой и влюбленная в него девица — смогут ли они спасти Плоский Мир от нависшей над ним страшной угрозы?
В 1992-93 годах в Великобритании выходил комикс в четырех выпусках «Terry Pratchett's The Light Fantastic», позднее изданный в качестве графического романа.
Входит в:
— цикл «Плоский мир» > цикл «Ринсвинд, Коэн и волшебники»
Награды и премии:
лауреат |
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988 | |
лауреат |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Фэнтези - Роман (Великобритания) |
Номинации на премии:
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 1999 // Лучшая книга . 3-е место (Великобритания) |
- /языки:
- русский (11), английский (10), эстонский (2), украинский (1)
- /тип:
- книги (21), аудиокниги (3)
- /перевод:
- А. Жикаренцев (1), К. Каэр (2), И. Кравцова (11), Ю. Прокопец (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lilian, 24 июня 2025 г.
Раз уж я взялась за перечитывание Плоского мира, в первую очередь нельзя было допускать слишком большой перерыв между первой и второй книгой. Ведь, как знают все фанаты, «Цвет волшебства» и «Безумная звезда» — две части одной локальной истории. И финальный клиффхэнгер первой книги здесь плавно перетекает в самое начало второй.
Так что вот оно, перечитывание второй книги. Пролетела она ещё быстрее, чем «Цвет волшебства». Небольшая, забавная, легко читающаяся история. Всё ещё немного неумелая. Немного натужная. Немного слишком пародийная. Но даже на её примере заметно, как меняется и развивается авторская идея. Что-то уходит, что-то приходит.
Ушла чрезмерная фиксация на волшебном числе восемь — взамен расширилась линия Незримого университета, его волшебников и их постоянной борьбы за власть. Ушла довольно стандартная второстепенная линия с молодым героем-варваром, его волшебным мечом и опасными полураздетыми красотками. Взамен мы познакомились с Коэном-Варваром, величайшим героем, правда уже глубоко пенсионного возраста. И обычный штамп заиграл новыми красками — ведь такой герой прекрасно может сочетать спасение девственниц от кровожадных жрецов и тихую ненависть к вынужденной диете из супа. Смерть здесь тоже ведёт себя уже куда более привычно — без пустого раздражения и срывов, с возросшей отстранённостью и непрошибаемой иронией (эпизод с вечеринкой-маскарадом), а ещё с просыпающимся порой неумелым интересом к маленьким человеческим традициям и забавам.
Ну и конечно же поменялся сам локальный сюжет. Игра богов человеческими судьбами забыта. Это всё ещё слегка сумасшедшее путешествие первого в мире туриста, его сундука и незадачливого волшебника Ринсвинда. Но теперь оно часть новой истории — о мрачных знамениях, загадочной звезде и угрозе конца света. И да, нашим героям суждено сыграть во всём этом свою важную роль. Без штампов не обойтись, но и не ими едиными.
Что ещё… Это книга, в которой абсолютно мимоходом даётся предыстория знаменитого главного библиотекаря-орангутанга, одного из символов цикла. Нам впервые показывают домик Смерти и его приемную дочь (а ещё автор не может не обыграть некоторые отсылки к мифу об Орфее). Автор вообще продолжает обыгрывать штампы и порой прямо говорит об этом, ломая четвёртую стену. Есть здесь и целая россыпь куда более мелких и локальных идей: говорящие деревья, философия троллей, друиды и особое компьютерное оборудование, объяснение феномена перемещающей в пространстве волшебной лавки и многое другое. Ну а для желающих чего-то более серьезного (не пародиями и приключениями едиными) — прямое рассуждение о фанатизме и смерти разума.
На всякий случай отмечу, что поставленную мной оценку не стоит воспринимать слишком буквально — она лишь отражение того, что первая книга мне всё же нравится чуть больше второй, ну а впереди ждут в том числе и самые настоящие шедевры.
Ну и напоследок некоторые достойные внимания цитаты.
Эта печать, по общепризнанному в волшебных кругах мнению, обладала поразительной сдерживающей силой, которой может похвастаться лишь летящий прямо в цель кирпич.
***
-О-о. А как ты думаешь, в этом лесу есть что-нибудь съедобное?
– Да, – горько отозвался волшебник. – Мы.
***
- Там даже была особая фея, которая прилетала и забирала твои зубки.
– Что, вот так прилетала и выдирала все зубы?..
– Да нет, не так. После того как у тебя выпадет зуб, тебе нужно спрятать его под подушку, тогда ночью прилетит фея, заберет твой зуб и оставит взамен один райну.
– Зачем?
– Что зачем?
– Зачем ей зубы?
– Ну, она забирала их, и все.
Ринсвинд мысленно представил себе некое странное существо, живущее в замке, сделанном из гнилых зубов. Это была одна из тех мысленных картинок, которые стараешься побыстрее забыть. Но безуспешно.
***
Двацветок, хоть ему и не терпелось познать бесконечность, на деле никогда не выходил за пределы собственных представлений. Сказать ему правду – все равно что пнуть спаниеля.
***
– Я сказал: каковы же величайшие ценности в человеческой жизни?
Воины нагнулись поближе. Ответ героя стоило услышать.
Гость долго и упорно думал, а потом с нарочитой неспешностью изрек:
– Горячая вода, хорошие штоматологи и мягкая туалетная бумага.
***
-Что будем делать? – осведомился Двацветок.
– Паниковать? – с надеждой предложил Ринсвинд.
***
Наступило долгое молчание. За которым последовало молчание покороче. И наконец старый шаман осторожно поинтересовался:
– Ты случайно не видел, как два человека только что пронеслись сквозь хижину, сидя вверх ногами на помеле, вопя и крича друг на друга?
Ученик посмотрел на него ровным взглядом.
– Разумеется, нет, – ответил он.
Старик облегченно вздохнул.
– Слава богам, – сказал он. – Я тоже.
***
Турист не только смотрел на мир сквозь розовые очки – он воспринимал его розовым мозгом и слышал розовыми ушами.
***
Коэн слышал о том, что можно драться честно, но давным-давно решил, что ему это ни к чему.
***
Ринсвинд дрался так, как дрался всегда, – неумело, нечестно и без всякой тактики, но зато с напором и энергией вихря. Эта стратегия не давала его противнику осознать, что на самом деле Ринсвинд вообще не умеет драться. Зачастую этот прием срабатывал.
***
Ты нигде не побываешь по-настоящему, пока не вернешься домой.
RedDemonOfPain, 11 апреля 2011 г.
Настолько разносторонни и необычны впечатления от этой книги, что мне пришлось очень долго думать, прежде чем поставить оценку. Обычно мысль о том, насколько понравилась мне та или иная книга, посещает меня еще во время чтения, но на этот раз все было по-другому. Мало того, что во время чтения я не до конца понял, что я думаю об этой книге, так еще и после него мне пришлось несколько минут усиленно думать. Я и сам не до конца понимаю, почему, но попробую рассказать.
В первую очередь, это сюжет. Как и в первой книге, на большинстве страниц второй у главных героев нет определенной цели, они просто путешествуют. Хотя тут уже это прослеживается меньше — ближе к концу книги она, цель, появляется. Да и если вспомнить, что роман начинается с того, что герои падают за край Диска (что для нашего мира, наверное, равносильно фразе «за край света»), то у них и не должно быть особой цели... В начале они просто пытаются понять, что происходит. И, к сожалению, в начале книги где-то так же скучно, как и в начале первой. Но, к счастью, здесь это намного быстрее проходит. Некоторые сюжетные ходы заставляют прямо-таки прилипать к книге, и переставать читать нет никакого желания.
Что нужно отметить, так это наличие просто взрывной дозы фирменного юмора Пратчетта. Если в отзыве на предыдущую книгу серии я писал, что она была скорее приключенческим фэнтези с долей юмора, нежели юмористическим, то тут наоборот. Юмористическое приключение с долей фэнтези, если можно так сказать. Говорящие деревья и говорящие камни, неповторимое чувство юмора Смерти, множество забавных ситуаций, в которые попадают герои, и юмор с иронией в самих описаниях автора часто заставляют просто хохотать. Но, в месте с тем, роман вмещает себя и немало философии, немало мудрых рассуждений. Такое произведение действительно можно назвать классическим.
Отдельно стоит сказать о героях книги, конечно же. В первую очередь это Ринсвинд, главный герой, волшебник, который не знает практически ничего о магии, кроме одного заклинания, которое засело у него в мозгу и «погубило всю его жизнь», забрав возможность научиться любым другим заклинаниям. Не знаю, почему, но за два прочитанных романа именно этот персонаж мне стал родным. Он, такое впечатление, самый живой из всех героев. Хоть Пратчетт и пытается его сделать невозможным трусом, но я не видел причин не бояться всего того, чего боялся Ринсвинд. А его находчивость в нужные моменты с головой компенсировала незнание магии. Кроме того, довольно часто было ощущение, что его мысли и переживания в какой-то мере родны мне. А я больше всего ценю в книгах тот момент, когда чувствую сближение с одним из героев, желательно — главных. Когда я могу сказать, что мне не все равно, что будет с ними происходить. Двацветок же наоборот, раздражал на протяжении всей книги. Ближе к концу ее это поубавилось, но вначале его абсолютизированные любознательность и наивность так и подбивают выкрикнуть: «Парень, ты что, тупой?». Очень порадовало появление такого замечательного героя, как Коэн. Его неповторимая харизматичность — украшение всей книги. Сначала беззубый и мило шепелявящий, а потом наоборот, очень зубастый, своим мировоззрением, даже в чем-то мудростью и легкой иронией, он просто не может не завоевать симпатии читателя. Ну и, конечно же, великий Сундук — кошмар всех врагов и просто убийственно милое создание. После прочтения двух книг я до сих пор поражаюсь, как Пратчетту удалось сделать его настолько живым и необычайно милым персонажем. Милых персонажей на страницах книг встречается много, но сундуков я больше нигде не встречал. Отдельное спасибо автору за такое чудо.
Большую часть книги, где-то половину, я следил за происходящим без особого интереса. Было даже как-то странно осознавать, что так расхваленная Безумная Звезда впечатляет даже меньше, чем Цвет Волшебства. Но постепенно, ближе к концу, я начинал понимать, что мне стало по-настоящему интересно, и (на 80 процентов из-за Ринсвинда и на 20 из-за Сундука) небезразлично читать дальше. И оторваться было уже невозможно. А в конце, сразу после прочтения, произошла совсем странная вещь — именно тогда я понял, что некоторые герои даже стали родными, а это, повторюсь, для меня самое важное в книге. Это значит, что она зацепила, и она по-настоящему хороша для меня. Не объяснить, почему это случилось в один момент (признаться, я даже сам этого не могу до конца понять), но в итоге то, что я прочитал, мне очень понравилось. За время прочтения Терри поделился со мной своими уникальными философией и мировоззрением, и кое-что из прочитанного мной стало для меня важным и ценным. Это лучшее, что может дать книга.
Вывод:невероятное сплетение юмора и философии в одной книге. Уникальный стиль и замечательные герои. Сюжет и приключения же, на мой взгляд, служат только фоном для того прекрасного настроения и ценных мыслей, которыми делится автор. Возможно, если первые страницы будут даваться с трудом — все-таки стоит пересилить себя, и прочитать дальше, чтобы с головой окунуться в мир Терри Пратчетта, и уже не хотеть вылезать обратно.
Оценка: 9 из 10.
tapok, 5 января 2024 г.
Ринсвинд – гроза апокалипсисов
***
«Безумная звезда» — прямое продолжение «Цвета волшебства», оба романа примерно одного объёма, то есть весьма короткие. В целом, стилистика у обеих книг выдержана в одном ключе.
…Ринсвинд и Двацветок (а ещё Сундук!) продолжают топтать земли (и воду) Плоского Мира. Ринсвинд всё так же унывает и сокрушается, Двацветок всё так же восхищается всем, ну а Сундук всё так же продолжает следовать за своим хозяином. Ну а в Незримом Университете светлые и старые умы трудятся над вопросом, что же делать с пропавшим заклинанием из гримуара Октаво, вышедшего из-под пера Создателя. Заклинание, как назло, затесалось в бошку самому бестолковому магу-недоучке, в простонародье известному под именем Ринсвинд…
Как уже было сказано выше, роман в общих чертах соответствует прошлой книге. А это подразумевает под собой абсурдные приключения, рояли, на фоне которых кусты кажутся жалкими росточками, отсутствие сколько бы то ни было логичных объяснений, множественные неудачи на пути Ринсвинда и безудержный фонтан оптимизма, хлещущий из Первого Туриста Плоского Мира.
Но что же автор изменил\добавил во втором томе? Во-первых, появился какой-то общий элемент для всей канвы сюжета, правда, лишь в рамках одной книги. Речь о Безумной Звезде – надвигающемся апокалипсисе. В прошлой книге были только приключения ради приключений. Во-вторых, добавилась пара новых героев, которые вполне сойдут за второстепенных (пока), а в перспективе – за главных. Это, конечно же, Коэн-варвар и его прелестная барышня по имени Бетан. Коэн – жёсткая сатира на Конана-варвара и вообще образ маскулинного героя. Сатира, к слову, удалась. Бетан тоже неплохо насмехается над образом спасённой пай-девочки.
Из отдельных плюсов стоит отметить задел на будущее. Ринсвинд определённо изменится в следующих романах. Сундук и Двацветок точно начнут третий роман в иных диспозициях.
Минусы, увы, перекочевали из прошлого романа. Плоские второстепенные герои, множество абсолютно невыразимых лиц (весь Незримый Университет – пока что), слабая проработка мира (пока что), отсутствие глубины. И всё же (пока что!) эти минусы можно списать на начало цикла, на ранее творчество.
Заключение: достойное продолжение первого романа, автор остался верен себе. Это касается даже уровня юмора. Если вам зашёл «Цвет волшебства», то и «Безумная звезда» понравится. Это работает и в обратную сторону. Браться за вторую книгу, если не по душе первая, не стоит.
8 Ринсвиндов из 10.
ZiZu, 18 сентября 2007 г.
Смешно, забавно, весело и ни о чем. В некоторых моментах смеялся, в некоторых недоумевал. Пратчетт очень сильно отошел от вещей, которые описывал в первой книге. То он говорил, что число 8 запрещено на плоском мире, а теперь оказывается, что орденов 8 и это число произносили все кому не лень. Да и каждый советский читатель знает, что алмазные зубы долго во рту не продержатся.
primorec, 2 июня 2012 г.
Философы Плоского мира все поголовно ошибались: Великий А Туин, плывущий через безбрежный Космос — единственное во Вселенной существо, которое точно знает, куда оно направляется. И он «оттягивается от этого знания на полную катушку». Как и Великий Терри, который точно знает, над чем и как нужно смеяться в этом абсурдном мире «Безумной Звезды».
Роман, действительно, прямое продолжение «Цвета Волшебства». Те же герои: волшебник-неудачник Ринсвинд, которого ведет по жизни единственное заклинание, которое ухитрилось закрепиться в его разуме; первый турист Плоского Мира Двацветок, который уже получил за свой тур больше, чем обещает любое турагентство, Сундук — уже совершенно распоясавшийся, варвар Роэн, наконец, заимевший себе вставные зубы и его новая подружка. И опять целый каскад самых безумных приключений: говорящие деревья сменяет Смерть с ее особым чувством юмора, компанию волшебников Незримого Университета, плетущих свои интриги — четверка Всадников Апокалипсиса, которые оказались достаточно простоватыми, доверчивыми и азартными ребятами. Этакий калейдоскоп шуток, событий, приключений.
И, конечно, роман полон сатиры. Как прошелся Пратчетт по ученым/не только по британским/, которые занимаются абсолютной ерундой и бессмысленными спорами на тему о поле Великой Черепахи. Или самым любимым развлечением людей всех рас, возрастов и профессий — вечным ожиданием Конца Света. Любимая тема писателей, журналистов, астрологов и прочих деятелей, не устающих, к своей выгоде, пугать астероидами, сверхновыми, черными дырами и еще много чем.
В романе — это приближающаяся неизвестная звезда, которая точно должна уничтожить Плоский Мир. И к ней упорно стремиться Великий А Туин, ввергая обитателей Диска — от самого ничтожного жителя Анк-Морпорка до больших и малых Богов -в священный трепет перед последними Днями. И, как здорово, что все заканчивается ярким фейерверком из...Но это — большая тайна, неподвластная философам Плоского Мира: чего же хотел Великий А Туин?
antkir, 8 сентября 2008 г.
Прочитал 2 книги, в расчете из того что все пишут, что 1я книга слабая. Так и не дождался когда будет интересно.
У книги нет целостности, нет идеи, набор событий на скорую руку связаных между собой и разбавленных «шутками», иногда удачными. Основы мира меняються по нескольку раз за книгу, про большую черепаху и заклинание в голове напоминают не менее часто, видать чтобы помнили что книга с сюжетом, а не просто сборник афоризмов.
Сорри если немного зло вышло, но по отзывам и рейтингу ожидал от книги бо'льшего.
Дальше продолжать читать серию не охото.
Kovboilo, 23 февраля 2014 г.
Куда ни глянь, оценки высокие, а комментарии сплошь положительные. Прочитав их, я пришел к выводу, что этот автор — гений юмористического фэнтези, и идеализировал его в своём подсознании. Каким же было моё разочарование, когда я прочитал эту книгу. Может быть не стоило начинать знакомство с Пратчеттом, с этой книги. Может быть надо было привить любовь к автору, в более раннем возрасте, лет этак в 15. Не знаю. Но для меня эта книга стала неким Эверестом, я читал её больше месяца, хотя на книгу у меня уходит дня 3-4. Я был просто счастлив когда прочитал ей, и не от того, что она прекрасна, а от того, что наконец то дочитал, и покорил эту вершину. Как обычная книга-бродилка, она еще ничего, а как юмористическая — то фээ (за всю книгу улыбнулся раза 2-3), хотя к юмору я не притязателен, и понимаю даже тончайший юмор. Может быть это из-за того, что я идеализировал его? Попробую прочитать еще одну его книгу, но чувствую, что просто этот автор не мой.
Noan, 10 ноября 2010 г.
Полностью поддерживаю рецензентов, сказавших, что «Цвет волшебства» и «Безумная звезда» это по сути один роман. Ради удобства чтения поделенный на две части и получивший разные названия. Именно, что романы теснейшим образом взаимосвязаны. На том месте, где закончился «Цвет...» там начинается «...звезда». Мы видим как наши герои — Ринсвинд и Двацветок — падают с Диска и, по идеи, должны умереть — мир ведь Плоский, а упасть с края Диска означает одно. Но кое-кому не выгодна смерть волшебника-недоучки.
С самого начала сразу становится понятно эта книга превосходит свою предшественницу по многим, если не сказать всем, параметрам. Это и стиль изложения, это и юмор, ставший во втором романе острее, это и сюжет, который здесь выглядит более цельней и интересней. И многое-многое другое. Вообщем роман стал намного качественнее, заметно, что автор развивается, совершенствуя свой мир и создавая свой фирменный стиль. Большой плюс роману отдается за знакомство с новым героем, имя которому Коэн-Варвар, чье описание заставит долго смеяться, а при воспоминании улыбаться.
Советую читать сразу после «Цвета волшебства» и не делать никаких перерывов, его можно сделать после прочтения «...звезды».
benommen, 27 октября 2010 г.
Трудно определиться. С одной стороны есть яркие и смешные моменты, с другой стороны есть однозначно провальные и скучные и все это на фоне отсутствия сюжета и идеи. В растерянности. Все же наверное прочитаю еще одну историю что б убедиться, а пока 7 баллов.
Darinella, 4 июля 2007 г.
Прекрасно, гениально, замечательно!!! Компьютер друидов — песня! А слова про культурный шок просто в точку. Интересно, что друиды напомнили мне многих знакомых системных администраторов))))).
Ну а если по существу — за всю книгу видела только одну фразу, которая, как мне показалось, идет из глубин души автора и отражает его самый большой страх: «Он не был ни хорошим, ни плохим, ни жестоким, ни добрым. Он не мог похвастаться талантами.Зато он возвел серость в ранг высокого искусства и сделал свой ум таким же суровым, безжалостным и логичным, как склоны Ада».
Не беспокойтесь, уважаемый Терри, Вам такое никогда не грозит!!!
fsherstobitov, 4 июня 2015 г.
Вторая прочитанная мной книга о Плоском мире. Произведение оставляет более целостное впечатление, чем разбитый самим автором на несколько отрывков «Цвет волшебства». В то же время, я так и не нашел здесь каких-то дико смешных моментов, которыми славится Пратчетт. Скорее, я бы охарактеризовал стиль автора словом забавный. Весь текст книги состоит из огромного количества шуток и прибауток, которые заставляют тебя все время держать уголки рта чуть приподнятыми, но приступов колик с катанием по полу не вызывают. Сюжет развивается бодро, событий приосходит много, следить за судьбами героев интересно. В целом, это добротная фентезийная литература, заслуживающая быть прочитанной.
AnOwl, 11 мая 2015 г.
Люблю творчество Пратчетта за прекрасное совмещение юмора, эрудиции автора и при этом достаточно глубокие мысли, там и тут проскакивающие в книгах.
Этот роман понравился однозначно больше первого из цикла о Ринсвинде(«Цвет волшебства»). Хотя пожалуй правильнее было бы сказать, что эти два романа составляют одну историю, разбитую на две книги. Кстати говоря, экранизировали оба романа в один фильм, хоть и назвали его «Цвет волшебства».
Что интересно, Пратчетт подходит как студенту или школьнику, так и инженеру или преподавателю. И пусть не смущает никого легкость написанного и фантастичность Плоского мира, ведь сэр Терри Пратчетт был тем, кто умел говорить о серьезных вещах легко и с юмором. Так что читая эти книги вы и отдохнете и найдете, над чем задуматься
Yazewa, 23 апреля 2013 г.
Тот приятный случай, когда продолжение лучше начала. Или повысилось качество перевода? В конце концов, к такому стилю нужно привыкнуть... :)
Гораздо больше стало моментов, вызывающих улыбку. Хорош, конечно, Коэн, что и говорить. В компании с сундуком, — это просто прелесть, что такое!
И сцена с рождением новых миров...
Хочется читать дальше. А это главное, чего может добиться автор.
r9snick, 16 марта 2023 г.
«Безумная звезда» — это скорее не новая книга в серии про волшебника Ринсвинда, а буквально вторая половина первой, прямое продолжение «Цвета волшебства». К счастью, хорошая половина.
Вместо размытых приключений здесь есть конкретная опасная интрига — звезда, которая грозит концом света. Масштаб, накал страстей и динамика стали намного лучше. Юмора, ярких героев, в том числе эпизодических — больше. От некоторых сцен, фраз и оборотов буквально хохотал.
Портит всё ну разве что нарочито пародийный тон, который заложен был в предыдущем романчике — это не самостоятельное, пусть и юмористическое фэнтези, а именно по большей части остроумная постебуха над горами штампов. Дальше сэр Терри начал создавать свой, постмодернистский мир с отсылками на проблемы современности, а не литературное наследие прошлого — и именно тем и запрыгнул выше всего происходящего.
Не читать в отрыве от первого романа и не отчаиваться, если он не зашёл — «Безумная Звезда» буквально заметно лучше предшественника.
nickel, 27 января 2021 г.
Турпоездка Двацветка продолжается — естественно, в сопровождении личного экскурсовода (немного нахлебника, немного телохранителя — довольно трусоватого телохранителя, надо сказать — и, пожалуй, уже и друга) Ринсвинда — единственного на диске волшебника, который не умеет творить заклинания... совсем ни одного. Зато есть одно мощное заклинание, которое может произнестись им — и очень хочет это сделать... с весьма разрушительными для Диска последствиями.
В этой книге мы впервые встречаем престарелого героя — Коэна-варвара (для тех, кто не знает этого: «Коэн» — то же, что «Коган» — весьма распространённая чисто еврейская фамилия, создающая у англоязычного читателя комический эффект... хотя были, между прочим, и Иуда Маккавей, и Самсон). Он как раз совершает ряд подвигов (несмотря на геморрой, артрит и больные колени) и в очередной раз женится на юной девице.
На небо восходит багровая звезда, и мир, видимо, вскоре погибнет — или всё-таки нет?
В этой книге и Ринсвинд, и мы с вами прощаемся с Двацветком. Но не стоит огорчаться — Сундук останется с нами — по-прежнему хитрый, опасный, плотоядный и неуничтожимый! И за что мы его так любим?!