Фредрик Джеймисон «Прогресс versus утопия, или Можем ли мы вообразить будущее?»
Политическая функция утопии — демонстрация невозможности вообразить утопию. Эта невозможность обусловлена не индивидуальными ограничениями, а системной идеологической закрытостью (closure) культуры, в которой мы все «заперты».
Science Fiction Studies #27, 1982, pp. 147-5
Входит в:
— сборник «Archaeologies of the Future: The Desire Called Utopia and Other Science Fictions», 2005 г.
— антологию «Фантастическое кино. Эпизод первый», 2006 г.
— антологию «Science Fiction Criticism: An Anthology of Essential Writings», 2017 г.
- /период:
- 2000-е (2), 2010-е (1)
- /языки:
- русский (1), английский (2)
- /перевод:
- А. Горных (1)
страница всех изданий (3 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Mr.Feeling, 7 августа 2025 г.
Центральным парадоксом, описанным в книге является то, что утопия как жанр обретает новую актуальность именно в момент кризиса утопического мышления, когда научная фантастика (НФ) переоткрывает свою утопическую функцию. Это проявляется в текстах Ле Гуин, Расе, Пирси, Дилани, где утопия не цель, а инструмент диагностики. Для аргументации возьму в примеры советскую утопию как симптом. Приводится роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» (1958)как пример попытки изобразить «чистую» коммунистическую утопию. Его описания глобального переустройства (климатические зоны, Спиральная Дорога) вызывают у западного читателя скуку и культурное отторжение.
Кроме того автор статьи рассматривает момент : идеологическая функция vs культурный шок. Советская утопия отражает сталинский тезис о «затухании классовой борьбы» — идеологическая иллюзия. Но для западного читателя она же становится отстранением. Её «простота» обнажает абсурдность общества потребления;
Далее доказывается дистопия как идеология Запада, где «1984» Оруэлла — образец западной дистопической проекции с главным противоречием : технологический тоталитаризм невозможен без свободы мысли, которую он же подавляет. Это идеологический тупик, симметричный советской утопии.
Ну и последним идет доказательство автореферентности утопического текста, ведь как модернистский текст, утопия исследует условия собственной возможности. Автореферентность — смещение фокуса утопии на условия её собственного производства.
То есть по Джеймисону утопия возможна лишь как демонстрация своей невозможности. Её ценность — в разрыве идеологической закрытости, а не в проектах будущего. Тексты Ле Гуин и Стругацких — не описания утопий, а акты рефлексии над границами воображения в условиях позднего капитализма и государственного социализма.