Фольклорное произведение «Единственный способ»
Как и барон Мюнхгаузен, Ходжа Насреддин однажды попытался поднять самого себя за волосы...
Входит в:
— антологию «Двадцать три Насреддина», 1978 г.
— антологию «Двадцать четыре Насреддина», 1986 г.
страница всех изданий (2 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mr_logika, 18 июля 2025 г.
Эта история (или что угодно, только не сказка; была бы сказка, если бы вытащил) сербского происхождения. Можно догадаться, что открытый финал тут имеет место не случайно. Вытащить самого себя за волосы откуда угодно (да ещё и с нагрузкой) мог только один человек в мире. Но это мы сейчас знаем, а в те времена, когда сочинялись и принимали ту или иную окончательную форму истории о Насреддине, похождения барона Мюнхгаузена ещё не были написаны. Конец этой истории очевиден — это конец популярного среди мусульман персонажа, причём такой конец, который сербским народом был бы принят без всяких обид, даже с удовольствием. Способ-то спасения один-единственный, да и тот невозможен. Разве не мечтой каждого серба была такая, примерно, участь всех завоевателей, всех обидчиков христиан?
Классификатор устами знатоков мусульманского фольклора единогласно утверждает, что здесь есть юмор. Действительно, он есть, это так называемый юмор висельника. Да, ходжа Насреддин был большим шутником и сербы здесь не скрывают своего уважения к нему. Что-то вроде прощального салюта. Но протянуть погибающему руку решительно отказываются.
Вот и сама история (№702), одна из самых коротких в книге:
«Однажды Насреддин упал в отхожее место и никак не мог выбраться.
— Как бы мне тут не остаться, — сказал он себе. — Единственный способ — вытащить самого себя за волосы.»