fantlab ru

Э. Г. Визиак «Медуза»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.50
Оценок:
8
Моя оценка:
-

подробнее

Медуза

Medusa

Роман, год

Аннотация:

Фантастическое путешествие за край ночи в исполнении одного из самых оригинальных писателей-визионеров ХХ века.

Э.Г. Визиак создал поразительную и страшную историю, вдохновляясь сюжетами Стивенсона, Мильтона и По.

Юный Уильям Гарвелл сопровождает экспедицию в Индийский океан. Цель путешественников — выкупить пленников у пиратов. Но пиратский корабль оказался пустым, из всей команды уцелел только один безумный мореплаватель... И теперь «спасители» сталкиваются с опасностью древней и зловещей, с угрозой, которая кажется необычайной — и неотвратимой, экзотической — и на удивление знакомой. Роман-миф, роман-предупреждение, навязчивый кошмар, от которого невозможно избавиться...

Награды и премии:


лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

Похожие произведения:

 

 



Самиздат и фэнзины:

Медуза
2019 г.
Медуза
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Medusa: A Story of Mystery, and Ecstasy, and Strange Horror
1929 г.
(английский)
Medusa
1946 г.
(английский)
Medusa
1963 г.
(английский)
Medusa
1991 г.
(немецкий)
Medusa
2011 г.
(английский)

страница всех изданий (7 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман начинал читать с некоторым опасением. С детства не люблю приключенческую литературу, истории о море и пиратах, Стивенсон, Верн, которыми, как пишут, Визиак зачитывался с юных лет, авторы категорически не мои. С одной стороны, Визиак наследует этой, наверное, почтенной традиции – «Медуза» имеет все черты остросюжетного произведения. С другой, история о морском путешествии превращается Визиаком в аллегорический, почти герметичный рассказ о фантастическом плавании. Определение «Остров сокровищ» под кислотой», по счастью, оказалось, неточным и говорит не столько о «Медузе», сколько о самом Карле Эдварде Вагнере, обронившем эту фразочку (кем бы он ни был). Такое сравнение, впрочем, можно понять. Едва ли не с первых строк, роман превращается в галлюцинаторное повествование, но это не трип, как можно подумать из вышеприведенного вердикта, стиль Визиака куда более тонкий, его герой – Уилл – живёт, словно бы не выходя из сомнамбулического состояния, страхам, подозрениям, внезапным порывам он доверяет гораздо больше, нежели фактам или логике. Не случайно в некоторых из окружающих его людей он видит тени будущего кошмара – хищный взгляд аптекаря или высокий узкий – рыбий – лоб мистера Томпсона, в школу которого Уилл попадает после смерти деда (правда, совсем ненадолго). Едва ли не с младенчества, с того самого момента, как на руках у матери наблюдает за огнями в море, Уилл дышит тяжким мистическим воздухом, который сгущается по мере повествования, а в финале становится почти вещественным. Череда несчастных случайностей, происходящих опять же, как будто во сне, без всякого смысла, приводящая Уилла на борт корабля мистера Хакстейбла, оказывается впоследствии провидением – и не факт, что божественным. Уилл и не пытается сопротивляться – просто следует по предуготовленному для него пути. Да и другие персонажи ведут себя подобно лунатикам, как и полагается команде «пьяного корабля», на всех парусах несущегося на встречу собственной гибели. Достаточно вспомнить моряка, нарушившего одно из суеверий (убийство морской свиньи) и вскоре сгинувшего, но не от несчастного случая, как можно подумать, а от глубокого ощущения собственной обречённости, абсолютной беззащитности перед неизъяснимой могущественной силой, которую в книжке Визиака воплощает море. Все океанические течения, все ветры, надувающие паруса, уносят корабли только в одном направлении – за край мира, где небо и море одного (темно-фиолетового) цвета, а свет больше неспособен разогнать наползающую мглу. Само чудовище – непостижимая для разума Медуза – во всем своем сложном великолепии появляется в конце, но уже самые первые страницы полны невыразимой потусторонней тревоги, как щупальцами окутывающей Уилла и других персонажей. Вначале Медуза предстаёт перед нами в образе гигантского моллюска, в глазах которого нет ничего кроме злобы. Но это лишь обманчивый образ, как обманчиво едва ли не всё в мире физических явлений. Истинный облик существа является Уиллу во сне-видении – реальности, по Визиаку, более достоверной. Произошедшее с командой отчасти объясняет одна из финальных глав, – «Философия мистера Хакстейбла» – представляющая собой мистико-поэтический трактат и крайне изящно увязывающая платоновский миф об Атлантиде, историю любви Амура и Психеи и столь близкие Визиаку мотивы потерянного рая. Но не все ответы будут даны (действительно ли Уилл убийца, загадка сына мистера Хакстейбла, кто такой мистер Вертембрекс и т.д.), тайна так и останется тайной, рассказчик, будто бы специально оборвёт повествование, не договорив чего-то существенного. Как и все хорошие книги, «Медуза» пригодна к перечитыванию, более того, так, скорее всего, и задумано.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх