Владимир Рыбин «Здравствуй, Галактика!»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Производственное
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Люди отправляли для облёта галактического центра роботов. И всё было бы в порядке, если бы не проблемы с памятью роботов. Тогда люди со своей жаждой познания сами отправляются к центру галактики, где их ждут неожиданные открытия.
Впервые: В. Рыбин. Здравствуй, Галактика!: Научно-фантастический рассказ / Рис. Г. Бойко, И. Шалито // Техника – молодежи, 1977, №7 – с. 46-49.
Входит в:
— журнал «Техника-молодежи 1977'07», 1977 г.
— сборник «Здравствуй, Галактика!», 1981 г.
— сборник «Не бойся зверя», 1994 г.
Похожие произведения:
страница всех изданий (4 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Массаракш, 14 июня 2025 г.
Она была мулатка, у неё были «мягкие и округлые плечи», и она столь прекрасно декламировала стихи, что рассказчик тут же решил отправиться вместе с ней в космическую экспедицию. Вот так, на живца, будут вербовать экипажи космолётов в будущем.
А куда летим-то? «Предстояло вонзиться в звездную кашу и сделать один виток, подобно комете обогнув центр Галактики». Нет-нет, не всю, всего лишь центр. В прошлом месяце роботы уже летали, так что это несложно и много времени не займёт. Следует только аккуратнее проходить виражи, чтобы «ненароком совсем не выскочить из своей Галактики».
Однако насладиться межзвёздным дрифтом экипажу не суждено: корабельный мозг велит всем лечь в спячку, а программу экспедиции он и сам выполнит. На растерянный вопрос: «А зачем же мы тогда полетели?» невразумительно отвечает: «Не выдержите нервного напряжения». Пожав плечами, команда отправляется спать, и на вахте остаётся только наш рассказчик.
Тут-то и начинается самое интересное – временные петли с непременным парадоксом двойников. Ну, как интересное...
Все парадоксы сводятся к усиленной беготне туда-сюда по кораблю: наш рассказчик преследует одного дубля, сзади мельтешит другой, а третий в это время страстно целует заспанную прекрасную мулатку с мягкими плечами. Никто ничего не понимает, оживлённая суета, как в фильмах с Чарли Чаплиным. Если двойника удаётся настичь, то происходит разговор: «Ты иди налево, а я направо. Встретимся возле рубки. Знаешь, где она?» – «Я всё знаю…» – «Хвастун». – «Сам хвастун». Чтобы придать этим пионерским диалогам брутальности, рассказчик то и дело выхватывает из кобуры «ППП – пистолет-преобразователь поля», демонстрируя читателю, что на самом деле всё по-серьёзному.
Впрочем, дело, не в самой беготне, а в вопросе: зачем она? А низачем, просто так. Прикольно же! На сюжет рассказа временные петли никакого влияния не оказывают за полным его, сюжета, отсутствием. Двойники как возникли, так и исчезают, корабль летит куда-то дальше, и корабельный мозг глубокомысленно сообщает: «Это был параллакс времени и пространства». Он очень умный, этот мозг, и любит красивые учёные слова.
Но единственного учёного слова «параллакс» всё же маловато, поэтому автор щедро подсыпает многомудрой философии. Наш рассказчик размышляет: «Живя в мире, где все имеет начало и конец, мы невольно отсекаем себя от безвременности, ставим её за грань разумного... Беспространственность и безвременность – это ведь не что иное, как вечность и бесконечность...» И много ещё такого, вселенского. Чего только в голову не взбредёт в минуты расслабления, когда не нужно больше гоняться с пистолетом-преобразователем за своими двойниками.
Ну и главный приз за пережитое во временной петле – мулатка. «Ариа! – сказал я, подходя к ней. – Сокровище мое… Торжество многократное сновидений и звёзд…» Какая же мулатка не сдастся герою после таких слов? Да и не всякий мулат устоит. «Она вздохнула прерывисто и обессиленно положила голову мне на грудь».
В общем, рассказ-предостережение: не надо вот так, дурной мухой, кружиться вокруг центра Галактики – можно и на параллакс нарваться, а с ним шутки плохи. Но если уж вас чёрт понёс, то прихватывайте с собой мулаток – лишними не окажутся. Будущим звездоплавателям, так сказать, на заметку.
Error, 2 декабря 2017 г.
Рассказ довольно сносный, но не более того. Возможно автор предыдущего отзыва был под большим впечатлением от своих юнешеских переживаний, но — да простят меня простые читатели, приверженцы и почитатели фантастики, — то врядли этот рассказ заслуживает сравнения с шедевральными «Солярисом» и «Лунной Радугой». В этих произведениях, если откидывать всякую проблематику и сюжетность расстянутые на объёмность текста добротного романа, где можно найти и весьма качественное, дельное, а главное профессиональное (на сколько позваляет предположение, фантазия и знания автора) описание космических миров мирового Пространства. В сравнении с ними, раасказ Рыбина, если не обращать внимание на размер произведения, намного проигрует. К тому же, проблема — то с закальцовкой времени поставлена, на первый взгляд и неплохая ведь. Но вот незадача, автор видимо даже поверхностно не продумывал все детали, и все двойники героя, да и практическое размышления его о происходящем, — что могло бы послужить увеличению текстового тела рассказа, при всём при том могущее превратить его в неплохой психо — триллер с нагнетанием напряжения — вообще отсутствует. Рассказ наполнен простыми телодвижениями героя, проще говоря, беготнёй, или наблюдением, практически отстранённым за, то появлениями, то (непонятно куда?) исчезновениями своих двойников бодурствующего героя. (Кстати говоря, почему экипаж как -то не весьма логично и рационально, не профессионально и нарушая все психологические установки разделился для бодорствования и дежурства на отдельные единицы? В одиночку, подобные дежурства и вахты, не производят. Это явные нарушения техники безопасности Ну только если число экипажа весьма минимально — двое). И подобные телодвижения напомнили мне одно произведение В. Михановского «Око Вселенной», где такая же безтолковщина происходит на корабле.
Название рассказа говорит само за себя, и потому сам автор вторит ему, типа человечество ворвалось (или вырвалось!) в огромные просторы Галактики, и что с этим делать мы просто не представляем. Только как крикнуть от собственной беспомощности перед неизвестным и полным страха, наглости и чувством собственной значимости : «Здравствуй, Галактика! Да, это мы, человечество!» Мы не ведаем, что встретим там, с чем столкнёмся. И словно новорождённые, только явившиеся на свет из материнсой утробы оглашаем Мир и Вселенную своим глупым криком. Если Рыбин и хотел сказать подобное своей недоработкой, не полностью продуманным рассказом, практически отождествив себя с героем, который только и может, что наблюдать и фиксировать происходящее, даже не пытаясь определять, что на самом деле происходит, где логика отказывается действовать подчиняясь эмоциям — то за это респект и уважение автору.
dmsl, 10 марта 2015 г.
Рассказ отлично читался в «Техника — молодёжи» и одноимённом сборнике БСФ. По духу это что-то вроде «Солярис» или «Лунная радуга» в малой форме. Разумеется, для подростков 10-15 лет. Впрочем, только в подростковом возрасте и можно воспринимать приключенческо-фантастическую беллетристику. Не думаю, что он устарел, в нём просто нечему стареть. Дело происходит в неблизком будущем. Дальняя космическая экспедиция попадает в таинственную область пространства с закольцованным временем. Пока экипаж спит в анабиозе, бодрствующий вахтенный внезапно обнаруживает на корабле несколько собственных двойников. За пару суток, пока длятся эффекты завихрения времени, он успевает пережить немалый стресс и усомнится в своём здравом смысле.
Я бы сказал, хороший журнальный экшн с элементами психологического триллера и любовной линией.