fantlab ru

Эстель Фай «Вендиго»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.32
Оценок:
38
Моя оценка:
-

подробнее

Вендиго

Widjigo

Роман, год

Аннотация:

В 1793 году Жан Вердье, молодой офицер Республики, отправлен со своим отрядом к побережью Бретани, где они должны арестовать аристократа Жюстиньена де Салера, прячущегося в развалинах старой крепости. Когда солдаты добираются до ее самой высокой башни, Жюстиньен соглашается сдаться при одном условии: перед арестом Жан должен выслушать его историю. Историю о кораблекрушении у берегов Ньюфаундленда сорок лет назад, историю о холоде, упадке, и о том, как одиночество и голод призывают монстров. Монстров, которые ходят по этой земле до сих пор...

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Вендиго
2025 г.

Аудиокниги:

Вендиго
2025 г.

Издания на иностранных языках:

Widjigo
2021 г.
(французский)

страница всех изданий (3 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Захотелось мне теплым летним днём почитать что-нибудь страшное, и мой выбор пал на роман «Вендиго» неизвестного мне автора Эстель Фай. В первую очередь роман привлек меня отсылками к индейской мифологии, но получилось ли у романа стать для меня страшным, поговорим далее.

Первое, что бросается в глаза при прочтении – это стилизация под приключенческую прозу XVIII-XIX веков. По композиции роман представляет собой рассказ в рассказе. На первом плане Франция, Нижняя Бретань, 1793 год. Гремит Великая французская революция. Молодого офицера Республики Жана Вердье отправляют арестовать и привести на суд маркиза Жюстиньена. Маркиз просит Вердье выслушать его историю, произошедшую сорок лет назад в Ньюфаундленде. Эти события перевернули жизнь Жюстиньена, после чего он буквально стал совсем другим человеком. Во время путешествия корабль, на котором путешествовал маркиз, попал в шторм, обернувшийся кораблекрушением. Выжила лишь небольшая разношёрстная группка людей. На этом злоключения выживших не закончились: один за другим они стали загадочным образом погибать. Что же послужило причиной этих смертей – кровожадный монстр из мифологии местных аборигенов или неизвестный убийца-человек, притаившийся среди выживших?

Стилизация романа явно пошла ему на пользу. Автор гармонично вплетает в сюжет множество исторических деталей, вроде описания одежды и обычаев людей того времени. Сюжет разворачивается довольно неторопливо, постепенно нагнетая мрачную атмосферу. Выжившие не понимают, кто или что убивает их одного за другим, и это порождает подозрительность и недоверие. Персонажи получились колоритными, но недостаточно глубокими. Любому из них довольно сложно сопереживать, т.к. найти среди них по-настоящему положительного непросто.

Довольно долгое время я терялся в догадках, существует ли монстр на самом деле, или все происходящее – результат массового помешательства. И вот этот элемент получился у автора отлично. К сожалению, Фай не стала останавливаться на этом, решив рассказать нам подробнее о прошлом героев. Вышло довольно нудно. Прибавим к этому подробное описание снов персонажей, долгие и утомительные переходы между стоянками и не менее долгие периоды отдыха. Все это сделало роман чрезвычайно растянутым и убило всякую динамику. Нужная атмосфера в хорроре – это всегда хорошо, но помимо этого должны быть и активные действия. К сожалению, выдержать баланс у автора не получилось.

В романе довольно много элементов, призванных напугать. Главный герой боится надвигающегося безумия, предательства, заговора, аборигенов и многого другого. По отдельности это смотрелось бы довольно неплохо, но все вместе создаёт ощущение аляповатости. Фай будто бы пытается нащупать что-то, что будет пугать любого читателя, но с задачей справляется плохо. И это моя основная претензия к роману – он не страшный. Кровавый? Да. Атмосферный? Тоже да. Но вот страшным назвать его не получается.

На мой взгляд, правильнее было бы позиционировать роман как приключенческую мистику. Вот тут все элементы на месте. Он не пугает страшным монстром из легенд, а скорее показывает нам потаённые стороны человеческой души, таящиеся на задворках сознания и раскрывающиеся лишь в моменты настоящей опасности. Стоит лишь покинуть зону комфорта, как налет цивилизованности быстро слетает с большинства людей. Навязанные нормы морали не выдерживают столкновения с нечеловеческими дикими условиями. Это показал ещё Уильям Голдинг в своем «Повелителе мух». Многие люди скрывают своих внутренних демонов, которые выходят наружу в мгновения предельного стресса.

Итог: «Вендиго» – довольно неспешная атмосферная книга, которая скорее всего не напугает вас, но даст несколько часов довольно напряжённого чтения. Подкупает внимание автора к историческим деталям. История выживания, рассказанная на фоне кровавой революции, звучит сильно. Однако для того, чтобы стать выдающимся романом, «Вендиго» не хватило самого духа хоррора и динамики.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во времена, когда жанр хоррора стремится к зрелищности и гиперреалистичному ужасу, роман Эстель Фай «Вендиго» неожиданно идёт в обратном направлении. Это не история про чудовище, выпрыгивающее из тьмы. Это рассказ о тени, которая медленно ползёт по стенам памяти, гнездится в недосказанностях. Кому-то покажется, что в этой книге ничего не происходит. Но это не совсем так. Просто «происходящее» здесь случается внутри, внутри персонажей, внутри самой формы.

С первых страниц Фай погружает нас в гнетущую обстановку. Атмосфера безупречная. Сюжет размытый. Повествование сдержанное, почти монотонное, что для одних окажется гипнотическим, а для других утомительным.

Фай изящно выстраивает декорации, как в Бретани, так и в лесах Ньюфаундленда. В лучших моментах «Вендиго», кажется, что вот-вот почувствуешь вкус морской соли на губах или тот самый сладковатый запах, который преследовал главного героя на протяжении всего повествования.

Но если вы пришли сюда ради мифа о вендиго, будьте готовы к тому, что он здесь лишь тень, аллюзия. Речь идёт не столько о североамериканском духе, сколько о метафоре: инстинкте выживания, способного разрушить личность; подавлении страхов, вытесняемой вине и той черте, за которой человек перестаёт быть человеком.

Самая большая претензия к роману — «мертвые» персонажи. Здесь почти нет психологической глубины в привычном смысле. Возможно, это сознательный приём. Но именно поэтому эмоциональная вовлечённость в текст часто подменяется интеллектуальной дистанцией. Ты не сочувствуешь, ты анализируешь.

Уровень абстракции в книге велик, и если вы не настроены «распаковывать» слои метафор, вы рискуете просто заскучать.

«Вендиго» — это, безусловно, попытка выйти за пределы жанра, превратить готический триллер в философскую аллегорию. Эстель Фай явно стремилась рассказать не о чудовище из леса, а о чудовище внутри: о человеческой природе, алчности, нравственном голоде. Но, при всей амбициозности замысла, реализация оставляет ощущение непроработанности.

Философские идеи и образность есть, а глубина скорее заявлена, но не раскрыта. Метафора мощная, но не продуманная до конца. Персонажи остаются тенями, диалоги формальными, а миф слишком расплывчатым, чтобы стать по-настоящему пугающим или пронзительным.

В результате перед нами не столько философская притча, сколько черновик её идеи. Эстетически оформленный, атмосферно убедительный, но внутренне пустоватый. И хотя «Вендиго» несомненно найдёт своих ценителей — особенно среди любителей готической формы и литературных аллюзий, а у тех, кто ищет эмоциональной глубины или интеллектуальной ясности, книга может вызвать лишь сдержанное недоумение.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман не оправдал моих ожиданий — он скорее депрессивный, чем по настоящему пугающий и страшный. Очень жаль — тема богатая и слабо раскрытая в литературе ужасов до сих пор — Америка начала 18 века. Однако, книга читается достаточно бойко и в качестве чтения на один день вполне сойдёт. За творчеством автора стоит последить

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый опубликованный на русском роман французской писательницы Эстель Фай, но далеко не первый, ею написанный. На мой взгляд, владей Эстель писательским мастерством немного больше, хороший получился бы роман. Но, к сожалению, при хорошей задумке исполнение оставляет желать лучшего. И дело не в переводе. Милана Ковалькова переводит здорово, один «Оникромос» Матушека чего стоит. Просто сам язык повествования беден, нет там никаких цепляющих описаний Ньюфаундленда, нет особой атмосферы, весь роман Эстель называет главного героя «молодым дворянином», что начинает неприятно бросаться в глаза, путается в количестве героев, выброшенных на берег: то англичанин Берроу есть, то, когда герои голосуют, в какую сторону идти, его уже нет. Благо дело, постепенно героев становится меньше, и Эстель Фай становится проще. Герои действительно плоские, странный мальчик Габриэль особо никого и не напрягает, пока не случается то, что можно прятать под спойлер, главный герой алкоголик, остальные слишком быстро умирают, чтобы о них было что вспомнить. Буквально в двух страницах в конце Эстель вываливает на читателя все грешки и тайны героев, ведя довольно скучное путешествие от стоянки к стоянке, добавив пару волков и щепотку мистики.

Хотелось бы написать что-то хорошее о романе, но кроме потенциально интересной истории, отметить нечего . Понравится непритязательному читателю, которому нравится лёгкое чтение и тексты, не задерживающиеся надолго в памяти по прочтении. Этакая жвачка, претендующая на «атмосферный хоррор в исторических декорациях».

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока читал «Вендиго» Эстель Фай, испытывал неподдельный страх. Страх, что местный вендиго окажется лишь метафорой, и я зря потрачу время на ничем не примечательный детектив. К счастью, мистика в романе действительно есть, и я потратил время на ничем не примечательный ужастик.

Начинается сюжет в 1793 году, когда молодой офицер Жан Вердье вместе с небольшим отрядом солдат отправляется арестовывать маркиза Жюстиньена де Салера. Тот, однако, арестовываться не спешит и предлагает сделку: сначала Жан выслушает историю маркиза, а затем уже они пойдут куда следует. Вердье соглашается и сюжет прыгает на сорок лет назад. Но всего на одну главу, потому что сразу после неё следует скачок ещё на месяц в прошлое. Подобное могло быть удачным ходом, если бы в сюжете не было персонажа-нарратора. Но у нас тут рассказ в рассказе, и два прыжка во времени подряд выбивают читателя из погружения. Сложно представить, что кто-то будет рассказывать свою историю с финальной сцены, а потом делать резкий переход к тому, с чего всё началось. Это же явно рассчитано на читателя. Ну ладно, Жюстиньен наконец подступился к своей истории с нужного места.

В 1754 году де Салер в составе небольшого отряда отправился в Америку, чтобы выяснить что стало с участниками пропавшей там некоторое время назад экспедиции. Путешествие Жюстиньена не задалось сразу: корабль попадает в шторм и терпит крушение, выживает меньше десятка человек, которым до конца романа предстоит бродить по диким лесам Америки. Выжившие, при этом, будут по очереди погибать, а сюжет станет вести себя как детектив в стиле «Десяти негритят» Агаты Кристи. И лишь в конце он перекрутится несколькими неожиданными поворотами, и попытается притвориться хоррором.

Главный плюс книги – она короткая. Благодаря этому однообразные тоскливые блуждания по унылому лесу не успевают надоесть совсем уж сильно. Ещё меня повеселили неожиданные повороты в финале, хотя применительно к хоррору подобное, как будто, не очень хорошо, но я запишу это в список положительного. Ну и плюсом стало появление самого вендиго, пусть и уделено ему полторы сцены, а мифологии вопроса автор касается очень поверхностно. На этом с плюсами у меня всё.

Зато в минусы можно записать всё остальное. Атмосферы хоррора я не почувствовал, а декорации леса использованы не в полной мере. «Ритуал» Адама Нэвилла в этом плане стоит на две головы выше. Дух эпохи показан слабо. После «Голоса ночной птицы» Роберта Маккаммона «Вендиго» Эстель Фай уже не получается воспринимать серьёзно. Глубоко прописанных персонажей нет. Вместо этого есть очень ненадёжный рассказчик, который сам по себе неплох, но из-за него возникают проблемы в сюжете и логике происходящего. Кстати об этом. В сюжете много неувязок, начиная с мелочей:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как Жан в финале узнал Пенни, если никогда её не видел? Он же только слышал её описание сорокалетней давности и думал, что она давно мертва.

и заканчивая глобальными вещами:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

тот факт, что все участники экспедиции связаны общим прошлым, но не знают об этом, – это ещё ладно. Но количество удачных и не очень совпадений в сюжете какое-то запредельное, а финал романа оказывается довольно смазанным и не проясняющим ради чего всё это было. И ненадёжный рассказчик только добавляет неразберихи.

В целом, роман не особо впечатляет ни как детектив, ни уж тем более как хоррор. Можете пропустить и ничего не потеряете.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, это — детективный триллер, пополам с мистикой. От «хоррора», опять же, как мне кажется, здесь только небольшие элементы. Да, я согласен с автором предыдущего отзыва, роман, скорее, мрачный и унылый, а не страшный.

Ну, как говорится: «начали «За здравие», а закончили «За упокой». Отличная завязка истории — мне очень нравятся подобного рода исторические «ужасы», с фольклорными мотивами. Очень многообещающее начало: подготовка экспедиции в дикие леса на холодном острове, с целью поиска следов другой пропавшей экспедиции. А, название, какое громкое!

Да, в первой трети книги и саспенс присутствует. И, атмосфера сгушающегося зла, безнадёжности, ожидания кровавой развязки в финале, всё это присутствует. Но, вот, далее, по мере приближения к концу книги, сюжет становится всё запутаннее, а, вместе с тем, скучнее.

И, прочитав роман полностью, понимаешь, что это — не книга «по-мотивам» Э. Блэквуда и его, на мой взгляд, эталонного «Вендиго». Даже и не похожая на «Проклятие Вендиго» Р. Янси, тоже, по-моему, неплохо раскрывающего тему этого фольклорного монстра. Нет.

Это — классический «герметичный детектив». И, самое близкое по сходству сюжета произведение — «Десять негритят» А. Кристи. Вот так, неожиданно.

Есть сильные стороны:

— Мне понравилась общая унылая атмосфера книги.

— Понравилось мрачное описание северной природы.

— Группа героев, хотя, и в стандартном шаблонном наборе, но, по-моему, персонажи получились психологически интересные, и, по-своему, яркие.

Но, всё это, в основном, проявляется в начале романа. А, чем дальше (да, точно: «чем дальше в лес, тем больше партизан»), тем книга становится более странной и непонятной:

— Ну, зачем усложнять роман второй сюжетной линией, где события происходят во Франции, сорок лет спустя? По-моему, она, вообще, лишняя, и, только мешает погружению с атмосферу книги. Нет, может быть, это и неплохой классический прием, начать произведение с воспоминаний героя о случае из своей молодости, но, зачем эти постоянные вставки, прыжки во времени?

- Огромное количество притянутых «за уши моментов». Зачем, опять же, городить такую сложную конструкцию? Ну, не сработает она! (Да, как и не должна она была бы, сработать в аналогичном сюжете про «десятерых негритят» Кристи!) Слишком большое количество удачных совпадений, случайностей, складывающихся в единое целое.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вообще, никак не могу понять, какой смысл из частого желания мести, собирать целую группу из людей, жаждущих правосудия и тех, кто должен ответить за свои поступки, и везти эту компанию на край света?! А, способ свершения правосудия? Ну, почему, такой странный и дикий?

- Вендиго. Да, с одной стороны, автор не стала делать ставший уже классическим, но, по-моему, абсурдным и нелепым, образ монстра, в виде, какого-то, громадного и худого скелета, с рогатым лосиным черепом вместо головы. А, взяла за основу «вендиго», именно, как бестелесного духа голода, одиночества и зла, способного вселиться в свою жертву. Да, на мой взгляд, это — интересный ход. Но...

А, зачем, вообще, в этой сюжетной линии, именно, «Вендиго»? Этот, монстр, дух, нечто из индейских преданий, пришит к основной истории «белыми нитками». Как-то, не подошли у писательницы кусочки мозаики друг к другу. Не вышло целостной картины.

Ну и финал разочаровал.

Слишком сложно, неестественно, неуклюже всё вышло. Шли, шли и дошли... Куда, зачем?

Нет, в конце есть попытка автора объяснить и обосновать логику произошедшей давно истории... Но, повторюсь, целостной и гармоничной картины не получилось.

Ну, прочитал, да, без усилий, роман небольшой, перевод неплохой, читается книга легко и быстро.

Только, ожиданий моих роман совсем не оправдал. Жаль, тема «вендиго» многогранная и интересная.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

С особым нетерпением ждал выхода этой книги.

Исторические ужасы — разве это не круто? А тут и еще и автор французский, а я к ним питаю особую, нежнейшую любовь.

Но…

«Вендиго» не оправдал возложенных на него надежд на все 100%. Причем, я затрудняюсь сказать, что именно не позволило мне поставить книге максимальный балл. Скорее всего, отсутствие большей напряженности в действии, остроты.

Как раз-таки финал, о котором говорили, что он понравится далеко не всем, меня полностью устроил, как и неожиданный сюрприз, припасенный автором, и тщательно оберегаемый им практически до самых последних строчек. Честно, догадаться что к чему, я не сумел.

Не могу не сказать и про параллели, проводимые между книгой Эстель Фай и небезызвестным романом леди Агаты. Ну не знаю, я до конца не догадывался, что к чему. Даже все эти «притянутые за уши моменты», о которых говорилось ниже, не шептали мне настойчиво: «Не жди того, чьего появления воочию ты ждешь». Я этих моментов попросту не замечал. Быть может поэтому книга мне понравилась гораздо больше, чем другим рецензентам.

Полностью соглашусь с тем, что удалась общая атмосфера книга, описания природы и персонажи, причем все без исключения.

А сюжет все-таки нетривиальный, и уже за это можно поставить не меньше 8 баллов.

Итог: 8 из 10.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх