Томас Эльзессер «Социальная мобильность и фантастика: немецкое немое кино»
Переработана и дополнена в 2005
Входит в:
— антологию «Фантастическое кино. Эпизод первый», 2006 г.
страница всех изданий (1 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Mr.Feeling, 7 августа 2025 г.
Если кратко, то в этой статье виден главный тезис Эльзессера: немецкое экспрессионистское кино (на примере «Кабинета доктора Калигари») — это не стихийное выражение «немецкой души», а сознательный контркультурный проект («контркино»). Оно создавалось в оппозиции! Социальная мобильность и конфликты Веймарской Германии кристаллизуются в немецком фантастическом кино не как прямое изображение уличных боев или инфляции. Эльзессер демонстрирует, как формальные особенности «Калигари» (множественность перспектив, неясность мотивации, статичность, визуальные повторы) не просто «стиль», а непосредственное воплощение социальных и психологических механизмов отчуждения и вытеснения, характерных для его времени и целевой аудитории. Он переносит анализ с уровня «национальной души» на уровень социальных отношений, позиции зрителя и киноповествовательных стратегий как товара.