Барри Кит Грант ««Совершенствование чувств»: Разум и визуальное в фантастическом кино»
Кино как визуальная среда принципиально ограничивает когнитивный потенциал научной фантастики, свойственный литературе. Хотя фантастическое кино возможно, его природа тяготеет к зрелищности и телесности, сближаясь с хоррором, а не с философской рефлексией НФ-литературы
Существенно переработанная версия статьи “Looking Upwards: H.G. Wells, Science Fiction and the Cinema.” Literature/Film Quarterly 14, no. 3 (1986): 154-163.
Входит в:
— антологию «Фантастическое кино. Эпизод первый», 2006 г.
страница всех изданий (1 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Mr.Feeling, 7 августа 2025 г.
Самое интересное, что в книге о кино очень здорово сделаны следующие выводы о том, что кино обедняет НФ, сводя её к:
(а) кинетическому восторгу разрушений (катастрофы);
(б) визуальной аттракционности («грудастые героини» вместо идей).
Автор видит спасительное противоядие: фильмы, балансирующие между жанрами (например, «Нечто» Карпентера), где телесность служит метафоре, а не заменяет её.
Сила статьи на мой взгляд в том, что Грант демонстрирует, как технические особенности кино (спецэффекты, работа с пространством) определяют идеологические ограничения жанра. Его анализ предвосхищает современные дискуссии о «эффекте CGI» в блокбастерах.