Митя Вельяминов «Музей героев»
Митя Вельяминов родился в 1988 году, то есть принадлежит к поколению, на детство и отрочество которого выпали «славные» или «лихие» но, безусловно, переломные и очень значимые для российской жизни годы.
«Над пропастью во ржи» Сэлинджера интонационно и психологически очень близко «Музею героев» и многие узнают в них себя. Все комплексы и амбиции подростков в школе и на улице, вся красота и трагедия неприкаянной юности. Панки, неформалы, гопники, криминалитет, наркоманы, молодежные группировки, прочие обитатели социального дна, а также алкоголь, музыка, кино, сложные отношения с миром взрослых, трогательная незащищенность – всё это описано не со стороны, а дано как свидетельство личного опыта миллениала...
страница всех изданий (1 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 15 августа 2025 г.
Давно собирался прочесть эту книгу — неплохая аннотация и, по-моему, рецензию от кого-то из маститых читал.
И вот звезды сложились — скачал книгу, по подписке литрес.
«Когда я вырасту, я и сам однажды упаду с третьего этажа на камни и битое стекло, а однажды меня даже собьет троллейбус – в обоих случаях, невредимый, я встану и продолжу пить. Это увидит мой хороший друг и поразится – но секрет прост, ему меня научил Юра. Каждый раз, когда собираешься выпасть из окна, быть сбитым машиной или избитым до полусмерти, нужно подгадать момент так, чтобы в твоей крови уже была бутылка водки. У меня всегда получалось.»
Грязный реализм. Тем грязнее, что рассказывается про детство. Детство, полное драк, крови и пьяных взрослых.
У Владимира Козлова и Мити Вельяминова разница в возрасте шестнадцать лет. Козлов в «Могилевской трилогии» рассказывает о своем подростковом опыте конце восьмидесятых: Вельяминов — про конец девяностых. Я мог бы рассказать про начало девяностых. Несмотря на географию и эпоху, в России ничего не меняется. Детская жестокость, повальное пьянство, ощущение пустоты.
Читать страшно, но увлекательно.
Ага — на трети текста малолетний гопник-отморозок Митя стремительно и органично превращается в скина. И сразу становится понятным жетон на первой странице с надписью Gott mit uns. А я думаю, к чему он там в книжке про гопников.
Перед нами несложная траектория мальчика из неблагополучной семьи: гопник — скинхед — наркоман.
В принципе, автор честен с читателем, но всё равно, пусть и редко, пытается обелить себя и окружение. И убивать-то мы никогда никого не хотели, а только доминировать на улицах; и вся эта фашистско-скиновская эстетика не более чем мода, а на Гитлера нам наплевать.
Есть и кокетство-позерство. И в МГИМО-то автор поступил, не приходя в сознание, и Сартра с Камю между кражами, махачами и сотрясениями мозга успел прочесть; и пересмотреть весь «итальянский неореализм и французскую новую волну». Чудо-ребенок.
Вообще, в книге автор оговорил себя на несколько пожизненных по американскому законодательству. Ну или на пятнашку по российскому точно.
Да и наличие самой книжки в литресе по нонешним временам удивительно: тут и разжигание межнациональной, и пропаганда веществ.
За честность и шок-контент — девять из десяти. Не читай я до этого Козлова, может и десять было бы.
9(ШОКИРУЮЩЕ)
Аннотацию, конечно, писал фантазёр: и Сэлинджера приплёл, и трогательность с незащищённостью.