fantlab ru

Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова «Бич сновидений»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.07
Оценок:
106
Моя оценка:
-

подробнее

, ,

Бич сновидений

Роман, год (год написания: 2024); цикл «Мастер снов»

Аннотация:

Полис стремительно движется к краю пропасти. Ещё секунда — и падение не остановить.

Сновидящие и правительство ищут способы удержать его.

Древние мифы оживают, и нет таких границ, которые не сможет переступить Аметил Орэй

Входит в:

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2024 // Лучшая сетевая публикация. Крупная и малая форма


Издания: ВСЕ (3)
/период:
2020-е (3)
/языки:
русский (3)

Бич сновидений
2025 г.

Аудиокниги:

Бич сновидений
2024 г.

Электронные издания:

Бич сновидений
2024 г.

страница всех изданий (3 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с того, что данное произведение читать очень нелегко, я бы даже сказал достаточно сложно. И это связано не с тяжелым слогом автора, что к Пехову в принципе не относится, а с тем, что авторы настолько запутали сюжет, что вынуждены были где-то с 285 страницы в беседе учителя и ученика открыто пояснять, что они имели ввиду. Методика называть одного и того же героя по несколько раз в каждом эпизоде то Фениксом, то Феликсом ясности не добавляет. Подавляющая часть действия происходит под нависшей страшной угрозой Полису и всему миру. Для полного достижения дна не хватает только в конце каждой картины добавлять: они еще не подозревали, что им предстоит. Как вариант: они еще не знали, что их ждет. Так называемая финальная битва целиком смазана, обрывочна и сумбурна, то есть главное сражение если и было, то осталось за кадром. На мой взгляд, многие детали повествования известны только авторам и донести их до читателя не получилось. Роман выполнил одну единственную задачу — очень невнятно и в большой спешке закончил цикл «Мастер снов», который стал одним из слабейших циклов Алексея Пехова.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последняя книга цикла «Мастер снов». Наконец-то он закончился.

Начало книги интересное. Хороший язык повествования позволяет погрузиться в оригинальный мир произведения. Атмосфера реальности создается через описание запахов, ощущений, звуков. Во второй половине книги «прибегает» множество персонажей, которых с трудом вспоминаешь. Начинается какой-то сумбур в повествовании. Слишком много флэшбэков. Финальная битва вызывает одну мысль — скорее бы она уже закончилась. Последние страницы вызывают слезу по отношению к судьбе главного персонажа.

Страница 49 — «автобус поспешно закрыл двери». Может быть — водитель автобуса закрыл двери или это беспилотный автобус?

Страница 122 — «Пока желание было только одно — бежать. Что немногие, успевшие это сделать, из них — и сделали». Смысл данного предложения остался для меня непонятным.

В итоге — в целом неплохой роман, но книга получилась слабой и не оправдала ожидания.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

БИЧи сновидений

Данный текст запрещён к распространению как порочащий дело Тьмы.

Дневной Дозор.

***

Что ж, вот я и завершил знакомство с этой книгой… пардон, с этим чтивом. Да-да, в этот раз буду резок. И дело даже не в том, что где-то там почему-то было решено изрядно затянуть с изданием четвёртого тома цикла на бумаге. В отличие от «Цветка яблони», который через несколько месяцев всё же обрёл воплощение. Или «Птицееда», вышедшего позже и даровавшего гораздо более приятные эмоции, напомнив, за что я люблю творчество авторов. А в том, что именно содержание «Мастера снов» в целом и последнего тома в частности… это провал! Да, приступая к чтению заключительной части, я видел, что в предшествовавших отзывах все плевались, но не думал, что всё настолько плохо... Возможно, просто книга вышла слабее, чем другие, концепции не очень внятные, динамика хромает, персонажи неидеально прописаны... Я не ждал подкладывания бомб под основы!

Что, очень похоже на тупой безосновательный троллинг? Извольте, могу аргументировать конкретнее и осветить подробнее.

***

1.

- Света! Тебе что его – за уши любить?

- А за что же мне его любить?

- Я не помню, за что мужчин любят…

«Осторожно, модерн!», серия 37

***

В самом деле, если подумать: о чём книга-то? Вот просто – о чём? За что конкретно её можно полюбить?

Персонажи – не слишком интересные. Либо их чересчур мало, либо они играют роли катализаторов, либо бронзово (мраморно?) карикатурны, либо схожи с другими персонажами тех же авторов. Допустим, мне была интересна Хэлена... ну так её вообще в последнем томе ввели в кому, чтобы не мешала. Нестор ещё. Такой, знаете, чёрный маг в образе мудрого деревенского деда. Тоже мелькнул – и исчез. Слог как таковой... Не впечатляет. Корректор в последнем томе явно не ночевал...

Хотя, стоп! Будем честны: тут всё-таки фантастика. Значит, есть потенциально интересное фантастическое допущение, откуда растёт уникальный экзотический сеттинг, может быть философия, не исключена психология, вполне ожидаема серьёзная социальная подоплека, скорее всего, будет чарующая атмосфера (камон, ребята: Пехов!) и, наконец, я вправе рассчитывать на нетривиальный сюжет. А этого более чем достаточно для качественного литературного произведения в соответствующем жанре. Ведь это же тут есть? Может, не все, но хотя бы что-то? Давайте же узнаем…

***

2.

Во всех знаменитых историях, в которых присутствует магия, есть общее слабое место: отсутствие чётких границ между тем, что может и что не может волшебник. Из-за этого часто остаётся впечатление, что магия в целом или отдельное заклинание работает так, как автору в конкретный момент... удобнее.

МТС Редспот

***

Итак, сеттинг. Представьте себе мир Ефремова, который из «Туманности Андромеды». Мир сильных, красивых, свободных людей, считающих себя наследниками лучших античных традиций… только извращённый, искажённый, перекореженный и в пределах одной страны, пусть и мегадержавы. А вокруг — пресловутое ефремовское же «инферно». И вот этот сеттинг оказывается банально сожран… собственным же фантастическим допущением! Начиная знакомство с Полисом, я предвкушал знакомое по иным мирам ощущение двойственности, связанной с магией (да, этот термин в книге не применяется, но кого мы обманываем?) того типа, которая тут представлена. Когда «и всемогущ ты, чародей, и в то ж время – нет». Когда мастера снов творят чудеса, но при этом ограничены жёсткими рамками. Однако вместо этого – постоянное раздвигание этих самых рамок, похожее на игру на повышение. Со снов мы переходим на область подсознательного, потом – на прямой контроль, захватим ещё и путешествия во времени, мягко отодвинем в сторону привязку к жилью, вытрем ноги о правило «личной вещи», введём подсознание для роботов (психометрия?)… и мир уже начинает «плыть», лишаясь своих законов, в которых авторы то ли запутались, то ли запутали читателя. Полис – он вообще большой или маленький? Судя по названию, оперативности реакции действующих лиц и скорости путешествия персонажей – не очень. Судя по набору соседей – как минимум, раскинулся на территории России и Европы вместе взятых. А мастеров снов – их много или нет? Сами они неустанно плачутся, что их мало. И именно этим объясняют многие из описанных ниже странностей. Но при этом занимаются они крайне прозаичными вещами, судя по ассортименту – массово доступными.

Нет, я серьёзно говорю: законы экономики отплясывают лихую джигу, пытаясь подстроиться под нужные авторам сиюминутные эффекты. Такое впечатление, что ненормальные гномы, рискуя разбудить балрога, раскопали месторождение мифрила и пустили его на производство корпусов для сувенирных брелоков. Или Урфин Джюс в начале своей истории, найдя поляну волшебных растений, тупо перегнал их все на забористую бражку. Бред? А сны с приключениями – не бред? А «последние сновидения»? Я не рассматриваю сейчас моральную сторону явления, отложим в сторону вопрос об эвтаназии как таковой. Тем более, что идеализируемые циклом эллины и в самом деле относились к этой теме легче, чем сейчас. Но уникальный специалист, которых на указанной выше территории можно пересчитать по пальцам, не будет, не может, не имеет права тратить своё время на подобную ерунду, особенно по сравнению с прочими возможными сферами полезного применения способностей. Да в Полисе само технологическое превосходство обеспечивается за счёт усилий мастеров снов! Нет, конечно, во все времена гениям приходилось разменивать свой талант на пустяки в угоду власть имущим… но причём тут насквозь демократический и свободный Полис? Или… или не насквозь? Впрочем, об этом – позже. А пока просто акцентируем внимание на одном из эпизодов первого тома – приезд Аметила в старый дом и визит к нему родителей больного. Что это было?

Напомню, если кто забыл: они рады, что рядом поселился сновидящий, и просят помочь их сыну, которого уже начал лечить другой мастер. На что это похоже? Ой, как хорошо, что у меня в соседях теперь врач, а то в поликлинику нужно записываться, идти далеко, с работы отпрашиваться? Или – ой, как хорошо, что в нашем захолустье появилось светило нейрохирургии, у которого график ещё не расписан на 10 лет вперёд? Если родители адекватны, а транспортная инфрастуктура Полиса так хороша, как кажется – наверное, второе. А пресловутый другой мастер, который не смог завершить процесс, но понаставил маяков – кому? Кому, Карл? Он что – знал про Аметила? Или срочно на повышение квалификации ушёл? С инфекцией слёг? В автокатастрофу попал? Почему тогда родители не продолжили лечение сына в профильном учреждении? Почему они не получили направления к другому специалисту? Или получили, но пренебрегли: вот поселится у нас в городке случайно свой мастер после дождичка в четверг – тогда да, а тут – не, чёй-та стрёмно?..

А разговор с тренером? Такое впечатление, что сновидение для него – не признанная сфера деятельности, как для нас интернет или генетика, а какая-то паранаука: ну, трётся возле правительства пара-тройка эдаких «спецов», ну, присваивают они там сами себе почётные звания Старших Магистров Академии Белых Ведунов – нам-то, нормальным рабочим людям, что с того? Джуна тоже, помнится, вся в орденах ходила. И?..

А с Тайгером как быть? Он – кто с точки зрения простого гражданина Полиса? Добрый и могущественный Дамблдор? Или очередной Юрий Кошмаровский? Не-не, кошмаровских быстро забывают, а Тайгер же удостоен бессмертия всенародным голосованием… Кстати, когда? Недавно? Давно? Ещё один непонятный момент: то Тайгер уже веками стоит на страже Полиса. То ещё во времена детства Аметила Полис был совсем другим, и только лишь в последние годы, благодаря усилиям мастеров снов… но при этом в них можно особо не верить… но при этом они оказывают услуги массового спроса… но при этом, когда реально надо – не допросишься…

***

3.

Хорошо быть рабом в нашем мире античном!

Как прекрасно не есть и не спать до зари!

Быть обычным рабом, чьей-то вещью быть личной,

Если живы друзья и не жмут кандалы…

Команда КВН «Мегаполис».

***

В общем, мастеров сновидений в Полисе не много и не мало. А точнее – их много или мало в зависимости от того, как хочется автору именно в данном эпизоде. И это изрядно портит восприятие сеттинга. Ну вот представьте себе, что вы идёте по городу, заворачиваете за угол и встречаете там негра. Как вам? В большом городе, наверное: ну, негр, прикольно, но тут всякие бывают. Может, дитя Олимпиады, а может – студент, учиться к нам приехал. А в каком-нибудь другом месте могут и за экзотику посчитать, собраться попялиться. А теперь представьте, что навстречу — зелёный марсианин. А общее отношение к нему даже не как к негру, а – пналетели тут! Земля не резиновая! Вот подобное – по сути, главный грех лора данного сеттинга. Я как читатель не понимаю, кто тут аналог марсианина, а кого уместнее сравнивать даже не с негром, а с представителем ближнего зарубежья. Мастера снов показываются то как «ну, забавно, не каждый день такое встретишь», то как «вау, какая удача, таких нет ни в Туле, ни в Твери, в самом Багдаде их от силы штуки три!»

А ситуацию с Тайгером проще всего было бы разрешить в следующем ключе: есть некие элиты, которые в курсе дела и которые покровительствуют и продвигают. И есть плебс, которому, в общем, знать детали не нужно и который в силу этого может позволить себе роскошь равнять мастеров сновидений с экстрасенсами-шарлатанами. Сходится? Нет. Потому что, опять же, чьим решением Тайгер получил бессмертие, на которое мало кто из членов правительства вправе рассчитывать? На открытом всенародном голосовании персонаж с репутацией шарлатана не побеждает. А если голосование не такое уж народное, если Тайгер в глазах общественности – это Григорий Распутин местного розлива, тогда – кто его император Николай?

Что? Глубоко копаю? Из пальца высасываю? Ну, извините, действующие лица книги тоже в Глубины сна погружаются, отчего же мне нельзя? И куда, простите, от этого деться, если Полис нам так навязчиво рекламируют как рай земной? А присмотришься – и вспоминаешь антиутопии, где ПОВ рассказывает, какое крутое демократическое устройство у его страны, лучшее в мире, где каждый гражданин имеет право самостоятельно выбирать, мыть плац шваброй или подметать веником, а с 4:00 до 6:00 никто бить права не имеет! Или, например, лучится герой гордостью за свою прогрессивную республику, где реально выбирают и главу государства, и высших чиновников, и парламент, и местные власти, и всё это на фоне замшелых монархий у соседей... а потом так тихо, незаметно, скок-поскок, между строк выясняется, что все эти замечательные избранники практически ничего не решают, обсуждают фасоны новой формы, устраивают церемонии с перерезанием ленточек и голосуют за переименование улиц и сокращённые рабочие дни. А все РЕАЛЬНЫЕ решения принимает, к примеру, церковь — как, вы не знали, что мы тут все поголовно верующие и против слова нашего понтифика никогда не пойдём?

Словом, авторы взяли реалии уже существующей цивилизации, сбрызнули представлениями о футуризме, щедро окропили эстетикой античности и оказались вынуждены натягивать сову на глобус в попытках объяснить, откуда есть этот мир пошёл. А сова трещит, а сова расползается на части, а части эти друг другу противоречат — авторы взяли обычный античный город-государство без рабов, но с высокими технологиями, и... растянули его владения на полконтинента. Да не работает это так! Ни у греков, ни в Венеции, ни в Великом Новгороде! Средства связи и транспорта налагают ограничения. Ну, вы же не сразу из IV века до нашей эры в хайтек прыгнули, верно? Как только подобные «демократы» объективно на долгое время оказываются отрезаны от родного города, провинция превращается в колонию. Это если они политически активны. А если нет — им становится просто безразлично. Почему Новгород рухнул под напором Москвы? В том числе потому, что обитателям Пятины было всё равно, что совет «Золотых поясов», что Великий Государь.

И что же конкретно в этом Полисе? Давайте взглянем: «Лицо стратега Друза было холодно. <...> Потомственный военный, которого с детства учили отдавать приказы другим и требовать их неукоснительного выполнения, причём с себя спрашивать строже, чем с остальных». Чего?! По моему разумению, «с детства» учатся «отдавать приказы и требовать их неукоснительного выполнения» только в двух случаях: либо в Полисе феодальная аристократия, либо коррумпированная система с наглухо забитыми социальными лифтами. А реальные полководцы, прежде чем учиться отдавать приказы, как раз учатся выполнять. Чужие. То есть, «потомственного военного» в насквозь демократическом сеттинге я ещё могу понять. Трудовая династия, семейные традиции, есть такая профессия — родину защищать... Но КЕМ он там «в детстве» командовал?

***

4.

Фродо чувствовал тяжесть Кольца на своей груди и понимал, что, когда Гэндальф говорил о том, что Враг не понимает никаких желаний, кроме желания власти, он совсем не думал об истории, обо всём, что было раньше, что Гэндальф забыл, как Саурон обманул и совратил Людей Нуменора во дни их славы. И Гэндальфу даже не приходило в голову, что Враг мог научиться понимать противников, которые руководствуются доброй волей, наблюдая за ними...

Э. Юдковский, «Властелин рациональности»

***

Теперь от «Светлой» стороны обратимся к «Тёмной». Сиречь к ментальным особенностям деймосов – ядру, стержню, сердцевине того самого фантдопущения. В чём они? Сначала нам говорят: проблемы с эмпатией. Эдакие аналоги Тёмных Лукьяненко… ладно, допустим. Однако… подобную вещь не так легко утаить. В вашей стране периодически рождаются «колдуны» и «ведьмы» с определённым психотипом? При этом вы уже достигли того уровня цивилизации, когда есть и роддома, и государственные школы? При этом у вас у власти «светлые маги»? Хм, а выявлять в детстве не пробовали? Я так понял, что нет. Зачем? Это же не наш метод, мы же не будем прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнётся под нас… в смысле, зачем искать деймосов, если можно построить общество, в котором им не «развернуться»? Красиво звучит, вот только… Помните рассуждения Джерома о том, что было бы, окажись на месте короля Джона перед подписанием Хартии Вольностей Ричард Львиное Сердце? А помните контраргумент Бушкова – о том, что Ричард в подобную ситуацию просто никогда бы не попал? По факту ведь за всеми этими красивыми словесами юных мастеров стоит тот же самый феномен сеттинга, который постоянно меняет правила: когда нужно, мастеров снов слишком много, а когда нужно – слишком мало.

Впрочем, опять я говорю не о деймосах, а об их противниках. Местный Свет странен и нелогичен, это мы уже поняли, может быть, хоть Тьма порадует? Нет, друзья мои, тут всё ещё страньше, как говаривала Алиса Лиделл. То есть, с одной стороны, деймосы у нас такие вот ущербные. Безэмпатичные. С другой, у нас главный герой – деймос! И при всех моих претензиях к циклу в целом Аметил не выглядит каким-то особо ущербным. Да ладно – он, как-никак перекованный, даже рядовые деймосы… Почему те, кто в плане потребностей якобы простые и примитивные, как три копейки, вообще строят планы по преобразованию мира? Вот главный гад косплеит бога. Потому что умеет путешествовать во времени. Но, ёлы-палы, биологические-то часики у него тикают так же, как и у всех! Мужик, тебе не пофиг, как будет выглядеть мир, когда ты сдохнешь?

Может быть, авторы пытались показать людей с принципиальным отсутствием ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ эмпатии, но наличием КОГНИТИВНОЙ – то есть, сами по себе эмоции окружающих и вытекающие из этого реакции они понимать могут, просто не сопереживают им вплоть до полного пофигизма? Ан нет, когда нужно, тупость и ограниченность тут как тут. И мысли у Фобетора не мелькнёт, и тени сомнения, что кто-то из ему подобных может отвергнуть его предложение покровительства и материальных благ ради каких-то химер. Я ещё понимаю, кабы речь о каком-нибудь элементалисте шла. Они и впрямь бывают не от мира сего. Но деймосы-то кормятся человеческим бессознательным! Настолько не понимать природу людей?

***

5.

- Тот, кто сердца и души лишён,

С ненавистью незнаком.

Тот, кто сердца и души лишён,

Не испытывает боль.

- Движет их желанием холодный расчёт,

Огонь не греет и не охлаждает лёд.

«Эпидемия», «Без сердца и души»

***

Зато Хэлена у нас типа умная. Симулирует, что ей реально нравится общаться с друзьями... А зачем? Во-первых, это каким же гениальным должен быть ребёнок, чтобы с детства такие вещи понимать? Для сравнения хочется привести пример из другого сеттинга – Метавселенной четы Рудазовых. Там тоже есть персонажи без эмпатии. Демоны. Но это им как раз мешает в определенных ситуациях. Высшая демоница Лахджа, вышедшая замуж за человека, будучи смертнорожденной, хотя бы примерно помнит, что такое «совесть» и «сострадание» и к каким особенностям в отношениях людей они приводят. И пока ещё в полном смысле слова демоном не стала – есть в том сеттинге эдакое промежуточное состояньице. И то ей очень сложно объяснять соответствующие концепции дочери. Зато Хэлена, оставаясь неузнанной, бесстрашно бросается на любую амбразуру… и отсюда уже следует во-вторых: а зачем, собственно? Ну вот хочу я эту свою ненависть к табаку, допустим, замаскировать. Считаю, к примеру, проявлением какого-то психоза. Но, простите, есть же диапазон! Мне же не обязательно для этого залезать в каждую курилку, я же могу изображать из себя, к примеру, астматика... Ненавидишь людей, боишься стать маньяком — ну так не обязательно в борьбе устраиваться в детский сад, можно и вакансию лесника выбрать, верно?

Но это не наш метод. Мы, если что, применяем радикальные средства. Вот тот же Тайгер в молодости: не понравилось ему быть столбовым деймосом, решил стать светлым и добрым вольным охотником, потому что так хорошо и правильно, для чего самостоятельно принялся вырабатывать у себя рефлекс реакции на чужую боль. Сядет вот так к видаку, аки другой подросток ради порнофильма, включит что-нибудь покровавее, и в надлежащие моменты себе больно делает. Я где-то читал, что нечто подобное имело место в реальной жизни, но для нормальных людей такой метод эффективности не показал. А тут жеж фэнтезя, тут жеж можно. Ну а потом он и других деймосов таким же методом начал перевоспитывать. Ещё один минус данного чтива: изложение заведомо недостоверной информации, не имеющей прямого отношения к фантастическому допущению. А вдруг кто-то вот так начитается, поверит, что можно просто брать больных и бросать их в лесах — и покаются?!

Правда, в финале авторы сами начинают понимать, что что-то с их деймосами не то. И срочно переобуваются.

Рраз! – и… я-то думал, что лишенный сердца и души с ненавистью незнаком, а руководствуется холодным расчётом. Отнюдь! У них, оказывается, главная доминанта поведения — это мстительность! Ну вот ничего не могут с собой поделать! Монтекристы, п-понимаешь! Осознают, что не выгодно это, рискованно... а так хочется, что аж кушать не могут! Так я о чём с самого начала говорил? Выявлять их надо! Ещё в детстве! И ставить на учёт! Неважно, сколько у вас там мастеров снов: уверен, что с обнаружением подобных отклонений в футуристическом мире могут справляться обычные неодарённые врачи. В конце концов, даже Волдеморт не с колыбели стал Тем-Кого-Нельзя-Называть.

Более того, напомню ещё раз: у нас большая часть главных героев – деймосы. Аметил. Хэлена. Феликс. Тайгер. Нестор… Книга может быть интересной в психологическом смысле, но если психология эта по определению, скажем так, нечеловеческая? Читатель, как известно, любит видеть себя, узнавать новое о себе и расширять границы себя. И стало быть, любит узнавать людей в нелюдях! А не наоборот! И к чему же мы они пришли? К тривиальному принципу Тенардье? То есть, кому-то нравится гладить котёнка, а кому-то – душить. Разницы нет: что в одном, что в другом случае котёнок служит игрушкой махрового эгоиста. Просто одному повезло в том, что его пристрастия совпадают с общепринятыми, только и всего. Но тогда…

Ддва! — и искусители, которые были всего лишь одной из разновидностей деймосов, и к ним было применимо всё, что говорится о создателях кошмаров, вдруг становятся... не такими уж и тёмными на фоне появившегося нового вида – тёмных оракулов. Успокойся, дорогой читатель. Не тёмные у нас Аметил с Хэленой. Так… серые. Гэндальф, знаете ли, тоже не всегда Белым был.

И ведь так хочется поверить, что всё это не из-за того, что авторы сами не понимают правил своего сеттинга. Что просто эти правила несколько сложнее, чем казалось. А уж в финале-то мы сейчас узнаем… Не-не, то, что я тут узнал – так от этого только хуже. Причём начинают они примерно с того же, с чего и многие другие — люди посредством мышления создают некое ментальное пространство, всё оно сплетается и переплетается, получается очередной варп, астрал, ноосфера... Но границы-то быть должны? Для противодействия-то?

«Тогда я был слишком ошеломлен, чтобы задавать вопросы, поэтому спросил Феликс:

— Знаешь, что такое биос?

И прежде, чем я смог что-то сказать, сам ответил на свой вопрос:

— Биос — настройки управления человека. Если в частности. И всего человечества, в целом. Это те архетипы, благодаря которым мы ведем себя так или иначе. Древние, находящиеся глубоко в подсознании образы, которые являются основой нашего сознания: с того мига в процессе эволюции, когда человек начал воспринимать себя как… мыслящее существо, имеющее долгосрочную память. Но это не только образы: здесь находится копия той информации, что хранится в наших ДНК. И выход в биос тоже здесь, в Глубинах. А это… — указал учитель на Койуса. — Как бы сказать проще… Рычаг управления. Один из рычагов управления.

Я понимал, о чем он говорит. Рассуждая примитивно: хочешь ума — попроси у Афины, или, в данном случае, у Полюса. Если сможешь договориться. Но сначала, если сумеешь добраться до Глубин, а оттуда найти выход в слой системы управления общечеловеческим сознанием».

Главный гад, понимаете ли, решает воспользоваться ситуацией и ищет старые храмы, посвящённые Богу Времени, и оскверняет их, чтобы занять его место. Уже отдаёт бредом. Но дальше – больше: он надеется запереть архетипы в глубинах мира сновидений, чтобы люди больше не смогли к ним обращаться. А в дальнейшем — заменить их собой.

Я сейчас не буду спрашивать, как это возможно технически. Я стараюсь в суть посмотреть. А суть, в переводе на современный, такова: парень затеял замкнуть на себя Интернет в мире, где все онлайн!!!

А что – я прямо-таки обязан обращаться к этим самым архетипам, которые на удалённом носителе и зависят от каких-то кирпичей тридцативековой давности? Простите, а офлайн в этом мире жить совсем-совсем никак нельзя? Носить свои архетипы с собой, на винчестере, а то и в печатном виде?.. Знаете, я это понимаю только одним способом, если взять доступную аналогию: у человека с возрастом начинают отрастать всякие штуки, типа паспорта или смартфона. Знаете, зачем они ему? Чтобы мошенники могли похитить все его деньги, продать без его ведома недвижимость и набрать на его имя кредитов!!! То есть забагованность человечества в мире авторов привела к тому, что у него вырос пульт управления им, так и запишем. И перейдём к следующему пункту. Качество фантдопущения и его последствия мы уже обсудили, психологический аспект – тоже. Может, интерес книги – не в фантастической части, а в реалистической?

***

6.

Маленькая страна,

Маленькая страна,

Там, где душе светло и ясно,

Там, где всегда весна.

И. Резник, «Маленькая страна»

***

Да, параллели с реальным миром есть, но ни один из этих узлов не развязывается. Даже местная кампания в Александрии — она начинается, но не заканчивается. Ни собственно в книге, ни в объяснениях авторов. Они, похоже, банально не знают, что с ней делать. А ведь есть тут одна линия, которая представляет особый интерес. Многие уже высказывались по этому поводу в разных жанрах – только навскидку: «День триффидов», «Начальник Чукотки», «Люди как боги», «Дети Судного Часа», Перумов аж в двух циклах отметил...

Вот есть у тебя ресурсы, материальные и душевные, чтобы построить локальный коммунизм. Вот ты его даже построил, свою «маленькую страну». А по ту сторону границы — смертоубийства, пороки, угнетения и тому подобное. Объективно. Бесспорно. Там толпы просят твоей помощи. А ты понимаешь, что на всех не хватит. Что либо они будут помирать снаружи, проклиная тебя, либо... Разграбят всё, устроят пирушку и уже на следующий день снова начнут страдать? Или пустить часть, чтобы они ходили тут в грязных сапогах, щипали девушек и были уверены, что им все кругом должны по факту их страданий и последующего избавления? Либо, напротив, открывать огонь на поражение при первой попытке приблизиться к твоим владениям?

Скажем, у Снегова люди в итоге голосуют, мол, отныне мы должны стремиться к процветанию не только человечества, но и разумных во вселенной в целом. А в «триффидах» – обратная ситуация. Торманс, который пытается в постапокалипсисе навести порядок и обеспечить скудный минимум максимально большому числу людей, получает люлей от общины, которую создаёт главный герой.

То есть, есть в «Мастере снов» некий квазиЕгипет. Как бы всё было — и древняя культура фараонов, и арабское завоевание, а как бы и нет. Потому что «хорошие белые» излагают всю тамошнюю историю очень просто: мол, кочевали там всякие чурбаны племенами, потом пришёл Александр Македонский, построил города, порты, фактории, наши стали местных включать в экономику, цивилизовывать... но сейчас им на нас наплевать, у них там по-прежнему кругом чурбаны, только уже с автоматами и ПТУРСами, которые работать не хотят, а хотят жить чисто – в собственном представлении – по-мужски. И есть оазис, где аки в гетто живут потомки наших колонистов. До сих пор сохраняющие некое единство по крови и духу, хотя, разумеется, всё равно уже не то, что в метрополии... но всё-таки! А местные уроды их ненавидят. Просто потому что ненавидят. И потому что уроды.

Но с другой стороны, беженцев мы побаиваемся. Были уже случаи, пускали к себе. Итог – трущобы, преступность, антисанитария, повальный бухач... Девушки уже по ночам голыми по тёмным переулкам ходить боятся, представляете?

Пока они пытаются решить проблему, посылая в тамошнее египетское гетто войска. Так, без конкретных претензий, без объявления войны, без предъявления нот. Там же не реал, там же всё проще. Тамошние просто жили-жили, никого не трогали, вдруг местные басмачи получили отмашку, мол, «можно» – и пошли грабить-насиловать-убивать. Получили по морде, отошли – и вдруг подошла уже правительственная (а то и импортная) военная техника. Без переговоров, без ультиматумов, без оглашения «за что». Конфликт вообще замалчивается. Ну, это же очень важно для страны в смутное время – угробить вагон и маленькую тележку дорогостоящих боевых машин, чтобы стереть с лица земли городок людей с «неправильным» разрезом глаз. То есть, я подчёркиваю: эти ребята в гетто не объявляли о своём суверенитете, не совершали актов гражданского неповиновения, не протестовали против последних реформ законодательства, у них там продолжает действовать законная администрация (ну, кто выжил)... Просто чурбаны, науськиваемые колдунами, ведут свою чурбаноколдунскую политику. Это-де будет такое мощное «фэ» в сторону северного соседа.

Уж не хайпануть ли авторы хотят? Как бы на актуальных событиях? Путём предельной примитивизации?

А ещё восточные соседи есть. Эти как раз работать любят. Но так, что лучше бы не любили. Понимаете, мы тут неподалёку от границы заводы строим из сферы химической промышленности. Правда, на системы очистки денег у нас нет, а проектировщики третий день как с пальмы слезли... Короче, дайте денег и спецов! И чтобы никакого контроля: сделали дело – и валите! А нет... Ну, если эта штука таки рванёт, мы-то отсидимся на Мальдивах и Сейшеллах, быдла не жалко – бабы новых нарожают, а вот ветром потом это к вам понесёт... Кстати, у них в провинции, судя по всему, периодически ещё сурков сырых жрут и летучих мышей. Правда, про это соседям не говорят. А в масках полстраны ходит, потому что выхлопных газов в воздухе многовато... Хотя, конечно, когда этот сосед уже совсем донимать начал, сновидящие у них там переворот устроили.

Ладно, но, в конце концов, авторы и не обязаны были раздать всем сестрам по серьгам. В целом-то как у нас с исторической достоверностью? Не на уровне хроники, а на уровне атмосферы? Ведь именно атмосфера всегда была сильной стороной их творчества! Магический постапокалипсис «Синего пламени», ориентальные просторы «Заклинателей», горные дороги «Стража», листва Чёрного и Золотого Лесов Сиалы, небесное безмолвие «Иногда они умирают», теперь вот розовый месяц Ила добавился… Да и тема поздней античности не в новинку, уже поднималась в «Бесценной Награде»! Но увы. Атмосфера в «Мастерах снов», как и всё прочее, безжалостно гнётся в угоду недоразвитому фантастическому допущению, словно бы то – капризный ребёнок, сам до конца не понимающий, чего хочет, но умеющий громогласнейше заявить о своей неудовлетворённости. В итоге – Полисом нужно восторгаться, всё остальное – либо презирать, либо, в лучшем случае, жалеть. Хотя это не стыкуется ни с исторической логикой, ни с внутренней. Например, насколько мне известно, античная философия на излёте находилась в глубоком кризисе. Он не преодолевался просто благодаря тому, что христианство не возникло, на что нам намекают альтернативкой с рыбой и луной. Понятно-понятно, символы не возникших христианства и ислама… минуточку, но ведь «луниты»-то есть? Нельзя, выходит, без аналога мусульман-то, пусть даже в этой реальности вместо многогранной культуры ислама возникли какие-то, простите, тупые дикари-радикалы? Интересно, не в том ли дело, что местная пародия выкристаллизовалась сама, без вдохновляющего влияния христианства?

Это было противоречие «историческое». Желаете «внутреннее»? Извольте. Вот та самая тема фараонов – она ведь была. Руины есть, памятники… а сама многотысячелетняя древняя культура Египта отрицается. Не было её. До прибытия македонцев населяли эту землю дикари, точка! А из этого следует, что… впрочем, до вывода придётся подождать ещё чуть-чуть. Пока же замечу лишь, что пресловутый Ефремов аналогичное противоречие снимал легко и просто: культура была много у кого. Просто разная. Какая-то могла вести человечество к будущему свету и счастью, а какая-то превращалась для породившей её цивилизации в вычурный склеп, по каковой причине и была подвергнута заслуженному уничтожению на свалке истории. «Мастер снов» же постоянно показывает нам то египетские, то китайские реликты – красивые, яркие, сочные, – но происхождение их остаётся туманным. Статуи фараонов лепили, вестимо, либо дикари, либо первые Птоломеи. С Востоком же всё ещё интереснее.

Жители квазиКитая, квазиЯпонии и окрестностей – ни в коем случае не дикари. Технически они весьма развиты, причём даже не на 100% благодаря помощи «белого человека». В культурном отношении, правда, отстают. Бал правит не диктат прав личности и не приоритет духовных ценностей, а звериный оскал дикого капитализма, де-факто техноварварство. В итоге вклад «зарубежной» культуры в атмосферу книги — помойки Александрии, китайские опиумные притоны и оргии с катоями. Вот это – ярко, выпукло и запоминается. А что ещё нужно знать про «не наших»? И вот тут-то мы подходим к самому главному…

***

7.

— Не могли бы вы сообщить нам, у какого волшебника или волшебницы вы отняли эту палочку?

— От-отняла? — снова заплакав, произнесла миссис Кроткотт. — Я не… я ни у кого её не отнимала. Я ку-купила эту палочку, когда мне было одиннадцать лет. Она… она… она выбрала меня.

И миссис Кроткотт расплакалась пуще прежнего.

Амбридж испустила негромкий девичий смешок, вызвавший у Гарри желание чем-нибудь ударить её. Она склонилась над барьером, чтобы лучше видеть свою жертву, и что-то золотистое сверкнуло, свисая с её шеи, — это был медальон.

Гермиона, тоже увидевшая его, негромко пискнула, однако Амбридж и Яксли с таким увлечением терзали свою жертву, что ко всему остальному оставались глухи.

— О нет, — произнесла Амбридж, — нет, миссис Кроткотт, не думаю. Палочки выбирают только волшебников или волшебниц. А вы не волшебница.

Дж. К. Роулинг. «Гарри Поттер и Дары Смерти»

***

«Гипнос – бог Полиса. Как и его сыновья. Элемент только нашей культуры. Его нет у других народов. Соответственно, и возможности выходить в мир сновидений у них не было?.. если «чужаки» не могли обратиться к этому архетипу, то не могли и использовать...»

Во как! Ну да, ну да, Свапнещвари, Гьюма Ченмо, Брекста и Песочный человек, пошли вы нафиг! Понимаете? Улавливаете нить? Случайно ли, в силу ли общей недоразвитости, но у унтерменшей идея бога снов не возникла, а, стало быть, и к магии они не способны. Погодите-погодите, но у них же возникали, наверное, идеи насчёт богов дождя, покровителей торговли или защитников правосудия? Возможно, но без толку: наяву магии не существует. Законы физического мира могут нарушаться лишь во сне, а власть над сновидениями дана только «причащённым» божествам снов. Неплохо, да? И вот уже загадка из «Эринеров Гипноса» благополучно разрешена: не в земле Полиса суть, не из-за географии тут и только тут рождаются добрые мастера снов (в остальных местах – только злобные деймосы). Ключ ко всему – кровь. И немножко, совсем немножко – окружение.

«Когда человек внутренне, генетически, готов испытывать благодарность и для него это правильное, приятное чувство, он воспринимает милосердие и добро как то, на что надо ответить тем же». Короче, среди обитателей Полиса потому много одарённых, что большинство истинных чистокровных арийцев, благородных наследников великого Салазара Слизерина, живут именно в Полисе! А многочисленные зарубежные деймосы – грязнокровки, потомки колонистов и путешественников, спаривавшихся с кем не надо было. А каков твой генетический код?

Знаете, что в этом самое смешное? Что если как следует подумать и попытаться отыскать в безумии систему, то руины статуй и остатки фресок как раз становятся очень важны. Таки были, получается, у древних народов свои культуры, мечты, любовь к красоте. А потом экспансия обитателей Полиса «заразила» их цивилизации вирусом деймосов, погрузив во мрак все земли и страны, кроме своей собственной и приведя к появлению как безжалостного киберпанка, так и дикарей-гопарей. Хм, это точно не было ОСОЗНАННЫМ и ЗАПЛАНИРОВАННЫМ шагом для тех, кто, помимо всего прочего, наделён даром пророчества? Что-то холодок по коже пробежал…

***

8.

Отчего таким я тебя не знал?

Можешь быть серьёзен и лукав.

Кто тебе сказал, ну кто тебе сказал,

Кто придумал не пришить звезде рукав?

Гениально! Просто и гениально!

ЭксББ

***

Что ж, последний шанс, последняя надежда. Может быть, интересные идеи? Яркий полёт мысли? Такое бывает и в достаточно забагованных сеттингах… Но и здесь меня ждала неудача. Уровень местных идей – схема с воскрешением Феликса.

Знаете, я готов допускать крестражи и филактерии. Потому как «очень сильное колдунство» Но флешка? Ачётакова, если душа, личность, магический дар – всего лишь электромагнитная волна, а на непрерывность сознания и вообще сознание нам плевать? Сколько твердили миру, мол, это уже не тот человек! Тот — помер! Это только его копия! А тут это не просто безразлично, главное – это «гениально просто»! Не супертехнологический прорыв, не странный выверт в духе гамбита, а «просто»! Тогда уж записывали бы всё человечество, как в «Мартовском ветре». На терабайтник, думаю, влезет как раз. Я уже молчу о всех тех последствиях, которые это «просто» влечёт. Том Риддл почему с тех же крестражей плевался? Мол, с точки зрения Запрета Мерлина эта штука — техническое устройство. Копию личности создаёт – да. Но мало того, что именно копию, допустим даже душа «прицепится»... Так реальный магический потенциал не передаётся! Там защита от копирования... А тут всё так просто, но додумался почему-то только Феликс, хотя все правительства всех стран спят и видят, как бы им создать собственные армии колдунов! Сделайте армию непобедимых Тайгеров, как в цикле про Иеро Дистина! А, так нельзя, уникальность человека гарантируется его телом сновидения… Так, выходит, оно и есть душа? Или её вместилище? Ну тогда… подправьте там в файлике маленько кой-чего... И убийство больше не грех! Ачетакова, нового человека, если что, запрограммируем. А под гипофизом там, наверное, разъёмчик встроен...

Поймите правильно, я ведь не про то, что такого быть вообще не должно. Я помню и Чёрных Колокольников, и ещё много что. Но никто не подавал это как «просто»! Да это не «просто», это под видом гениального в своей изящной простоте плана человека, достаточно умного, чтобы увидеть неочевидное решение задачи, выдвигается возмутительная чушь. Кстати, кое-кто поинтересовался у Аметила, мол, а с чего ты вообще взял, что какой-то неизвестный деймос, сказав тебе, что он — твой воскресший учитель, банально не обманул тебя? И вы знаете, тому показалось, что это ещё одна очень оригинальная и неочевидная мысль!

***

9.

Я гляжу ей вслед:

Ничего в ней нет.

Л. Ошанин, «А у нас во дворе есть девчонка одна»

***

Ну что, что я ещё забыл? За что ещё книгу можно ценить? Философские размышления? Простите, они тоже слишком сильно завязаны на фантдопущения. Тогда может быть, важен сюжет? Нет, он постоянно скачет. Детективная линия? Но она нарушает «правило китайца», уж извините. Читатель не может просчитывать ходы в мире, законы которого ему неизвестны. Зато никаких чудес в финале. Что, не было понятно, что хорошие победят? Было. Произошло ли это интересно? Нет. Какая-нибудь ценная информация о чём-нибудь? Но о чём? История – альтернативна, значит, на факты о культуре полагаться не стоит. Технологии – альтернативны. Политика, экономика – есть, но как бы не настолько в фокусе... Тема мигрантов – близка, но, опять же, никакого завершения не получает. Разве что – разве что! – пантеон античных божеств. И то – не вызывает доверия. Что, мы не знаем, кем были старый греховодник Зевс и его олимпийская компания? Что в этом пантеоне уникального-то? Чего не было ни у кельтов, ни у германцев, ни у славян, ни у индусов, ни у ацтеков, ни у японцев? Культурные экскурсы? Слишком сильно пренебрежение ко всему «не нашему». Притом эстетика не забивает всё остальное, а просто присутствует легким флером. Всё равно, что, пардон, толстая беззубая проститутка, подобравшая достойный парфюм. Допущение, подобно третьему кадавру профессора Выбегалло, сожрало всё хорошее, что в книге могло быть, а потом закуклилось, остановив время. Хм, не о том же ли мечтал и Фобетор? Выходит, что он всё-таки одержал победу над своими же создателями?

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед чтением заключительного тома я перечитала предыдущие — и это был правильный выбор. Семь лет между третьим и четвёртым томом — немалый срок, а для понимания финальной книги важно помнить многие казалось бы несущественные детали и встречи.

Это странный цикл, у него своя обрывочная манера повествования и способ ведения сюжета. Меня изначально поражало, что события «в настоящем» с участием номинального главного героя (рассказанные от первого лица) далеко не так интересны и динамичны, как многочисленные флешбэки или побочные линии с участием второстепенных персонажей.

Похоже, теперь я могу это объяснить. Дело в том, что здесь нет главного героя в привычном понимании этого слова. Мэтт — он скорее катализатор событий, друг, знакомый и соперник многих важных для этой истории персонажей. О, он безусловно играет свою роль, но куда больше это история Феликса (дэймос, который ради достижения свой цели и своих планов перешагнул через собственные страдания и смерть), Тайгера (который собственноручно сжёг свой тёмный потенциал и взял на себя роль атланта, удерживающего на плечах Полис) или Герарда (талантливого оракула с необычным котом-помощником).

Это странный мир, в котором слишком возвеличивается уникальность Полиса и сгущаются краски в описании других стран-мегаполисов. Мир, в котором продвинутые биотехнологии и кибернетика соседствуют с погружениями в мир снов, существованием там архетипов (тех же богов) — реальных и не реальных одновременно. Мир, в котором противостояние происходит между высокотехнологичной цивилизацией и древним сновидящим, научившимся отчасти подчинять себе время и возомнившим себя богом.

Обилие флешбэков и побочных линий может показаться избыточным, но именно через них к финалу истории собирается вся картина происходящего, нарастает масштаб и наконец происходит главное сражение. Так что четвёртая книга в полной мере оправдывает свою роль завершения истории, не забывая ни про одно повешенное ранее «ружьё».

Из запомнившегося — картины хаоса и войны, прорывающиеся в соседних с Полисом краях, а затем и в самом Полисе (они снимают часть идеального лоска, делая декорации более живыми и эмоционально близкими). Ещё из запомнившегося — осада города в пустыне, когда линия одного усталого копа обрела неожиданно пронзительную (но не грустную) кульминацию. Ну и само сражение в храме времени — масштаб и соединение стольких устремлений и сил в одной точке.

Вместо итога. У авторов на этот раз получился странный цикл с нелинейным повествованием, упорным идеализированием Полиса и обилием уникальных персонажей. Но в то же время это законченная история с необычным миром и запоминающимися героями, обладающая своим шармом и выбравшая в качестве одной из декораций странный, изменчивый, непознаваемый мир снов. Этот цикл в итоге не так сильно понравился, как мог бы, но уж точно запомнился.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, авторы не смогли вытянуть окончание цикла. Сюжет провисает, плавает, лихорадочно связывается огромное количество болтающихся концов, повествование мечется от одного героя к другому, скатывается в понятный только авторам сумбур. В итоге дожимал книгу через силу. Складывается ощущение, что последние главы дописывались в спешке и суматохе. Завязка цикла была очень вкусна и хороша, но вот развязка…Жаль.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец то этот цикл закончен, самый слабый цикл Пехова, в котором описаний различных мест и окружения героев больше чем самого сюжета, думаю цикл понравится тем кому интересно читать страницу о том как выглядит улица по которой идет герой, а потом идет всего 2-3 абзаца по сюжету, а затем опять страница описаний комнаты куда зашел герой с улицы т.д., есть, конечно, интересные главы, где разворачивается действие, но таких всего 2-3 в каждой книге

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга Алексея , которую дочитал с огромным трудом . Весь цикл оцениваю как самый слабый у автора, но эта книга, увы, оказалась даже слабее предыдущих

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх