fantlab ru

Фредрик Джеймисон «Прогресс versus утопия, или Можем ли мы вообразить будущее?»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.60
Оценок:
5
Моя оценка:
-

подробнее

Прогресс versus утопия, или Можем ли мы вообразить будущее?

Progress Versus Utopia, or, Can We Imagine the Future?

Статья, год

Аннотация:

Политическая функция утопии — демонстрация невозможности вообразить утопию. Эта невозможность обусловлена не индивидуальными ограничениями, а системной идеологической закрытостью (closure) культуры, в которой мы все «заперты».

Примечание:

Science Fiction Studies #27, 1982, pp. 147-5


Входит в:


Издания: ВСЕ (3)

Фантастическое кино. Эпизод первый
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Archaeologies of the Future: The Desire Called Utopia and Other Science Fictions
2007 г.
(английский)
Science Fiction Criticism: An Anthology of Essential Writings
2017 г.
(английский)

страница всех изданий (3 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Центральным парадоксом, описанным в книге является то, что утопия как жанр обретает новую актуальность именно в момент кризиса утопического мышления, когда научная фантастика (НФ) переоткрывает свою утопическую функцию. Это проявляется в текстах Ле Гуин, Расе, Пирси, Дилани, где утопия не цель, а инструмент диагностики. Для аргументации возьму в примеры советскую утопию как симптом. Приводится роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» (1958)как пример попытки изобразить «чистую» коммунистическую утопию. Его описания глобального переустройства (климатические зоны, Спиральная Дорога) вызывают у западного читателя скуку и культурное отторжение.

Кроме того автор статьи рассматривает момент : идеологическая функция vs культурный шок. Советская утопия отражает сталинский тезис о «затухании классовой борьбы» — идеологическая иллюзия. Но для западного читателя она же становится отстранением. Её «простота» обнажает абсурдность общества потребления;

Далее доказывается дистопия как идеология Запада, где «1984» Оруэлла — образец западной дистопической проекции с главным противоречием : технологический тоталитаризм невозможен без свободы мысли, которую он же подавляет. Это идеологический тупик, симметричный советской утопии.

Ну и последним идет доказательство автореферентности утопического текста, ведь как модернистский текст, утопия исследует условия собственной возможности. Автореферентность — смещение фокуса утопии на условия её собственного производства.

То есть по Джеймисону утопия возможна лишь как демонстрация своей невозможности. Её ценность — в разрыве идеологической закрытости, а не в проектах будущего. Тексты Ле Гуин и Стругацких — не описания утопий, а акты рефлексии над границами воображения в условиях позднего капитализма и государственного социализма.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх