Уильям Б. Сибрук «Jungle Ways»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Walles, 2 февраля 2022 г.
«Иногда я слышу вопросы о том, что заставляет меня уходить от асфальтовых дорог и шататься по пустыням и джунглям, на что всегда отвечаю публике: любовь к путешествиям, стремление узнать больше, искренняя симпатия к первобытным людям, а также тщеславное удовольствие видеть свое имя в книгах, лежащих на столах моих друзей. Но все эти прекрасные, справедливые слова пусты, когда я задаю тот же вопрос самому себе и не нахожу на него удовлетворительного ответа...» Уильям Бюлер Сибрук, 1931.
Да, это снова Сибрук (что ж поделать, если он способен обставить любого из многочисленных беллетристов, что пишут выдуманные приключенческие книги, сидя в уютных домашних креслах, изучая чужие страны по справочникам; ведь большинство из них никогда в жизни не пересекали океан...). На сей раз любителя путешествий занесло на берег Слоновой Кости и в Либерию, в компанию к местным дикарским племенам яфуба и гуээрам (причём вторые — самые что ни на есть настоящие каннибалы четвертого типа...). В самом деле, главное отличие этой книги от фантазий штатных «приключенцев» (ну, помимо, общей документальности)- это откровенность, помноженная на те моменты, каковые в художественных произведениях стараются избегать.
Сразу стоит заметить, что не стоит беспокоиться за судьбу мистера Сибрука — с ним будет всё хорошо, а территория, по которой он передвигается (иногда даже на цветастых гамаках с использованием труда местных носильщиков: «под мышкой у него болталась мертвая разделанная древесная крыса»...) уже имела к тому времени французские колониальные пункты. На сей раз в походе самоотверженно и активно участвовала, раздевшись по пояс, первая супруга Сибрука — Кэтрин (в прошлый раз, на Гаити, она также упоминалась, но там девушка вроде как предпочитала отсиживаться в гостинице..). И да, с Катей тоже будет всё хорошо, хотя вождь каннибалов Мон-По вполне серьезно предлагал Сибруку выкупить у того драгоценную супругу... И автор вот уверяет, дескать, последним белым американцем, погибшим в этих краях, был охотник на слонов Андерсен, которого в 1917-м году съели чёрные проводники...
»...она была первой белой женщиной, которую он увидел в жизни. Они оба рассмеялись, пожав друг другу руки, словно затаили между собой какой-то секрет. Мон-По перебирал пальцами пряди её волос, а затем похлопал по нескольким округлым местам, сочетая собачье дружелюбие с очевидным наивным желанием оценить, насколько Кэти упитанна — не в качестве, как можно было заподозрить, кандидатуры для поварского котла, а скорее для своего гарема...».
Вообщем, отдых удаётся на славу -сопровождающий месье Кольбер из французской деревни предлагает гостям лимонад с вермутом; включает грампластинку «Жар-птицы» Стравинского [для истории: в 1924-25-м гг было выпущено аж три издания данного произведения, и все -с разными оркестрами, в формате 78 об/мин.], достает удобные шезлонги...Но, разумеется, без экстравагантных подробностей и здесь не обходится. Тут и жертвоприношения речным богам, местные обычаи, включающие обоеполые обрезания, и рассуждения о природе каннибализма и т д. Сибрук постулирует, что дикари, проповедующие каннибализм, более развиты в физическом и умственном отношении, с самыми красивыми женщинами. Объясняет он это их более активной позицией воинов, побеждающих враждебные племена. В этой связи невозможно не упомянуть самый скандальный эпизод данной книги — тот самый, где автор пробует человеческое мясо и довольно пространно описывает свои сравнительные ощущения. Опять же, не совсем понятен пассаж в Википедии, где данному случаю отводится повышенное внимание. Ни про какого студента из Сорбонны, как там говорится, в тексте я ничего не увидел. Там воообще не говорится об источнике этого мяса и кем был тот человек до того, как попал на вертел. Но факт такой есть, да — мистер Сибрук действительно попробовал человеческое мясо. Будем считать это началом его падения...
Для темы по фантастике: колдунья из джунглей по имени Вамба рассказывает автору свое видение будущего. Забавно, что нечто похожее можно встретить в книгах кого-то из американских фантастов, написанных гораздо позже. Суть в том, что будущее, по её мнению, это не прямая линия, а расходится веерообразно, мириадами альтернативных путей, потенциалов, умножающихся до бесконечности. Эту концепцию веерообразной судьбы она передает с помощью следующей аналогии. Если идти по лесу, впереди столько же направлений, сколько точек компаса, и во всех сторонах человека ждет уже отдельно расписанная, существующая судьба...
Из рецептов по хозяйству: Сибрук готовит гаитянский коктейль «Красный кот» для вождя по имени Огненный Шлем, который перестал удовлетворять своих жён, коих у него тридцать девять — толченые стручки красного перца, горсть сушеных моллюсков, бутылка рома, всё это закупоривается, настаивается сутки на солнце + две таблетки пирамидона и еще кое-что неприличное для вкуса. В итоге — «кишки поджигаются», вкус ужасный — как пишет автор, больше всего его беспокоило, чтоб вождь к утру не отдал концы, но в итоге пред ним предстал «самый счастливый король каннибалов»...
Подводя итог — повествование плотное и насыщенное, позволяющее многое узнать из реальной жизни диких африканских племён; не удивлюсь, если узнаю, что итальянских кинорежиссеров вроде Руджеро Деодато, Умберто Ленци или Лучио Фульчи, творчески вдохновили на фильмы о зомби и каннибалах именно документальные путешествия У.Сибрука.