Кир Булычев «Сто лет тому вперёд»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век | Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Сосед заболел и оставил ключи от своей квартиры Коле. Забыв только о том, что не запер дверь, за которой находится машина времени. И теперь Коля, побывавший в будущем, спас очень важный прибор, за которым охотятся космические пираты.
Алиса, которая взяла у отца миелофон, отправляется в прошлое, и пытается найти Колю.
Снят пятисерийный телевизионный фильм «Гостья из будущего». Авторы сценария: Кир Булычев, Павел Арсенов. Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, Гостелерадио СССР, 1984г.
По первой части «Гость из прошлого» выпущен диафильм под названием «100 лет тому вперёд. Коля в будущем» (1982).
В 1991 году на экраны вышел австралийский минисериал «Девочка из завтра» (The Girl from Tomorrow), сюжет которого очень близок к сюжету фильма «Гостья из будущего».
Входит в:
— цикл «Алиса Селезнёва»
— журнал «Путеводная звезда. Школьное чтение, № 7-8/2018», 2018 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 205
Активный словарный запас: крайне низкий (2172 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 50%, что гораздо выше среднего (37%)
Рецензии:
— «Новые приключения Алисы, девочки из будущего», 1979 г. // автор: Владимир Малов
Экранизации:
— «Гостья из будущего», СССР, 1984 // реж. Павел Арсенов
— «Сто лет тому вперёд», Россия, 2024 // реж. Александр Андрющенко
Похожие произведения:
- /период:
- 1970-е (1), 1980-е (11), 1990-е (10), 2000-е (12), 2010-е (19), 2020-е (11)
- /языки:
- русский (53), немецкий (1), греческий (1), чешский (1), украинский (1), польский (1), словацкий (1), болгарский (1), китайский (3), азербайджанский (1)
- /перевод:
- Э. Зыхович (1), Д. Канчева-Георгиева (1), Е. Литвиненко (1), А. Мёккель (1), К. Сину (1), В. Слободникова (1), Й. Тыч (1), В. Чжичун (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (64 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 6 августа 2025 г.
Не могу я все-таки отделить книгу от нашумевшего в свое время фильма, слишком большое влияние он оказал на меня в момент своего первого выхода на экран в 1985 году. Повесть я прочитал позже и поэтому вынужден был примерять ее на уже готовые визуальные образы и сложившиеся впечатления. Но что объединяет и первоисточник и экранизацию — так это картина будущего, того самого ставшего нарицательным прекрасного далека из берущей за живое песни. Я считаю, что данное творение Крылатова-Энтина в точности подхватило дух книги, того, что вложил в нее сам автор, а слова: «Я клянусь, что стану чище и добрее», оказали на меня в детстве очень сильное влияние, в качестве путевки в жизнь, вкупе с потрясающей музыкой и исполнением. Будущее Булычева само располагает к этому, пусть оно и откровенно детское, но от этого не менее завораживающее и притягательное, чем у серьезных взрослых авторов, таких как скажем Стругацкие и Ефремов.
Хотелось бы жить в будущем Булычева? Да, несомненно, только оно в первую очередь предназначено для детей, таких как Алиса, Коля и вся компания. Авторское прекрасное далеко манит к себе, завораживает, в нем зло в образе космических пиратов уже изживающий себя анахронизм и для меня этот волнующий мир есть детская версия знаменитого Мира Полдня Стругацких. Все слова песни точно выражают то, что в булычевском мире содержится и в самых затаенных уголках нашего сознания мы действительно ждем от него именно подобного. Но также как бичом бьют слова: «А сегодня, что для завтра сделал я» ? Не хочу особо распространяться на эту тему, слишком тяжело, горько и посмотренный фильм о судьбах повзрослевших героев «Гости из будущего» только усугубляет несоответствие между ожидаемым и реальным. Так что уж лучше погрузиться в литературный мир Булычева, там забывается о всем плохом, тем он и дорог для детей и взрослых.
Путешествие во времен в повести также легко, как и авторский стиль изложения. Здесь нет замысловатых временных парадоксов типа известного эффекта бабочки, а ведь Алиса с пиратами в прошлом наследили изрядно. Оно и понятно, ведь машина времени по Булычеву всего лишь автобус, только мчащийся от остановки к остановке не в пространстве, а во времени. Вот и Коля Наумов поэтому без особых проблем запрыгнул в эту временную маршрутку, воспользовавшись определенной бесшабашностью людей грядущего. И Коля сумел воочию увидеть Москву через сто лет. В первую очередь там бросается в глаза раскрепощенность и непосредственность людей. В этом отношении большинство советских фантастов похожи, ну и правда, зачем же закомплексовываться в таком открытом доброжелательном обществе. Видимо отсюда и вытекает некая беспечность наших потомков, ведь они не приучены быть постоянно настороже, вечно ожидая каких-то неприятностей. А поскольку их быт абсолютно налажен, то как и в Полуденном Мире, как и эру Великого Кольца, через сто лет человечество находит себя в труде, начиная от строительства домов и заканчивая межзвездными перелетами.
Булычев рисует грядущее население Земли вундеркиндами. Ученики средних классов занимаются научной деятельностью, их жизненный путь почти что определен, а Алиса та и вовсе побывала в самых разных уголках Вселенной. Автор вкладывал в руки Колиного шестого «Б» перспективу самим сделать такой мир будущего. Собственно к этому стремилась вся советская фантастика, не откладывая оптимистическое грядущее на долгий срок, а отводя для его достижения максимально короткие сроки. Книга так и дышит подобным оптимизмом, от нее веет тем, что мы видели в самых ярких детских снах. Повесть перечитал спустя несколько десятилетий, теперь для полноты ощущений наверное пересмотрю и старый фильм.
sosnitskiy, 16 января 2025 г.
Замечательная повесть, одна из лучших, классика Советской подростковой фантастики, хотя и устаревшая, там еще существуют пленки аудио и видео а у нас в начале 21 века уже практически все это исчезло, единственную ошибку автор совершил с Крысом, в Тайне третьей планеты Крыс использовал оболочки чтоб претворяться людьми и об этом упоминается в начале и этой повести а тут в друг Крыс научился без оболочек принимать вид любого человека, не эта ошибка поставил бы 10. P.S. Фильм и повесть слегка отличаются друг от друга, в фильме Весельчак У умел менять свое тело, и кабинка была у соседа по перемещениям во времена Алисы а не в заброшенном здании, ну и другие отличия небольшие были, но в принципе что повесть что фильм очень хорошие.
Podebrad, 19 февраля 2025 г.
Наверное, не самая лучшая книга Кира Булычёва, но самая известная. А в цикле про Алису она, наверное, стержневая. Есть там повести очень удачные («Заповедник сказок», «Козлик Иван Иванович», «Город без памяти»), есть среднеудачные, есть неудачные, как почти вся поздняя Алиса. А здесь та книга, без которой, наверное, цикл бы не состоялся или оказался полузабыт.
Главная черта большинства книг цикла про Алису – программная наивность. Здесь её тоже много, особенно в первой половине повести, в будущем. В такой мир XXI века можно было бы поверить где-то в начале шестидесятых, но в 1978 в него не верили уже и дети. Вообще, эта часть выглядит менее удачной. Не только из нынешнего дня, но и из далёких советских времён.
Во второй половине наивность тоже присутствует. Но здешние персонажи, и дети, и не совсем дети, вполне реальны, только чуть-чуть упрощены. Сцены в школе и после школы – иногда кажется, что снова попал в то время. Получилась великолепная приключенческая повесть для детей. Одна из лучших в нашей литературе. И даже где-то детектив. Очень редкий в советской литературе детский детектив. Он вышел даже лучше, чем поздние взрослые детективы самого Булычёва. И, главное, теперь становится ясно, что суть будущего – не машины времени, не нуль-транспортировка вместо автобусов, не однодневные экскурсии на Марс и не роботы на каждом углу. Этого, наверное, не будет и через 500 лет. Главное, всё-таки, правильное и гармоничное воспитание человеков.
А что касается наивности, дело именно в том, что она программная. Мир будущего здесь такой, каким мы его хотели бы увидеть. А мир настоящего – почти такой, каким он мог бы быть уже тогда. Но вот мы сами его поломали.
Baskk, 9 апреля 2024 г.
Когда вышла книга учился в ВУЗе, уже ходил на книжный толчок, но достать не смог. Брал на одну ночь у более удачливых друзей и был в восторге. В 1984 году уже главный экономист совхоза с осторожностью смотрел первую серию экранизации. Одобрил сразу и безоговорочно. Служебное положение позволяло уходить с работы посмотреть фильм и вернуться. Когда фильм повторяют смотрю с удовольствием, иногда когда хреновое настроение — перечитываю. Это и есть настоящая детская литература
sergej210477, 9 ноября 2024 г.
Шикарная классика советской фантастики.
Книга для подростков, но, в то же время, заставляет о многом задуматься и взрослого человека.
Конечно, как не сравнить с экранизацией, хотя, сравнивать книгу и фильм — нелепо. Наверное, на мой взгляд, повесть, всё-таки, ярче. Хотя, кое-какие, моменты, мне больше понравились в экранизации.
Да, это — фантастическая сказка. Сложно поверить, что уж не такое и «далеко» будет столь «прекрасным». Но, это — мечта! Как прекрасно вообразить, что в ближайшем будущем жизнь будет такой счастливой, все люди — честными, немного наивными, влюблёнными в свою работу...
А, вот, настоящее (ну, теперь, оно уже — прошлое) автор описал ещё увлекательнее. И, вот, то же, вроде бы, можно сказать, что конец семидесятых годов XX века не был таким солнечным и добрым, с предвкушением ещё более счастливого завтра, но... Нет, вот именно таким, почему-то, мне и запомнилось «моё» школьное пионерское детство.
Сложно сказать, заинтересует ли, нынешних подростков эта повесть, но, перечитав ее (в который раз!) не могу сказать, что книга устарела. А, уж какой восторг она вызывала в первый раз!
mputnik, 14 сентября 2024 г.
Тема: «Мир детства и отрочества самого пика брежневского застоя, в преддверие краха победившего социализма. Антуражная фантастика-сказка, сочетающая в себе наукообразие, романтику, страсть к приключениям, стремление самоутвердиться и веру в светлое будущее. «…Прекрасное далЁко, не будь ко мне жестоко, от чистого истока я начинаю путь…». Короткие авантюрные путешествия во времени, зайцем, на случайно подвернувшемся оборудовании, космические пираты, погони, поиски редчайшего артефакта и — прочая, прочая, прочая. Фантасмагория фантазии во всей своей красе, оконтуренная искренней верой в торжество Морального кодекса строителя коммунизма».
Идея: «Вселенной движет не алчность и жестокость, а искренность и любовь к ближнему. А ещё — любопытство, смелость, дух авантюризма и — конечно же — доброта. Мир, который — как вокруг оси — вращается вокруг жертвенности и любви — непередаваемо прекрасен». Банально, однако — правда. Чистой воды — Истина в последней инстанции. И тот факт, что в конце первой четверти 21-го века таковые идеи воспринимаются, мягко говоря, несколько натужно, вовсе не отменяет магию благости оных идей.
ФантДопущение: «В последней четверти 21-го века человечество достигнет небывалых высот технического прогресса, совершит рывок к звездам, победит болезни, научится управлять временем, реализует массу всяческих бытовых фокусов, существенно облегчающих жизнь каждому, отдельно взятому, человеку». В книжке локализация хроноаборигенов — это конец 20-го века, наблюдатели-исследователи — позиционируются в конце 21-го. Мы, уважаемый потенциальный читатель, в нашей сегодняшней реальности — почти в самом центре оного столетнего интервала. Довольно забавно сегодня наблюдать и — наивность предсказаний грядущего в момент 50-летней давности, и — невероятную привлекательность иной реальности — тоже 50-летней давности, казавшейся тогда и незыблемой и единственно верной и единственно возможной.
Субъективный фактор (нравится | не нравится): желание перечитать — есть, и оно — периодически — реализовывается, спонтанно. Вот, как нынче. Все книжные приключения Алисы Селезнёвой — на самом видном месте на книжной полке. Сказки на ночь детям, потом — внукам. Теперь, вот, готовлюсь продолжить оную шикарную традицию правнукам. И побудительный мотив, уважаемый потенциальный — вовсе не ностальгия по утраченным прелестям СССР. Отнюдь. Книжка, что перед тобой — это практически идеальная юношеская фантастика, сказка о Добре и Зле, сдобренная вполне себе киноШными драйвовыми вставочками. Что касаемо художественной ценности, то — вообще всё прозрачно. Фирменный стиль автора, основанный на мастерском владении Словом, образность и сочность повествования — всего этого просто невозможно не заметить.
Новизна — непререкаема. В год издания книги аналогов — просто не было. Вообще. А ежели присовокупить моральный антураж именно советского социума, то книжка — просто уникальна. Это все последующие копии — подражательства — как раз и повторяли первичную гениальнейшую литературную идею Булычева.
Убедительность. Ну.., не знаю. Для подобного чтива — даже как-то не хочется всерьёз сей параметр оценивать. Что касаемо обычной прозы — в смысле бытовой мотивации действующих лиц — обсуждать просто нечего: автор — вне конкуренции по определению, ибо — признанный классик российской словесности. Применительно же к фантазийной составляющей… прелесть самой сюжетной конструкции настолько естественна и органична, что на память приходят эмоциональные аллюзии от чего-то абсолютно жанрового в самом высоком смысле слова, типа «Остров сокровищ», «Кортик», «Голубятня на жёлтой поляне» и иже с ними. Насколько реалистичны оные великие творения? Никогда не задумывался об этом. Повода не было.
Человековедческая ценность. Специфическая. Ибо — литература возрастная, всё же. Взрослыми — потребляется с не меньшим азартом, это — да, но ориентирована — прежде всего — на подростков. А оному «племени младОму», просто по определению — не шибко нужны и важны пока ещё выверты ментальности про «доброе Зло» и «злое Добро». Успеют ещё. Дело наживное.
Адекватность и корректность, ритмичность и целостность — в высшей степени образцово. Вот именно так — в качестве образца, для подражания — и целесообразно воспринимать,
Грамотность — обсуждать смешно. Книжка прошла все круги ада редколлегий и прочих изысков советской литературы
Тимолеонт, 14 апреля 2024 г.
Да что тут можно добавить? Однозначно — золотая классика отечественной детской, да и не только детской литературы, и, пожалуй, лучшая и самая удачная история Булычёва. Образцовое приключение, где есть и путешествия во времени, и настоящая дружба, и борьба с опасными врагами. Действие не провисает и «спокойные» эпизоды идеально чередуются с действием, а воспитательные мотивы и идеи прекрасно подходят для детей и юношества, да и «взрослым» полезно ознакомиться или освежить воспоминания.
URRRiy, 23 января 2018 г.
Действительно выдающаяся вещь. Сюжет произведения большинство граждан бывшей страны Советов в основном воспринимают по прекрасному телефильму «Гостья из будущего», тем не менее в книге есть отличия, сохраняется интрига (для читателя) who is mister Kolya?, в отличие от телезрителя, логичней выглядит система перемещения во времени и обстоятельства несанкционированного доступа к этой системе со стороны одного московского школьника.
Также в книге много реалий тогдашнего времени, что придает повести особенный интерес, по моему мнению, именно в описании реальных, бытовых событий наибольший талант Кира Булычева.
Добавлю, что книгу «Сто лет тому вперёд» ИДМ я покупал для ребенка, сам в детстве не читал, решил проверить на наличие типографского брака — и увлекся:)
В общем и целом — рекомендую!
amak2508, 13 ноября 2017 г.
Конечно же, повесть писалась для детей. Но вот что интересно — насколько неожиданным было для Кира Булычева то, что её с удовольствием будут читать и взрослые люди? И это при том, что в некоторых отношениях книга настолько наивна, что больше напоминает полусказку, чем фантастику.
Однако, получилась, что эта поразительная наивность, переходящая порой, с точки зрения взрослого человека, то в буффонаду, то в какой-то веселый капустник, оказалась для такого вот взрослого человека как раз весьма притягательным чтением — начиная с лубочного детского будущего с автоматами для мороженного, выдающими не более трех порций мороженного зараз, КосмоЗоо и автобусами, никуда и никогда не уезжающими со своего места, и кончая такими же лубочными страшными и ужасными космическими пиратами, попавшими в наше время.
Но главное, что притягивает взрослого читателя к этой книге, даже не это — главное в том, что все мы, взрослые, когда-то были шестиклассниками и теперь с грустью вспоминаем то удивительное время, когда весь мир вокруг был полон загадок и приключений, а вокруг были товарищи и друзья, с которыми любая проблема казалась по плечу. И Кир Булычев подарил нам шанс еще раз побывать в том чудесном времени, когда мы были 10-12 летними подростками.
Свою толику удовольствия от чтения добавил и чудесный фильм «Гостья из будущего», позволивший не только читать книгу, но и сравнивать написанное с тем, что ты видел в кино, и, конечно же, выбирать, где, что и почему получилось лучше — увлекательнее и эффектнее.
Улдис, 5 сентября 2013 г.
Так случилось,что фильм, Я посмотрел немного раньше прочтения книги. Десятилетний мальчишка,который чувствовал,что его- словно вывернули наизнанку,тем миром будущего,финальной песней и задвинувшейся перед ним кирпичной стеной,четко давая понять,где будущее и где ты. Идея произведения воспринималась, как объективная реальность. Что где-то в подвале,а не в квартире у соседа, стоит машина времени- готовая унести тебя отсюда...
Какая к черту- книга,какой к черту- фильм,какое к черту обсуждение в школе,все превратилось в личную драму одного ребенка,в недетской ярости и отчаянном исступлении- излазавшего десятки подвалов своего города,только чтобы найти! Найти и исчезнуть навсегда!..
Сколько было слез и скандалов,испорченной грязной одежды,молчания со стиснутыми до боли зубами,упрямой решимости,
казалось вот-вот и промелькнет из окна подвала запомнившийся кинокадр,с пролетающей мимо здания тарелкой...
Ничего не нашлось,пришла усталость, разочарование и чувство обманутости. В Душе,занозой, затаилась злость.
Даже по прошествии 25 лет,не знаю,чего во мне больше к этой книге: любви или ненависти... но только качественное произведение способно так зацепить.
vezaliy, 18 мая 2013 г.
Книга «Сто лет тому вперед» и к/ф «Гостьтя из Будушего» — настоящий Гимн Детству и нерукотворный Памятник самым возвышенным чувствам Человека!
Да, книга и фильм весьма отличаются друг от друга, но обрз Алисы в моей памятии запечатлелся именно таким, каким его воплотила несравненная и обаятельная Наташа Гусева!
Да, я горд и счастлив, что мое детство пришлось на добрые 80-е. Именно такими мы и были, как показаны в этих шедеврах: так как мы дружили, любили, шли на помощь и исповедали, искренний мальчишеский патриотизм, я, увы, не встречал ни в «лихие» 90-е, ни в «продвинутые 2000-е. Я не ханжа и не хочу сказать, что то поколение детворы было лучшее в истории, но глядя на сегодняшнюю молодежь... которая любовь променяла на низкопробную эротику и товарищество на выгоду, склонен скзаать: что-то в нашем обществе поломалось... Выключилось что-то...
Поэтому данная книга — это слепок той эпохи, когда мы, не знавшие гламурных электронных девайсов, играли в Робин Гудов и полярников, мечтали стать космонавтами или капитанами дальнего плавания (причем совсем не из меркантильных соображений).
В кино и книге разница не только в сюжете, но и в харизме героев. В том числе и Весельчака У, который даже успел поработать в «Мосфильме», благодаря способности к перевоплощению (сцены, как он в облике Наполеона рассекал по Москве, забыть трудно).
Поэтому, кто желает познать настоящую юношескую приключенческую литературу, в которой нет места навязанному ботанику Гарри Потеру или, набивишему аскомину Эрагону, — приобщайтесь в клуб почитателей Алисы Селезневой, дочурки космо-зоолога и архитетектора!
drenay, 29 ноября 2012 г.
В 1985году в первый раз посмотрел фильм «Гостья из будущего».Кто из нас не был в то время влюблен в Алису Селезневу в роли которой снялась Наташа Гусева?У нас в классе училась девочка очень похожая на Гусеву.В нее был влюблен весь класс,а для меня это была первая любовь.Вот так для меня началось знакомство с фантастикой и продолжается до сих пор.Повесть «Сто лет тому вперед«была прочитана уже намного позже и она намного отличается от фильма.Совет всем: кто не читал книгу-восполните этот пробел.Мимо таких вещей нельзя проходить мимо.
Рекомендация: высокая!
armitura, 20 ноября 2008 г.
Одна из самых святых детских сниг. Одна из книг, с которых началось мое увлечение фантастикой. И, наконец, одна из немногих книг, которую я с удовольствием прочитал уже после того, как посмотрел экранизацию (обычно сложно это — лучше сначала все-таки ознакомиться с первоисточником). Захватывающая история, в которой есть все, что может понравиться ребенку — простые и понятные герои, приключения, пираты, перемещения во времени, изящный юмор и вспобеждающая дружба.
Кир Булычев этой книгой создал настоящий шедевр детской фантастики, книгу, без которой меня бы, возможно, на этом сайте и не было никогда. Ведь когда-то именно приключения Алисы Селезневой принес мне папа, после чего, собственно, все и началось:)
mitra, 11 мая 2007 г.
К своему великому сожалению прочитал только сейчас, а 30 лет, согласитесь, не самый оптимальный возраст для чтения книг об Алисе.
Первые же трудности, возникшие при чтении — постоянное сравнение с фильмом. Этого просто нельзя избежать, настолько великолепен был фильм. Но сразу же понимаешь, что фильм и книга это разные вещи, причем ни первый, ни вторая от этого совершенно не проигрывают.
Но, собственно говоря, вернемся к книге. Весь сюжет состоит из двух частей — приключений Коли в будущем и приключений Алисы в прошлом. И вот здесь, на мой взгляд, и кроется гениальная находка Булычева, заставляющая взрослых и сейчас, прочитав Алису, ставить высокие оенки и писать восторженные отзывы.
Первая часть несомненно будет наиболее интересна детям. Ведь согласитесь, нас, читающих Хайнлайна и Дика, Шекли и Желязны, нельзя удивить бубликами, растущими на дереве и динозавром в зоопарке. Зато какой ребенок не мечтал бы отправиться в будущее на машине времени? Но и взрослым интересно читать, так как это не рассказ взрослого о приключениях маленького мальчика в мире будущего. Нет, это мир будущего глазами маленького мальчика. Здесь только то, что могло бы заинтересовать ребенка, окажись он действительно там.
Теперь перейдем ко второй части. Она, как говорили в одном рекламном ролике, мне «наиболее симпатична». Здесь действие происходит в обычной школе. Эта часть наиболее интересна взрослым, по крайней мере у меня так. Ведь для детей школа — это настоящее, то, что они видят каждый день. Что в школе может быть такого интересного, фантастического? Оказывается может! В обычную школу может случайно попасть девочка из будущего, и тут такое начнется. Ведь все знают, что в будущем все дети эти, как их... акселераты! Особенно порадовала отличница 6-го «Б»:
-А может она поправится? И будет учиться хуже... как все?
Просто великолепный образец детской логики.
Другое дело — взрослые. Они все это уже пережили, их детство осталось в прошлом. Сейчас у них семья, работа и много других забот, а той детской непосредственности и беззаботности, когда самой страшной бедой была полученная двойка, уже никогда не вернуть. Именно поэтому взрослые с таким упоением читают книги Булычева, они пытаются хоть на время, но вернуть свое ушедшее детство.
Такие вот мысли возникли у меня после прочтения этой книги. В заключение лишь добавлю, что и книга и фильм великолепны, и все люди, незнакомые с ними очень много теряют.
lammik, 18 декабря 2017 г.
Сюжет и героев повести «Сто лет тому вперёд» знают все. Если и не из книги, то из многосерийного фильма Павла Арсенова «Гостья из будущего». Мальчик Коля из конца 70-х удачно сходил за кефиром, получив доступ к машине времени и, не долго думая, отправился в XXI век. Оказавшись в родном городе, только на 100 лет позже, Коля не растерялся и занялся осмотром местных достопримечательностей — посетил Московскую станцию юных биологов, Космопорт и Космозо. В Космозо Коля встретил Алису Селезнёву и спас уникальный прибор миелофон из цепких рук космических пиратов, знакомых нам по «Путешествию Алисы» Крыса и Весельчака У. Затем Коля вернулся в своё время, а за ним увязались Алиса и пираты. В результате серии удачных совпадений Алиса становится одноклассницей Коли, показывая невероятные по меркам XX столетия способности. После вмешательства временщика Николая Николаевича всё благополучно разрешается — миелофон у Алисы, пираты упакованы, школьники 6-го б всю жизнь будут помнить девочку из будущего.
Невольно начинаешь сравнивать с фильмом и понимаешь, что и книга и фильм одинаково хороши. Особенно принимая во внимание бюджетные и технические ограничения кинотворцов. Тем более, что принципиальных отличий между сценарием и книгой не так уж и много. В книге нет робота Вертера, соответственно в будущем нет и состязаний роботов-гитаристов, прости Господи. Коля не Герасимов! Благодаря этому в книгу добавлен детективный элемент, вместе с Алисой и Юлей мы до конца так и не знаем, какой же Коля сгонял в будущее, в первой части книги фамилия Коли ни разу не упомянута. Из фильма вырезаны станция биологов, профессор Рррр и капитан Полосков, что понятно, ведь с ними мы познакомились в предыдущих частях цикла. Читая, постоянно вспоминаешь целые сцены из фильма, даже те, что несколько отличаются в киношном и книжном вариантах. Понравилось, что пиратам пришлось устроиться на работу. При этом Крыс, с его-то способностью, прекрасно мог бы жить и без миелофона. Весельчаку, конечно, посложнее.
Замечательная книга, которую наряду с «Путешествием Алисы» можно смело рекомендовать всем — детям, подросткам, взрослым и тем, кто вообще не любит фантастику и даже тем, кто вообще не любит читать.