Леонид Юзефович «Путь посла. Русский посольский обычай. Обиход. Этикет. Церемониал»
Научно-популярный труд известного историка и прозаика об отечественном дипломатическом этикете конца XV — первой половины XVII вв. Книга примечательна не только обилием фактографии, но и тем, что учёный сумел собрать воедино, классифицировать, проанализировать нормы, которые в течение двух с лишним столетий существовали исключительно в устной традиции. Воссозданный автором мир русского дипломатического этикета давно прошедших времён тем интереснее изучать, что описываемые события поразительно рифмуются с современностью.
страница всех изданий (1 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 9 октября 2025 г.
Послы, посланники, гонцы
Здравствуй... те посол,
Садись за стол.
Нам, чье представление о посольской работе солянка сборная из филатовского царя, с вопросами к послу, вроде: «как у вас там ходят бабы, в панталонах али без?»; из незадачливого шведа, что прибыл требовать «Кемску волость» и потерял орден в объятиях принимающей стороны; из народного стишка «с милым рай и в шалаше, если милый атташе»; и наложенных поверх всего кадров из «ТАСС уполномочен заявить» — нам, вроде бы, и хватает. Где мы, а где весь этот дипкорпус, расписавшийся в бессилии — сильная дипломатия не допускает войн. Тем более, рассказ о русском посольском обычае допетровских: с конца XV по начало XVII веков. Нам это надо? Нам это надо!
Потому что написал человек, чей талант отмечен главными отечественными литературными премиями, а выбор между лучшим писателем и нонеймом очевиден (и да, можете называть меня снобкой). Потому что Леонид Юзефович историк, и эта книга не научпоп, но полноценное историческое исследование, скрупулезное по наполнению и увлекательное по исполнению. Потому что позволяет воочию увидеть этикет и церемониал посольского обычая, взглянув сквозь его призму на жизнь предков, понять многое о нас в дне сегодняшнем. Потому что жизнь каждого — в сути «Путь посла»
Почему именно этот период? Конец пятнадцатого века — время окончательного выхода России из-под власти Золотой орды и появления ее на мировой арене в качестве самостоятельного государства. Именно к этому промежутку времени относится спешное, за несколько десятилетий, становление посольского обихода, который у большинства европейских стран оттачивался с XI века. И, с одной стороны это явление прежде незнаемого игрока на мировой арене, необходимость поставить себя определенным образом; с другой — отсутствие какого бы то ни было письменного регламента, принятого лишь во времена Петровских реформ. Все изустное, восстановленное из обломков и обмолвок, но при этом удивительно целостная картина с мириадами нюансов.
Книга в девяти главах начинается оговариванием предварительных условий. Читатель должен усвоить разницу в восприятии власти между «тогда» и «теперь». Для человека Средневековья власть государя была продолжением Божьего промысла, и все правители, поставленные над своими землями — братьями, осуществляющими его волю. Потому вопрос о братстве-сестринстве был не праздным, и когда Иван Грозный обращается к Елизавете I, называя ее сестрой, к кровному родству это не имеет отношения, но означает родство во власти. К слову, шведской королевской династии Ваза — Швеция вышла тогда из-под датского протектората, московские государи в «братстве» отказывали, не считая «скототорговца» ровней себе, ведущим род от Рюриков.
Далее, мы узнаем о разнице между послом, посланником и гонцом: посол, на момент исполнения миссии — полномочный представитель, аватар пославшего его правителя, путешествовал в сопровождении 300-400 человек (ага, целое войско), с посланником, рангом и полномочиями ниже, следовала сотня, а с гонцом ехало человек двадцать Последний вез грамоту, содержания которой не знал, в то время, как посол не только излагал предложения своей стороны но должен был аргументированно отстаивать ее позицию. Такие толпы народу в сопровождении были необходимостью того непростого времени — лишь так можно было обеспечить безопасность. Много интересного и поучительного (и печального) о нападении, убийствах, издевательствах и пытках послов.
Как добирались от границы до Москвы. На кого была возложена обязанность снабжать весь этот люд продовольствием, чем и в каких количествах кормили. Как обстояло дело в самой Москве, как переодевались и на каких лошадей пересаживались при въезде, где размещали, как снабжали, что дарили, какие подарки были стандартными (от нас пушнина, например, но ни в коем случае не шубы — одежду мог дарить сюзерен вассалу, равный равному не мог). Кстати, о дарах и значениях слов: «дар» — перевернутое «яд», и к даримому относились не без опаски; подарки тогда назывались «поминками» (совсем другое сейчас значение, да?) Кто такие были «приставы» — приставленные к посольским местные, в чьи обязанности входило следить за регламентом и пресекать попытки шпионажа. А поцелуй — пожелание «по-целу», целым и невредимым быть. А рынды, которые сегодня что-то флотское — это были отроки с церемониальным оружием, сопровождавшие государя на аудиенциях, в белом, в противоположность пестроте боярских одежд, символизировали архангелов у божьего престола.
Поймала себя на мысли, что того, чем немедленно хочется поделиться после прослушивания — а я слушала, «Путь посла» вышел аудиокнигой, начитанной Юрием Новиковым — что этого много, но совершенно нереально. Любой ридерс дайджест, даже самый уважительный и осмысленный — всего лишь тень, бледное подобие оригинального произведения, с которым лучше познакомиться самостоятельно. И вы это можете.