Зора Нил Хёрстон «Барракун. История последнего раба, рассказанная им самим»
Книга, которую отказывались издавать.
Почти 90 лет она пролежала в архивах.
Перевернула общепринятое представление о рабстве.
В 1927 году Куджо Льюис из Алабамы, известный как последний выживший раб в США, принял посетителя. Это была Зора Нил Херстон, начинающий антрополог. Она работала над своим первым большим заданием и хотела услышать рассказ Куджо о своем рабстве, а также узнать, как сложилась его жизнь после освобождения.
В 1931-м Херстон написала историю Куджо Льюиса. Рукопись была отклонена несколькими издателями, которые сочли, что диалект Льюиса, который Херстон сохранила в своей книге, был слишком сложен для чтения, но она отказалась переписывать текст. Почти 90 лет рукопись пролежала в архиве библиотеки Университета Говарда. В 2018 году книга, наконец, увидела свет и стала лауреатом 13 книжных премий. Яркий, сильный и самобытный «голос» Куджо покорил миллионы сердец.
страница всех изданий (1 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
pontifexmaximus, 10 августа 2025 г.
В 1927 году в поселке Африкан-Таун вблизи Мобила, что в Алабаме, проживал чернокожий старик по имени Куджо Льюис. В аннотации к русскоязычному изданию его назвали «последним выжившим рабом в США», попутно запихнув этого «последнего раба» еще и в заголовок. Но у Херстон в оригинале он назван «last «black cargo». Что существенно меняет ситуацию. Куджо был последним, как ошибочно тогда считалось, остававшимся в живых в свои 86 лет уроженцем Африки, вывезенным в США на корабле работорговцев...
К читателю книга о Куджо Льюисе шла очень долго. Зора Нил Херстон написала ее в 1931 году, а первая публикация состоялась в 2018 году. Причин тому несколько...
Многие ожидают узреть в «Барракуне» нечто вроде истории Соломона Нортапа. Но Нортап был человеком образованным, а его воспоминания явно подвергались литературной обработке. Здесь же иной формат. Начинающий антрополог Херстон, будучи в том самом 1927 году единственной чернокожей студенткой Барнардского колледжа, аффилированного с Колумбийским университетом, получила от Франца Боаса(тогдашнего патриарха американской антропологии) задание хорошенечко расспросить этого самого Куджо Льюиса о его жизни...
И вот перед нами почти напрочь лишенная литературных изысков запись нескольких бесед с практически неграмотным чернокожим дедулей из южной глухомани, который то прыгает в своих воспоминаниях с пятого на десятое, то прерывает рассказ и гонит собеседницу, ибо ему срочно потребовалось на огород ухаживать за овощами...
Вдобавок Херстон не стала переводить рассказ старика Куджо с его заковыристого диалекта на литературный английский...
Но, возможно, самое неудобное, что в книге было, так это несоответствие обывательскому представлению о работорговле. Злые белые работорговцы не нападали с оружием в руках на родную деревню Куджо, не брали его в плен и не разлучали его с семьей. Злые белые работорговцы купили Куджо у злых африканских чернокожих работорговцев, а именно у короля Дагомеи, воины которого напали на родную деревню Куджо, взяли его в плен, разлучили с семьей, а потом один африканец продал другого в рабство за пригоршню долларов...