Ксавье де Монтепен «Трагедии Парижа»
Первая публикация на французском языке в 1875 г., первая публикация на русском языке в 1875 г. в газете «Русский мир» (Санкт-Петербург). В 1876 г. вышло первое книжное издание романа на французском.
Входит в:
страница всех изданий (5 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Konbook, 14 июня 2025 г.
Раскладку по основным персонажам сделал уважаемый Walles, поэтому мне остается только сказать несколько слов о тех впечатлениях, которые после себя роман «Трагедии Парижа».
Для начала следует отметить, что сложно оценивать «Трагедии», как законченный роман. А все потому, что сами по себе «Трагедии» — лишь объемное начало, у которого имеется продолжение под названием «Виконтесса Жермена». Может быть поэтому, все головокружительные интриги, на которые он такой мастер, месье де Монтепен оставил на десерт? Быть может там, парижский паук — барон Филипп де Круа-Дье — в полной мере явит нм свою злодейскую сущность? Судя по развитию сюжета, так, собственно, и должно быть. Этот самый паук плетет свою паутину медленно, и не каждая муха попадает в неё, чтобы там остаться. Да и убирать нежелательных для него лиц барон предпочитает иначе, чем пачкать собственные руки в крови. Нет, исключения, конечно, есть, ну а как иначе?.. И в целом, получается у него весьма и весьма неплохо.
Но несмотря на «устрашающую внешность» паука, у него тоже может найтись враг, который много лет ждал возможности поквитаться со своим обидчиком. Удастся ли противнику барона приставить его к стенке или паук окажется ловчее?..
Хотя повествование весьма ровное, и непредсказуемых поворотов сюжета в нём, по сути нет, читается книга влёт и с интересом. Отсутствие убийств через каждые тридцать страниц компенсируется забавными персонажами и не менее остроумными, под час, диалогами.
Действительно очень хороша вторая часть романа — «Жена барона Вормса». Это и впрямь классический детектив, со всеми из этого вытекающими. Расследование на себя берет Памфил Жобен, молодой сыщик, несостоявшийся в прошлом писатель, персонаж многих книг Монтепена, в частности, «Чревовещателя».
Итог: 8 баллов.
Ну это пока. Допускаю, что, прочитав «Виконтессу Жермену» оценка может вырасти.
Walles, 30 мая 2020 г.
«Трагедии Парижа» -солидная вещь от патриарха французского бульварного романа monsieur де Монтепена. Да, если кто-то писал в те годы о жизни королей и министров, переплетая исторические факты с вымыслом, то господин Монтепен, в свойственной ему манере приглашал посетить мир парижских трущоб и окунуться в водоворот приключений. Кроме того, вся книга — настоящая энциклопедия реальных французских ресторанов давней эпохи, с отдельными кабинетами и изысканными блюдами; а также театров и прочих мест для приятного времяпрепровождения...
Так кто же живет в том чудном мире? Богатый банкир, устраивающий в собственном доме бал масок, куда среди прочих приглашается (не стесняясь присутствия супруги) любовница, одетая в костюм Океаниды, открывающий «две трети груди»... Художник, рисующий эротические картинки к фривольным книжкам и по запаху бальзамических духов на принесенном конверте понимающий от какой женщины пришло послание.... Директриса брачного агентства (и повивальная бабка по совместительству), активно демонстрирующая позорные стороны своего гнусного ремесла.... Молоденькая дочь старого барона, живущая с ним в одном доме и умудрившаяся втайне от отца сохранить свою беременность, а потом столь же незаметно родить ребенка... Нечистоплотный адъютант -гарибальдиец, опасный бретер, в любое время готовый драться на дуэли... А также многие-многие другие люди с далеко не строгой нравственностью из омута развратной жизни Парижа...
Первая половина книги похожа на будуарный роман со многими интригами. Барон Круа Дье -«парижский паук» и сводник плетет свои хитроумные сети. Здесь же активно используется популярный прием бульварной литературы, когда негодяй, натворивший много бед, воскресает под другим именем в следующей главе и незамедлительно приступает к свершению новых пакостей...
Далее автор показывает себя истинным мастером криминального романа, так как большая часть второй книги представляет собой практически классический детектив. Имеются все требуемые для того ингредиенты — таинственное преступление, труп, ограбление и несправедливо обвиненный подозреваемый, брошенный в Консьержери. Можно вспомнить яркий эпизод с сыскным агентом Жобеном, который по отметкам чернил на листке бумаги, изъятым из пальцев трупа, дедуктивным способом восстанавливает в какой именно момент оное письмо было написано. И это при том, что книга вышла за двенадцать лет до знаменитого конан-дойлевского цикла...
Произведение отличается многочисленными флэшбэками, т.е. основное повествование периодически прерывается и автор начинает рассказывать подробную линию из прошлой жизни нового персонажа, введённого в сюжет. Поначалу это отвлекает, но потом выясняется, что в этих отвлечениях есть свои интересные моменты. Также можно отметить, что в сравнении с многими другими книгами автора здесь нет откровенно безумных эскапад и гротескных поворотов. Более того, можно сказать, что большинство из описанных в романе сценок выглядят вполне реально и жизненно...
Несколько тонких афористичных цитат из уст монтепеновских персонажей:
* «Не забавляется ли он тем, что исподтишка производит на свет маленьких граждан»;
* «Сто тысяч годового дохода и Фанни Ламбер, -говорил он себе, -больше мне ничего не нужно»;
* «Недолго гореть свечке, как станешь ее жечь с обоих концов»;
* «Легко быть честным, когда за этой честностью стоят миллионы»;
* «Алина Прадье не без причины слыла гетерой с самой необузданной фантазией»;
* «Почти все молодые девушки обладают задатками сестер милосердия»;
* «Просто невероятно, как расходуются деньги в Париже. А между тем, я трачу очень мало»...
Итого: искрометная приключенческая книга господина де Монтепена. Несмотря ни на что, автор вознаграждает везением тех, кто еще способен исправиться и не окончательно потерял человеческий облик.