Абико Такэмару «8之殺人»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Walles, 8 сентября 2020 г.
»-Какая лекция? О чем ты говоришь?»' — сердито проревел Кедзо.<…>»-Я намерен прочитать лекцию о запертых комнатах в широком смысле этого слова — о том, что Рампо называл «квазизамкнутыми комнатами» и представлю приблизительную классификацию их типов.<…> Рампо в эссе « Классификация уловок» классифицировал три типа, но я делю их на четыре категории.»
8之殺人 — это роман японского юноши Абико Такемару с непереводимой игрой слов. Для себя я отношу такие произведения к жанру «игрушечных» или «кроссвордных» детективов. О какой-то литературности тут говорить не приходится, интерес представляет лишь искусственно созданная загадка с необычным решением. Дословно 8之殺人 означает что-то вроде «Убийства в особняке, похожем на восьмерку», причем цифра «8» произносится на японском точно также, как слово «пчела» («хачи»), что в свою очередь созвучно с названием фабрики Hachisuka Construction, где работал хозяин дома... Книжка является третьим романом, вышедшим в американском издательстве Locked Room International. Предисловие к нему написал легендарный мастер Содзи Симада, и в концовке он подчеркивает интересную вещь — практику так называемого «модульного» использования в творчестве молодых азиатских авторов. Т.е. берется несколько эффектных идей из книг предшественников и все вместе они реализуются как удобные модули в одной собственной работе. Ещё я обратил внимание, что Симада довольно скуп на похвалу в предисловии по отношению к своему протеже, больше сосредоточившись на теоретических вещах и заметках об уходе от школы социального реализма Сэйти Мацумото. Вот такое впечатление роман и вызывает — конспект записей, реализованный в сюжете с как бы герметичной оболочкой. Ну а личность убийцы замаскирована в романе не очень удачно — скажем так, здесь слишком усиленно расставлены акценты на определенные вещи, играющие, напротив, дурную роль для интриги, в связи с чем главный виновник угадывается с большой долей вероятности задолго до финала.
В присутствии двух свидетельниц (одна из них немая студентка, а вторая — её учитель) на втором этаже особняка Кикуо Хатисуки совершено убийство. Стрелой из арбалета (!) застрелен старший сын хозяина, Кикуичиро. Обе женщины в один голос утверждают, что убийца в момент выстрела находился в расположенной на том же этаже комнате, принадлежащей Юсаку Яно, выполняющему роль слуги или наемного работника в семействе Хатисуки. Сам Юсаку в момент убийства крепко спал, закрывшись изнутри в этой самой комнате...
Книжка напичкана немного детским юмором, из которого могу выцепить разве что следующую цитатку как верх проявленного персонажами остроумия (ведь не считать же смешным эпизод со сломанным носом у товарища, ведущего расследование):
«Инспектор Кедзо понял, что Киношита падает вниз так как обратил внимание, что высота его крика снижается из-за эффекта Доплера...».
Как сюжетный ход глуповато выглядит и мгновенно проявленная платоническая влюбленность инспектора по отношению к одной из участниц действия.
Итого: книжка-ребус с исключительно развлекательной начинкой.