Дмитрий Хаустов «Буковски. Меньше, чем ничто»
В этой книге, идейном продолжении «Битников», литератор и историк философии Дмитрий Хаустов предлагает читателю поближе познакомиться с культовым американским писателем и поэтом Чарльзом Буковски. Что скрывается за мифом «Буковски» — маргинала для маргиналов, скандального и сентиментального, брутального и трогательного, вечно пьяного мастера слова? В поисках неуловимой идентичности Буковски автор обращается к его насыщенной биографии, к истории американской литературы, концептам современной философии, культурно-историческому контексту, и, главное, — к блестящим текстам великого хулигана XX века.
страница всех изданий (1 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
fail of reality, 2 сентября 2025 г.
Это очень умная (местами даже за-умная) книга про писателя, которому я симпатизирую с юности. Первая часть монографии, где описывается жизнь старого козла, читается взахлёб и с большим удовольствием. Даже если и так всё знаешь. Вторая часть, где автор разбирает мифы о Буковски (Буковски же и сочинённые), местами идёт туговато. Там много ссылок и опор на всяких вумных философов, которых я не читал и вряд ли буду.
Эту книгу можно было бы сделать попроще, для крестьян кривозубых, а не для высоколобых филологов. Но тут уж как есть, деваться некуда. И на том благодарим-с.
В целом получилось классно, прочитал два раза за пару лет. Здесь отлично рассказано про жизнь и творчество Ч.Б. Если вчитываться, то найдёте также кучу общих, интересных мыслей. Спасибо автору, что занялся столь объёмной работой и довёл её до конца.
Хотя я всё же считаю, что текст нужно было писать проще (убрать лишнюю академичность), в более приземлённом стиле. Ну это как Дилана Томаса обсасывать на две сотни страниц кандидатской (что тоже неплохо, но как-то фальшиво, мне кажется). В такого рода произведениях есть тонна полезной инфы и фактов, но по духу от них пованивает мещанством и университетом.
Я имею ввиду, что если там и есть понимание, то почти целиком оно теоретическое, кабинетное. Будь то Дилан Томас, будь то Чарльз Буковски. Хотя я и сам — мещанин, и понимаю Ч.Б. на простом уровне, сидя при деньгах в своей квартире, в тепле и сытости. И потому смешно читать начало главы «Подшофе», где Хаустов, вероятно, бухнул и его понесло за жизнь и за Бука, попутно вываливая всяких аристотелей, делёзов и хайдеггеров. Умник напился — умник умничает, и это такое себе.
И меня смешно читать и слушать, так как о Буковски я рассуждаю с безопасного (во всех смыслах) расстояния: он давно умер, а его судьба мне вряд ли грозит. А смелости на неё мне не хватит, ибо зачем обнулять? У Бука была своя колея, у меня — своя, колея эта — только моя, выбирайтесь своей колеёй…
Но что-то вот тянет нас (одних из душного университета, других из бытовки разнорабочих) трепаться про Буковски. Возможно, так на нас действует харизма этого «образцово плохого» писателя, действительно ставшего «меньшим, чем Ничто»? И потому — Великого? Чёрт его знает. Быть может, я вообще заблуждаюсь, потому как с годами мой пиетет к Ч.Б. проходит, и сейчас я просто его уважаю, что ли, но не восхищаюсь им, как раньше.
Пойду открою «Калифорнийский квартет» или включу какой-нибудь «Фактотум» с «Пьянью». Чего и вам желаю: разбираться в том, что нравится или не нравится, и почему оно так происходит.
vfvfhm, 7 сентября 2019 г.
Если ты в каких-то вопросах и сам неплохо разбираешься, это не значит, что чужая экспертная оценка тебе не понадобится или не сможет тебя заинтересовать.
Давно я не читал такой блестящей филологической и философской штудии. Не только глубоко и обширно, но и очень взвешенно, объективно, с настоящим научным анализом, а не просто хорошо аргументированным мнением.
Первая половина книги посвящена биографии Буковски. И даже если вы тру-фан вроде меня и имеете о ней хорошее представление, все равно откроете для себя много новых значимых деталей и хорошую структуру повествования о жизни любимого автора. При этом биография дана здесь не ради себя самой, эдакий сборник анекдотов, а потому что позволяет исследователю и читателю глубже погрузиться в самую суть творческого метода и художественного мира Буковски.
Вторая часть — анализ творчества — это просто пир для любителя литературы о литературе. Все аспекты творчества — метод, стиль, система образов, философская подоплека и даже его маркетинговое продвижение исследовано с разнообразнейших точек. Психоанализ, мифология как наука о мифе, экзистенциализм, медицина, кино, история — все идет в дело для исследования различных граней творчества Буковски. ПРи этом написано блестяще, читается как детектив, только много умнее любого детектива. С хорошим чувством юмора. Например, поразил отрывок из последней части книги, где Дм. Хаустов описывает неразумие принятия алкоголя с точки зрения быстро пьянеющего человека. Глубокое философствование за пол-литрой, я чуть живот не надорвал от смеха, хотя там есть о чем крепко поразмышлять на трезвую голову.
Эту работу, как говорится, могу горячо порекомендовать всем интересантам истории литературы и культуры второй половины 20 века, а всем почитателям творчества Буковски в первую голову.
Я сразу по прочтении заказал другую книгу Хаустова — про битников. Наверняка столь же интересной и поучительной окажется.